Номер
УДК 378.14

ТЕСТИРОВАНИЕ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-АБИТУРИЕНТ»

Т.В. Гудкова, О.Л. Кошеутова

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г.Новосибирск, Россия

 

Аннотация. Статья посвящена мониторинговому тестированию абитуриентов на довузовском этапе обучения. Итоги тестирования, рассматриваемые в статье, представлены как способ установления обратной связи «преподаватель-абитуриент» в рамках экзамена «Композиция». Основным содержанием тестирования было выявление входящих компетенций в области проекционного черчения как основы дальнейшего обучения. Авторы делают вывод о необходимости срезовых тестов в начале, середине и конце обучения, что будет способствовать индивидуализации обучения.

Ключевые слова: тестирование, тест, мониторинг, абитуриент.

 

   Важный элемент довузовской подготовки абитуриентов архитектурно-художественных вузов – выявление и развитие творческих способностей. Во многих вузах в качестве творческого вступительного введен экзамен по композиции. Характер композиционных заданий предполагает наличие в должной степени развитого пространственного мышления и сформированных навыков графической культуры.

     Так как наличие пространственного мышления является одним из основных качеств будущего архитектора, развитие этого вида мышления должно стать целью обучения, в особенности на тех учебных предметах, где в большей степени оно проявляется, следовательно, формируется и развивается. Многочисленные исследования ученых показали, что наиболее эффективными методами формирования пространственных представлений являются такие, которые обеспечивают сочетание восприятия реальных предметов, практического действия с ними и обозначающего их слова. И основное место среди них принадлежит черчению, поскольку в своих наиболее развитых формах пространственное мышление формируется на графической основе. В черчении предметное содержание изображений сочетается с широким использованием знаковых моделей, условно заменяющих собою предмет изображения и утративших с ним всякую наглядную аналогию [2].

     В школьной программе советского периода черчение было рассчитано на трехлетний курс обучения. Например, в седьмом классе предусматривалось изучение способов проецирования, рассмотрение чертежей в системе прямоугольных проекций. Особый акцент делался на анализе геометрической формы предметов. Это давало возможность ученикам верно воспринять способы изображения окружающих их предметов.

     К сожалению многих специалистов, в ныне действующих образовательных стандартах черчение как учебная дисциплина в базовых и профильных общеобразовательных дисциплинах отсутствует, что негативно сказывается на развитии пространственного воображения, столь необходимого для освоения профессии архитектора. Графические средства информации, и в частности чертежи, наиболее точны, емки и кратки. Без чертежей, умения их разрабатывать и читать, немыслима инженерная деятельность [1]. Частично эту проблему решает факультативное изучение данного предмета, но школ, реализующих эту возможность, очень мало.

     Данный пробел сегодня восполняется на этапе довузовской подготовки. Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо выявить уровень развития обучающихся, приходящих в вуз на подготовительные курсы. Подобную диагностику возможно осуществлять при помощи тестирования.

     Целью нашего тестирования было определение уровня знаний в области проекционного черчения у абитуриентов, проходящих обучение в системе довузовского образования и поступающих на специальности «архитектура», «дизайн архитектурной среды» и градостроительство». Нами был разработан тест, проведено мониторинговое анкетирование, обработаны результаты.

     Всего в тестировании приняло участие 119 человек (10 групп абитуриентов, которые проходили на данный момент подготовку к экзамену «Композиция»). Среди групп, участвующих в тестировании, были следующие абитуриенты: 1) учащиеся очных курсов (ПК); 2) учащиеся заочной школы абитуриента (ЗПК); 3) учащиеся подготовительного отделения (ПО). Тестирование проводилось в начале обучения. Его задачей стало определение входящих компетенций абитуриентов перед обучением на курсах, поэтому в содержании вопросов были задействованы элементарные знания в области проекционного черчения, являющиеся основой школьной геометрии и черчения.

     Тестирование включало следующие группы вопросов по темам: 1) «Контур (силуэт)»; 2) «Изометрия»; 3) «Построение фигур»; 4) «Проекции фигур». Каждая из тем содержала три уровня вопросов, характеризующих качество знаний абитуриента в выделенной области: 1-й уровень – удовлетворительное (освоение материала на репродуктивном уровне): 2-й уровень – среднее (репродуктивно-вариативное оперирование полученными знаниями); 3-й уровень – высокое (свободное оперирование полученными знаниями).

     По теме 1 «Контур/силуэт» тестировались общее понимание данной категории на уровне проекционного черчения: дали правильный ответ: на 1-м уровне – 90%, на 2-м уровне – 85%, на 3-м уровне – 80 % респондентов.

  Это указывает на высокие показатели среди обучающихся по общетеоретическому уровню подготовки в рамках школьной программы.

   По теме 2 «Изометрия» тестировались знания в области проекционного черчения: 79% опрошенных дали правильный ответ на 1-м уровне, на 2-м уровне – 69 %, на 3-м – 65%.

     Следует отметить, что тестирование базовых знаний по черчению, выявило у опрашиваемых абитуриентов средний уровень развития проекционного мышления.

    По теме 3 «Построение фигур» тестировались знания, которые абитуриенты используют в области школьной геометрии и школьного черчения: правильные ответы распределились следующим образом: 1-й уровень – 90 %, 2-й уровень – 75%, 3-й уровень – 35% правильных ответов.

     Ответы абитуриентов, касающиеся построения в изометрии фигур по заданным проекциям, позволили выявить низкое оперирование полученными базовыми школьными знаниями.

    По теме 4 «Проекции фигур» тестировались знания в области школьной геометрии и черчения: абитуриенты дали правильные ответы: на 1-м уровне – 85%, на 2-м – 75%, на 3-м уровне – 60%. Это свидетельствует о том, что поступающие имеют средние знания в области понимания («чтения») проекций фигур.

     В целом тестирование показало, что абитуриенты в большинстве случаев демонстрируют высокий уровень при репродуктивном воспроизведении знаний (уровень 1) и репродуктивно-вариативном оперировании знаниями (уровень 2). Меньшее количество абитуриентов показало свободное оперирование знаниями (уровень 3), особенно в теме 3 – преобладают отрицательные результаты. Группа опрошенных, давшая правильные ответы в темах 1, 2 и 4 (уровень 3), продемонстрировала, что перед учащимися можно ставить и более сложные задачи.

    Следовательно, можно констатировать, что на начальном этапе обучения преподавателям при подготовке абитуриентов необходимо уделять больше внимания тем компетенциям, которые необходимы в качестве исходящих (итоговых) для абитуриентов при поступления в вуз и в качестве входящих для студентов 1-го курса специальностей «архитектура», «дизайн архитектурной среды» и «градостроительство», а именно касающихся развития проекционного мышления (упражнения на построение объемов по проекциям и разделение объемов на проекции) с постепенным усложнением материала.

      Проведенное нами экспериментальное тестирование как механизм обратной связи «преподаватель-абитуриент» показало, что тестовые срезы необходимы не только в начале обучения, но также в середине и в конце. Со стороны преподавателя это не только выявит проблемы в освоении материала, но и поможет индивидуальной работе с каждым поступающим. Со стороны абитуриента это будет не только способствовать осознанию проблем в изучаемой области (отсутствие знаний, слабое понимание вопроса), но стимулировать к углубленному освоению материала в проблемной области.

 

Библиографический список

 

1. Корх В.М. Роль предмета «черчение» в профессиональном обучении[Электронный ресурс]/ В.М. Корх. - Режим доступа: http://irbis-nbuv.gov.ua

2. Ройтман И.А. Методика преподавания черчения / И.А. Ройтман. – М. :Владос, 2002. – 237 с.