Гуманитарные дисциплины


Гуманитарные дисциплины
УДК 811.112.2

Шифман Д.В., старший преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Статья посвящена относительно новому лингвистическому явлению в немецком языке – «кицдойч» (Kiezdeutsch). Рассматриваются точки зрения различных исследователей по данному феномену. «Кицдойч» возник как язык мигрантов в мультиэтнических районах больших городов, в частности в районах Кройцберг и Нойкельн г. Берлина. Реакция немецкого общества на появление «кицдойч» довольно разнообразна. Некоторые исследователи видят в нем угрозу и деградацию стандартного немецкого языка, другие считают, что это попытка молодых людей выделится и дистанцироваться в языковом аспекте от старшего поколения. Существует ряд авторов, которые убеждены, что «кицдойч» является диалектом. По их мнению, в основе этого языкового новообразования лежит грамматика немецкого языка, а также заимствования с родного языка мигрантов, как правило, турецкого и арабского. «Кицдойч» является примером успешной языковой интеграции, поскольку он включает всех молодых людей в мультиэтнических жилых районах, независимо от их происхождения. На основании анализа мнения авторов предпринята попытка определить место «кицдойч» в структуре немецкого языка.

Ключевые слова: молодежный сленг, литературный вариант немецкого языка, диалект, язык мигрантов, Kiezdeutsch.

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 37.036:792
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2021

Людмилина Т.Н., директор Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», доцент

Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы и методология продвижения федеральной программы «Пушкинская карта» в Новосибирске, муниципальных районах и городских округах Новосибирской области. Описываются этапы многоуровневой системной работы, приводятся конкретные цифры, делаются аналитические выводы о перспективах работы на стационаре и в системе выездов с культурными продуктами. Дается система зонирования территории Новосибирской области по доступности использования «Пушкинской карты». Формулируется алгоритм создания коллаборации на базе имеющихся ресурсов региона для предоставления относительно равных возможностей пользователям «Пушкинской карты». Кроме того, затрагиваются проблемы и трудности, выявленные в ходе реализации проекта: от подтверждения учетной записи потенциальных держателей карт на портале «Госуслуги» до стимулирования процессов оформления «Пушкинской карты» и приобретения билетов на культурные события путем донесения до целевой аудитории соответствующих алгоритмов. Краткое исследование основывается на индивидуальном опыте Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» (с сентября 2021 года по январь 2023 года).

Ключевые слова: «Пушкинская карта», федеральная программа, театр «Глобус», культурный продукт, муниципальные районы и городские округа Новосибирской области, технологическая карта района, коллаборация.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 76.02:378

Гребенников С.А., доцент

Иванов А.О., доцент

Ушков В.И., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В статье представлен опыт разработки актуальных программ обучения изобразительным навыкам, прежде всего, рисунку будущих архитекторов и дизайнеров в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова. Приводится история вопроса, анализируются изменения в содержании программ и методов контроля формирования компетенций.

     Ключевые слова: архитектурное и дизайнерское образование; образовательные стандарты; преподавание рисунка.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 339.564(470+571)

Заикин Н.Н., кандидат экономических наук, доцент

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В статье представлен экономический анализ понятий культурные и креативные индустрии, предложена классификация продукции культурных и креативных индустрий согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), проведен анализ динамики и структуры экспорта культурных и креативных индустрий России за 2012-2021 гг. Исследование показало, что креативные и культурные индустрии обладают рядом специфических свойств, например, лучшей устойчивостью к спадам и кризисам в экономике и более быстрому восстановлению по сравнению с крупнейшими по объему видами российского экспорта.

Ключевые слова: культурные индустрии, креативные индустрии, российский экспорт




Гуманитарные дисциплины
796.0+615.8

Духанин Д.С., старший преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Глухов А.В., старший преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Гунбина Т.В., старший преподаватель
Сибирский государственный университет водного транспорта

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, которые связаны с развитием одного из пяти основных физических качеств – гибкости. Научно доказано, что при высоком уровне гибкости мышцы работают рационально и облегчают выполнение движений тела. Исследовательская работа проводилась на занятиях по физической культуре со студентами 2 курса, до начала дистанционного обучения и по его завершению, на базе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств. Изучены и проанализированы данные, которые были получены при проведении основных тестов, направленных на определение уровня физической подготовленности обучающихся. Проведен анализ литературных источников по теме исследования, а методической базой научной работы послужили основы теории и методики физической культуры и спорта в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: физическая культура, гибкость, физическое качество, физическая подготовка.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 81’255.4

Дьячков А.В. кандидат психологических наук, доцент

Дьячкова Н.В. старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. Целью написания статьи был анализ возможности влияния индивидуальных специфических особенностей переводчиков при выполнении перевода с одного языка на другой. Были определены компетенции, необходимые при выполнении перевода. Приведены примеры наиболее типичных ошибок, которые могут быть допущены профессиональными переводчиками. Рассмотрен процесс переводческой деятельности, где указывается необходимость наличия не только профессиональных лингвистических знаний и навыков, но и таких экстралингвистических факторов, как: социально-когнитивная сфера (культура, система ценностей, мировоззрение), индивидуальный стиль переводчика, воображение, эмоциональное восприятие лексического материала. Затронут культурологический аспект переводческой деятельности, где объясняется необходимость учитывания разности культур при переводе. В заключении статьи представлены выводы о необходимости учитывания как лингвистических, так и экстралингвистических факторов при выполнении переводов с одного языка на другой, а также о приоритетности использования экстралингвистических факторов в случае, если культуры представленных языковых материалов отстоят друг от друга достаточно далеко, например: Европейская и Африканская культуры.

Ключевые слова: лингвистические способности; экстралингвистические способности; переводческая деятельность; текст; переводчик; перевод.




Гуманитарные дисциплины
УДК 371.715

 

Шибкова В.П., кандидат педагогических наук, доцент

Тамбовский государственный технический университет

 

Карташова Г.В., студентка 4-го курса

Тамбовский государственный технический университет

 

Аннотация: В статье рассмотрено соотношение физических тренировок и умственных нагрузок, их влияние на общее состояние человека и возможности комплексного развития.

 

Ключевые слова: образование, физические нагрузки, стресс, утомляемость, потенциал организма.

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 378.147.3

Гребенкина А.А., кандидат педагогических наук, доцент
Сергеев С.К., кандидат философских наук, доцент
Захарова О.В., кандидат архитектуры, доцент
Маркевич И.В., студентка
Черновская Л.И., студентка
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования по выявлению эффективных форм организации самостоятельной работы студентов НГУАДИ. В ходе исследования ставились задачи: выяснить, как  студенты творческих профессий определяют свой тип восприятия информации в ходе учебного процесса; выявить, по каким предметам у студентов возникают сложности в подготовке; определить, какие формы самостоятельной работы являются, по мнению студентов,  наиболее эффективными и предпочтительными в изучении дисциплин кафедры ГиСЭД. Полученные данные представляют интерес для оптимизации учебного процесса при корректировке образовательных программ, выборе форм организации самостоятельной работы.

 

Ключевые слова: эффективные формы обучения, самостоятельная работа студентов, социально-гуманитарные дисциплины, студенты НГУАДИ, эмпирическое социологическое исследование.

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 159.947

 

Козлова М.В., студентка 4-го курса

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

 

Алонцева А.И., кандидат психологических наук

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

 

Аннотация: Статья посвящена исследованию эмоционального выгорания педагогов. Представлена и проанализирована взаимосвязь между индивидуальным стилем педагогической деятельности и выгоранием педагогов.

 

Ключевые слова: выгорание, индивидуальный стиль деятельности, педагогическая деятельность.

 

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 81.1+159.937.51

Шифман Д.В., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматриваются теории В.В. Кандинского и А.П. Журавлева о взаимосвязи зрительных (цветовых) и звуковых образов. Приведен цветозвуковой анализ стихотворения А.А. Блока «Гамаюн, птица вещая», выполненный А.П. Журавлевым по результатам эмпирических исследований определения цветозвуковых соответствий.

 

Ключевые слова: цветозвуковое соответствие, зрительный образ, звуковой образ, синестезия, хромостезия.

 

 




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 378

Рязанцева И.В., кандидат экономических наук, доцент

Соболева Е.Л., кандидат технических наук, доцент

Матвеева И.В., кандидат философских наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В современных условиях процессы глобализации неизбежно вовлекают все вузы в мировую образовательную среду. Это способствует укреплению международного сотрудничества в образовании. В настоящее время интернационализация вуза рассматривается как одна из важнейших характеристик конкурентоспособности современного университета. В процессе интернационализации высшего образования повышается значимость подготовки конкурентоспособных специалистов способных оказывать влияние на развитие всех экономических процессов. Для того, чтобы успешно развиваться и продвигаться в международном образовательном пространстве творческому вузу необходимо четко осознавать свои перспективы и возможности в рамках процессов интернационализации и объективно оценивать свои сильные и слабые стороны. В статье приведен анализ опыта международного сотрудничества российских вузов, в том числе творческих. Выявлены основные проблемы и перспективы международного взаимодействия. Предложен ряд мероприятий для успешного международного сотрудничества творческого вуза.

     Ключевые слова: глобализация, интернационализация, высшее образование, экспорт образования, международное сотрудничество, творческий вуз.




Гуманитарные дисциплины
УДК 371.72

Хайбуллина Д.Р. кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Знания и умения в сфере физической культуры имплицитно необходимы каждому на протяжении всей жизни. Физическая культура как система знаний прежде всего связана с культурой самосохранения и качеством жизни конкретной личности. Процесс интериоризации ценностного потенциала физической культуры определяет ее переход из категории социального феномена в категорию личностную, но не совпадает по времени с периодом наибольшей актуальности в процессе онтогенеза. В статье приведены результаты некоторых исследований, отражающих процесс познания ценностей физической культуры и целенаправленного ее использования.

 

Ключевые слова: физическая культура личности, образ жизни, студенты.

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 711.035(47+57)

Журин А.Н., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматривается принцип рационализма как творческий метод в области русского градостроительства эпохи классицизма. Моностилистика классицизма в архитектурном мышлении опирается на принцип рационализма и характеризуется как обладающая в своем идеале вневременным, всеобщим и абсолютным характером. Рассматриваются рационалистические планировочные решения в области организации городского пространства, его наполнения в первой трети XIX в.

 

Ключевые слова: классицистический рационализм, моностилистика, русское градостроительство, регулярное градостроительство.

 




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК [304.44+304.2](574)

Медеуова К., доктор философских наук, профессор
Сандыбаева У., кандидат философских наук, доцент
Бакытова Л., докторант Phd
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан

Аннотация. В статье рассматривается как космос и космическая тема представлены в социальном и культурном ландшафте Казахстана. Несмотря на то, что Казахстан имеет на своей территории крупнейший космодром Байконур, имеет советское монументальное и изобразительное наследие на космическую тему, тем не менее, мало достоверной информации о том, что происходило за бетонными заборами городов Байконур, Приозерск, Сары-Шаган, охваченных космической инфраструктурой. Космос в такой ситуации больше выглядит как определенная медиа картинка с улыбающимися, вечно позитивными образами космонавтов. Для обзорной статьи используется теоретический концепт Пьера Нора о том, что места памяти — это своеобразные маркеры текущей востребованности или же невостребованности прошлого.

     Статья подготовлена по проекту АР08856485 «Космос» в культурном ландшафте Казахстана: социальное и культурное измерение» в рамках программы грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Ключевые слова: космос, места памяти, монументы, культурный ландшафт, Байконур, космонавты.




Гуманитарные дисциплины
330.35

Баликоев В.З., доктор экономических наук, профессор
Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ)

Аннотация. В богатейшей литературе по волновому экономическому развитию есть совершенно не проработанные места. Классики этой теории, И. Шумпетер и Н. Кондратьев, не придали им в свое время значения, а их последователи пытаются за них додумать то, что, по существу, они и не хотели особенно трогать - характер поведения понижательной волны и постоянное стремление экономистов и тогда, и сегодня путать инновационные циклы и длинные волны с обычными деловыми циклами. Достаточно сказать, что в экономической литературе насчитывается до двух тысяч различных графических изображений указанных циклов. Автор пытается в данной работе внести определенный порядок в хаос мнений и взглядов современных экономистов на волновое экономическое развитие.

Ключевые слова: инновационные циклы, длинные волны, деловые циклы, экономические и капитальные блага, структурные изменения, научно – технический прогресс.




Гуманитарные дисциплины
УДК 165.6/.8

С.К. Сергеев

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г. Новосибирск, Россия

 

Аннотация. Констатируется ограниченность широко распространенных представлений о культуре и творчестве, являющихся результатом неоклассической методологической программы. Современный подход к изучению культуры и творчества связывается с новой методологической программой, опирающейся на понятия и принципы синергетики, важнейшими из которых являются нелинейность, самоорганизация, неопределенность, переходные состояния развития. Синергетическая методология позволит осуществить исследования в направлении создания целостной теории, объединяющей понятия культуры и творчества и придающей им системный характер.

Ключевые слова: культура, творчество, переходные состояния развития, синергетика, нелинейность.




Гуманитарные дисциплины
УДК 81’1
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2019

Дьячков А.В. кандидат психологических наук, доцент

Дьячкова Н.В. старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Целью данной статьи является анализ проблемы лингвистического и экстралингвистического контекста в процессе выполнения переводческой деятельности. Дано описание таких лингвистических понятий, как принципы перевода, теория непереводимости; даются определения таким терминам, как лингвистический контекст и экстралингвистический контекст. Показано, что переводческая деятельность повлияла не только на языковую сферу жизнедеятельности человека, но и оказала воздействие на развитие всех областей науки и культуры разных народов. Подчеркивается особая важность экстралингвистического контекста в ходе выполнении перевода с одного языка на другой. На базе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова, авторами было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого было показано, что в случае неправильного понимания экстралингвистической информации, переводчик может допустить такую смысловую ошибку, как неверная интерпретация психологического портрета главного героя, что в дальнейшем может отразиться на качестве перевода текстового материала

Ключевые слова: лингвистический контекст, экстралингвистический контекст, перевод, переводчик, языковой материал.




Гуманитарные дисциплины
372.881.111.1

Дьячков А.В., кандидат психологических наук, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Дьячкова Н.В., старший преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы, применяемые в обучении иностранным языкам: традиционный (грамматико-переводной), коммуникативный и лингвосоциокультурный. Показываются достоинства и недостатки каждого из них. Анализируются и разделяются такие понятия, как межъязыковая коммуникация и межкультурная коммуникация. Подчеркивается, что навыки межкультурной коммуникации, корректно дополняют межъязыковое общение между представителями разных языковых групп. Рассматривается понятие культурного шока. Обосновывается необходимость применения лингвосоциокультурного метода обучения иностранным языкам в современных условиях поликультурности, а также связь данного метода с последними тенденциями глобализации в мировой экономике, технике и производстве.

Ключевые слова: лингвосоциокультурный метод, методика, культура, межкультурная коммуникация, язык, иностранный язык.




Гуманитарные дисциплины
УДК 159.9

 

Хайбуллина Д.Р., кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: Данная статья освещает проблемы интерпретации понятий «готовность» и «мотивация», а также содержит анализ мотивационно-потребностной структуры физкультурной деятельности.

 

Ключевые слова: готовность, структура готовности к деятельности, мотивационно-потребностная структура деятельности.

 




Гуманитарные дисциплины
172+316+930

Олейников И.В., кандидат исторических наук, доцент
Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена характеристики особенностей проявления общественных норм и ориентиров на примере самоидентификации современной молодёжи.
Показывается роль и значение данных факторов для формирования современного человека. Выявляется значение исследуемых социально-политических феноменов. Даётся характеристика политического и культурного наследия, а также его восприятие современной молодёжью. Проводится исследование на основе социологического, педагогического, общекультурного материала. Делаются предположения о направлении развития данных феноменов.
В итоге выявлено, что общественные нормы в современной России, в каких-то формах, конечно, представлены (религиозные, ситуативные, корпоративные), но слабо основанные на государственных интересах, при этом они точно не являются поведенческими ориентирами для современной молодёжи, а в связи с этим, вполне возможно, что и в обозримом будущем.

Ключевые слова: самоидентификация, молодежь, гражданская позиция, статус, норма, семья, общество, государство.




Гуманитарные дисциплины
УДК 025.5

Цукерблат Д.М., кандидат педагогических наук
Новикова Н.В., зав. отделом поддержки технологий и инноваций
Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН

 

Аннотация. Основным фактором появления новой экономики послужило изменение роли информации в мире. Современные средства коммуникации стимулируют процесс научной интеграции, расширяют возможности общения и взаимодействия в интернет-пространстве, создается новая инфраструктура обмена знаниями. В настоящее время рассматриваются этапы развития региональной системы виртуального информирования специалистов, базирующейся на опыте созданных в предыдущий период внестационарных форм деятельности библиотек. Внедрение новых информационных технологий в последние годы позволяет расширить возможности обслуживания создателей объектов технического творчества. От состояния их интеллектуальной деятельности зависит конкурентоспособность экономики региона и ее вклад в масштабах страны. В настоящее время через механизмы развития информационного общества и инфокоммуникационной инфраструктуры начато создание единой системы обслуживания специалистов в сфере технического творчества. Раскрыта роль Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в реализации на территории России сети центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ). Приведены примеры оказания целого ряда патентно-информационных услуг, выполняемых региональным ЦПТИ в Новосибирской области. В современных условиях экономических преобразований в стране требуется создание благоприятных условий широкому кругу творчески активных специалистов в создании инновационной продукции и ее реализации на рынках сбыта. Необходима реализация пилотного проекта по созданию региональной системы виртуального патентного информирования, которая позволит перейти к поэтапному созданию и эксплуатации национальной системы России.

 

Ключевые слова: техническое творчество, интеллектуальная собственность, комплекс информационно-библиотечного обслуживания, центры поддержки технологий и инноваций, библиотеки, телекоммуникационная инфраструктура, виртуальное патентно-информационное обслуживание.

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 159.922

Дьячкова Н.В., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема взаимосвязи индивидуальных особенностей языковых способностей и специфики языковой личности. Анализируются подходы в отечественной науке к выявлению специфики языковых способностей и языковой личности.

 

Ключевые слова: языковые способности, языковая личность, интеллект, вербальный интеллект, невербальный интеллект.

 

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 316.42

Романников О.Д., кандидат исторических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматривается соответствие произошедших на рубеже XXXXI вв. в российском обществе социально-политических перемен ожиданиям народа.

 

Ключевые слова: гражданское общество, вертикаль власти, управление социально-политическими процессами, преобразования в социальной сфере.

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 796:378

Рязанова Е.А., старший преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств
Гиренко Л.А., кандидат биологических наук, доцент
Новосибирский государственный педагогический университет

 

Аннотация. В статье изучены некоторые функциональные показатели здоровья и физической подготовленности студентов 1–3-го курсов, которые необходимо учитывать при составлении учебной программы по физическому воспитанию. Выявлено неудовлетворительное функционирование сердечно-сосудистой системы при незначительных дозированных физических нагрузках, характерное для сниженной адаптации организма к нагрузкам аэробного характера. Обращает на себя внимание недостаточное развитие мускулатуры туловища у девушек, что является важным для формирования и поддержания правильной осанки и хорошего здоровья. Юноши характеризуются лучшими показателями физической подготовленности. Полученные результаты учитывались на занятиях по адаптивной физической культуре для студентов.

 

Ключевые слова: студенты, функциональные показатели здоровья, сердечно-сосудистая система, мышечная система, физическая подготовленность, физическая культура.

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 81

Дьячков А.В., заведующий кафедрой иностранных языков

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье анализируются различные подходы к пониманию перевода с одного языка на другой, рассматриваются виды перевода, доказывается необходимость наличия экстралингвистических факторов для выполнения качественного перевода, описывается процесс перевода.

 

Ключевые слова: перевод, переводческая деятельность, лингвистические и экстралингвистические факторы, доминанта перевода.

 

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 008

Н.В. Багрова

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г. Новосибирск, Россия

 

Аннотация.Статья посвящена анализу проблем развития критического мышления в творческой подготовке. На примере архитектурного образования рассматриваются противоречия концепций академического и проблемноориентированного образования. В центр современного подхода, связанного с «практической логикой», ставятся рефлексия и самоопределение в деятельности, обеспечивающие персонифицированное и мотивированное сотворчество педагога и обучающегося в ходе моделирования результатов образования и образовательного процесса.

Ключевые слова: подготовка специалистов творческих профессий, критическое мышление.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 378:74

Корсакова Е.А., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В данной статье определено содержание понятия «культура» как феномена в образовании общества. Определена стратегическая цель ДО — социальная адаптивность и автономное сознание личности, что обеспечивает готовность человека к глобальным переменам постиндустриализма. В условиях становления культуры нового типа система дополнительного образования (ДО) России становится основным социальным пространством, обладающим особым потенциалом для развития личности, основной личностно-образующей культурной средой. Автор рассматривает кризисные аспекты современного образования - исчерпанность культурной адекватности образовательной парадигмы, созданной для индустриальной культуры. Автор отмечает несоответствия существующей модели образования современной культурной эпохе, обращает внимание на повышение роли дополнительного образования в осуществлении логики признаков постиндустриальной культуры в образовательных моделях на современном этапе, предлагает к рассмотрению культуросообразную креативную модель дополнительного образования. Выделенные теоретические подходы в обучении позволили автору статьи разработать методику работы креативной модели ДО: образовательный процесс осуществляется через реализацию так называемых «программ-комплексов», которые в свою очередь представлены различными студиями.

Ключевые слова: культура, образование, дизайн, дополнительное образование, искусство, гуманитарные науки

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 81-26/27

Шифман Д.В., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В данной статье рассматривается явление переключения языковых кодов, его основные характеристики, а также использование метода переключения кодов на занятиях по изучению иностранного языка. Явление переключения кодов определяется учеными по-разному и имеет социолингвистические, психолингвистические и собственно лингвистические признаки.Научный интерес к проблеме переключения кодов впервые появился в 70-х годах ХХ века. До этого времени большинство авторов полностью игнорировали ПК как предмет исследования,так как считали, что данное явление связано с недостатком языковой культуры и не представляет научного интереса. Роль объекта исследования первоначально выполняли двух и более язычные сообщества, однако, в дальнейшем многие лингвисты обратили внимание на одноязычные коллективыдля более точного исследования ПК. Был сделан вывод, что, хотя ПК обычно связано с двуязычием, оно может также происходить у говорящих на одном языке, людей, владеющих различными языками и диалектами. ПК существует в одноязычных сообществах, члены которых владеют несколькими языками, например, в среде преподавания иностранного языка. На занятиях по изучению иностранного языка целевой язык одновременно выступает как цель и как средство. Наличие на занятии родного языка учащихся и преподавателя существенно влияет на вербальное поведение тех и других. ПК выполняет на занятии педагогические и управленческие функции и служит поддержанию социальных взаимодействий между учителем и учеником, а также используется, чтобы показать сплоченность или отзывчивость, помочь пониманию, перевести слова или фразы и для объяснения грамматических явлений. Кроме того, переключение на родной язык служит упрощению и ускорению учебного процесса. По мнению многих исследователей, ПК является не только полезным, но и неизбежным. Оно используется в качестве стратегии для лучшего понимания целевого языка, и создает благоприятный климат в классе.

Ключевые слова: переключение кодов, двуязычие, родной язык, целевой язык, языковая лакуна, обучение иностранному языку.




Гуманитарные дисциплины
УДК 174

Гребенкина А.А., кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Гребенкин Е.В., кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный педагогический университет

 

Аннотация. В статье анализируется смысловой аспект понятия «профессиональная этика». Представлены проблемы и вопросы профессиональной подготовки обучающихся в НГУАДИ в рамках курса конфликтологии. Акцентировано внимание на этике двух типов отношений: отношение к людям и отношение к деятельности. Отношение к профессиональной деятельности рассматривается в рамках этического контекста противоречия между благом индивида и благом социума, воплощенных в системе мегаполиса и его обитателей. Сформулированы отдельные аспекты конфликтологической подготовки на примере будущих архитекторов. Актуализированы наиболее значимые вопросы разработки содержания данной подготовки с учетом современных требований на рынке труда.

 

Ключевые слова: профессиональная этика, профессиональная этика архитектора, профессиональная подготовка в НГУАДИ, категории профессиональной этики, основные этапы развития этики, принципы профессиональной этики, конфликт, модели поведения, бесконфликтная коммуникация.

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 159.923
DOI 10.37909/2542-1352-2023-1-1010

Гунбина Т.В., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Сибирский государственный университет водного транспорта

Аннотация. Данная тема особенно актуальна в вопросах современного высшего образования в связи с многогранностью обучающих программ и интересов студентов, но, несмотря на различия внутри одной социальной группы, есть ряд психологических особенностей, объединяющих каждого студента, благодаря выяснению которых можно выявить основные проблемы, а так же определить пути их решения для широкого круга лиц. В качестве контрольной группы были взяты студенты возрастом 18-25 лет, являющиеся основной долей обучающихся в ВУЗах. В ходе исследования проводился опрос, на основании которого получилось выявить основные сходства и различия между обучающимися 1-4 курсов, а также удалось проследить определенного рода изменения и закономерности, в зависимости от стадии обучения респондентов.

Ключевые слова: личность, мировоззрение, психологические преобразования, формирование взглядов, студенты, высшее образование, психика.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 130.2:378

Сергеев С.К., кандидат философских наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

     Аннотация. В статье многообразие языков культуры представлено как предпосылка коммуникации в современном образовательном пространстве. Семантическая, техническая и праксеологическая проблемы информационного взаимодействия «преподаватель — студент» рассматриваются с позиции комплексного использования языков культуры на примере философского образования.

     Ключевые слова: языки культуры, комплексное использование языков культуры, информационное взаимодействие, проблемы информационного взаимодействия в педагогике, современное философское образование.




Гуманитарные дисциплины
УДК 796.0:378

Духанин Д.С., старший преподаватель
Глухов А.В., преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье представлены результаты физической подготовленности студентов с учетом тестовых контрольных заданий по элективным дисциплинам физической культуры и спорта. Систематизированы данные по развитию основных физических качеств обучающихся. Отмечается, что элективные дисциплины по физической культуре и спорту позволили студентам выбрать физкультурно-спортивную специфику и показать максимальную успешность.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, нормативы, тестовые контрольные задания, физическая подготовленность, успеваемость.

 




Гуманитарные дисциплины

Майничева А.Ю., доктор исторических наук, главный научный сотрудник НГУАДИ
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье выявлены и проанализированы ресурсы Историко-архитектурного музея Института археологии и этнографии СО РАН в аспекте их использования в сфере креативных индустрий. Основным историко-культурным рекреационным ресурсом музея является культурный капитал в его объективированной форме, состоящий из музейных предметов и музейных коллекций. Уникальные объекты археологии и архитектуры, включая недвижимые объекты культурного наследия федерального и регионального значения являются источником вдохновения для художников, фотографов, дизайнеров, архитекторов, на них создаются и проверяются технологии информационного моделирования и медиа-индустрий. Музей обладает образовательным ресурсом, обеспечиваемым экспонируемыми зданиями и сооружениями и высококвалифицированными специалистами в области археологии, этнографии, музеологии, что позволяет формировать воплощенный капитал. Значимы природные рекреационные ресурсы, включающие территорию со сложным природным ландшафтом. Сочетание рекреационных и образовательного ресурсов востребованы в различных формах мероприятий, характерных для креативных индустрий, которые предполагают сочетание индивидуального творчества и коллаборации в привлечении ресурсов. Рациональное использование имеющихся ресурсов историко-культурного наследия, хранителем которого являются музеи под открытым небом, должно стать частью программы стратегии регионального развития с привлечением возможностей креативных индустрий.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, музей под открытым небом, Историко-архитектурный музей ИАЭТ СО РАН, рекреационные ресурсы, образовательный ресурс, креативные индустрии




Гуманитарные дисциплины
81’1

Дьячков А.В., кандидат психологических наук, доцент

Дьячкова Н.В., старший преподаватель

Шифман Д.В., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д.Крячкова

Аннотация. В статье рассматриваются два основных подхода к пониманию природы формирования способностей. Приводятся примеры теорий объясняющих, какой из двух факторов является превалирующим — природная обусловленность способностей, куда входят факторы наследственности и врождённости, или же возможность развития способностей в процессе воспитания. Отдельно анализируется проблема языковых способностей. Показано, что способности неотделимы от деятельности, а развитие языковых способностей, в частности, невозможно без речевой деятельности.

Ключевые слова: язык, способности, языковые способности, речевая деятельность.




Гуманитарные дисциплины
94(470+571)

Фукс Л.П., доктор географических наук, профессор

Новосибирский государственный архитектурно-строительный  университет (Сибстрин)

Аннотация. Обсуждаются традиционные западные оценки места России в европейской культуре и искусстве. Основой для такого исследования стали иностранные энциклопедии, справочники по истории литературы,  изобразительного искусства, архитектуры и другим видам творчества. В них среди европейских артефактов помещены российские. Признаётся принадлежность России к европейской культуре. Но в рейтингах значения стран для развития европейской культуры России отводят последние места. Считается, что развитие российской культуры происходит под решающим влиянием западной. Различны оценки российской культуры, сделанные в самой России. В статье исследуются история установления связей и взаимоотношения российской и западной культуры. Анализируются история отношений между художником и российским обществом. Обсуждаются проблемы развития творчества в России.

Ключевые слова: Россия и Запад, история, культура, искусство, взаимосвязи и конфликты.




Гуманитарные дисциплины
72.01+7.01

Марков А.В., доктор филологических наук, профессор

Российский государственный гуманитарный университет

Аннотация. В итальянских стихах Елены Шварц архитектура Рима, Флоренции и других городов понимается как особая программа созерцания, направленная от неба к земле, не от деталей или замысла — к исполнению, но от особого переживания духовной ситуации к интерпретации разных типов пространственной организации. Для анализа сложной образности этого поэта вводятся термины «синергетический фатализм», требующий рассматривать архитектурные ансамбли как вечные и поэтому как способ гадания о будущем, и «ситуативный хронотоп», означающий перенос архитектурных впечатлений на другие объекты, с целью отхода от туристического видения Италии и анализа глубинных структур, стоящих за частными и причудливыми решениями. Поэзия Елены Шварц в такой интерпретации способна обогатить архитектурную мысль и ее обращения к эстетике итальянского барокко.

Ключевые слова: барокко, итальянская архитектура, Елена Шварц, поэтическая образность, философия архитектуры, композиция, архитектурный ансамбль.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 141.7

Моисеев С.В., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет

     Аннотация. В статье анализируется диспут о статусе и универсальности прав человека, соотношении прав индивида и сообщества между представителями индивидуалистических и коммунитаристских направлений современной политико-философской мысли. Рассматриваются теоретические позиции и аргументы различных версий либерального индивидуализма и коммунитаризма, точки зрения западных и азиатских мыслителей. Демонстрируется процесс определенной конвергенции данных теоретических позиций, делается вывод о возможности их синтеза.

     Ключевые слова: права человека, политическая философия, либерализм, индивидуализм, коммунитаризм, «азиатские ценности», неокоммунитаризм, сообщество.




Гуманитарные дисциплины
УДК 330.101

Баликоев В.З., доктор экономических наук, профессор
Новосибирский государственный университет экономики и управления

 

Аннотация. В статье анализируется современное восприятие древнейшей философской и экономической проблемы соотношения материального и духовного в жизни человека и общества. Эта проблема обострилась в связи с переходом России к рынку, который, естественно, навязывает человеку особый тип поведения. В нем явно материальное преобладает над духовным. Высшей формой этого преобладания является чрезмерное потребление, доходящее до крайних форм проявления, унижающих человеческое достоинство. Автор делает попытку анализа этой болезни, угрожающей всему обществу подрывом его гуманитарных и гуманистических устоев.

Ключевые слова: материальное, духовное, экономический человек, человек разумный, экономический детерминизм, чрезмерное потребление.

 




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 378.172

Рязанова Е.А., старший преподаватель 
Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова.

Гиренко Л.А., кандидат биологических наук, доцент
Сибирский государственный университет водного транспорта

Аннотация. В статье показаны итоги анкетирования по диагностики сформированности навыков ведения гармоничного образа жизни у студентов-первокурсников. Проведено распределение обучающихся по уровням гармоничности образа жизни. Большинство первокурсников оценивают свой образ жизни как дисгармоничный. Навыки сформированности здорового образа жизни недостаточные. Многие студенты пренебрегают прогулками на свежем воздухе, отказываются от физических упражнений, закаливающих процедур, плохо питаются, ложатся спать далеко за полночь, некоторые склонны к вредным привычкам. Для повышения уровня гармоничности образа жизни студентов рекомендован комплекс мероприятий, направленный на формирование здоровье сберегающей среды в учебном процессе и личный вклад каждого студента в сохранение и укрепление своего здоровья. Студентам рекомендовано регулярное посещение занятий по физической культуре (на которых формируются навыки ведения ЗОЖ), физкультурно-оздоровительных и спортивных секций в ВУЗе.

Ключевые слова: студенты, гармоничность, образ жизни, здоровье, навыки, культура.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК: 75.04(574)

Ш.С. Турганбаева Ш.С.

ТОО «Международная Образовательная Корпорация», Алматы. Казахстан

     Аннотация. Рассматривается мифологическая тема в творчестве казахстанского художника Т. Кожагулова. Мир диких животных и птиц в традиционной культуре Казахстана издавна нес в себе важный комплекс культово-магических категорий. Издревле зародившиеся мифологические сюжеты о тотемных животных информировали о них, как о прародителях   человеческого рода. В картинах Т. Кожагулова обрели реальность верования и мифы далеких предков.

     Ключевые слова: сакрализация образов, верования, мифы, религия, мифический предок, созерцание природы, одухотворенные образы, магические функции оберега, тэнгрианство, обожествление природы, почитание духов предков.




Гуманитарные дисциплины
УДК 378.14

Т.В. Гудкова, О.Л. Кошеутова

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г.Новосибирск, Россия

 

Аннотация. Статья посвящена мониторинговому тестированию абитуриентов на довузовском этапе обучения. Итоги тестирования, рассматриваемые в статье, представлены как способ установления обратной связи «преподаватель-абитуриент» в рамках экзамена «Композиция». Основным содержанием тестирования было выявление входящих компетенций в области проекционного черчения как основы дальнейшего обучения. Авторы делают вывод о необходимости срезовых тестов в начале, середине и конце обучения, что будет способствовать индивидуализации обучения.

Ключевые слова: тестирование, тест, мониторинг, абитуриент.




Гуманитарные дисциплины
УДК 796.01:159.9
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2020

Гунбина Т.В., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Сибирский государственный университет водного транспорта

Аннотация. В статье рассматриваются основные причины возникновения тревожности и последствия, которая кроет в себе данная проблема. Представлена природа возникающих трудностей эмоционального восприятия окружающих условий студентами и метод оптимизации уровня тревожности вовлечением студентов в спортивную деятельность, использования физических нагрузок. Методология. Приведены данные исследования оптимизации уровня тревожности у студентов, занимающихся в секции по легкой атлетике в период с 1 по 3 курсы обучения в ВУЗе. Балльная оценка уровня тревожности указывает на улучшение психо-эмоционального состояния у обучающихся в динамике от первого к третьему курсу. Заключение. Среди участников исследования 35% студентов отмечают существенное снижение тревожности по соответствующим вопросам, 60% студентов отмечают положительную динамику нормализации эмоционального возбуждения.

Ключевые слова: студенты, эмоции, тревожность, физические нагрузки, легкая атлетика.




Гуманитарные дисциплины
УДК376.23

 

Рязанова Е.А., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: Для занятий физической культурой студенты с ослабленным здоровьем распределены на специальные медицинские подгруппы. У большинства участников исследования оказались заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата, а также часто встречались лица, с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы. В статье представлена организация двигательной активности на занятиях со студентами специальной медицинской группы.

 

Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, заболевания, физические упражнения.

 




Гуманитарные дисциплины
УДК 796:378

Духанин Д.С., старший преподаватель
Глухов А.В., преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье изложены основные положения рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов, обучающихся в системе высшего образования, которая  включена в базовую часть основной образовательной программы подготовки бакалавра. Представлены контрольно-оценочные средства для изучения физической подготовленности студентов. Проведенное тестирование среди студентов основной медицинской группы здоровья позволило выявить у преобладающего числа обучающихся 1–3-го курсов отличную и хорошую физическую подготовку и готовность к участию в ВФСК ГТО на разном уровне. Подготовка студентов к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания, в спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно. Необходимы меры мотивации к сдаче нормативов комплекса ГТО: награждение участников; доступность использования объектов спорта; морально-материальное стимулирование; учет сведений об индивидуальных достижениях выполнения нормативов ГТО по программам «Физическая культура». 21 % студентов НГУАДИ под руководством преподавателей кафедры физического воспитания  принимают активное участие в спортивной жизни вуза. Достижения студентов отмечены сертификатами, благодарственными письмами и почетными грамотами.

 

Ключевые слова: физическая культура, студенты, нормативы, тестовые задания, физическая подготовленность.

 




Гуманитарные дисциплины
336.71

Пожидаева Н.А., аспирантка

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления (НИНХ)

Аннотация. Сфера креативных индустрий вследствие коронавирусной пандемии (коронакризиса) оказалась одной из самых пострадавших. Основываясь на современных представлениях об экономическом (финансовом) кризисе как факторе стимулирования цифровых инструментов и инноваций, автор рассматривает новации 2020-2021 гг. как возможность коллаборации креативных индустрий и банковской сферы (банковских экосистем). Систематические коллаборации креативных индустрий и банковских экосистем на 2021 г. зарождаются, что делает материалы данной статьи актуальными и перспективными для применения в экономике России. В статье автор поделится видением о совместном применении цифровых технологий по направлениям: процессные технологии (business process management), инструменты цифровизации в креативных индустриях, возможности развития в банковских экосистемах. Сотрудничество по данным направлениям будет способствовать устойчивому развитию креативных индустрий, банковского сектора и в целом российской экономики.

Ключевые слова: цифровые инструменты, финансовые кризисы, искусственный интеллект, business process management (BPM), экосистема.




Гуманитарные дисциплины
УДК 327.83

Е.М. Жеребцова, М.В. Прокопьев

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г. Новосибирск, Россия

 

Аннотация. Формирование образа России в иностранных СМИ – тема весьма актуальная на фоне политических событий последних лет, в связи с чем особенно интересны рисованные карикатуры как особой тип интеграции изображения и текста, а также их роль в межкультурном взаимодействии, конфликте культур.

    Образ России в карикатурах английского журнала «Punch» за время Первой мировой войны существенно трансформировался: от медведя и царя – к большевику и женщине-богатырю. От образа союзника Англии в начале войны – к двойственному образу – Россия и Революция к концу войны. Первому нужно сочувствовать, с другим бороться. Ведущими образами в годы Первой мировой войны были: медведь, царь, женщина-богатырь и большевик. Россия не изображалась как объект насмешки – она была тем, кто смеется, а не над кем смеются. Из этого можно сделать вывод, что Россия не являлась полноценным «врагом» Англии, как Германия, Австро-Венгрия или Турция.

Ключевые слова: политический образ России, журнал «Punch», карикатура времен Первой мировой войны.




Гуманитарные дисциплины
УДК 94(470)
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2018

Романников О.Д., кандидат исторических наук, доцент

Сергеев С.К., кандидат философских наук, доцент

Гребенкина А.А., кандидат педагогических наук, доцент

Колесникова О.В., кандидат архитектурных наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассмотрены генезис государственной организации русского этноса до романовского периода, развитие общественно-политических отношений в результате влияния внутренних и внешних факторов. Показано, что в основе формирования древнерусского государства у восточных славян был положен сложившийся у них исторический тип коллективности. Проанализирован процесс эволюции княжеской власти, развитие церковного и светского права. Сделан вывод, что монгольское нашествие изменило цивилизационный вектор развития Руси, привело к началу формирования этатистской формы власти. Дан анализ складывания системы центральной власти в Московском государстве. Констатируется, что отсутствие действенных механизмов контроля власти, ее представительных форм, привело к становлению самодержавия как специфической формы российского абсолютизма

Ключевые слова: государственность, эволюция российской государственности, древнерусская государственность, сельская территориальная община, феодальное государство, раннефеодальная монархия, сеньориальная монархия, этатистское государство.