Номер
УДК 711.035(47+57)

КЛАССИЦИСТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД В РУССКОМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Журин А.Н., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматривается принцип рационализма как творческий метод в области русского градостроительства эпохи классицизма. Моностилистика классицизма в архитектурном мышлении опирается на принцип рационализма и характеризуется как обладающая в своем идеале вневременным, всеобщим и абсолютным характером. Рассматриваются рационалистические планировочные решения в области организации городского пространства, его наполнения в первой трети XIX в.

 

Ключевые слова: классицистический рационализм, моностилистика, русское градостроительство, регулярное градостроительство.

 

   Принцип философского рационализма подразумевает приоритет непреходящих истин разума. Для рационализма характерно видение первичности общего, единого и вторичности частного. Принцип философского рационализма характеризует архитектуру классицизма, которая в своем идеале видится как обладающая вневременным, всеобщим и абсолютным характером. Подчеркивание роли геометризма в формообразовании в архитектуре, стремление к числовому пропорционированию ее составляющих характерно для рационального способа творческого мышления. Безусловное предпочтение рационального в характере строго регламентированных античных форм являлось ведущим творческим методом работы зодчего в период раннего, строгого и высокого классицизма в России второй половины XVIII – первой трети XIX в. Классицизм в архитектуре достигал законченности композиции путем реализации индивидуальных приемов того или иного автора, но в целом эти приемы были однотипными по своим результатам – реализация идеи организованного пространства, в основе которого лежала идеальная геометрия его составляющих.

  Моностилистика классицистической архитектуры выразилась в рационалистических принципах организации городского пространства, объемно-пространственных решений архитектуры зданий и сооружений. Мир геометричного единства русского градостроительного искусства второй половины XVIII – первой половины XIX в. демонстрировал регулярные формы планов городских поселений, строгую геометрию их наполнения сеткой кварталов, перспективы главных планировочных осей, завершающихся значимыми сооружениями. Жесткая система градостроительных приемов регулярной организации городского пространства подразумевала стилистическое единство архитектурного облика «образцовых» жилых домов, культовых и общественных зданий. Типовые проекты мастеров высокого классицизма александровского и николаевского времени активно использовались и внедрялись в градостроительную практику в первой половине XIX в. По мнению специалистов в области истории градостроительства, «стилистическое единство огромного числа “образцовых” вариантов, отвечающих конкретным условиям и потребностям различных групп населения, не порождая монотонности, придавало целостность облику городов» [1, с. 162].

   Основополагающие принципы русского градостроительства эпохи классицизма были едины с общими принципами эстетики рационализма эпохи Просвещения и уходили своими корнями в идеи регулярного градостроительства Античности и эпохи Возрождения. Принципы регулярного градостроительства нашли отражение в геометрическом рисунке генеральных планов российских городов, решаемых на основе придания рациональности их исторической средневековой градостроительной структуре. Все планы новых и реконструируемых российских городов утверждались в Петербурге после их корректировки в сторону регулярности с четкой геометрической сеткой прямоугольных кварталов и круглой или полукруглой формой площадей [2, с. 409].

   Рациональное начало в градостроительстве, согласно эстетике классицизма, преобладало над соображениями утилитарности и функциональности. Устойчивые классические представления о красоте города, основанной на эстетических идеалах регулярных схем Античности и европейского Возрождения, оказались весьма устойчивыми и сохраняли свои позиции в отечественном градостроительстве в течение всего XIX в. Говоря о регулярной градостроительной концепции в целом, А.В. Иконников отмечает: «Стало складываться представление о городе-произведении искусства как альтернативе обычным естественным городам. Казалось, что гармоничность окружения должна облагораживать наполнявшую их жизнь, приводя ее к упорядоченным и управляемым формам» [3, с. 38].

   На протяжении всей первой половины XIX в. классицистическая направленность и государственная регламентация в области архитектурной стилистики сохранялась в сфере частного домостроения. Утвержденная геометрия генерального плана законодательно наполнялась типовыми и «образцовыми» проектами жилых и общественных зданий, элементами оформления усадьбы, воротами, заборами. Авторами этих построек выступали известные зодчие-классицисты А.Д. Захаров, А.А. Михайлов, В.И. Гесте, Л.И. Руска, В.П. Стасов [2, с. 409–410].

   Упорядоченная моностилистическая архитектурная среда города с ее классицистическим наполнением наиболее долговременно формировала мировоззрение горожан в свете идеологии преобладания единого рационального мышления над иррациональным. Прямые улицы, образующие четкий и понятный рисунок, являлись не отвлеченной игрой ума профессионалов-градостроителей, но были удобны и эстетически совершенны для большинства жителей и путешественников. Все средневековое, частное, иррациональное в составе городской среды либо игнорировалось, либо практически преодолевалось путем сноса и исправления в духе рационалистического мышления: площади становились идеально круглыми в плане, улицы прямыми, сетка улиц приобретала четкий геометрический рисунок.

  В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» воспевается современный автору образ регулярного города Петербурга, противостоящего предшествующему ему естественному природному ландшафту:

 

. По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

и лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

кругом шумел [4, с. 173].

 

   Среда места радикально изменилась, приобрела черты столичного, классического регулярного города:

 

... Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творение,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное течение,

Береговой ее гранит… [4, с. 173].

 

   Наметившийся перелом в освоении классицистических романтизированных форм и приемов в архитектуре первой половины XIX в. начал вносить свои коррективы в геометрически обусловленный способ трактовки обобщенного античного идеала, все более исторически конкретизируя его в нарождающейся архитектуре эклектики и историзма. Однако рациональный принцип организации городского пространства продолжал сохраняться в русском градостроительстве как ведущий на всем протяжении XIX – начала ХХ в. Живописный «органичный» план при проектировании городского пространства, основанный на иррациональном художественном мышлении, так и не занял ведущего места в дореволюционном русском градостроительстве.

 

Библиографический список

 

1. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О., Петров Ф.А. История градостроительного искусства. – М.: Стройиздат, 1989. – 391 с.

2. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. – Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1984. – 512 с., ил.

3. Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура. – М.: Архитектура-С, 2004. – 400 с.

4. Пушкин А.С. Сочинения: в 3 т. – М.: Художественная литература, 1986. – Т. 2. – 527 с.

 

 

CLASSIC RATIONALISM AS A CREATIVE METHOD IN THE RUSSIAN TOWN PLANNING OF THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

 

Zhurin A.N., Senior Lecturer

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article considers the principle of rationalism as a creative method in the field of Russian town planning in the era of classicism. Monopoly of classicism in architectural thinking rests on the principle of rationalism and is characterized in its ideal as timeless, universal and absolute. Based on this, planning decisions are considered in the field of organization of urban space, its filling in the first third of the XIX century.

Keywords: classic rationalism, monostylistics, Russian urban planning, regular urban planning.