УДК 796.0:378

РЕЗУЛЬТАТЫ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Духанин Д.С., старший преподаватель
Глухов А.В., преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье представлены результаты физической подготовленности студентов с учетом тестовых контрольных заданий по элективным дисциплинам физической культуры и спорта. Систематизированы данные по развитию основных физических качеств обучающихся. Отмечается, что элективные дисциплины по физической культуре и спорту позволили студентам выбрать физкультурно-спортивную специфику и показать максимальную успешность.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, нормативы, тестовые контрольные задания, физическая подготовленность, успеваемость.

 

     Актуальность. Понятие «физическая культура» определяет не только систематическое применение рационально составленных комплексов физических упражнений, но и хорошее психическое и физическое здоровье. Физическая культура является ведущим фактором здорового образа жизни и  его следствием. Польза физических упражнений заключается в том, что они помогают сохранять хорошую физическую форму. Такие упражнения (в особенности бег) развивают не только мышечный компонент тела и плотность костей, но и улучшают функциональные возможности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. В результате регулярных занятий физическими упражнениями улучшается самочувствие, появляется уверенность в себе и т.д. [1, 2].
Физическая культура направлена на развитие физических способностей человека и является важной частью общей и духовной культуры общества. Она сама обогащает культуру, науку, искусство, литературу специальными ценностями в виде теории, научных знаний, методик физического развития и спортивной тренировки [5].
   Только комплексное использование в процессе физического воспитания всех средств – физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических мероприятий обеспечивает положительный результат. Двигательная активность в оптимальных дозах стимулирует синтез мозгом «гормона счастья» – эндорфинов, которые вызывают положительные эмоции, тем самым способствуя гармонизации жизнедеятельности организма. Физические упражнения являются весьма эффективным доступным для всех людей средством совершенствования своего тела. Систематическими физическими упражнениями достигается физическое совершенство и устойчивая согласованность работы всех внутренних органов, а также  совершенствование функций нервной системы и психических процессов. Двигательная активность обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и его адаптацию, запускает и определяет множество ключевых процессов, оптимизирующих жизнедеятельность человека [1, 6].
    Целенаправленное использование двигательной активности на занятиях физической культуры должно лечь в основу организации здорового образа жизни студента. Ведущие активный образ жизни студенты могут рассчитывать на то, что проживут дольше, чем те, кто проводит свою жизнь в гиподинамии. Как считают некоторые физиологи, каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два или три часа. Если так, то некоторые люди продлевают себе жизнь на целых 5–10 лет [1].
Здоровый образ жизни – значимый фактор профессиональной подготовки студента, позволяющий концентрировать его личностно ориентированную направленность. Знание основ и принципов здорового образа жизни поможет студентам самостоятельно и грамотно проектировать и в дальнейшем оптимально организовать свою жизнедеятельность, полнее реализовать трудовой и творческий потенциал [2, 3].
     Согласно новым стандартам в высшем образовании, появилась возможность реализовать индивидуальный и в то же время комплексный подход в рамках новой образовательной программы «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». В образовательной программе представлено содержание и методика учебных занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту. Представлены механизмы реализации методических подходов проведения занятий для обучающихся по общей физической подготовке, легкой атлетике, аэробике, волейболу, настольному тенису.
    В связи с вышесказанным, целью настоящей работы явилось изучение результатов физической подготовленности студентов ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств» с учетом нормативных показателей. Достижение цели настоящего исследования предполагает решение следующих задач: 1) представить нормативные данные по физической культуре для студентов с учетом их возраста и пола; 2) систематизировать полученные данные по физической подготовленности студентов; 3) представить результаты физической подготовленности студентов по развитию основных физических качеств. Для получения результатов настоящего исследования использовали метод педагогического измерения, основанный на тестировании физических качеств студентов и сопоставлении этих данных с результатами исследования. Для анализа полученных данных использовали метод математической обработки. В педагогическом тестировании приняли участие студенты 1–3-го курсов, обучающихся по элективным дисциплинам «Физическая культура и спорт». Общее количество обучающихся в основной группе по образовательной программе «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в НГУАДИ – 431 человек. Из них: обучаются на 1-м курсе – 180 студентов (15 юшошей; 165 девушек), 2-м курсе – 137 (27 юношей; 110 девушек); 3-м курсе – 114 (16 юношей; 98 девушек). Все они выполняли одинаковые типовые тестовые задания по физической подготовленности с учетом пола.
    Результаты. Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», представлены в табл. 1 для юношей и в табл. 2 для девушек.

Рис.1Рис.2

     В табл. 1 и 2 представлена оценка сформированности компетенций в рамках текущей и промежуточной аттестации по программе «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», которая согласуется с нормативами, представленными на основе стандартизированных тестов физической подготовленности и контрольных спортивно-видовых упражнений. Оценка физической подготовленности определяется с помощью таких средств физической культуры, как контрольные упражнения и тесты физической подготовленности, которые разработаны преподавателями кафедры физического воспитания НГУАДИ. Согласно полученным результатам студентов, происходит ранжирование этих данных по оценочным уровням сформированности компетенций: продвинутый уровень (отлично); базовый уровень (хорошо); пороговый уровень (удовлетворительно); не сформирован пороговый уровень (неудовлетворительно). Зачет выставляется студенту в конце семестра по результатам  и выполнению тестовых контрольных заданий.
     Так, около 26 % юношей с 1-го по 3-й курс максимальную оценку 5 баллов получали за выполнение тестовых контрольных заданий на скоростно-силовую подготовленность (челночный бег) и за упражнение «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье».  В среднем 18,5 % из числа всех вышеуказанных студентов получили оценку «отлично» за выполнение упражнения «подтягивание из виса на высокой перекладине. Хуже студенты справлялись с заданиями на шестиминутный бег, определяющий общую выносливость организма. Продвинутый пороговый уровень в этом задании всего у 6 % студентов 1-го курса, хотя к 3-му курсу улучшили этот показатель до 18,7 % юношей. Между тем известно, что тренировка сердечно-сосудистой системы – это выполнение физических упражнений, увеличивающих потребности мышц в кислороде, достаточно длительное время. Эти упражнения тренируют сердце, и оно интенсивнее работает. Одновременно повышаются функциональные возможности всего организма.
      Среди девушек 21 и 30,9 % процентов на «отлично» и «хорошо» справлялись с заданием «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье», характеризуя такое физическое качество, как гибкость. Продвинутый пороговый и базовый пороговый уровни сформированности компетенций по элективным дисциплинам физической культуры и спорту в упражнениях «поднимание туловища из положения лежа на спине» и при выполнении типового контрольного задания «челночный бег» получили 36,9 % девушек. Меньше всего баллов девушки получали за выполнение таких упражнений, как «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» и «прыжки в длину с места». Это свидетельствует о недостаточном уровне физического развития еще при поступлении в вуз.
     Оценку успеваемости в 2017–2018 учебном году по учебной дисциплине «Прикладная физическая культура» проводили согласно контрольно-оценочным нормативам, представленным в табл. 1 и 2. Затем полученные результаты педагогического тестирования студентов НГУАДИ по физической подготовленности распределяли согласно балльной оценке (табл. 3) [4].

Рис.3

      В 2017–2018 учебном году результаты тестирования по физической культуре показали, что среди студентов 1-го курса на оценку «отлично», согласно нормативам по физической подготовленности, справились 28,6 %  учащейся молодежи. На 2-м и 3-м курсе отлично справились с тестовыми заданиями 24,0 и 19,1 % студентов соответственно. В среднем среди студентов 1, 2 и 3-го курсов оценку «отлично» получили 24,3 % человек. Оценку «хорошо» на 1-м курсе получили 60,7 % студентов, на 2-м – 57,4 %. На 3-м курсе хорошо с тестовыми заданиями по физической подготовке справились 63,6 % обучающихся. Среди всех участников исследования, обучающихся по учебной дисциплине «Прикладная физическая культура», хорошо справились с тестовыми заданиями 60,4 % студентов. Удовлетворительные значения по физической подготовленности среди студентов 1–3-го курсов показали 13,7 % человек. Так, удовлетворительные показатели среди обучающихся 1-го курса встречались у 8,6 % студентов. На 2-м курсе удовлетворительные оценки получили 17,8 % человек, на 3-м – 15,5 % (табл. 3). Не справились с тестовыми заданиями по учебной дисциплине «Прикладная физическая культура» незначительное количество обучающихся – в среднем 1,6 % (табл. 3).
Полученные данные тестирования в 2018–2019 учебном году выявили, что на оценку «отлично» согласно предложенным типовым контрольным заданиям для оценки знаний, умений, навыков по физической подготовленности  справились 21,2 % студентов 2-го курса (табл. 4).

Рис.4

    Это на 2,8 % меньше, чем было получено по аналогичной отметке в прошлом, 2017–2018 учебном году. На 3-м курсе на «отлично» справились с тестовыми заданиями 19,3 % студентов в настоящем учебном году и 19,1 % студентов в прошлом учебном году (табл. 3, 4).
     Вместе с тем следует отметить позитивную динамику распределения студентов по критерию «неудовлетворительно». Если в прошлом учебном году на 2-м и 3-м курсах таких студентов наблюдалось около 2 % в среднем, то уже в 2018–2019 учебном году такой оценки среди студентов, выполняющих типовые контрольные задания, выявлено не было. Также несколько увеличились группы студентов, которые справились с заданиями на уровне базового (хорошо) и порогового уровня (удовлетворительно) (табл. 3, 4).
    Среди студентов 2-го и 3-го курсов в 2018–2019 учебном году преодолели продвинутый уровень сформированности компетенций и получили отметку «отлично» 20,25 % обучающихся по элективным дисциплинам физической культуры и спорту.  В прошлом году этот показатель составил 22 % студентов (табл. 5).

Рис.5

      Базовый уровень сформированности компетенций по физической подготовке показали 60, 5 % обучающихся. В настоящем учебном году оценку «хорошо» получили 62,6 % студентов 2-го и 3-го курсов обучения НГУАДИ (табл. 5). На 2-м и 3-м курсах хорошо с тестовыми заданиями по физической подготовке справились 63,6 % человек. Удовлетворительные значения по физической подготовленности в прошлом учебном году  среди студентов, обучающихся на 2-м и 3-м курсах, показали 16,65 % человек. Удовлетворительные показатели среди студентов аналогичных курсов встречались у 17,2 % обучающихся в настоящем учебном году. Не справились с тестовыми заданиями по учебной дисциплине «Прикладная физическая культура» в 2017–2018 учебном году среди студентов в среднем около 2 % обучающихся. Тогда как в настоящем 2018–2019 учебном году студентов, у которых не сформирован пороговый уровень и которые бы получили отметку «неудовлетворительно», не оказалось вовсе (табл. 5).
    Заключение. Таким образом, учебные дисциплины «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура», преобразовавшись согласно новым стандартам в высшем образовании в образовательную программу «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», позволили выбирать студентам тот вид физкультурно-спортивной деятельности, который в большей степени отвечает их интересам и желаниям. В ситуации исследования одного учебного года можно отметить положительную динамику успеваемости обучающихся и отсутствие студентов, которые не смогли бы выполнить типовые контрольные задания по физической подготовке. Юноши лучше всего справились с заданиями скоростно-силовой подготовки. Хорошие результаты показали в упражнении «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» и  «подтягивание из виса на высокой перекладине. В заданиях на шестиминутный бег, определяющих общую выносливость организма, юноши были менее успешны, что существенно снижает  способность сердечно-сосудистой и дыхательной систем снабжать работающие мышцы кислородом и выводить из  них углекислоту. Продвинутый и базовый пороговые уровни сформированности компетенций у девушек выявлены по гибкости, силе мышц брюшного пресса и в скоростно-силовых качествах. У студенток выявлены низкие силовые показатели мышц рук и слабая сократительная способность нервно-мышечных волокон бедра. Между тем достаточной выносливостью мышц пальцев, предплечья, плеча и спины должны обладать студенты, вынужденные часами сидеть за клавиатурой компьютеров, рисунками и чертежами как, например в нашем вузе.

 

Библиографический список

 

    1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие / В.А. Бароненко. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. – 336 c.
    2. Блинков С.Н., Мезенцева В.А., Бородачева С.Е. Элективные курсы по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] : учеб. пособие. –Самара, 2018. – 161 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/109462 (дата обращения: 06.05.2019).
    3. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебн. пособие. – М.: КноРус, 2013. - 240 c.
    4. Духанин Д.С., Глухов А.В. Физическая культура в вузе как система подготовки студентов к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса//Творчество и современность, 2018. – № 2(6), с. 148.
    5. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая культура: учебник для вузов / А.Б. Муллер, – М.: Юрайт, 2013. – 424 c.
    6. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 431 c.

 

 

RESULTS OF STUDENT PERFORMANCE ON THE ELECTIC DISCIPLINES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

 

Dukhanin D.S. Senior Lecturer
Glukhov A.V. Lecturer
Novosibirsk State University of Architectural of Design and of Arts

 

Abstract. This article presents the results of the physical fitness of students taking into account the test assignments for the electic disciplines of physical culture and sports. Systematized data on the development of basic physical qualities of students. The boys have coped best with the tasks of speed-strength training, exercise flexibility and tightening of the visa on the high bar. In jobs that define the overall endurance, youths were less successful, and this significantly reduces the ability of the cardiovascular and respiratory systems to supply oxygen to working muscles and take carbon dioxide from them. Advanced and basic thresholds of competences of the girls identified on the flexibility and strength of the abdominal muscles, however, identified low power rates and weak muscles contractile ability of the nerve-muscle fibers. Meanwhile, sufficient endurance muscles of fingers, forearms, shoulders and back must have students who sit at the keyboard forced to sit behind a computer keyboard, graphics and drawings. It is important to note that elective disciplines on physical culture and sport has allowed students to choose sports and sports specific and show maximum success.
Keywords: physical education, students, standards, test control tasks, physical preparedness, performance.