Номер
УДК376.23

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

 

Рязанова Е.А., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: Для занятий физической культурой студенты с ослабленным здоровьем распределены на специальные медицинские подгруппы. У большинства участников исследования оказались заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата, а также часто встречались лица, с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы. В статье представлена организация двигательной активности на занятиях со студентами специальной медицинской группы.

 

Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, заболевания, физические упражнения.

 

    Известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к студентам, так как организованная двигательная активность помогает сохранить здоровье и служит ключевым фактором организации их досуга. Это во многом определяет их сопротивляемость к негативным средовым и социальным воздействиям. Это позволяет рассматривать двигательную активность в качестве одного из существенных факторов сохранения и укрепления здоровья сегодняшней молодежи [3, с. 6].

    Цель настоящего исследования – изучение особенностей распределения студентов на специальные медицинские подгруппы и определение форм и средств физической культуры для лиц с ослабленным здоровьем в ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств». Участниками исследования явились студенты I, II и III курсов с ослабленным здоровьем, посещающие физическую культуру. Их число в вузе в период сентября и октября 2016 г. составило 150 человек.

    Так, в специальную медицинскую группу зачисляются студенты с различными отклонениями в состоянии здоровья. На основании диагноза заболеваний и функциональных возможностей организма они были распределены по подгруппам: «А», «Б» и «В». Из числа студентов I, II и III курсов лиц с ослабленным здоровьем выявлено 150 человек. Изучения распределения всех участников исследования на специальные медицинские подгруппы показало, что большинство студентов – 48 и 33% соответственно– относятся к специальным медицинским подгруппам «В» и «А» (табл.1).

Таблица 1. Распределение студентов с ослабленным здоровьем в специальной медицинской группе

16.1

   Важно отметить, что подгруппа «В» включает студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: остаточными явлениями паралича, парезов, после перенесения травм верхних и нижних конечностей, с остаточными явления костного туберкулеза, деформацией грудной клетки, сколиозами.

    Подгруппа «А» формировалась из студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы. Так, здесь оказалось 33,3% молодых людей (табл. 1). Эти студенты имеют такие заболевания, как: пороки сердца, малые аномалии сердца, синдром вегетативной дистонии по смешанному типу, артериальная гипертензия, анемии, связанные с питанием (железодефицитная и др.), хронический бронхит, астма бронхиальная, аллергический ринит, хронические болезни миндалин и аденоидов, хронический фарингит, носовые кровотечения, хронический отит, отосклероз, кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха, в том числе кохлеарный неврит, потеря слуха неутонченная (в том числе глухота на оба уха), нарушения вестибулярной функции, психические расстройства и расстройства поведения, фобические тревожные расстройства, неврастения, мигрень, расстройства вегетативной (автономной) нервной системы, гидроцефалия, детский церебральный паралич, полиневропатии.

     В подгруппу «Б» распределены 14% студентов из числа всех участников исследования. Это студенты, у которых имеются заболевания органов пищеварения (язвенная болезнь, хронический гастрит, колит, холецистит), печени, эндокринной и мочеполовой системы. В эту же подгруппу вошли лица со средней и высокой степенью миопии, амблиопия, малые аномалии почек, инфекция мочевыводящих путей, цистит, хронические болезни женских тазовых органов, недостаточность питания (дефицит массы тела, избыток массы тела, низкий рост, ожирение 1–2 степени, инсулинзависимый сахарный диабет (1–2 типа), атонический дерматит, псориаз, функциональные расстройства желудка, функциональные кишечные нарушения, хронический гастрит (табл. 1).

    Также в процессе исследования распределения обучающихся по подгруппам образовались смешенные подгруппы «А и В» (3,3%), «Б и В» (0,7%). У этих студентов имелись заболевания, относящиеся по диагнозам состояния здоровья к разным специальным медицинским подгруппам (табл.1).

    Кроме этого, изучено распределение по каждому из курсов обучения с учетом каждой специальной медицинской подгруппы (табл. 2).

Таблица 2. Распределение участников исследования по специальным медицинским подгруппам

16.2

     Исследование показало, что студентов, относящихся к группе «А и Б» больше на первом курсе (41,3 и 21,7% соответственно). Студенты с заболеваниями, относящиеся к специальной медицинской подгруппе «В», чаще встречаются на II и III курсах, соответственно 48,1 и 59,6%.

     Обращает на себя внимание, что при переходе с курса на курс – от первого ко второму и особенно к третьему году обучения – в вузе количество студентов, имеющих заболевания по подгруппе «В», стабильно увеличивается (табл. 2). К этой подгруппе относят лиц с нарушением осанки, с заболеваниями: кифоз, лордоз, сколиоз, юношеский остеохондроз, уплощение стоп, плоскостопие, вальгусная деформация стопы, врожденные и рахитические деформации грудной клетки, дорсопатии (в том числе спондилопатии), врожденные деформации позвоночника, деформации голени, бедра, юношеский (ювенильный) артрит, юношеский ревматоидный артрит, поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей [3, с. 18].

    Незначительное количество человек распределилось в смешенную подгруппу «А и В» – это 2,2 и 1,7% на I и II курсах. А в подгруппе «Б и В» оказались студенты III курса (1,9%) (табл. 2).

   Распределение студентов на специальные медицинские подгруппы стало определяющим в организации учебного процесса физической культуры для лиц с ослабленным здоровьем. На первом этапе в специальную медицинскую группу вошли студенты из разных академических групп, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физической культурой в основной группе. Комплектование специальных медицинских групп проводилось на основе учета состояния здоровья по данным медицинского обследования текущего года. Были оформлены индивидуальные карты на студентов, занимающихся в специальной медицинской группе. В карте отражены диагноз, рекомендации и дозировка физической культуры, индивидуальные комплексы упражнений, а также возможность оценить каждому студенту свое состояние физической готовности на начало и конец года по 5-балльной шкале с использованием экспресс-тестирования. Студент может определить свою физическую готовность на начало года и оценить влияние физических упражнений на его здоровье по истечении учебного года.

   Проведение занятий по физической культуре со студентами в специальных медицинских группах позволяет избежать методических и педагогических ошибок, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние студентов и их адаптацию к нагрузкам.

   Практический учебный материал (физические упражнения) для данной категории студентов разрабатывался с учетом показаний и противопоказаний. Физические упражнения имели корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность. При его реализации учитывали индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности занимающегося, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами. Правильно составленные комплексы физических упражнений в зависимости от заболевания являются биологическим стимулятором, усиливая защитные реакции организма; оказывают трофическое и компенсаторное действие на организм студента [1, с. 24].

    На занятиях использовали упражнения, ограничивающие нагрузку на скорость, силу и выносливость. В зависимости от заболеваний включали следующие виды упражнений: ходьба, бег в сочетании с ходьбой, так как ходьба и бег имеют огромное значение в нормализации обменных процессов и кардиореспираторной системы. В основном в осенний и весенний период, когда занятия проходят в парке, дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию, а при нарушениях осанки (сколиозах), что наиболее часто встречается у студентов, включали упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание крепкого мышечного корсета), выработку навыка правильной осанки. Исключали упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя. В конце занятия, в оставшиеся 20 минут, проводили тренинги и интеллектуальные игры, которые являются хорошим средством физического развития, нормализации эмоционального состояния, совершенствования координации движений и сплочения коллектива.

    Включая игры в занятия физкультуры, можно значительно снизить нагрузку за счет эмоционального фактора, а если их проводить в парке на свежем воздухе, то эффективность возрастает еще и за счет закаливающего и эмоционального факторов [2, с. 57].

   Заключение. В результате проведенного исследования выявлено большинство студентов, относящихся к специальным медицинским подгруппам «В» и «А». К третьему году обучения в вузе количество студентов, имеющих заболевания по подгруппе «В», стабильно увеличивалось. Участники исследования чаще имели заболевания, которые связанны с нарушением осанки, кифоз, лордоз, сколиоз, юношеский остеохондроз, уплощение стоп, плоскостопие, вальгусная деформация стопы, врожденные и рахитические деформации грудной клетки, дорсопатии (в том числе спондилопатии) врожденные деформации позвоночника, деформации голени, бедра, юношеский (ювенильный) артрит, юношеский ревматоидный артрит, поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей. Проведение занятий по физической культуре со студентами в специальных медицинских группах позволяет избежать методических и педагогических ошибок, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние студентов и их адаптацию к нагрузкам. Практический учебный материал (физические упражнения) для данной категории студентов разрабатывался с учетом показаний и противопоказаний. Физические упражнения имели корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность и проводились с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности и состояния здоровья.

 

Библиографический список

 

  1. Детков Ю.Л., Платонова В.А., Зефирова Е.В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем. СПб: СПбГУИТМО, 2008. 96 с.

  2. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. проф. Л.Б. Кофмана; авт.-сост. Г.И. Погадаев. М.: Физическая культура и спорт, 1998. 172 с.

  3. Физкультурно-оздоровительная работа в школе в условиях ФГОС: Методическое пособие / авт.-сост.: Н.А. Склянова, Е.Б. Лейтан, О.В. Зайцева. Новосибирск: МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», 2014. 164 с. (Здоровьесберегающее образование).

 

PHYSICAL CULTURE IN UNIVERSITIES FOR STUDENTS WITH HEALTH DISORDERS

 

Ryazanova E.A., Senior Lecturer

Novosibirsk State University Architecture, Design and Arts

 

Abstract: For physical education students in delicate health distributed on special medical groups. The majority of study participants were diseases and injuries of the musculoskeletal system, as well as frequently met persons with diseases of cardiovascular, respiratory and central nervous system. The article presents the Organization of motor activity in the classroom with the students of the special medical group.

Keywords: students, special medical group, disease prevention and health improvement and corrective exercise.