Номер
УДК 159.922

О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПЕЦИФИКИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Дьячкова Н.В., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема взаимосвязи индивидуальных особенностей языковых способностей и специфики языковой личности. Анализируются подходы в отечественной науке к выявлению специфики языковых способностей и языковой личности.

 

Ключевые слова: языковые способности, языковая личность, интеллект, вербальный интеллект, невербальный интеллект.

 

 

В современной отечественной психологической науке понятия «языковая личность» (далее – ЯЛ) и «языковые способности» (далее – ЯС) давно рассматриваются как взаимосвязанные явления. Доказательством этому суждению служат труды Т.В. Ахутиной, специалиста в области нейропсихологии и психолингвистики, последователя А.Р. Лурия, коллеги и соавтора А.А. Леонтьева, изучающей развитие ЯС как общечеловеческих (родовых) в контексте их связи с ЯЛ [1], разработавшей модели порождения речи [1], [2].

Механизм «порождения речи начинается с внутреннеречевого замысла высказывания», вслед за которым следует выбор слов, по теории Т.В. Ахутиной. При этом процесс выбора слов происходит в два этапа. «Сначала осуществляется перевод широких субъективных смыслов внутренней речи, выраженных особым кодом, в единицы значения определенного внешнего языка. Поскольку эти значения опираются на свернутые формы слов, говорящий должен далее найти соответствующую полную форму слова. Однако делает он это, вероятно, после создания грамматической схемы предложения, позволяющей отыскивать уже грамматически оформленные полные формы слов. За этими операциями следует нахождение послоговой двигательной программы высказывания и ее реализация, которая идет под контролем кинестетического и слухового анализаторов» [2].

Иными словами, процесс порождения речи, описанный Т.В. Ахутиной, представляет собой наиболее развернутый вариант, который может сокращаться в зависимости от вида речи, а также от степени «автоматизированности речевого материала» [2]. Так, «односложные ответы в диалоге не требуют активного построения грамматической схемы, а используют схему, данную в вопросе. Стереотипные выражения не требуют различных видов контроля и грамматического структурирования» [2].

Таким образом, нами выдвинуто предположение, что именно специфика процессов порождения речи тесно связана с ЯЛ, ввиду того, что согласно теории С.Г. Воркачева «под ЯЛ прежде всего понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, то есть комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения – по существу личность речевая. Под ЯЛ понимается также совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, – личность коммуникативная. И, наконец, под ЯЛ может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре, – личность словарная, этносемантическая» [4].

В дополнение к проблеме взаимосвязи модели порождения речи с ЯЛ возникает проблема взаимосвязи индивидуальных особенностей языковых способностей (далее – ЯС) со спецификой ЯЛ на основании того, что, согласно теории А.А. Леонтьева, «языковая способность есть совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива» [7].

А.М. Шахнарович, в свою очередь, определяет ЯС как некий свод элементов и правил, по которым происходит реализация речевой деятельности: «Можно так определить языковую способность: это многокомпонентная функциональная система, являющаяся средством отражения и генерализации элементов системы родного языка. Таким образом, языковая способность – это некоторая система элементов и правил их реализации» [9].

Следовательно, ЯС проявляется в процессе реализации речевой деятельности. Иными словами, в позиции А.М. Шахноровича представлено понимание ЯС с точки зрения психологии, так как, согласно определению, которое мы находим у Б.М. Теплова, «способность – это некая особенность человека, обуславливающая успешное овладение той или иной деятельностью» [8].

На основании этого перед нами встает задача выявить возможные взаимосвязи ЯС и ЯЛ.

На данном этапе исследования мы исходим из предположения, что собственно языковая способность проявляет себя в параметрах вербального интеллекта как одного из проявлений языковой личности, тогда как невербальный интеллект не связан с собственно языковой способностью и, в свою очередь, коррелирует с другими проявлениями языковой личности.

Сложность заявленной нами проблемы состоит в ее многоаспектности, в частности, в наличии многообразных определений категорий ЯС и ЯЛ.

В рамках данного подхода к теории ЯС и ЯЛ нами было проведено эмпирическое исследование среди студентов города Новосибирска. Всего в исследовании приняло участие 170 человек, для которых русский язык является родным. Из них – 28 мужчин и 142 женщины в возрасте от 17 до 25 лет.

В качестве инструмента измерения вербального и невербального интеллекта нами был использован тест американского психолога Д. Векслера (взрослый вариант, сертифицированная версия), состоящий из одиннадцати субтестов, из которых в шести производится диагностика уровня вербального интеллекта, а в пяти – уровня невербального интеллекта. Данная методика выбрана нами в силу того, что тест Д. Векслера – один из наиболее часто используемых и апробированных в психологической практике исследования вербальных и невербальных способностей [3, 5, 6].

Для выявления уровня осознания индивидом особенностей функционирования языковых единиц в родном языке нами была применена методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз», разработанная известным отечественным патопсихологом Б.Ф. Зейгарник, и авторская методика продолжения предложенного испытуемым текста.

Полученные в результате проведенного нами эмпирического исследования данные свидетельствуют в пользу бесспорной и тесной взаимосвязи ЯС и ЯЛ.

 

 

Библиографический список

 

1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики. – Изд-во: Языки славянских культур, 2014. – 424 с.

2. Ахутина Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии // Вопросы психолингвистики. – 2011. – № 2 (14). – С. 194–205.

3. Большунова Н.Я. Соотношение сигнальных систем и индивидуальных особенностей регуляции познавательных и сенсомоторных действий // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 121–126.

4. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. – 2001. – № 1. – С. 64–72.

5. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: ФЕНИКС+, 2005. – 512 с.

6. Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход): автореф. дис. д-ра психол. наук. – М., 2001. – 52 с.

7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

8. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. – С. 920.

9. Шахнарович А.М. Языковая личность и языковая способность // Язык – система. Языктекст. Языкспособность: сб. ст. – М., – 1995. – С. 213–223.

 

 

ON THE QUESTION OF THE CORRELATION OF INDIVIDUAL PECULIARITIES OF LINGUISTIC ABILITIES AND THE SPECIFICITY OF LINGUISTIC PERSONA

 

N.V. Dyachkova, Senior Lecturer

Novosibirsk State University of Architecture Design and Arts

 

Abstract. The article deals with the correlation of individual peculiarities of linguistic abilities and the specificity of linguistic persona. Home science ways revealing the specificity of linguistic abilities and linguistic persona are analyzed in the article.

Keywords: linguistic abilities, linguistic persona, intelligence, verbal intelligence, nonverbal intelligence.