DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 76.02:378
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМ ВУЗЕ (ОПЫТ КАФЕДРЫ РИСУНКА, ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ)

Гребенников С.А., доцент

Иванов А.О., доцент

Ушков В.И., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В статье представлен опыт разработки актуальных программ обучения изобразительным навыкам, прежде всего, рисунку будущих архитекторов и дизайнеров в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова. Приводится история вопроса, анализируются изменения в содержании программ и методов контроля формирования компетенций.

     Ключевые слова: архитектурное и дизайнерское образование; образовательные стандарты; преподавание рисунка.

     Актуальность. При разработке современных образовательных программ уровня «бакалавр», имеющих практико-ориентированную направленность, важным становится вопрос соотношения в модели выпускника фундаментальных компетенций и узкоспециальных умений, используемых в производстве сегодняшнего дня. Для дисциплин архитектурно-дизайнерского вуза, связанных с изобразительными навыками, этот вопрос был обострен глобальным переходом процессов проектирования на цифровые технологии. Дистанционное обучение, необратимо ставшее неотъемлемой частью высшей школы, также потребовало определенных обновлений педагогических методик. Все это делает актуальным обобщение опыта преподавания последних лет и выявление тенденций дальнейших изменений практических дисциплин, формирующих общепрофессиональные компетенции в архитектурно-дизайнерском вузе.

     Материалом для статьи послужил опыт разработки и преподавания дисциплин: «Рисунок и живопись», «Академический рисунок», «Рисунок в дизайне» на кафедре Рисунка, живописи и скульптуры (РЖС) в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ) имени А.Д. Крячкова.

     История вопроса. Рисунок, как способ объективной передачи на плоскости образов трехмерного мира, наблюдаемого в реальности или создаваемых воображением автора, традиционно является важной частью обучения пластическим искусствам. Начиная с XVII в., времени появления первых академий художеств, складывались не только теоретические и практические основы реалистического академического рисунка, но и методы обучения и их организационные формы. Учебная программа была универсальной для всех видов искусств, итоговой ступенью обучения считался рисунок фигуры человека, а степень владения рисунком и развитие других профессиональных навыков не всегда связывались во времени. Например, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества начала XX в. будущие архитекторы должны были пройти головной и фигурный классы, и иногда им это удавалось лишь на последнем году обучения [1, с.327]. Такой подход к обучению к рисунку в целом сохранялся в отечественном архитектурном образовании до начала нынешнего столетия. В примерной учебной программе по дисциплине Рисунок для ГОС ВПО «Бакалавр архитектуры» второго поколения, действовавшей в 2001-2014 гг., указывалось, что цель ее освоения в ««развитии общей художественной культуры, понимания и умения изображать архитектурные формы и пространства, окружающую среду с натуры и по воображению» [2, с.143]. Примерная программа включала три раздела: «Геометрические формы», «Человек», «Архитектура и ее окружение» (48, 340 и 184 часа аудиторных занятий или, соответственно, 8,5%, 59,5% и 32%) [там же, с.149] и осваивалась в течение семи и более семестров.

     Особенностью учебной программы старейшего отечественного художественно-промышленного училища МГХПУ им. С.Г. Строгонова (1825 г. основания) была изначальная нацеленность на развитие прикладных навыков обучающихся. В XIX в. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам (первоначальное название МГХПУ) имела 6-летнюю учебную программу по рисунку, основавшуюся «на копировальном и натурном подходам к рисованию, с преобладанием первого» [3, с.12]. Становление дизайна как области творчества, расширение его специальностей, накопление методического опыта оформились в начале XX в. в общую структуру образования, когда студент на первом этапе обучения получает базовые навыки в дизайне, а на втором более глубоко осваивает свою будущую специализацию [там же, с.5].  Необходимость учета специфики проектных задач в развитии изобразительных умений будущих дизайнеров определило включение в 1999 г. в учебные планы МГХПУ дисциплины «специальный рисунок» [там же, с.27].  В ГОС ВПО «Специальность Дизайн» второго поколения, действовавшем в 2003-2015 гг., общепрофессиональная дисциплина «Рисунок» (общим объемом 1360 часов аудиторных занятий в течение десяти семестров) должна была включать две части: 1. Овладение методами изобразительного языка академического рисунка,  2. Рисунок, связанный с получаемой квалификацией [4, с.16].

     Введенные в 2009-2010 гг. ФГОС ВПО третьего поколения и их обновления, заканчивая действующим ФГОС ВО 3++ 2017-2020 гг., изменили стратегию формирования образовательных программ высшего образования. Стандарты не включают, как предыдущие, описания отдельных дисциплин, но содержат требования по общей структуре программ и их объемов, условиям реализации, результатам освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Важно, что последние должны формулироваться с учетом профессиональных стандартов, а общепрофессиональные компетенции должны отражать «запросы рынка труда в части владения выпускниками программ высшего образования по направлению подготовки базовыми основами профессиональной деятельности с учетом потенциального развития области или областей деятельности» [5, с.4].

     Результаты. Учебными планами НГУАДИ, разработанными в рамках ФГОС ВО 3++, для направлений подготовки: «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Градостроительство» в художественно-графическом цикле предусмотрены дисциплины «Рисунок и живопись» (объемом 256 аудиторных часов в течение 1-4 семестров) и «Скульптура» (32 часа, 5 семестр), а также для направления «Архитектура» дисциплины по выбору «Архитектурный скетчинг», «Цвет в современной архитектуре», «Акварельная живопись» (все по 32 часа, 5 и 6 семестры). Для направления «Дизайн» в обязательной части: «Академический рисунок» (объемом 248 аудиторных часов в течение 1-4 семестров), «Академическая живопись» (60 часов, 3 семестр), «Академическая скульптура  пластическое моделирование» (64 часа, 6 семестр) и дисциплины по выбору «Рисунок в дизайне» или «Техника графики в дизайне» (124 часа, 5-6 семестр) [6].

     Содержание программ потребовало существенного изменения. Это было обусловлено тем, что в современной проектной практике ручная графика в основном используется в процессе эскизирования, а для моделирования, чертежей и презентационных визуализаций используются компьютерные технологии, овладение которыми требует своей части бюджета времени образовательных программ. Традиция формирования программ по рисунку, в том числе на Основном отделении ВХУТЕМАСа, предполагает сначала освоение базовых навыков аналитического линейно-конструктивного и светотеневого рисунка в изображении геометрических тел и других простых объектов, а затем освоение более сложных тем, разнообразных художественных материалов и графических приемов, связанных со спецификой будущей профессии. Но актуальная практико-ориентированная направленность учебных программ по проектированию, когда студенты по возможности рано начинают знакомиться с реальными заказами, участвовать со второго курса в профессиональных и студенческих творческих конкурсах по специальности, требует развития навыков профессионального эскизирования с 1 курса.

     Значительное сокращение часов (например, дисциплины «Рисунок» специалитета «Дизайн» при переходе на бакалавриат в 3 раза) не позволяло пропорционально сократить все разделы традиционной программы, и основное место заняли задания, связанные с изображениями профильных объектов, т.е. связанных с направлением и профилем образовательной программы. В дисциплине «Рисунок и живопись» для направления «Архитектура» на три основных раздела по рисунку «Геометрические и бытовые предметы», «Человек», «Архитектура»  были выделены 40, 8 и 100 аудиторных часов (27%, 5% и 68%, соответственно), что принципиально отличалось от приведенных выше соотношений разделов программ для ГОС ВПО второго поколения. Для профиля «Дизайн костюма» из часов дисциплины «Академический рисунок» по предложению выпускающей кафедры была выделена дисциплина «Рисунок фигуры человека в костюме» (3-4 семестр), суммарно 75% аудиторных часов обеих дисциплин посвящены рисунку человека.

     Уменьшены продолжительность выполнения заданий и размер изображения (с А2 на А3 или чуть более). Особенно это касается рисунков по воображению, где главным становится не графическое совершенство листа, а развитие навыков композиции и осмысленного структурирования изображения профильных объектов. При этом в каждом семестре сохраняется длительное задание по рисунку или живописи с натуры, необходимое для развития навыков «изображения на должном уровне владения основами художественной культуры и объемно-пространственного мышления» [7], в том числе и впоследствии с помощью цифровых технологий. Для будущих дизайнеров, начиная со второго семестра, в программы включены задания на овладение графическим языком стилизации изображаемых объектов. Важным является использование, начиная с 1 курса, как различных графических материалов, так и цифровых графических планшетов при рисунках по воображению (рис.1).

     Самостоятельная работа студентов была направлена не на дополнительные часы в аудитории, а на выполнение рисунков по воображению и домашних набросков. Это требует особого методического сопровождения, важным инструментом которого должна стать ЭИОС (электронная информационно-обучающая среда) НГУАДИ. Опыт использования ЭИОС при дистанционном обучении рисунку и живописи (более подробно [8]) показал ее оперативность как при консультировании и оценке выполняемых работ, так при необходимости демонстрации примеров решения возникающих творческих задач. Одной из проблем при формировании общепрофессиональных компетенций является разрыв в стартовом уровне соответствующих навыков у обучающихся 1 курса. От отстающих студентов требуется дополнительный объем самостоятельной работы, в том числе по изучению законов линейной перспективы и иных теоретических основ рисунка и живописи, помочь в этом должны соответствующие методические материалы, размещенные в ЭИОС.

     Методы контроля формирования компетенций были адаптированы к изменившимся программам. Контроль навыков быстрого специального рисунка на первом курсе осуществляется еженедельным размещением заданного числа домашних набросков в ЭИОС (а для будущих дизайнеров и сформировать из них портфолио) и аудиторными контрольными работами, в ограниченное время которых нужно разнообразными графическими материалами (маркерами, линерами и т.д.) изобразить с натуры или по представлению профильный объект.  Контроль выполнения рисунков с натуры и по воображению подразумевает не только итоговый просмотр работ всей группы с анализом достижений и недочетов, но и последовательное размещение в ЭИОС стадий выполнения задания (рис.1).

     Заключение. Анализ опыта актуализации обучения рисунку, живописи и скульптуре в высшей архитектурно-дизайнерской школе позволяет выделить следующие тенденции:

     - направленность на формирования прикладных изобразительных навыков, востребованных в современной проектной практике, с самого начала освоения образовательных программ;

     - развитие методик обучения навыкам быстрого профессионального рисунка и контроля формирования этих компетенций;

     - расширение использования цифровых технологий как инструмента коммуникации и контроля в образовательном процессе, так и инструмента  графики и живописи при изображении объемно-пространственной среды с натуры и по воображению.

     При этом следует отметить, что только параллельное развитие базовых навыков классического рисунка, живописи и скульптуры в очном обучении позволит сохранить требуемое стандартами владение основами художественной культуры при создании изображений.

 

Рис.1. Последовательность выполнения рисунка по представлению из заданных бытовых предметов. Падалко М. 21-121-1гр. Цифровой графический планшет.

Рис.1. Последовательность выполнения рисунка по представлению из заданных бытовых предметов.

Падалко М. 21-121-1гр. Цифровой графический планшет.

 

Библиографический список

 

     1. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. Книга 2. - М.: Издательство «Ладья», 2000.

     2. Архитектурное образование. Ч.1: Бакалавр/ под ред. А.В. Степанова, Н.Ф. Метленкова. - М.: Изд-во РУДН, 2001.

     3. Горелов М.В. Рисунок как инструмент проектного мышления (на примере МГХПУ им. С.Г. Строгонова): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения.- М., 2006.

     4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность 052400 Дизайн.- М., 2003.

     5. Методические рекомендации по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ высшего образования на основе профессиональных стандартов, утвержденные Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям

(протокол от 29 марта 2017 г. № 18). - М., 2017

     6. НГУАДИ. Сведения об образовательной организации. Образование. Информация об описании образовательной программы. - URL: https://nsuada.ru/sveden/education/educationDocs/ (дата обращения: 08.06.2022).

     7. НГУАДИ. Сведения об образовательной организации. Образовательные стандарты и требования. Бакалавриат. 07.03.01. Архитектура. - URL: https://nsuada.ru/sveden/education/eduStandarts/ (дата обращения: 08.06.2022).

     8. Гребенников С.А.,  Иванов А.О., Ушков В.И. Опыт дистанционного обучения рисунку и живописи в архитектурно-художественном вузе // Региональные архитектурно-художественные школы. - 2020. - № 1. - С.115-119.

 

 

TOPICAL ISSUES OF TEACHING ART AND GRAPHIC DISCIPLINES IN ARCHITECTURAL AND DESIGN UNIVERSITY

(EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT OF DRAWING, PAINTING AND SCULPTURE)

 

Grebennikov S.A., Associate Professor

Ivanov A.O., Associate Professor

Ushkov V.I., Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

     Abstract. The article presents the experience of developing actual programs for teaching fine skills, primarily drawing, future architects and designers at Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Art. The authors give the history of the issue, analyze changes in the content of programs and methods for monitoring the formation of competencies.

     Keywords: architectural and design education; educational standards; drawing teaching.