Номер
УДК 174

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТОРА (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НГУАДИ)

Гребенкина А.А., кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Гребенкин Е.В., кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный педагогический университет

 

Аннотация. В статье анализируется смысловой аспект понятия «профессиональная этика». Представлены проблемы и вопросы профессиональной подготовки обучающихся в НГУАДИ в рамках курса конфликтологии. Акцентировано внимание на этике двух типов отношений: отношение к людям и отношение к деятельности. Отношение к профессиональной деятельности рассматривается в рамках этического контекста противоречия между благом индивида и благом социума, воплощенных в системе мегаполиса и его обитателей. Сформулированы отдельные аспекты конфликтологической подготовки на примере будущих архитекторов. Актуализированы наиболее значимые вопросы разработки содержания данной подготовки с учетом современных требований на рынке труда.

 

Ключевые слова: профессиональная этика, профессиональная этика архитектора, профессиональная подготовка в НГУАДИ, категории профессиональной этики, основные этапы развития этики, принципы профессиональной этики, конфликт, модели поведения, бесконфликтная коммуникация.

 

   Профессиональная этика как область знания – предмет изучения и важный аспект деятельности архитектора, актуализируется современными теоретиками и практиками образования в связи с резким обострением конкуренции и противоречий, затрагивающих различные аспекты жизнедеятельности человека в меняющихся условиях. Поскольку этика акцентирует ценностные и смысловые контексты деятельности, общения и отношений, она неизбежно выступает в качестве базового основания личностной и позиции субъекта в профессиональной сфере. В условиях социокультурных изменений, неустойчивого экономического развития и политического давления, влияющих на динамику процессов межличностного взаимодействия, возникает большое количество коммуникативных барьеров, преодоление которых бывает более успешным, когда люди осознают проблему и целенаправленно решают ее на основе сформированной личностной и профессиональной готовности.

   Подготовка обучающихся архитектурного вуза начинается с изучения философии и культуры умственного труда, которые способствуют развитию профессионального их сознания в области понимания морально-нравственных основ творческой деятельности. В рамках общекультурной подготовки студентов формируются представления об основных понятиях, функциях, принципах и категориях профессиональной этики, изучаются вопросы культуры общения как нравственной ценности бакалавра, в том числе с учетом изменений современной поликультурной среды. Поэтому конфликтология как учебный предмет начинает играть более важную роль как в деятельности архитекторов, так и в системе их подготовки.

   Конфликтология – наука и дисциплина, на которой студенты учатся жить осторожно. Обучение в рамках данной дисциплины направлено на подготовку студентов к выполнению различных умственных операций, таких как:

– моделирование и реализация собственного поведения, особенно в условиях сложных, меняющихся и конфликтных ситуаций;

– проектирование событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу (ценностные ориентации и культуру);

– целенаправленная и систематическая деятельность по формированию толерантности и социальных навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

– регуляция поведения и деятельности на основе реализации демократического подхода, предполагающего равенство личностных позиций субъектов во взаимодействии;

– формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в профессиональной сфере и в общей картине мира.

   Профессиональная этика, рассматриваемая в рамках конфликтологии, представляет собой реализацию профессионалом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, профессиональным сообществом, так и с лицами, которые обращаются за профессиональной помощью. Таким образом, для будущих профессионалов важно понимать значимость этики двух типов отношений: отношения к людям и отношения к деятельности.

   Большинство обучающихся не достаточно адекватно оценивают важность первого типа отношений, связанного с окружающими людьми, особенно когда дело касается потенциальных работодателей. Однако отношение к профессиональной деятельности они связывают с этическим контекстом. Иногда студенты, рассуждая об этическом контексте профессии, говорят о том, что не важно, как человек относится к другому человеку, если в целом деятельность успешна и приносит хороший доход.

   Многие студенты, отвечая на вопрос, что именно их привлекает в выбранной профессии, указывают на широкие возможности для творчества, и этот ответ встречается чаще, чем привлекательность других аспектов деятельности.

   Очевидно, что такие сложные задачи, как понимание и принятие смысловых и ценностных контекстов, весьма трудно решаются в рамках одного курса или учебной дисциплины, поэтому велика контекстная связь профессиональной этики с другими науками и дисциплинами, такими как психология, социология, антропология, политология и т.д. В то же время студенты 1-го курса, которые еще только начинают познавать основы будущей профессии, вполне готовы к анализу главного вопроса этики с точки зрения его решения в рамках общекультурной подготовки.

   Главный вопрос этики обусловлен противоречием, объективно существующим между прагматизмом современного мира (в котором абсолютизируется все, что полезно, нужно, целесообразно и быстро приводит к намеченной цели) и нравственной деятельностью, которая не всегда может восприниматься в качестве целесообразной, и не каждый раз приводит к какому-то конкретному результату, за исключением возможного морального удовлетворения [1].

  Эта дилемма приобретает значение всякий раз, когда общество утрачивает свою стабильность и осложнено различными социальными противоречиями. Именно в такие периоды актуализируются морально-нравственные идеи, возможности саморазвития и компетентного выбора личностью жизненного пути.

   В связи с этим мы считаем обязательным обсуждение основных идей этой работы на практических занятиях, опыт проведения которых показал возможности студентов к анализу и нравственной оценке одного из главных парадоксов этики – противоречия между благом социума, воплощенном в системе мегаполиса и его обитателями, и благом отдельной личности [2].

   При проведении подобных дискуссий весьма широко можно применять разнообразные интерактивные формы и методы обучения, среди которых достаточно эффективной является проблемный диспут. Генезис этического знания рассматривается нами в качестве базовой основы становления и развития профессиональной этики с учетом основных исторических подходов к ее развитию. Такой контекст изучения становления и развития профессиональной этики дает возможность последовательно рассмотреть динамику этико-философских учений применительно к достижениям в сфере деятельности, которые со временем достигли высокого уровня профессионализма, ставшего основой современных технологических решений постиндустриального мира.

   Такие важные для этики категории, как мораль, нравственность, долг, совесть, ответственность, остаются общезначимыми вне зависимости от тех ценностей, которых придерживаются люди. При этом не стоит забывать о существовании различных, а порой и разнонаправленных ценностей отдельных индивидов и группы обучающихся. Поэтому рассмотрение и анализ вопросов о некотором согласовании базовых ценностей необходимы в современном образовании. Здесь следует отличать принятие от толерантности, которая не может быть безграничной, что иллюстрируется многочисленными социально-политическими и социокультурными событиями, подтверждающими кризис поликультурного подхода, который переживает современная Европа.

  В данном контексте изучение и понимание сущности ценностей и целей образования в разных странах представляется нам весьма значимым, особенно если это осуществляется на основе сравнительно-сопоставительного анализа.

  Конечно, можно сформулировать вопрос о том, может ли толерантность быть безграничной, или где проходит «берлинская стена» толерантности.

   Большинство обучающихся без особого труда озвучивают достаточно примеров, которые иллюстрируют данную проблему многочисленными современными событиями в социальной, политической, экономической, конфессиональной и других сферах жизни, поскольку то, что является естественным для одних, выступает совершенно неприемлемым для других социальных групп. Сам факт частотности употребления слов «приемлемый» и «неприемлемый», «допустимый» и «недопустимый» в современном обществе уже является своеобразным свидетельством обострения этических проблем социальной жизни, что также можно обсуждать на занятиях по конфликтологии.

   Здесь вполне уместен кросс-культурный подход, определяющий отличия народов и социальных групп по признакам, связанным с ценностями, нормами, обычаями, традициями, религией и т.д. В рамках изучения профессиональной этики студентам предлагается ознакомиться с базовыми целями и культурными ценностями в разных странах. Студентам дается задание самостоятельно подготовить соответствующий материал, который можно сравнить и сопоставить. А уже на практическом занятии обсуждаются результаты. Особенно интересен анализ ценностей, которые имеют некоторые отличия в странах Востока и Запада. Обсуждение данных отличий на основе понимания их обусловленности социокультурными факторами приводит студентов к более глубокому пониманию сущности многих принципов профессиональной этики, например принципа терпимого отношения к моральным устоям других организаций, стран, государств, принципов золотого стандарта, ненасильственных действий или релятивизма.

   Изучение принципов профессиональной этики неизбежно связано с рассмотрением их различных классификаций и работой с такими понятиями, как «общие принципы профессиональной этики», «этические принципы архитектора», «принципы строительной этики» и т.д. Существует множество подходов к проблеме построения классификаций принципов, поэтому преподаватель может использовать любой из них – тот, который, с его точки зрения, является наиболее удобным при работе с конкретной группой студентов, или использовать сразу несколько подходов на основе организации учебно-познавательной деятельности студентов по модели развивающейся кооперации. То же самое касается и изучения студентами функций профессиональной этики, которые проявляются в конкретной деятельности человека.

   На наш взгляд, принципы профессиональной этики целесообразно рассматривать одновременно с вопросом о моделях этического поведения архитектора, что дает возможность на определенных примерах и ситуациях представить реализацию того или иного принципа в конкретной практической деятельности.

   Что касается моделей этического поведения профессионала, то данный вопрос можно рассмотреть на основе социально-психологического анализа стратегий взаимодействия человека в конфликтной ситуации. Стратегии взаимодействия, проявляющиеся в общении, обусловливаются интересами и потребностями обеих сторон. Поэтому они могут быть направлены на удовлетворение либо собственных потребностей субъекта (соперничество), либо потребностей другой стороны (приспособление), либо на согласование потребностей (сотрудничество, компромисс).

   Анализ различных моделей поведения в профессиональной сфере неизбежно приводит к фиксации компромисса и сотрудничества в качестве базовой основы взаимодействия. В связи с тем что большинство людей, используя разные модели, тем не менее предпочитают какие-то вполне определенные из них, можно выявить и личностные социально-психологические особенности, которые связаны с этическим смыслом и могут быть рассмотрены в категориях нравственных отношений [3]. Например, субъект взаимодействия с приоритетной стратегией соперничества чаще всего будет проявлять эгоистические личностные особенности, а направленность на приспособление характеризует альтруистические особенности личности, в то время как сотрудничество и компромисс определяют конструктивное поведение.

   Конструктивный способ взаимодействия выступает, таким образом, наиболее важной социально-психологической особенностью человека, который, с одной стороны, достигает своих целей и реализует собственные ценности, но, с другой стороны, учитывает цели и ценности тех, с кем он взаимодействует. То есть границы толерантности в данном случае вполне четко определяются и соответствуют категорическому императиву. Данный подход к моделям этического поведения легко проецируется на проблемные ситуации в любой образовательной системе, с его помощью можно анализировать позиции преподавателя, студента, администратора и др.

   В этическом плане может быть рассмотрена и манипулятивная позиция любого участника образовательного процесса. Психологи, работающие в рамках гуманистической парадигмы, анализируя манипулятивный стиль общения, оценивают его в негативном аспекте [4]. Действительно, манипуляция нередко (хотя и не всегда) характеризует безнравственную личность, стремящуюся использовать других людей в своих корыстных целях, причем таким образом, чтобы другой человек этого не заметил. Поэтому анализ манипулятивной коммуникации является важным источником ее преодоления в деятельности будущих архитекторов.

   В рамках рассмотрения проблемного поля «конкуренция на рынке труда» одно и то же событие может быть описано различными словами и иметь совершенно противоположный нравственный контекст, например состязательный. Современный человек живет в мире конкуренции, состязательности. Его успешная социализация предполагает, что он должен распознавать ситуации, в которых выступает в качестве объекта манипуляции со стороны других людей.

   То же самое касается социальных сетей и Интернета, оказывающих влияние на молодежь в значительно большей степени, чем на взрослых людей, имеющих сформированное мировоззрение. Это влияние далеко не всегда имеет нравственный характер. Анализ манипулятивной коммуникации позволяет использовать в учебном процессе различные примеры так называемой новой живой риторики, широко используемой в современном зарубежном образовании, и не только в образовании, но также в политике и социальной сфере. Студенты могут рассматривать эти примеры и сравнивать различные контексты подачи информации. Такой опыт позволяет научиться распознавать скрытые смыслы и определять границы допустимого с точки зрения поведения.

   Таким образом, конфликтология является важной учебной дисциплиной не только для будущих архитекторов, которые осознают значимость морально-нравственного контекста своей профессиональной деятельности. В целом, определяя современную специфику содержания и преподавания данной дисциплины в системе высшего образования, мы выделяем следующие наиболее актуальнее аспекты:

  • обсуждение основных этических категорий применительно к профессиональной деятельности архитектора;

  • реализация современного социокультурного контекста профессиональной деятельности;

  • использование сравнительно-сопоставительного анализа этических норм и ценностей данной профессиональной деятельности в современном мире;

  • спецификация принципов профессиональной этики применительно к профессии архитектора;

  • анализ моделей этичного (бесконфликтного) поведения в профессиональной сфере по отношению ко всем субъектам взаимодействия;

  • формирование способности отстаивать свою точку зрения как личностной и профессиональной характеристики поведения человека в наиболее сложных профессиональных ситуациях;

  • рассмотрение ситуаций неэтичного профессионального поведения.

 

Библиографический список

 

1. Рациональность и ее границы: материалы Междунар. науч. конф. «Рациональность и ее границы» в рамках заседания Междунар. ин-та философии в Москве (15–18 сент. 2011 г.) / отв. ред.: А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский. – М.: ИФРАН, 2012. – 233 с.

2. Слотердайк П. Критика цинического разума. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. – 584 с.

3. Толстых В.И. Россия эпохи перемен. – М.: РОССПЭН, 2012. – 368 с.

4. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008. – 192 с.

 

PROFESSIONAL ETHICS IN THE TRAINING AND ACTIVITIES OF A MODERN ARCHITECT

 

Grebenkina A.A. Candidate of Pedagogic Sciences

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Grebenkin E.V. Candidate of Pedagogic Sciences

Novosibirsk State Pedagogical University

 

Abstract. The article analyzes the semantic aspect of the concept of professional ethics. The problems and questions of vocational training of students in the Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts under the "Conflictology" course are presented. Attention is focused on the ethics of two types of relations: attitudes towards people and attitudes towards activities. Attitude to professional activity is considered in the context of the ethical context and the contradiction between the welfare of the individual and the welfare of the society embodied in the metropolitan system and its inhabitants. Certain aspects of conflictological training are formulated with the example of future architects. The most significant issues of developing the content of this training are updated, taking into account modern requirements in the labor market.

Keywords: professional ethics, professional ethics of the architect, vocational training in the Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, professional ethics categories, the main stages of ethics development, principles of professional ethics, conflict, models of behavior in conflict, conflict-free communication.