Номер
796.0+615.8
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У СТУДЕНТОВ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

Духанин Д.С., старший преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Глухов А.В., старший преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Гунбина Т.В., старший преподаватель
Сибирский государственный университет водного транспорта

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, которые связаны с развитием одного из пяти основных физических качеств – гибкости. Научно доказано, что при высоком уровне гибкости мышцы работают рационально и облегчают выполнение движений тела. Исследовательская работа проводилась на занятиях по физической культуре со студентами 2 курса, до начала дистанционного обучения и по его завершению, на базе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств. Изучены и проанализированы данные, которые были получены при проведении основных тестов, направленных на определение уровня физической подготовленности обучающихся. Проведен анализ литературных источников по теме исследования, а методической базой научной работы послужили основы теории и методики физической культуры и спорта в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: физическая культура, гибкость, физическое качество, физическая подготовка.

Здоровье – это главная ценность жизни, оно занимает базовую ступень в пирамиде потребностей человека, и, в частности, студента. Никакие усилия специалистов не способны привлечь студента следить за своим здоровьем, но сформировать предпосылки для этого - задача выполнимая. Всем известно, что двигательная активность — это естественный фактор, который обеспечивает адаптацию организма к окружающей среде и производит оптимизацию его жизнедеятельности [3, с.464]. Новейшие исследования доказали, что в современном мире существует антифизиологический фактор – гиподинамия. Длительное ограничение двигательной активности вызывают разрушительные последствия в организме. Одним из вариантов повышения двигательной активности для студентов является посещение занятий по физической культуре в рамках учебных программ всех направлений высшего учебного заведения.

В организации учебного процесса по физическому воспитанию со студентами возникают сложности, связанные с тем, что занимающиеся имеют слабые функциональные возможности организма из-за низкого уровня физической подготовленности. Работая со студентами регулярно, можно достигнуть среднего уровня, при условии, что обучающийся посещает все занятия по дисциплине и выполняет предложенные домашние задания [2, с.104].

В высших учебных заведениях «физическая культура» представлена как учебная дисциплина, это не только систематическое применение рационально подобранных комплексов упражнений, но и хорошая физическая форма занимающегося. Данная дисциплина решает следующие задачи: постепенное укрепление здоровья, повышение уровня работоспособности организма, устранение недостатков в физическом развитии, повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, воспитание осознанной необходимости в регулярных занятиях физическим упражнениями, приобретение важных знаний, навыков и умений, направленных на поддержание здорового образа жизни.

Для решения поставленных задач используют основное средство физической культуры – упражнение. Методически подобранная дозировка, структурированный комплекс, – важные помощники специалиста в области физической культуры и спорта. Для того, чтобы система физического воспитания работала и поставленные задачи решались в короткие сроки, важно повышать уровень физической подготовленности студентов. Из пяти основных физических качеств мы сделали акцент на развитии гибкости у студентов второго курса. Потому как гибкость — это способность суставов обеспечивать максимальную амплитуду движений. Уровень этого физического качества зависит от возраста, регулярности физических упражнений, а также от эластичности мышц и связок, суставных сумок. Нужно понимать, что гибкость бывает разная – динамическая (проявляется в движении) и статическая (сохраняет положение тела), а также активная (проявляется за счет собственных усилий) и пассивная (проявляется за счет внешних сил) [1, c.47]. Считается, что если занимающийся не предрасположен к выполнению упражнений с большой амплитудой, то ему нужно выполнять продолжительные упражнения на растягивание, 2-3 раза в день. Если занимающийся, наоборот, имеет высокие показатели гибкости, то таким студентам нужно ограничивать ежедневные упражнения на растягивания и использовать упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата. Если перед студентом стоит задача в сжатые сроки увеличить показатели гибкости, например, для участия в сдаче нормативов по ГТО, то нужно присмотреться к формуле (по Е.П. Васильеву): 40% активных, динамических упражнений; 20% - статических; и 40% - пассивных.

Выполнение упражнений на развитие гибкости должны быть подобраны под каждого студента индивидуально. Упражнения, направленные на развитие гибкости в плечевых и тазобедренных суставах имеют свой регламент: 30-45 повторений в одном подходе, темп для активных выполнений – 1 повторение в секунду, а для пассивных - 1 повторение за 1-2 сек.

В связи с вышесказанным, целью исследования явилось изучение развития гибкости у студентов второго курса НГАУДИ. Исследование проходило на базе 40 человек (20 девушек и 20 юношей). Задачи исследования включали:

- оценить уровень подготовки после использования основных и специальных методов развития гибкости на занятиях по физической культуре в течение двух месяцев обучения по стандартной образовательной программе в ВУЗе;

- сравнить полученные данные по гибкости студентов в очной форме обучения и на завершающем этапе после окончания дистанционного обучения по физической культуре с нормативными показателями, принятыми для обучающихся в вузовской подготовке.

До начала дистанционного обучения студенты 2 курса посещали занятия по физической культуре при очной форме обучения два раза в неделю, проведение занятий соответствовало рабочей программы дисциплины. На дистанционном обучении, два месяца, обучающиеся выполняли комплексы упражнений в соответствии с целями и задачами занятия. После окончания дистанционного обучения студенты перешли на следующий режим посещения занятий по физической культуре: один день в неделю занятие проходило в спортивном зале, а один день в неделю отводился для самостоятельных занятий дома.

До начала дистанционного обучении и после было проведено тестирование, которое включало в себя выполнение упражнения «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье». При выполнении данного испытания испытуемый выполнял два наклона вдоль линейки, при третьем наклоне испытуемый максимально сгибался и фиксировал это положение в течение 2 секунд.

Уровень гибкости измерялся в сантиметрах. Для анализа результатов показатель выше уровня скамьи определялся знаком «-», ниже – знаком «+». Результаты теста отражены в таблице ниже.

 

Таблица 1. Средние показатели норматива «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье».

Студенты

Первый этап проведения теста (до дистанционного обучения)

Второй этап проведения тестирования (после дистанционного обучения)

Отл.

Хор.

Удовлетв.

Отл.

Хор.

Удовлетв.

Неудовл.

Девушки

+16

+11

+8

+12

+9

+6

+2

Юноши

+13

+8

+6

+11

+7

+5

+1

 

В таблице 1 приведены показатели юношей и девушек до начала дистанционного обучения и после его окончания. Физическая подготовленность девушек оказалась немного выше, чем юношей. Средний показатель оценки показателя гибкость на «отлично» у девушек превышает показатель юношей на 3 см, оценка «хорошо» имеет различия также в 3 см, а оценка «удовлетворительно» имеет различия в 2 см. После окончания дистанционного обучения, при посещении занятий два раза в неделю, студенты показали результат намного хуже, чем было на первом этапе. Девушки ухудшили свои показатели на 4 см, 3 см и 2 см, соответственно, с оценкой результатов. Юноши также уменьшили свои результаты на 2 см, 1 см и 1 см. Уменьшение количества занятий идет студентам не на пользу, страдает общая недельная двигательная активность, физические качества не повышаются за счет стабильных нагрузок.

Быстрый рост показателей гибкости происходит на первых этапах занятий, для этого требуется около трёх месяцев непрерывной работы, затем увеличивать показатели становится значительно труднее. Если прекратить систематически выполнять упражнения, направленные на развитие гибкости, то результаты начнут уменьшаться и через два-три месяца вернутся к исходным результатам.

Уменьшились не только результаты тестирование, но и уменьшилось количество студентов с уровнем подготовленности на «отлично» и появились такие, кто не дотянул до уровня «удовлетворительно». Данную информацию можно увидеть в таблице 2.

 

Таблица 2. Количество студентов, прошедших тестирование по уровню подготовленности.

Студенты

Тестирование до дистанционного обучения. Кол-во чел

Тестирование после дистанционного обучения.

Кол-во чел

Отл.

Хор.

Удовлетв.

Отл.

Хор.

Удовлетв.

Неудовл.

Девушки

9

7

4

5

3

9

3

Юноши

6

8

6

3

5

4

8

В таблице 2 видно, что число девушек, имеющих за длительный период оценку «отлично», уменьшилось на 4. Хорошие результаты также уменьшились у 4 студенток, а «удовлетворительно» получили на 5 девушек больше. При этом уровень «неудовлетворительно» оказался у 3 студенток.

Юноши также уменьшили свои результаты. Студенты, сдавшие норматив на «отлично» и «хорошо» после дистанционного обучения, уменьшили свои позиции на 3 человека. Норматив «удовлетворительно» ухудшили 2 студента, а показатель «неудовлетворительно» оказался у 8 человек.

Проведенное исследование показало, что разница конечного результата составила 6 см у девушек и 3 см у юношей. Отсутствие второго занятия у студентов в режиме учебного дня повлияло на уменьшение показателей физических качеств студента, в частности, гибкости.

Подтвердилось, что несмотря на разную степень гибкости и состояние мышц, связок, все должны выполнять упражнения и комплексы систематически. Важно следовать предложенной преподавателем программе и равномерно распределять нагрузку, увеличивая её постепенно. Низкая или, наоборот, чрезмерная нагрузка приводит к противоположным результатам.

При выборе преподавателем самостоятельной работы для студента важно обозначить следующие факторы:

- упражнения для поддержания достигнутого уровня желательно выполнять ежедневно, но не менее четырех раз в неделю;

- все упражнения выполняются после разминки и до появления болевых ощущений в растягиваемых мышцах и связках;

- сочетание упражнений на развитие гибкости и упражнений для развития силы дают результаты выше, чем однообразное выполнение упражнений.

Основным методом развития гибкости является регулярное многократное повторение упражнений на гибкость. Выполнение таких упражнений можно включить в утреннюю гигиеническую гимнастику, а также выполнять комплексы во время тренировочных занятий в подготовительной и заключительной частях.

 

 

Библиографический список

 

  1. В.Н. Иваницкий, Физические качества человек – воспитание гибкости: учебно- методическое пособие / В.Н. Иваницкий, Н.А. Петухов, Н.П. Гордеева, В.Э. Бельц, Н.С. Ермакова – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. Ун-та, 2017. – 47 с.

  2. Загревская А.И., Игнатова А.Д., Жукова Н.И., Чуйко Л.Н. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем в педагогических вузах: Учебное пособие. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003.- 104 с.

  3. Кошелев В.Ф., Малозёмов О.Ю., Бердникова Ю.Г., Минаев А.В., Филимонова С.И. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: Учебное пособие / Под ред. О.Ю. Малозёмова. – Екатеринбург: УГЛТУ; Изд-во АМБ, 2015. – 464 с.

 

THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON THE DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY IN STUDENTS AT THE NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE, DESIGN AND ARTS

 

Dukhanin D. S., Senior Lecturer-Novosibirsk State University of Architectural of Design and of Arts

Glukhov A. V., Senior Lecturer-Novosibirsk State University of Architectural of Design and of Arts

Gunbina T. V., Senior Lecturer-Novosibirsk State University of Water Transport

 

Abstract. This article discusses issues that are associated with the development of one of the five basic physical qualities - flexibility. It is scientifically proven that with a high level of flexibility, muscles work rationally and facilitate body movements. The research work was carried out in physical education classes with 2nd year students, before the start of distance learning and after its completion, on the basis of the Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts. Studied and analyzed the data that were obtained during the main tests aimed at determining the level of physical fitness of students. The analysis of literary sources on the research topic was carried out, and the methodological basis of scientific work was the foundations of the theory and methodology of physical culture and sports in higher educational institutions.

Keywords: physical culture, flexibility, physical quality, physical fitness.