Номер
УДК 371.715

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗУМА И ТЕЛА

 

Шибкова В.П., кандидат педагогических наук, доцент

Тамбовский государственный технический университет

 

Карташова Г.В., студентка 4-го курса

Тамбовский государственный технический университет

 

Аннотация: В статье рассмотрено соотношение физических тренировок и умственных нагрузок, их влияние на общее состояние человека и возможности комплексного развития.

 

Ключевые слова: образование, физические нагрузки, стресс, утомляемость, потенциал организма.

 

    Образование человека начинается с первых дней его жизни и не прекращается никогда. Недаром говорят: «век живи – век учись». Образование детей заключается в воспитании и приобретении ими основных жизненных навыков (например, речь, умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение одеваться, распознавать бытовые опасности и многое подобное). Именно в ранние годы закладывается «фундамент» для последующей жизни в современном социуме, каким будет человек – коммуникабельным или обособленным.

    С первого взгляда обучение – однотипный процесс приобретения новых навыков и знаний, но на самом деле оно состоит из более сложных элементов. Поэтому любое обучение можно разделить на этапы. Например, желание приобрести навык или знание, поиск способа их получения, первые познания, основной процесс и завершающий этап, на котором происходит самопроверка или закрепление.

    Именно постепенность процесса обучения обеспечивает результат. Программы, рассчитанные на образование в группе с преподавателем или же на индивидуальное изучение, предоставляют все возможности для этого.

    А еще обучение можно разделить на два больших этапа: школа и высшее образование, между которыми будет располагаться этап «училище», являющийся или ступенькой на пути к высшему образованию, или его заменяющей составляющей.

    Однако многие люди, талант которых остался незамеченным на этапе школьных лет, или же проявившие себя в других сферах жизни, отличных от классического школьного образования, приходят к выводу, что наука не для них и лучше потратить годы жизни на что-то действительно полезное, вместо того чтобы занимать мозг бессмысленными вещами.

    Конечно, тут подразумевается длительная монотонная работа из года в год, не приносящая больших плодов на ранней стадии. И обучение для некоторых таковым и является.

    К тому же, найти работу по специальности после обучения в вузе совсем не просто. Иными словами, в некоторых ситуациях кажется, что легче получить рабочую профессию и зарабатывать хорошие деньги, чем потратить кучу лет и сил даже не имея гарантий на успех.

    А что на самом деле сложнее: работать физически или работать умственно? Наверно, на этот вопрос нет однозначного ответа, ведь здесь решающей является личная предрасположенность. Тяжело, например, для человека, привыкшего зарабатывать посредством своей природной силы или же приобретенных рабочих навыков, заняться наукой. Однако и любая физическая нагрузка не проста, так как всегда есть возможность перетрудиться, перекачать руки, сорвать спину и что-то тому подобное. А есть ли реальный риск перетрудиться умственно? Этот вопрос напрямую связан с вопросом: ограничены ли ресурсы нашего мозга, и ограничены ли ресурсы нашего тела.

    Представим, что совершенно не тренированный человек начинает отжиматься от пола. Сначала это легко. Особенно если учесть, что нетренированный человек изначально принимает неправильную позицию и усилия в мышцах получаются не такими, какими им следует быть. Но вот кто-то указывает ему на недочет или он самостоятельно приходит к данному выводу и исправляется. Через некоторое время появляется небольшое напряжение. При отжиманиях от пола нагрузка приходится на большую грудную мышцу, ее ключичную часть, на переднюю часть дельтовидной мышцы, трицепс плеча и локтевую мышцу. С каждым разом напряжение растет и растет. Упражнение уже не кажется простым. И вот человек достигает своего предела, когда усталость и боль в мышцах преодолеть уже не возможно. В следующие разы можно будет отметить повышение силы и выносливости. Как следствие, в физических нагрузках на данном этапе есть предел, но он различен для людей с разными данными и может быть увеличен путем тренировок.

    Но попробуем проделать то же с мозгом. Для этого можно решать задачи, изучать новые предметы или языки. Сначала, когда идут основы, этот процесс нельзя назвать сложным. Потом мозг утомляется, появляется желание завершить это или с первыми признаками усталости приходит рассеянность. Также это состояние приносит дискомфорт, раздражение, переходящее в настоящую агрессию, как будто мозг готов взорваться. В голове происходит что-то раздражающее, давит, а потом приходит апатия, как будто не чувствуется уже ничего. Но если подвергать себя таким упражнениям снова и снова, то можно заметить, что напряжение уменьшается, как и в случае с отжиманием от пола. То есть мозг представляет собой своеобразную «мышцу», которую также можно тренировать. Постепенное увеличение учебного материала и чередование умственных занятий и физических упражнений приводит к тому, что «порог» напряжения отодвигается. И это работает как и в увеличении времени занятий, так и в усложнении решаемых задач и упражнений.

    Однако так как умственная деятельность сопровождается вынужденным нахождением в однообразном «рабочем» положении, может развиваться состояние организма, называемое гипокинезией, обусловленное недостаточностью двигательной активности. Это значительно утяжеляет и без того напряженную работу студентов, особенно контрастируя с обучением в школе, где занятия физкультурой более регулярны. Поэтому так необходимо не забывать о физических упражнениях и во время дальнейшего обучения. Переключение с одного вида деятельности на другой позволяет «обмануть» мозг, который отдыхает более быстро. И после умеренной физической нагрузки возникает небольшая усталость организма, в то время как разум наоборот набирается сил и потенциала для дальнейшей деятельности.

    Нахождение в стрессе может быть полезным для организма. Это возбуждает работу нейронов, повышает иммунитет (статистика доказывает, что находящийся в стрессовой ситуации человек реже заболевает вирусными инфекциями). Но не любое стрессовое состояние способно стать стимулом к увеличению потенциала организма. Бывают случаи, когда совершенно верна истина, что болезни возникают от нервов. Нервное состояние истощает организм. Однако стрессовое состояние и нервное немного разные вещи. Нервное состояние – это неконтролируемый человеком процесс беспокойства, а стресс – следствие возбуждения мыслей. Например, стрессом может быть усердная работа, как физическая, так и умственная. Но если работа не в тягость, а в радость, то такой стресс влияет в большей степени положительно, особенно если и результаты напряжения радуют и приносят удовлетворение от проделанной работы.

    Иными словами, учиться и заниматься спортом не так тяжело, как кажется. И не так утомительно. Это под силу людям из разных семей, независимо от их воспитания и развития в ранние годы. Нет ограничения для людей из разных социальных слоев, профессий. Нет «способных» или «неспособных». Все дело лишь в желании и стремлении, усидчивости и самоконтроле, внимании и воле. Нужно только захотеть и любая задача будет по плечу.

 

THE INFLUENCE OF PHYSICAL EXERTION ON THE IMPROVEMENT OF MIND AND BODY

 

Shibkova V.P., Candidate of Pedagogic Sciences, Docent

Tambov State Technical University

 

Kartashova G.V., 4-th Year Student

Tambov State Technical University

 

Abstract: The article considers the correlation of physical preparation and mental loads, their merging into the general state of a person and the possibility of complecs development.

Keywords: education, physical preparation, stress, fatigue, organism's potential.