Номер
УДК 159.9

МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРЫ ГОТОВНОСТИ К ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Хайбуллина Д.Р., кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: Данная статья освещает проблемы интерпретации понятий «готовность» и «мотивация», а также содержит анализ мотивационно-потребностной структуры физкультурной деятельности.

 

Ключевые слова: готовность, структура готовности к деятельности, мотивационно-потребностная структура деятельности.

 

     Многомерность понятия «готовность к деятельности» и отсутствие в научной среде единой трактовки данного термина не позволяет создать единую прикладную систему готовности к физкультурной деятельности.

     При определении данного понятия ученые сходятся во мнении, что это психическое состояние, выполняющее функцию регулятивного механизма. Ф. Гогунов описывает готовность как «предупредительное состояние» [1, с. 144]; Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко понимают готовность как некое состояние, сопутствующее успешному выполнению деятельности [2, с. 92]. В структуре готовности к деятельности можно выделить, помимо личностных конструктов, ситуативные факторы самой деятельности. Структура готовности в зависимости от ряда факторов может носить характер длительной устойчивости или временного динамического состояния. Существует множество дефиниций понятия «готовность». Следует заметить, что в реальных условиях оба вида факторов существуют одновременно, взаимодействуют между собой, усиливая или нивелируя эффективность.

Таблица 1. Структура готовности к деятельности

17

     Большинство исследователей отводит мотивационно-потребностному компоненту ведущую роль в структуре готовности. Именно данный структурный компонент является побудителем, приводящим к деятельности, своеобразным результирующим сумматором, разрешающим или запрещающим деятельность на уровне целеполагания.

     Принятие в данном исследовании мотивационно-потребностной структуры за «побудитель» действия обусловлено динамикой взаимопроникновения мотива и потребности в деятельность, при котором данный психический конструкт не только инициирует деятельность, но также может и видоизменяет ее в процессе в зависимости от составляющих ее потребностей и устойчивых ценностей субъекта. Существует несколько подходов к пониманию соотношения между мотивом и потребностью: А.Н. Леонтьев и Л.С. Выготский указывали на то, что потребность дает толчок к возникновению мотива; Л.И. Божович и С.Л. Рубинштейн указывали, что потребность преобразуется в мотив после опредмечивания; В.А. Иванников – что потребность включена в структуру мотива. Важно отметить, что потребности, определяющие мотивационную структуру деятельности, имеют совершенно разнообразную природу, в частности, данное утверждение можно продемонстрировать на примере физкультурной деятельности.

     Физическая культура как «специализированный результат человеческой деятельности», генетическим основанием которой являются движения, в своей основе имеет деятельностную природу. Физическая культура приобретает формы подлинной деятельности, когда личностью принимается ценностное пространство физической культуры, когда ее достижения, образцы приобретают личную значимость. В таком случае физическая культура из категории социального феномена становится категорией личностной. Процесс «принятия» физической культуры требует большой внутренней работы, определенной организации сознания (осознания своих потребностей, жизненных целей, самоопределения, появления ценностных ориентаций, понимания назначения разнообразных форм и средств физической культуры). Физическая культура, являясь социальным феноменом, прямо или опосредованно, с разной степенью воздействия влияет на все сферы жизнедеятельности человека и способна удовлетворить потребности разного характера – от витальных до потребности в самореализации. Соответственно и мотивационная природа физкультурной деятельности будет различной. Побудителем деятельности могут быть такие факторы, как состояние здоровья, физические кондиции, эмоциональные состояния, желание принадлежать к определенной группе и т.д. Выбор направленности (оздоровительной, рекреационной, соревновательной) и формы (групповой, индивидуальной) занятий физической культурой позволяет дать первичную характеристику мотивационно-потребностного компонента деятельности.

     Можно разделить потребности по категориям возникновения в ходе формирования готовности к деятельности. Среди устойчивых потребностей – фундаментальная потребность в движении (описанная, в частности, в работах А.Ц. Цуни [3, с. 289]), а также бессознательные потребности, возникающие в результате действия архетипов, наиболее часто выражающиеся в проявлении архетипа «тени» – препятственной потребности к нездоровому состоянию тела с извлечением вторичной выгоды (по С.В. Ковалеву [4, с. 32]). В ситуативных личностных потребностях определяется еще один уровень дифференциации – отношение потребности непосредственно к деятельности, как правило, напрямую связано с целью выполняемой деятельности или опосредованно социальными факторами и другими мотивационными образованиями. Примером опосредованных потребностей является, например, потребность в общении с людьми, вовлеченными в физкультурную деятельность, при этом факт включения в этот вид деятельности может быть и основополагающим для получения возможности поля интимно-личностного общения по интересам. Данный мотив имеет высокий ранг у посетителей фитнес-центров [5]. Также следует отметить возрастной характер изменчивости ведущих интересов, в отношении физкультурной деятельности наибольший расцвет данная структура получает в юношеском возрасте.

Библиографический список

 

  1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2000. 288 с.

  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. 207 с.

  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

  4. Ковалев С.В. Основы нейролингвистического программирования. М.: Профит Стайл, 2011. 208 с.

  5. Хайбуллина Д.Р. К вопросу маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг // Экономико-правовые и организационно-управленческие аспекты в сфере физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. С. 125128.

 

THE MOTIVES AND NEEDS IN THE STRUCTURE OF READINESS FOR PHYSICAL ACTIVITY

 

Khaybullina D.R., Candidate of Pedagogic Sciences, Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract: This article consecrates problem of interpretation of concepts “readiness” and “motivation”, it also includes analysis of motivational-need structure of spots activity.

Keywords: readiness, structure of preparedness, motivational-need structure of activity.