УДК 159.923
DOI 10.37909/2542-1352-2023-1-1010
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА НГУАДИ

Гунбина Т.В., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Сибирский государственный университет водного транспорта

Аннотация. Данная тема особенно актуальна в вопросах современного высшего образования в связи с многогранностью обучающих программ и интересов студентов, но, несмотря на различия внутри одной социальной группы, есть ряд психологических особенностей, объединяющих каждого студента, благодаря выяснению которых можно выявить основные проблемы, а так же определить пути их решения для широкого круга лиц. В качестве контрольной группы были взяты студенты возрастом 18-25 лет, являющиеся основной долей обучающихся в ВУЗах. В ходе исследования проводился опрос, на основании которого получилось выявить основные сходства и различия между обучающимися 1-4 курсов, а также удалось проследить определенного рода изменения и закономерности, в зависимости от стадии обучения респондентов.

Ключевые слова: личность, мировоззрение, психологические преобразования, формирование взглядов, студенты, высшее образование, психика.

Студенчество является переходным этапом в становлении человека, и является своего рода ступенькой между юностью и ранней взрослостью. Рассматривая студенчество в качестве особой категории людей, можно выделить основные свойства, которыми наделен каждый студент: высокая социальная активность, повышенный уровень познавательной деятельности, высокий уровень социализации. Все это непосредственным образом влияет на становление как интеллектуального уровня человека, так и личности в целом. Немаловажным фактором при выборе профессии студентом является ее престижность. Не все студенты обучаются на той специальности, которая им нравится, этот фактор, несомненно, играет весомую роль в формировании у молодых людей отличительных психологических черт [4, c.26]. На профессиональный выбор молодежи влияет множество факторов, таких как: отзывы друзей и учителей, желание родителей, книги и интернет. Нередки случаи выбора неподходящей человеку профессии под влиянием одного или нескольких факторов как раз из-за того, что формирование необходимых навыков, позволяющих принимать самостоятельное обдуманное решение студентом, происходит уже после выбора определенной специальности. В подобного рода ситуациях могут скрываться проблемы, которые проявляются только через определенное время, а именно: студенты, не заинтересованные в получении знаний по специальности, которая им не нравится, вынуждены решать те же задачи, что и остальные, но для этого они руководствуются принципом «необходимое и достаточное» [5, c.244]., не пытаясь применять творческий подход к решению определенной проблемы, а если и применяют, то он направлен на получение максимально возможного результата, путем прикладывания минимального количества усилий по приобретению знаний. В дальнейшем, решение проблемы, требующего определенного набора профессиональных навыков, будет невозможным, для человека, умеющего только «выкручиваться» из стандартных проблем получения высшего образования. Их цель – не обучиться профессии, а закончить университет и получить диплом, что несомненно влияет в худшую сторону при формировании у студента как профессиональных навыков, так и психологических особенности, которые направлены не на обработку новой информации и создание чего-то уникального, а на поиски пути с наименьшим сопротивлением, что, конечно же, никуда не уходит, а только усугубляется, спустя годы после обучения. Существует три критерия, по которым можно дать психологическую оценку студента, а именно: психологический, социальный и биологический [1, c.35].       

     Психологический критерий подразумевает под собой выявление основных черт характера студента (темперамент, предпочтения, способности и т.д.), от которых зависит поведение, психические процессы, проявление состояний.

     Социальный критерий формирует качества, возникающие вследствие нахождения студента в коллективе, путем построения множества социальных взаимоотношений разных уровней [6, c.108].

     Биологический критерий состоит из таких аспектов как рефлексы, высшая нервная деятельность, физическая сила и телосложение.

     При рассмотрении студента в качестве человека определенного возраста, можно увидеть ряд пунктов, схожих вне зависимости и различий психологический критериев студентов, а именно: возможность быстро переключать внимание и высокая скорость оперативной памяти, высокий уровень рефлексов и реакции на словесные сигналы [4, c.178].

В случае рассмотрения студента как личности, можно отметить основные черты, присущие данной возрастной категории: становление нравственных и моральный качеств, развитие характера, овладение полным спектром социальных ролей [9]. Нельзя не отметить такой момент, как усиление сознательных мотивов поведения. Студенты характеризуются оптимумом развития физических и психологических качеств человека. Появляется, а что самое главное, фиксируется набор определенных качеств: настойчивость, инициатива, самостоятельность, решимость. Начинает проявляться интерес студента к таким проблемам как цель и образ жизни, долг и верность [3, c.74]. При всем вышесказанном, определенный процент экспертов утверждает, что у студентов, особенно начальных курсов, не до конца развита способность к регуляции поведения, в следствие чего они могут столкнуться с непониманием последствий собственных действий, а так же немотивированным риском. Для более объективного определения общих психологических черт, присущих студентам, характеристика будет даваться обучающимся в возрасте от 18 до 25 лет, именно такая возрастная группа наиболее распространена среди учеников ВУЗов.

     Отличительные черты делятся на 3 категории:

     - характер труда – получение и овладение новыми знаниями, а также осуществление самостоятельного поиска необходимой информации;

     - основные социальные роли – наиболее многочисленная группа – молодежь, являющаяся передовой частью общества [11, c.202];

     - специфичность социальной группы – условия жизни, социальное поведение, особенности труда и быта, взаимодействие с различными социальными образованиями, тяга к прогрессивным преобразованиям, поиск смысла жизни.

         В этом возрасте люди склонны к множественным психологическим преобразованиям  так как, для многих, обучение в ВУЗе играет огромную роль в дальнейшем планировании их жизни, а ценностное преобразование жизни студента проходит поэтапно:

     - принятие ценностей общества в качестве личности – студент формирует свое мировоззрение, дает оценку происходящему с помощью механизма «поиск-оценка» [8, c.164];

     - понимание себя и осознание ценностей общества. Отношение студента зависит от его субъективного взгляда и уникальности,  на ту или иную проблему [7, c.261];

     - построение своей собственной жизненной позиции на основании полученных и обработанных знаний, норм и установок. Эта фаза является завершающей и обеспечивает утверждение жизненной позиции, как итог появляется образное представление будущего благодаря работе ценностного механизма «выбор-проекция» [10, c.114].

 

Результаты исследований

Среди студентов НГУАДИ 1курса был проведен опрос, после которого удалось выявить основные психологические особенности студентов, более 80% отмечают высокий уровень тревожности, связанный с погружением и адаптацией к новой среде. Так же студенты начальных курсов имеют низкий уровень стрессоустойчивости и склонность к рефлексии, что создается состояние беспомощности, и студент нуждается в помощи и руководстве преподавателей. Студенты второго курса отмечают у себя повышенную тревожность только в 40% случаях, но при этом у 70% все еще остается высокая индивидуалистичность, ярко -выраженная ориентация на себя, безразличное отношение к окружающим и постановка своих интересов выше интересов окружаемых. Студенты 3 курсов уже менее вспыльчивы, они стараются не принимать необдуманных и импульсивных решений, появляется определенного рода осознанность действий, у 20% сохраняется повышенная тревожность, которая чаще вызвана различными частными причинами и внешними факторами, нежели адаптацией. У студентов 4 курса уровень общей тревожности равен 50%, это связано со сдачей выпускной квалификационной работы, при этом они уже умеют и понимают, как себя контролировать, начинают думать не только о себе, но и об окружающих, в этом случае ориентированность на свои интересы ниже на 40%, чем у студентов начальных курсов, многим так же присуща рефлексия, но, по сравнению со студентами 1 курсов, она уже более осознана и действительно помогает принимать обдуманные решения.

 

Вывод

Современный рынок труда обладает высоким уровнем конкуренции, который требует от выпускников не только хорошего уровня знаний, но и наличием определенного рода личностных качеств, а именно: предприимчивость, высокий уровень социальной мобильности, энергичность и инициативность. В связи с этим перед поступающими стоит большая задача: помимо того, что им нужно обладать большим количеством знаний в области их деятельности, так же не должен отставать и уровень их психологической подготовленности. В ходе исследований видна тенденция психологического роста в зависимости от курса обучающегося[2, с.15]. Студенты с каждым курсом приобретают не только профессиональные знания, но и осознания себя и своего поведения в обществе, формируется собственная позиция и взгляды. В целях обеспечения наиболее многогранного уровня подготовки выпускающихся студентов, следует обращать внимание не только на их профессиональные качества, но и на личностные.

 

 

Библиографический список

 

1. Барыбина Е.Б. Полимодальность восприятия как фактор развития перцептивных способностей учителя начальных классов: Автореферат дисс. … 19.00.07 – Педагогическая психология. – Курск, 2005. – 35 с.

2. Бубличенко М.М. Гипнотические приёмы в общении. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 26 с.

3. Гордеев М.Н. Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд. — М. Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 74 с.

4. Боденхамер Б.Г., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 178 с.

5. Горин С., Котлячков А. Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью…. – М.: «Твои книги», 2018. – 244 с.

6. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. Пер. с англ. В.П. Чурсина. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 108 с.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: «Питер», 2011. – 261 с.

8. Горин С.А вы пробовали гипноз? Плюс часть II: по письмам читателей. –М.: «Эксмо», 2018. – 164 с.

9. Клюшникова Р. НЛП в образовании. – Режим доступа: https://psymod.ru/psikhologiyaobshcheniya/nlp/1415-centr-nlp-v-obrazovanii-dlya-chego-on-i-nuzhen-li.html

10. Олдер Г., Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство./ Пер. с англ. К. Семенова – К.: «София», 2000. – 114 с.

11. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. – М.: Издательство «Гранд-Фаир», 2008. – 202 с. – Режим доступа: https://www.rulit.me/books/vvedenie-v-nejrolingvisticheskoe-programmirovanie-novejshaya-psihologiya-lichnogomasterstva-read-144019-1.html

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MODERN STUDENTS NSUADA

 

Gunbina T.V., Senior Lecturer

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

 

Abstract. This topic is especially relevant in matters of modern higher education due to the versatility of educational programs and the interests of students, but, despite the differences within the same social group, there are a number of psychological characteristics that unite each student, thanks to the clarification of which it is possible to identify the main problems, as well as determine ways to solve them for a wide range of people. As a control group, students aged 18-25 were taken, who are the main share of students in universities. In the course of the study, a survey was conducted, on the basis of which it was possible to identify the main similarities and differences between students of 1-4 courses, and it was also possible to trace certain kinds of changes and patterns, depending on the stage of education of the respondents.

Keywords: personality, outlook, psychological transformations, formation of views, students, higher education, psyche.