DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 378
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВУЗА КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рязанцева И.В., кандидат экономических наук, доцент

Соболева Е.Л., кандидат технических наук, доцент

Матвеева И.В., кандидат философских наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В современных условиях процессы глобализации неизбежно вовлекают все вузы в мировую образовательную среду. Это способствует укреплению международного сотрудничества в образовании. В настоящее время интернационализация вуза рассматривается как одна из важнейших характеристик конкурентоспособности современного университета. В процессе интернационализации высшего образования повышается значимость подготовки конкурентоспособных специалистов способных оказывать влияние на развитие всех экономических процессов. Для того, чтобы успешно развиваться и продвигаться в международном образовательном пространстве творческому вузу необходимо четко осознавать свои перспективы и возможности в рамках процессов интернационализации и объективно оценивать свои сильные и слабые стороны. В статье приведен анализ опыта международного сотрудничества российских вузов, в том числе творческих. Выявлены основные проблемы и перспективы международного взаимодействия. Предложен ряд мероприятий для успешного международного сотрудничества творческого вуза.

     Ключевые слова: глобализация, интернационализация, высшее образование, экспорт образования, международное сотрудничество, творческий вуз.

     Введение. Российская образовательная политика направлена на расширение масштаба и географии реализации проектов по популяризации русского языка, образования на русском языке для иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, а также на сохранение и поддержку языков народов Российской Федерации.

     В настоящее время экспорт образовательных услуг активно развивается. Так, в докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования указано, что численность иностранных студентов в российских образовательных организациях высшего образования с 2015/16 учебного года по 2019/20 учебный год выросла с 245 тыс. человек до 298 тыс. человек. По данным мирового рейтинга «Доклад о человеческом развитии» (Human Development Report, 2019), одним из компонентов которого является индекс образования, Россия занимает 49 место среди 189 стран и входит в группу стран с высоким человеческим потенциалом. Следовательно, Россия находится в тренде глобализации и интернационализации высшего образования и реагирует на общемировые тенденции в сфере высшего образования: усиление конкуренции на мировом рынке научно-образовательных услуг; увеличение студенческой мобильности по всему миру; переход к новому типу университета, объединяющим в себе образовательную, научно-исследовательскую и социальную функции [1].

     Минобрнауки России является ответственным за реализацию федерального проекта «Экспорт образования», основная задача которого – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг с целью наращивания несырьевого экспорта России. Реализация приоритетного проекта (в срок с мая 2017 г. по ноябрь 2025 г. включительно) позволит повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке, что будет способствовать увеличению в несколько раз выручки от экспорта образовательных услуг [2].

     В результате реализации приоритетного проекта количество иностранных студентов, обучающихся на очной форме обучения в российских вузах, с 2017 по 2025 гг. должно вырасти на 500 тыс. человек, количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций – с 1,1 млн до 3,5 мдн человек. Количество иностранных школьников, обучающихся по программам дополнительного образования, должно вырасти в два раза. Предположительно, объёмы средств, полученных от реализации приоритетного проекта, вырастут более чем в четыре раза.

     Подписанным постановлением установлен порядок предоставления субсидий на данные цели. Реализация постановления не потребует дополнительных средств федерального бюджета [3].

    В целях повышения привлекательности образовательных программ для иностранцев, внедрена целевая модель деятельности вуза по экспорту образования, а также созданы международные службы для поддержки иностранных студентов. Эта модель действует с 2021 г.  во всех вузах страны. В рамках реализации проекта развиваются новые формы совместных образовательных программ, программы на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты, летние программы обучения для иностранцев.

     Также усовершенствуются нормативная база, регулирующая приём и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, процедуры въезда, выезда и пребывания зарубежных преподавателей, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества. Ведется работа по продвижению бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также по презентации российских вузов на международных выставках.

     Приказом Минобрнауки №1579 от 25.12.2020 утвержден комплексный план по привлечению иностранных граждан, благодаря которому общее количество иностранных студентов, обучающихся в России, выросло за последние три года более чем на 26 тыс. человек. Так, в 2019 г. в России училось 298 тыс. иностранных студентов, в 2020 г. ― 315 тыс., в 2021 г. ― 324 тыс. (по данным Минобрнауки России на январь 2022 г.) [4].

     Как показывает статистика, в основном за высшим образованием в Россию приезжают студенты из Казахстана (61 тыс. студентов), Узбекистана (48,7 тыс. студентов), Китая (32,6 тыс. студентов), Туркменистана (30,6 тыс. студентов), Таджикистана (23,1 тыс. студентов), Индии (16,7 тыс. студентов), Египта (12,4 тыс. студентов), Беларуси (10,2 тыс. студентов), Украины (9,1 тыс. студентов) и Киргизии (8,6 тыс. студентов).

     Наиболее популярны у иностранных студентов медицинские специальности. Среди граждан Казахстана, Узбекистана и Китая востребованы такие направления, как экономика и менеджмент. Также, китайские студенты стремятся поступить на факультет лингвистики. Юноши и девушки из Таджикистана стремятся получить диплом врача-стоматолога или экономиста. Туркменские студенты, как правило, выбирают педагогическое образование и экономику. Граждане Индии предпочитают получать в России психолого-педагогическое образование, а также их привлекает математический факультет. Студентов из Египта выбирают стоматологию или нефтегазовое дело; учащихся из Республики Беларусь и Украины привлекают направления подготовки менеджмент, экономика и юриспруденция. Студенты из Киргизии, как правило, выбираю экономику и строительство [4].

     Заместитель председателя Совета Федерации Косачев К.И., отмечает, что иностранные студенты - это потенциальные кадры для российской экономики, для совместных проектов с другими странами. «Федеральный проект «Экспорт образования» работает и приносит результаты. За 10 лет количество иностранных студентов в России удвоилось, и это приближает нас к программной цели довести к 2024 г. численность иностранных граждан, обучающихся в нашей высшей школе, до 425 тыс. человек», — сообщил парламентарий [5].

     При этом, по словам сенатора, количество студентов не является самоцелью. Важный момент – не потерять качество образования. «В мире началась настоящая борьба за квалифицированные кадры, причем уже со студенческой скамьи. Тенденции нового времени – в эту конкуренцию включились уже страны вторых и третьих эшелонов, а не только старые и новые гиганты и лидеры в сфере образования», - отметил законодатель [5].

     В современных условиях процессы глобализации неизбежно вовлекают все вузы в мировую образовательную среду. Это способствует укреплению международного сотрудничества в образовании. В настоящее время интернационализация вуза рассматривается как одна из важнейших характеристик конкурентоспособности современного университета, а показатели интернационализации, соответственно, обладают большим весом среди прочих показателей эффективности деятельности вуза [6].

     В процессе интернационализации высшего образования повышается значимость подготовки конкурентоспособных специалистов способных оказывать влияние на развитие всех экономических процессов. Для того, чтобы успешно развиваться и продвигаться в международном образовательном пространстве творческому вузу необходимо четко осознавать свои перспективы и возможности в рамках процессов интернационализации и объективно оценивать свои сильные и слабые стороны.

     Вопросы подготовки конкурентоспособных специалистов в условиях интернационализации высшего образования вызывают интерес огромного количества ученых. Г.П. Синицына и С.М. Баташова рассматривают интернационализацию вуза с позиции разработки новых междисциплинарных курсов и использования в образовательной деятельности новых технологий, способов и инструментов оценивания образовательных достижений обучающихся, подтвердивших свою эффективность в образовательных системах других стран [7].

Основные проблемы и перспективы международного взаимодействия. Как показывает анализ ряда статей, интервью с проректорами, начальниками управлений и директорами институтов ведущих российских вузов, в настоящее время уделяется повышенное внимание к достижениям, проблемам и перспективам международной деятельности российской высшей школы.

     Актуальность темы международного сотрудничества вузов обусловлена еще и тем, что, несмотря на важность задач, которые Минобрнауки ставит перед вузами, научное и методическое обеспечение в данном направлении почти отсутствует. Например, заместитель директора Департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования Б.В. Железов  в интервью журнала «Вузовский вестник» прокомментировал: «Департамент международного сотрудничества непосредственно не занимается научным и методическим обеспечением международного сотрудничества российских вузов. Вместе с тем в 2017–2018 гг. в рамках курируемого Департаментом Приоритетного проекта “Развитие экспортного потенциала российской системы высшего образования” на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации был создан Центр компетенций международных служб образовательных организаций специально для сотрудников международных служб российских вузов, который в ходе проводимой работы в значительной степени аккумулировал и развил методическую базу сотрудничества на основе материалов, подготовленных в вузах – участниках проекта» [8].

     Научный руководитель Центра компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС Т. Клячко отметила, что в рамках проекта «Экспорт образования» будут продолжаться маркетинговые исследования, ориентированн  ые на профиль вуза и направления подготовки.  По словам Т. Клячко, наиболее востребованными иностранными студентами являются инженерно-технические, медицинские и социально-экономические направления. Ценится подготовка в России певцов, музыкантов, артистов балета. Поэтому маркетинговые исследования будут направлены на выход России на новые рынки по подготовке врачей, инженеров, экономистов и менеджеров. Большое внимание также будет уделяться развитию экспорта образования наших вузов культуры и аграрных вузов. Популярным является также обучение русскому языку. Планируется вести большую аналитическую и экспертную работу в выявлении новых направлений и возможностей для выхода на внешние рынки российских вузов и организаций СПО. Т. Клячко подчеркнула, что выполнение задачи федерального проекта «Экспорт образования»  по увеличению численности иностранных студентов очной формы обучения в российских вузах не менее чем в два раза к 2024 г., потребует от любого российского вуза серьезных усилий, поэтому необходимо для этих целей формировать вузовские команды [9].

     Заместитель ректора Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) по международной деятельности С. Андрюшин в интервью «Вузовскому вестнику» рассказал, что специальности, востребованные у иностранцев, разнообразны. Например, граждане Китая чаще выбирают международные отношения, менеджмент, экономику, политологию, философию и искусство. Представители европейских стран также интересуются гуманитарными специальностями, но обращают внимание и на естественнонаучные направления.

     СПбГУ реализует программы по модели «два диплома», которые требуют определенных административных и финансовых ресурсов: необходимость состыковать учебные планы двух университетов, условия приема и прочие детали.  Данные программы рассчитаны преимущественно на уровень магистратуры исходя из того, что это второй уровень образования, соответственно, студенты обладают более высоким уровнем подготовки, принимают участие в научных исследованиях, обладают более глубокими знаниями  иностранного языка, так как программы «двух дипломов», в основном, двуязычные.

     Также в СПбГУ ведутся совместные проекты по разработке онлайн-курсов с зарубежными вузами. Их преимущество заключается в том, что задействуются ресурсы сразу двух образовательных организаций, следовательно, повышается как качество курса, так и интерес к нему. К тому же продвижение общих проектов реализовать гораздо проще.

     Успешно решается вопрос  о трудоустройстве выпускников в иностранные компании. У СПбГУ заключено около 2000 договоров о сотрудничестве с работодателями. Это представители бизнеса, органы власти, и, конечно, зарубежные компании, среди которых японские, немецкие, американские, корейские корпорации. Их представители активно участвуют в жизни университета [10].

     Об опыте международного сотрудничества рассказал проректор по международной работе Российский университет нефти и газа имени И.М. Губкина А. Максименко, который отмечает, что если «вариться в собственном соку», то задачу по увеличению численности иностранных студентов не решить.  Поэтому необходимо участие вуза в различных образовательных и научных выставках. Также А. Максименко обозначил проблему языкового барьера, что ведет за собой решение задач по  развитию онлайн-курсов  и магистратуры на английском языке.

     В университете ежегодно проводится конкурс учебно-методического обеспечения курсов на английском языке среди молодых преподавателей, и уже в университете работают  талантливые молодые педагоги, которые в состоянии читать дисциплины на английском языке. Это, по мнению А. Максименко, сейчас самая насущная задача, которую нужно решать. Кроме того, необходимо развивать сетевые формы обучения,  поскольку они позволяют вовлекать в учебный процесс большое количество иностранных студентов и вузов-партнеров. А также эффективно решать вопрос экспорта российского образования на мировой образовательный рынок – отмечает проректор. Для совместных программ предусмотрены взаимозачеты курсов. Для студентов, приезжающих на обучение в университет, выдаются определенного рода справки, подтверждающие прохождение курса, с указанием его объема. И, если обучающийся желает получить оценку своих знаний, в справке указывается каким образом его знания были оценены по тому или иному курсу.

     Очень важным является дальнейшее более активное участие молодых ученых, в различных международных конференциях, семинарах, конгрессах. Также необходимо искать новую формулу привлечения студентов в университет, путем улучшения жилищных условий, строительства общежитий [11].

     Приоритетными направлениями международной деятельности Московского педагогического государственного университета (МПГУ) являются увеличение количества совместных образовательных программ с выдачей двух дипломов, разработка программ повышения квалификации для иностранных специалистов. Также разрабатываются планы по реализации и усовершенствованию образовательных программ на иностранных языках, по продвижению программ онлайн-обучения для иностранных граждан; по реализации международных летних программ дополнительного образования.

     Для расширения научных и образовательных контактов в вузе создан Российско-китайский координационно-методический центр, задачами которого является координация сотрудничества университета с образовательными и научно-исследовательскими организациями Китая и развитие академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей Университета.

     Академическую мобильность МПГУ рассматривает, как неотъемлемую частью процесса интернационализации университета. Выбор направления стажирования обусловлен целями каждого отдельного студента и изучаемым языком. Ежегодно по программам обмена выезжают более 150 студентов вуза. В свою очередь, университет принимает на обучение около 100 иностранных стажеров. Также активно реализуются такие формы взаимодействия, как летние школы и краткосрочные образовательные и культурологические программы.

     Руководство МПГУ активно поддерживает научно-педагогических работников в совместной с зарубежными партнерами научной деятельности (фундаментальные и прикладные научные исследования в т.ч. в образовательной сфере, совместная инновационная деятельность), научных стажировок, совместной публикацией научных статей, участие в исследовательских проектах и программах с иностранными вузами, грантах программ Эразмус+, конкурсах международных исследований РФФИ и пр.

     В Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) масштабно представлено направление «Русский язык как иностранный» и реализуется в Институте международных образовательных программ МГЛУ, где обучаются иностранные студенты из Кубы, Китая, стран СНГ, Таиланда, Вьетнама, Турции, Камеруна, Шри-Ланки, Венгрии и многих других стран по квотам Министерства образования и Россотрудничества.

     Также на базе МГЛУ реализуются краткосрочные лингвострановедческие программы, которые пользуются большой популярностью среди иностранцев. Проводится «Летняя языковая школа русского языка и культуры». В первой половине дня летней школы проходят традиционные занятия по изучению русского языка, а во второй половине — культурная программа, которая позволяет закрепить пройденные лексические навыки [13].

     Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) активно ведет международное сотрудничество по различным направлениям. Благодаря партнерским отношениям с посольствами ЮУрГУ успешно расширяет международные связи с вузами других стран, а также реализует стратегию набора студентов. Это способствует повышению конкурентоспособности и продвижению университета на глобальном уровне. В университете работает Ассоциация иностранных выпускников. Иностранные выпускники вуза, по словам ректора университета, становятся «послами ЮУрГУ» на международной арене, способствуют набору абитуриентов, пропагандируя российское образование, являются потенциальными работодателями выпускников вуза.

     В вузе создано 8 лабораторий под руководством ведущих мировых ученых из Австралии, Франции, Великобритании и других стран. Активно развиваются международные программы включенного обучения, налажен академический обмен с зарубежными вузами. Увеличивается число программ двойных дипломов с университетами Европы, Китая и рядом университетов Казахстана.

     Университет взращивает такие научные школы, которые смогут стать лучшими в Российской Федерации и известными в глобальном научно-образовательном пространстве [14].

     Реализация проекта «Экспорт образования» и достижение показателей, обозначенных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. требует комплекса законодательных и институциональных изменений в организации процесса привлечения иностранных студентов, а также создания благоприятной среды обучения и проживания иностранного гражданина как на федеральном, так и на региональном и университетском уровнях. Тем более, что в условиях глобализации и роста мобильных студентов во всем мире растет конкуренция и практически все развитые страны принимают государственные программы продвижения своего национального образования.

     Для успешной реализации задач академической мобильности потребуется критически пересмотреть существующую нормативно-правовую базу российского законодательства с точки зрения снятия существующих барьеров для привлечения иностранных студентов, и в первую очередь, в части миграционного регулирования, отмечает автор статьи [15].

     Интернационализация и экспорт образования – одна из сфер, наиболее пострадавших в период пандемии ввиду значительного ограничения физической мобильности, а также финансовой нестабильности иностранных студентов [16].

     Заместитель председателя Совета Федерации Косачев К.И., в обсуждении проблематики экспорта российского образования, отметил: «Пандемия COVID-19» может стать возможностью, а не угрозой для нашей образовательной работы вовне, если мы правильно проанализируем актуальные тренды и сделаем необходимые практические выводы». По словам сенатора, программы онлайн-обучения, к развитию которых побуждает текущая ситуация, при должном техническом обеспечении вполне могут стать «коньком» российских вузов и обеспечить им дополнительное внимание абитуриентов [17].

     Международная деятельность творческих вузов. Активно развивают международное сотрудничество и творческие вузы при подготовке специалистов в сфере искусства и культуры. Международное сотрудничество с вузами Китайской Народной Республики в подготовке кадров для сферы искусства и культуры является одним из приоритетных направлений развития Хабаровского государственного института культуры. Проректор Хабаровского государственного института культуры (ХГИК) отмечает, что в последнее десятилетие число граждан КНР, обучающихся в российских вузах, возросло почти в три раза. Большой интерес у китайцев вызывает российская вузовская система подготовки кадров для сферы искусства и культуры. Это связано, с одной стороны, с желанием повысить профессиональный уровень, стремлением соответствовать высоким стандартам европейского исполнительского искусства, с другой стороны, с признанием китайской стороной той огромной роли, которую играет в формировании общественного сознания образование, в том числе художественно-эстетическое [18] .

     Китайская молодёжь желает серьёзно изучать русский язык для понимания особенностей российских культурных традиций, литературы, театра, музыки. Студенты, получающие высшее художественно-эстетическое образование в России, ориентируются на достижения советской высшей школы и затем без труда могут получить достойное место работы на родине, что немаловажно в условиях обострения проблемы безработицы среди выпускников китайских вузов.

     Главная трудность обучающихся иностранных студентов – недостаточный уровень языковой подготовки, отсутствие знания русского языка. При изучении теоретических дисциплинах проблема языка становится порой непреодолимым препятствием в овладении курсом. Поэтому в институте ведётся активная работа по адаптации учебно-методических материалов по творческим дисциплинам, их корректировка с учётом специфики образования иностранных студентов.

     Организация образовательного пространства, в котором обучаются студенты-иностранцы, требует особого подхода и соблюдения принципов «поликультурности». Ежегодно в институте проводятся международные научные и творческие мероприятия с участием обучающихся из КНР, международный фестиваль художественного творчества различные мастер-классы, круглые столы, семинары, концертные программы. Подготовка к подобным мероприятиям сближает студентов и преподавателей, способствует продуктивному межличностному общению в рамках поликультурного образовательного пространства.

     Перспективными формами работы, по мнению автора, в данном направлении являются следующие:

     - организация совместной культурной и образовательной деятельности с вузами-партнёрами из КНР;

     - разработка программ повышения квалификации преподавательского состава китайских вузов-партнёров;

     - продолжение интеграции совместных образовательных программ в сфере искусства;

     - расширение научного и творческого взаимодействия.

     Рассматривается возможность подготовки китайских обучающихся в ХГИК по целевой программе при поддержке Департамента культуры провинции Хэйлунцзян [18].

     В Челябинском государственном институте культуры накоплен огромный опыт международного сотрудничества как в образовательной, творческой, так и научной сферах. Цель работы института в данной области заключается в повышении качества образования, в пропаганде собственных образовательных традиций, формировании более привлекательного имиджа не только в регионе, но и за его пределами.

     Международное сотрудничество в сфере науки, как одна из приоритетных областей деятельности Челябинского государственного института культуры, ведется по таким направлениям, как: публикационная активность ученых вуза за рубежом, а также зарубежных коллег в Челябинском государственном институте культуры, организация международных конференций и участие в них, проведение лекций, мастер-классов и тренингов по вопросам культуры и искусства [19].

     Международная деятельность Кемеровского государственного университета культуры (КемГУКИ) и искусств представляет собой совокупность образовательных программ, научно-творческих и социально-культурных проектов, научно-практических конференций, проводимых во взаимодействии с зарубежными партнерами.

     Основной проблемой в сфере нормативно-правового регулирования международной деятельности вуза является отсутствие конкретных инструкций по многим вопросам со стороны федеральных органов власти и частые изменения в сфере миграционного законодательства. Большую вспомогательную роль в разрешении этой проблемы играет возможность работать в приобретенной вузом базе данных «Информио», которая позволяет найти необходимый документ или напрямую обратиться к экспертам [20]. Одной из главных задач международной деятельности вуза является информирование иностранных абитуриентов о возможности обучения в КемГУКИ.

     Международным сектором университета в данном направлении осуществляется ряд мероприятий:

  • на официальном сайте университета создана WEB-страница для иностранных граждан на английском языке;
  • информация размещается в социальных сетях и на сайтах: «ВКонтакте», «Facebook», «Информио», «Образование в России для иностранных граждан»;
  • осуществляется дистанционное участие университета в ярмарках образовательных мест, включающее комплектацию, перевод и направление информационных материалов о вузе;
  • консультирование абитуриентов по электронной почте на английском языке;
  • работа через представительства Россотрудничества на основе Соглашения между КемГУКИ и Россотрудничеством, чьи представительства, открыты в 80 странах;
  • профориентационные формы работы со старшеклассниками [20].

     Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова также активно развивает международное сотрудничество с зарубежными вузами.  Основную проблему НГУАДИ видит в небольшом количестве иностранных студентов, обучающихся в вузах творческой направленности.

В табл. 1 приведена статистика выбора школьниками творческих направлений. Анализ статистических данных показывает небольшой процент абитуриентов, готовых осваивать профессии творческой направленности. Это говорит о том, что творческим вузам необходимо повышать конкурентоспособность и активно заниматься профориентационной деятельностью, направленной на привлечение иностранных абитуриентов.

Таблица 1. Анализ образовательных организаций творческой направленности [21].

Наименование округа (области, края)

Всего студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры (чел.)

Всего студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры (%от контингента по РФ)

Приведенный контингент студентов (искусство и культура) (чел.)

Приведенный контингент студентов (искусство и культура) (%)

Количество образовательных организаций творческой направленности

Сибирский федеральный округ

492 398

11,79

5871.3

1,89

8

Центральный федеральный округ

1 290 408

30,91

31326.9

3,79

39

Северо-Западный федеральный округ

422 933

10,13

15831.5

5,28

9

Приволжский федеральный округ

830 624

19,9

8731.05

1,76

12

Южный федеральный округ

419 635

10,05

6514.8

2,65

8

Северо-Кавказский федеральный округ

214 336

5,13

1128.1

0,95

1

Уральский федеральный округ

309 800

7,42

5444.9

3,04

7

Дальневосточный федеральный округ

194 810

4,67

2943.05

2,46

5

 

     В НГУАДИ проводится ряд мероприятий, направленных на привлечение иностранных абитуриентов, адаптацию и интеграцию иностранных студентов в студенческую среду российского вуза посредством включения их в научную и социально-культурную деятельность:

     - развитие сетевого партнерства с зарубежными вузами в разных регионах мира, развитие совместных образовательных программ. Например, в НГУАДИ в настоящее время ведется работа по разработке совместных образовательных программ бакалавриата с Далянским университетом (Китай) по направлению подготовки «Дизайн», профиль «Дизайн костюма», а также «Предметный дизайн»;

     - систематический мониторинг открытых международных конкурсов для подачи заявок на участие, также участие в международных ярмарках и выставках образования;

     - университет принимает участие в международных выставках по экспорту образования. Считаем важным индивидуальную, «точечную» работу с каждым потенциальным студентом, проявившим интерес к образовательным услугам нашего университета;

     - проведение международных научных конференций и фестивалей творческой направленности с целью привлечения экспертов из креативных индустрий и популяризации новых тенденций в развитии творческого потенциала вузов;

     - в НГУАДИ стало хорошей традицией проводить ежегодный фестиваль дизайна «Красный проспект», где с творческими докладами выступают также и международные эксперты. Аудитория фестиваля включает как студентов профильных специальностей, так и всех, кто развивается или работает в креативных индустриях. Цель фестиваля поддержка новейших достижений профессионального дизайна, выявление и поддержка молодых талантов, в том числе, в области инклюзивного дизайна, укрепление международного сотрудничества в творческой сфере. В деловую программу фестиваля включены мастер-классы, семинары и воркшопы с участием ведущих дизайнеров России, Италии, Китая, Кореи, а также Международная конференция «Развитие креативных индустрий в современном мире»;

     - проведение ежегодных научных конференций «Баландинские чтения», посвященной изучению, восстановлению и новому использованию памятников архитектуры, архитектурных традиций, теорий и практик как ключевой составляющей регионального и глобального культурного наследия. В 2022 г. в чтениях приняли участие представители Национального университета архитектуры и строительства Армении;

     - диверсификация образовательных программ для иностранных студентов. Кроме основных программ высшего образования предлагаются курсы русского языка как иностранного, подготовительные курсы и стажировки. Университеты считают эффективным ввести систему регулярного денежного поощрения и отдавать предпочтение сотрудникам, ведущим занятия на иностранных языках, при прохождении конкурса и присуждении должности;

     - одним из эффективных способов продвижения университета и повышения его узнаваемости является поддержание веб-сайта высшего учебного заведения на иностранном языке, размещение подробной информации о предлагаемых образовательных программах и отзывах иностранных студентов о прохождении обучения в университете. Популярность бренда университета в интернете один из основных источников информации о вузе и программах обучения для иностранных абитуриентов; поддержание высокой позиции в международных рейтингах рассматривается университетами как один из способов создания имиджа престижного образовательного учреждения и зачастую считается ключевым фактором успеха.

     Заключение. Международное сотрудничество позволяет привлечь творческие ресурсы других стран, что, безусловно, оказывает существенное влияние на качественное развитие творческого вуза и уровень подготовки конкурентоспособных специалистов, ориентированных на взаимодействие и взаимообогащение в рамках культурных традиций и инноваций.

     В современном образовании проводится большая аналитическая и экспертная работа в выявлении новых направлений и возможностей для выхода на внешние рынки российских вузов. Проработка научного и методического обеспечения международной деятельности, сетевого сотрудничества с зарубежными партнерами, повышение узнаваемости бренда университета, разработка программ адаптации иностранных студентов и включение их в совместную творческую и научную деятельность, развитие академической мобильности предполагает  комплексный подход, включающий как реализацию мер на государственном уровне, направленных на привлечение иностранных студентов в Россию, так и активные действия вузов, что позволяет  надеяться  на развитие международного сотрудничества в сфере образования в ближайшие годы.

 

Библиографический список

 

  1. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/TqYc5WPreBUOgYaya15z5siRjBU6sdV0.pdf
  2. Официальный сайт Правительство России. [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/info/27864/
  3. Официальный сайт Правительство России. [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/34496/
  4. Официальный сайт Минобрнауки. [Электронный ресурс]. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=46158
  5. Официальный сайт Совет федерации Федерального собрания РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://council.gov.ru/events/news/121592/
  6. Береговая О. А. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации / О. А. Береговая, В. И. Кудашов // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3(39). – С. 31-43.
  7. Синицына Г. П. Некоторые аспекты интернационализации высшего образования / Г. П. Синицына, С. М. Баташова // Педагог: Наука, технология, практика. – 2003. – С. 53–56
  8. О международном сотрудничестве вузов // Вузовский вестник. № 5 (316). 1-15 марта 2019 г., с 11. [Электронный ресурс]. URL: http://vuzvestnik.ru/arch/2019/VV_05_2019.pdf 4.
  9. Развитие экспорта образования // Вузовский вестник. № 8 (319). 16–30 апреля 2019 г. С. 5. [Электронный ресурс]. URL: http://vuzvestnik.ru/ arch/2019/VV_08_2019.pdf
  10.  Международное сотрудничество// Вузовский вестник.№9 (320) 1–15 мая 2019 г. с.10. [Электронный ресурс]. URL: http://vuzvestnik.ru/ arch/2019/VV_08_2019.pdf
  11.  Актуальное интервью // Вузовский вестник. №1 (312) 1–15 января 2019 г.с.12. [Электронный ресурс]. URL: http://vuzvestnik.ru/ arch/2019/VV_08_2019.pdf
  12.  Международное сотрудничество// Вузовский вестник. № 3 (314) 1–15 февраля 2019 г.с.4. [Электронный ресурс]. URL: http://vuzvestnik.ru/ arch/2019/VV_08_2019.pdf
  13.  Международное сотрудничество// Вузовский вестник. 7 (318) 1–15 апреля 2019 г.с.7. [Электронный ресурс]. URL:  http://vuzvestnik.ru/ arch/2019/VV_08_2019.pdf
  14.  Развитие экспорта образования // Вузовский вестник. № 9 (320) 1–15 мая 2019 г.. С. 6. [Электронный ресурс]. URL: http://vuzvestnik.ru/ arch/2019/VV_08_2019.pdf
  15.  Экспорт образования: новые вызовы // Вузовский вестник. № 12 (323). 16–30 июня 2019 г. С. 6–7. [Электронный ресурс]. URL: http://vuzvestnik. ru/arch/2019/VV_12_2019.pdf
  16.  Минаева Е.А. Изменения в работе вузов по привлечению иностранных студентов в период пандемии. ВШЭ Выпуск № 24, 2020., 7 с.
  17.  Официальный сайт Совет федерации Федерального собрания РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://council.gov.ru/events/news/121592/
  18.  Савелова Е.В. Перспективы международного сотрудничества в подготовке специалистов для сферы искусства и культуры, Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 105-110.
  19.  Николаева Л. А. Международное научное сотрудничество Челябинского государственного института культуры / Л. А. Николаева // Вестник культуры и искусств. – 2021. – № 3 (67). – С. 137–140.
  20.  Пономарев В.Д., Шунков А. В., Бурдина Н. Д. КемГУКИ в евразийском образовательном и культурном пространстве: признание и развитие // Вестник КемГУКИ. – 2015. – №33. – ч. 1. – С. 244–253.

        21.Информационно-аналитические материалы по результатам деятельности образовательных организаций. Мониторинг 2021 Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: www.miccedu.ru

 

 

INTERNATIONALIZATION OF THE UNIVERSITY AS A KEY ASPECT OF TRAINING COMPETITIVE SPECIALISTS

 

Riazantseva I.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Soboleva E.L., Сandidate of Technical Sciences, Associate Professor

Matveeva I.V., Сandidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

     Abstract. Under modern conditions, the processes of globalization inevitably involve all universities in the global educational environment. Globalization contributes to strengthening of international cooperation in education. Actually, the internationalization of the university is considered as one of the most important characteristics of the competitiveness of a modern university. In the process of internationalization of higher education, the importance of training competitive specialists, who capable exert influence on the development of all economic processes is increasing. Within the framework of internationalization processes, the creative university needs to be clearly aware of its prospects and opportunities, objectively assess its strengths and weaknesses in order to successfully develop and advance in the international educational space. The article analyzes the experience of international cooperation of Russian universities, including creative universities. The main problems and prospects of international cooperation are identified. A number of measures for successful international cooperation of the creative university are proposed .

     Keywords: globalization, internationalization, higher education, export of education, international cooperation, creative university.