Номер
РЕСУРСЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ИСТОРИКО- АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ ИАЭТ СО РАН В НОВОСИБИРСКЕ В СВЕТЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Майничева А.Ю., доктор исторических наук, главный научный сотрудник НГУАДИ
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье выявлены и проанализированы ресурсы Историко-архитектурного музея Института археологии и этнографии СО РАН в аспекте их использования в сфере креативных индустрий. Основным историко-культурным рекреационным ресурсом музея является культурный капитал в его объективированной форме, состоящий из музейных предметов и музейных коллекций. Уникальные объекты археологии и архитектуры, включая недвижимые объекты культурного наследия федерального и регионального значения являются источником вдохновения для художников, фотографов, дизайнеров, архитекторов, на них создаются и проверяются технологии информационного моделирования и медиа-индустрий. Музей обладает образовательным ресурсом, обеспечиваемым экспонируемыми зданиями и сооружениями и высококвалифицированными специалистами в области археологии, этнографии, музеологии, что позволяет формировать воплощенный капитал. Значимы природные рекреационные ресурсы, включающие территорию со сложным природным ландшафтом. Сочетание рекреационных и образовательного ресурсов востребованы в различных формах мероприятий, характерных для креативных индустрий, которые предполагают сочетание индивидуального творчества и коллаборации в привлечении ресурсов. Рациональное использование имеющихся ресурсов историко-культурного наследия, хранителем которого являются музеи под открытым небом, должно стать частью программы стратегии регионального развития с привлечением возможностей креативных индустрий.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, музей под открытым небом, Историко-архитектурный музей ИАЭТ СО РАН, рекреационные ресурсы, образовательный ресурс, креативные индустрии

В настоящее время вопрос об историко-культурном наследии перемещается в плоскость поиска его адекватного использования в современных условиях, что важно и для развития общества, и для обеспечения сохранения ценных образцов культуры прошлых эпох. Изменение взгляда на культурное наследие как на убыточную дотационную сферу, привело к появлению новой парадигмы – использование его ресурсов в креативной индустрии, которая предполагает превращение идей в реальные доходы. По классификации ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию, орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданная в 1964 г.) в креативные индустрии входит культурное наследие как источник для креативности. Новый взгляд появился за рубежом в 1980-е гг., дальнейшая разработка подходов на его основе, их апробация привели к тому, что реальная практика верифицировала теоретические установки. Одним из первых, кто коснулся этой проблемы в отношении использования культурного наследия в России, был М. Гнедовский в 2005 г. в работе «Творческие индустрии: политический вызов для России» [2].

Одним из аспектов проблемы является решение вопроса определения ресурсного содержания музеев под открытым небом, где сосредоточены многочисленные объекты культуры и искусства, имеющие важное историко-культурное значение. Данная статья посвящена анализу возможностей использования некоторых ресурсов музеев под открытым небом на примере Историко-архитектурного музея Института археологии и этнографии СО РАН (ИАМ) в аспекте функционирования в поле креативных индустрий. Под ресурсами понимаются условия и возможности, необходимые для ведения той или иной деятельности с целью достижения результатов, что позволяет обратиться также к понятию «культурный капитал» [1], обозначающему культурные преимущества, которые могут быть преобразованы в экономическую выгоду.

В традиционном понимании, что закреплено документами, включая Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (26.05.1996 № 54-ФЗ), уставы организаций, положения и пр., музеи предназначены в первую очередь для учета музейных предметов и музейных коллекций. Современная научная литература показывает более широкий спектр деятельности музеев, которые представлены организациями историко-культурной направленности, ведущими сбор, накопление и распространение информации по объектам прошлых эпох. В качестве дополнительной функции указывается их образовательная роль, в связи с чем развивается разработка технологий музейной педагогики. Идущая адаптация к современным условиям привела к тому, что музейный мир претерпевает существенные изменения, осваивая сферу социально-экономических отношений, входит в культурную, экономическую, политическую жизнь разноуровневых сообществ. В сфере креативных индустрий музей как аккумулятор культурных явлений, сам, не будучи утилитарным, выполняет экономическую, по сути, функцию приобретения дополнительных преимуществ.

Основным историко-культурным рекреационным ресурсом музеев под открытым небом выступает культурный капитал в его объективированной форме, состоящий из музейных предметов и музейных коллекций. На территории ИАМ сосредоточено несколько десятков каменных изваяний и артефактов различных исторических эпох: от древнекаменного века до позднего средневековья. Это - гигантский нуклеус (ядрище) из палеолитической стоянки Улалинка вблизи г. Горно-Алтайска республики Горный Алтай; каменные глыбы с рисунками эпохи неолита из пос. Сикачи-Алян на Нижнем Амуре; изваяния и плиты с рисунками эпохи бронзы из Южной Сибири; оленные камни плиты с рисунками людей и животных раннего железного века; комплекс стел (вертикально стоящих каменных плит) погребения эпохи бронзы из памятника Семисард на Алтае; скульптурные изображения древнетюркских воинов; база каменной колонны X-XII вв. н. э. из долины р. Тунгуcки (приток Амура) около г. Хабаровска; базальтовая ступа для обработки зерна того же времени; камень с буддийской надписью на тибетском и старомонгольском языках XVI-XVII вв.; изваяние буддийского божества воды Лубан Жалбо Бурхан XVIII-XIX вв. из Забайкалья.

В ИАМ находится церковь Спаса Нерукотворного образа, уникальный памятник русской деревянной архитектуры. Церковь была построена на рубеже XVII-XVIII вв. в заполярном городе Зашиверске, располагавшемся на р. Индигирке. За почти три столетия своего существования церковь неоднократно перестраивалась, но сохранила свой замечательный по красоте художественный образ. Экспедиции 1970-х гг. под руководством академиков А.П. Окладникова и А.П. Деревянко вывезли из опустевшей местности церковь. В 1987-1990 гг. церковь и колокольня были восстановлены на территории ИАМ и вошли в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

Казымский (Юильский) острог – редкий образец крепостного деревянного зодчества Сибири. Построен русскими в XVIII в. на берегах реки Казым, притока Оби. В архитектуре острога прослеживаются приемы, характерные для русского оборонного зодчества XVI-XVIII вв.: двухэтажные башни с четырехскатными кровлями, обламом, бойницами, тыновое ограждение. Экспедиции 1972-1973 гг. обследовали и перевезли башни в Новосибирск. Археологическое исследование территории острога было проведено академиком В.И. Молодиным. Острог восстановлен на территории музея и приобрел статус объекта культурного наследия регионального значения.

Церковь, колокольня и две башни острога и часть тына были реконструированы по проектам института «Спецпроектреставрация», г. Москва. Начаты работы по восстановлению усадьбы русского крестьянина XIX в. из Восточной Сибири, имеющей в своем составе избу, двухэтажный амбар, навесы, баню, погреб. Усадьба старожилов является примером хозяйственно-экономического комплекса периода аграрного освоения Сибири.

Перечисленные объекты обладают существенной историко-культурной и эстетической значимостью, дают представление о формах, образах и художественном вкусе прошедших эпох, могут стать и уже являются источником вдохновения для художников, фотографов, дизайнеров, архитекторов (рис. 1, 2).

 

Рис. 1 Археологические памятники в ИАМ. Фото С. Борисенко. 2020 г.

Рис. 1 Археологические памятники в ИАМ. Фото С. Борисенко. 2020 г.

Рис. 2. Спасская церковь из Зашиверска.  Художник Наталья Гудченко. 2020 г.

Рис. 2. Спасская церковь из Зашиверска. Художник Наталья Гудченко. 2020 г.

 

Постройки музея стали объектом для проверки применимости технологий информационного моделирования и других составляющих медиа-индустрии (рис. 3, 4). Так, было предложено и на примере экспонатов музея разработано понятие «умные памятники деревянного зодчества» [6], разработаны методики фиксации и документирования зданий [3, 4, 5].

Рис. 3. Облако точек, результат лазерного сканирования церкви. 2019 г.

Рис. 3. Облако точек, результат лазерного сканирования церкви. 2019 г.

 

Рис. 4. Отливка колокола по цифровой модели в мастерской Центра колокольного звона Новосибирской митрополии. 2019 г.

Рис. 4. Отливка колокола по цифровой модели в мастерской Центра колокольного звона Новосибирской митрополии. 2019 г.

 

Музей в целом обладает огромным образовательным ресурсом не только благодаря экспонируемым артефактам и зданиям, но и наличию высококвалифицированных специалистов с учеными степенями, которые являются специалистами в археологии, этнографии, музеологии и ведут активную научную и образовательную деятельность (Историко-архитектурный музей относится к подразделению Института археологии и этнографии СО РАН). Все это позволяет через лекции, фестивали, концерты и другие массовые мероприятия формировать воплощенный капитал, т.е. знания, умения, менталитет. В марте 2021 г. Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, Министерство культуры Новосибирской области, Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области «Мой бизнес», Центр креативных индустрий, Агентство инвестиционного развития выступили организаторами проекта «Мотив Сибири», участниками которого стали дизайнеры, модельеры, ремесленники, художники для того, чтобы работать по созданию бренда региона, авторских коллекций одежды, посуды, аксессуаров, предметов интерьера. Для реализации начального этапа проекта специалисты ИАЭТ СО РАН были привлечены для чтения цикла лекций «Сибирские мотивы. История и идентичность», где лекторами в качестве примера использовались и экспонаты ИАМ. Это один из масштабных проектов в сфере креативных индустрий, использовавших ресурсы историко-архитектурного музея.

Одной из важных особенностей музеев под открытым небом являются природные рекреационные ресурсы, в первую очередь, территория с природными объектами и памятниками архитектуры. Так, территория ИАМ составляет более 46 га со сложным рельефом, где имеются лесные и полевые участки, небольшая река, склон к ней. Такие условия позволяют не только развивать сам музей, организовывать новые экспозиции или дополнять уже имеющиеся, но и использовать территорию для организации отдыха и различных культурных мероприятий (фестивалей, выставок, концертов и пр.). Ни один выставочный или концертный зал не может похвастаться такими возможностями, позволяющими собрать в комфортных условиях большое количество людей. Природные рекреационные ресурсы музея под открытым небом позволяют пополнять такой важный ресурс человека как здоровье, что возможно сделать организацией дорожек здоровья, прокладкой лыжни, занятий фитнесом, йогой и другими формами физической активности.

Сочетание образовательного и рекреационных ресурсов востребованы в различных формах мероприятий. На территории ИАМ проводятся празднования проводов зимы «Масленица». Ежегодно с 2018 г. количество участвующих превышает 1000 чел., в 2021 г. на праздник пришло более 1500 чел. (рис. 5). В 2020-2021 гг. на праздничных мероприятиях и концертах выступали фольклорный коллектив «Родичи» Центра традиционного воспитания «Домострой» (г. Новосибирск, руководитель Т. Рублева), арт-проект «Васильев вечер» (г. Томск, научный руководитель Д. Крапчунов), ансамбль ранней музыки Новосибирской государственной филармонии «Insula Magica» (художественный руководитель А. Бурханов, заслуженный артист России).

ис. 5. Масленица в ИАМ. Фото Е. Волжанкиной. 2021 г.

Рис. 5. Масленица в ИАМ. Фото Е. Волжанкиной. 2021 г.

 

Летом 2020 г. в ИАМ после молчания, длившегося почти два века, Спасская церковь из Зашиверка снова обрела свой голос - ей был возвращен колокольный звон. Это произошло благодаря сотрудничеству ИАЭТ СО РАН и Центра колокольного звона Новосибирской митрополии. Были организованы концерты колокольного звона, сопровождаемые комментариями специалистов-звонарей и экскурсоводов. В новом ключе были поданы музыкальные этюды в сочетании с элементами художественного слова. Такое событие вызвало большой общественный интерес, было получено много положительных отзывов, личных и в СМИ. Не умаляя его несомненное культурное значение для местного сообщества, можно отметить, что его значимость не только выходит далеко за рамки локального или регионального масштаба, но и отражает современные тенденции в развитии территорий в контексте креативных индустрий.

На примере ИАМ ИАЭТ СО РАН были выявлены его ресурсы и показаны шаги по их практическому использованию в сфере креативных индустрий. За пределами исследования осталась экономическая часть вопроса, т.е. подсчет полученной выгоды. Это дело ближайшего будущего. Между понятиями «культура» и «креативные индустрии» нет знака равенства, уж тем более недопустимо, в ущерб культуре развивать только креативные индустрии, тут необходим взвешенный подход, аккумулирующий работу профессионалов многих направлений и дисциплин. Но уже сейчас очевидно, что креативные индустрии предполагают сочетание индивидуального творчества и коллаборации в привлечении ресурсов. Следует признать, что креативные индустрии могут являться шансом и условием для сохранения культурного наследия, поскольку посредством них начинают действовать законы получения экономической выгоды и средств на содержание объектов культуры. Выявление и рациональное использование имеющихся ресурсов историко-культурного наследия регионов должно стать частью программы их стратегического развития.

 

Список литературы

1. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-75.

2. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. № 4 (25). С. 71-73.

3. Ермолаева Е.И., Майничева А.Ю. Опыт применения технологии BIM в изучении, воссоздании и музеефикации зданий и сооружений в России // Баландинские чтения. Сборник статей научных чтений памяти С.Н. Баландина. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова, 2020. Т. XV. С. 460-470. DOI: 10.24411/9999-001A-2020-10051

4. Майничева А.Ю. Особенности применения информационных технологий в музеях под открытым небом // Глобальные проблемы Арктики и Антарктики [эл. ресурс]. Сборник науч. материалов Всерос. конф. с междунар. участием, посвящен. 90-летию со дня рождения акад. Н.П. Лавёрова. Архангельск: Изд. Проекты, 2020. С. 719-722.

5. Майничева А.Ю., Груздева Е.А., Орлова Е.Ю., Радзюкевич А.В. Выбор методики фиксации этнографического объекта с использованием информационных технологий // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. Т. XXV. С. 174–179. DOI: 10.17746/2658-6193.2019.25.714-719

6. Майничева А.Ю., Талапов В.В. Информационное моделирование зданий и сооружений: «умные памятники деревянного зодчества» // Вестник ТГУ: История. 2020. Т.65. С. 135–140. DOI: 10.17223/19988613/65/17

 

 

HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE RESOURCES: HISTORICAL AND ARCHITECTURAL MUSEUM OF THE IAET SB RAS IN NOVOSIBIRSK IN THE LIGHT OF CREATIVE INDUSTRIES


 

Mainicheva A.Yu., Doctor of Historical Sciences, Chief Researcher

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article identifies and analyzes the resources of the Historical and Architectural Museum of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS in the aspect of their use in the field of creative industries. The main historical and cultural recreational resource of the museum is cultural capital in its objectified form, consisting of museum items and museum collections. Unique objects of archeology and architecture, including immovable objects of cultural heritage of federal and regional significance, are a source of inspiration for artists, photographers, designers, architects, information modeling technologies and media industries are created and tested by them. The museum has an educational resource provided by the exhibited buildings and structures and highly qualified specialists in the field of archeology, ethnography, museology, which allows the formation of embodied capital. Natural recreational resources are significant, including an area with a complex natural landscape. The combination of recreational and educational resources is in demand in various forms of events to be characteristic for the creative industries, which involve a combination of individual creativity and collaboration in attracting resources. Rational use of the available resources of the historical and cultural heritage, the custodian of which are open-air museums, should become a part of the program of strategies for their development with the involvement of the creative industries.

Keywords: historical and cultural heritage, open-air museum, Historical and Architectural Museum of the Institute of Archeology and Ethnography SB RAS, recreational resources, educational resource, creative industries