Дизайн


Дизайн
УДК 747:06.063

Бекк Н.В., доктор технических наук, профессор

Азарова Е.Н., помощник ректора по связям с общественностью

Бекк М.В., кандидат технических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассмотрены мероприятия и итоги проведения конкурсов в рамках Международного фестиваля дизайна «Красный проспект». Организатор фестиваля – Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. Все мероприятия проводились на территории университета, который расположен на главной улице города Новосибирска – Красном проспекте. Это самый длинный в мире прямой проспект. Красный подиум в Большом зале университета символизирует прямую дорогу к успеху для молодых дизайнеров. Конкурсная программа фестиваля отражала все профили дизайна: промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн архитектурной среды, дизайн костюма. В фестивале приняли участие более двухсот пятидесяти авторов из пяти стран. Особенностью фестиваля явилось то, что один из конкурсов был проведен специально для людей с ограниченными возможностями здоровья – Fashion prospekt. Inclusive. Работы участников не уступали по качеству другим авторам, а эмоции, которые подарили дизайнеры и модели Fashion prospekt. Inclusive, были очень сильными. Насыщенной была деловая программа фестиваля. В ней приняли участие профессиональные дизайнеры и студенты из Италии, Германии, Франции, Австрии и России. Главное достижение фестиваля – это обмен знаниями и видением развития дизайна различными международными школами.

 

Ключевые слова: фестиваль, дизайн, конкурс, проект, коллекция.

 




Дизайн
УДК 687.12
DOI 10.37909/2542-1352-2023-1-1007

Долматова Е.П. кандидат технических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Фатеев Д. А., художник

Аннотация:  в статье рассмотрена история и развитие деревянного зодчества Томска в «модерне» и ее возможное влияние на современный дизайн костюма. Резьба по дереву имеет долгую и богатую историю в городе Томск, расположенном в самом центре Сибири.

Благодаря своему уникальному стилю и традиционным техникам томская резьба  по дереву может являться важным источником вдохновения для современных дизайнеров костюма.

Ключевые слова: деревянное зодчество, русский модерн, томская деревянная резьба, индустрия моды, женский костюм




Дизайн
79.01/.09
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2006

Иванов А.А. Директор ООО «Континент»

Бекк Н.В. Зав. кафедрой «Промышленный дизайн» НГУАДИ, доктор технических наук, профессор Член Союза Дизайнеров России

Михайлова П.Е. Дизайнер

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова, РФ, г. Новосибирск

Аннотация. В статье рассматривается спортивная индустрия, то, как она влияет на экономику и общество. Показана роль спортивных очков и их место в структуре спортивной индустрии. Изучен и приведен функционал и эргономика спортивных очков. Оценена востребованность спортивных очков. Рассмотрены проблемы в эксплуатации данных изделий. Предложены конструктивные решения очков на основе исследований в сфере влагообменных технологий.

Ключевые слова: Очки, дизайн, конструкция, спорт, здоровье, комфорт, влагообмен.




Дизайн
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 74.01

Таубе М.В., кандидат технических наук, доцент
Бекк Н.В., доктор технических наук, профессор
Гольцова А.Н., младший научный сотрудник
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и исскуство им. А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к проявлению культурного кода жителей разных регионов нашей страны. В данном исследовании изучалась визуализация ценностей культурного наследия на примере конкурсных работ студентов различных вузов от Москвы до Владивостока. Конкурсные проекты были посвящены дизайну мебели по нескольким номинациям: «Этно-шик», «Восток-дело тонкое!», «Сибирская душа», «Европейский стиль». Конкурс является хорошей площадкой для обсуждения и осмысления полезности и ценности изделий, уровня развития общества на современном этапе.

Ключевые слова: дизайн, мебель, культурное наследие, конкурс, ментальность.




Дизайн
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 655.28.022.244.027(571.14)

Курилов В.Н., доцент
Нечаев М.Г., кандидат искусствоведения, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассмотрен пример работы над дизайном книги. За основу решения проекта был взят вектор на аутентичность и уникальность Новосибирска, формирование его имиджа на основе историко-культурных концепций. В проекте визуализируются идеи издания историков И. Маранина и К. Осеева, подтверждающие изменчивость средового пространства Новосибирска. Раскрывается необходимость создания нового графического решения для печатного издания о Новосибирске, в котором будут подробно изложены вышеупомянутые идеи. Актуальность работы подтверждается динамичным ростом населения Новосибирска, которое стимулирует еще более активное развитие экономики, бизнеса и культуры города, повышает коммерческий интерес у представителей других городов и стран.

Ключевые слова: Новосибирск, дизайн печатного издания, имидж города, графический дизайн.




Дизайн
УДК 741

Гришина И.И., доцент
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

 

Аннотация. Раскрывая многообразие возможностей гуашевых красок, можно творчески писать учебные постановки в двух направлениях – академическом и декоративном. Гуашевые краски – это подвижный и «живой» материал, дающий возможность передавать увиденное разнообразие световых и цветовых впечатлений, с которыми сталкиваются обучающиеся по дисциплине «Живопись». В выполняемых заданиях изображаемые предметы не должны копироваться или точечно переноситься на поверхность листа. При выполнении живописного задания студенты работают с цветными пятнами предметов и пространства, выстраивают общую цветовую композицию, выявляют объем предметов и глубину пространства. Студентам 4-го курса предложено экспериментальное задание. Суть задания состоит в том, что надо изобразить пространство и предметы, но так, чтобы пространство было важнее, чем предметы, т. е. пятна пространства должны быть объемнее и активнее пятен предметов и выйти на передний план. Ввести такое задание подсказала практика. Студенты компонуют, рисуют и пишут предметы натюрморта, а пространство игнорируют. Оно существует в учебных заданиях само по себе. Пятна пространства между предметами не отслеживаются, с углами формата не работают, края листа композиционно не продумываются. Задание «Пятна пространства важнее пятен предметов» заставляет идти от обратного в построении пространства и изображении предметов, и, как выяснилось, это задание укрепляет академические знания по живописи.
    Целью статьи является раскрытие возможностей гуашевых красок для выполнения учебных постановок, предусмотренных программой, не только в двух направлениях, академическом и декоративном, но и в экспериментальном.

Ключевые слова: гуашь, учебный процесс, кроющие краски, тональность, насыщенность.

 




Дизайн
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 687.12

Кузьмина А.А., кандидат технических наук, доцент

Иванова Е.Г., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д.Крячкова

Аннотация. В статье рассматривается авторская методология формирования элементов системы «человек-одежда-среда» и взаимосвязь между ними. Использование данного комплексного подхода определяет качество проектирования в дизайне костюма. Автором представлена роль и значение каждого элемента системы в работе дизайнера в период пандемии. Апробация предложенной методологии прошла в учебном процессе, в рамках курсового проектирования. В результате работы студентами создана коллекция женских юбок для повседневной носки, отвечающая всем условиям проектирования, производства и потребления.

Ключевые слова: система, элемент, объект дизайна, костюм, системный подход, трансформация формы, исследовательская работа.




Дизайн
УДК.749.1

Шнейдер Э.В., лектор

КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, Институт архитектуры и строительства, г. Алматы, Республика Казахстан

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные этапы развития многофункциональной мебели.

 

Ключевые слова: история мебели, трансформация, оборудование интерьера.

 

 




Дизайн
УДК 74.01/.09

Бекк Н.В., доктор технических наук, профессор
Колесникова Д.И., документовед
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Евсеева Л.П., доцент
Новосибирский технологический институт (филиал) Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина

 

Аннотация.  В статье представлена авторская разработка капсульной коллекции промышленных изделий в предметной среде. Сформирована мини-зона жилого пространства с набором функций, обеспечивающих человеку возможность длительного и комфортного пребывания в мини-зоне. Капсульная коллекция разработана как коллаборация экостиля с современными технологиями. Проведены опросы потребителей, позволившие определить наиболее значимые характеристики проектируемых дизайн-объектов. Особый акцент потребители делают на использовании природных цветов и экоматериалов. По итогам работы получены положительные отзывы потенциальных потребителей.

Ключевые слова: капсульное проектирование, дизайн, стиль, материалы, форма, предметная среда, экология.

 




Дизайн
747

Сумина Ю.А., кандидат технических наук, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
Корогодина Т.А.
Директор дизайн-студии INTERIO HOME, Новосибирск

Аннотация. Рассматриваются вопросы коммуникативной компетентности дизайнера в процессе реализации проекта в соответствии с изначально поставленными задачами и целью. Авторами представлен опыт осмысления возможных коммуникативных ситуаций в отношениях дизайнер – заказчик. Анализ имеющихся в арсенале дизайнера этапов согласования работы с заказчиком позволил подойти
к вопросу моделирования, форматирования фундаментальных кодов и смыслового единства. Определены основные базовые тематические коды: «мир несовершенен», «вопрос доверия», «сакральная жертва». Показана необходимость своевременного установления согласованности с использованием и внедрением ключевых тем-кодов, легитимации идеи (концепции, объекта), осуществляемой концептом, логикой, авторитетом и «гениальностью» дизайнера. Авторами рассмотрены роль и значение
коммуникативных знаний и умений в индустрии дизайна.

Ключевые слова: дизайнер, заказчик, дизайн, культура креатива, авторитет дизайнера, концепт
проекта.




Дизайн
УДК: 74:711.4(510)
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2014

Гао Гуанминь, аспирант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Академия изящных искусств имени Лу Сюни, КНР

Нечаев М.Г., кандидат искусствоведения, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. С прогрессом в создании имиджа брендов городской и сельской местностей, строительство «малых районов» начало стремительно расти, что повлияло на улучшение качества жизни населения. В процессе создания бренда региона в сельской местности неизбежно приходится сталкиваться с проблемой того, как одновременно улучшить качество жизни жителей, но при этом сохранить традиционный стиль сельской местности. Также существует проблема последовательного копирования и появления «типажа деревень». В сельском строительстве часто встречаются похожие элементы, отсутствует оригинальность решений. В проектировании имиджа бренда региона можно выделить особенности и характеристики региональной культуры. Определить их аспекты различия и, таким образом, решить проблему схожести разных населенных пунктов. Уезд Анжи провинции Чжэцзян является первым «Национальным экологическим уездом», известным как «Китайский бамбуковый городок», с прекрасной природной средой и уникальными экологическими ресурсами. В статье рассматривается округ Анжи в качестве примера успешного проектирования имиджа бренда.

Ключевые слова: возрождение сельской местности, региональный бренд, дизайн бренда, территориальный бренд.




Дизайн
УДК 658.821 + 004.738.52

Козырева Л.К., кандидат искусствоведения, доцент
Тужилина У.П., магистрант
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

 

Аннотация. Цифровое пространство расширяет свои границы. По данным исследований, количество пользователей интернета растет с каждым годом. И компании стараются не отставать от этой тенденции и все больше развивают свой бизнес через цифровую среду. Чтобы найти нестандартные и эффективные дизайн-решения для бизнеса, нужно развивать креативное мышление посредством использования определенных методологий. В данной статье кратко описываются методологии по созданию креативных идей: как классические (ТРИЗ, латеральное мышление, дизайн-мышление), так и современные (CRAFT). На примере методологии дизайн-мышления  рассматривается поиск эффективных дизайн-решений в цифровой среде для Московского экономического форума, цель которого – привлечь к участию ведущих молодых ученых, студентов экономических вузов России, предпринимателей и общественных деятелей.

Ключевые слова: дизайн-решения, креативная методология, ТРИЗ, латеральное мышление, CRAFT, дизайн-мышление, креативность, цифровая среда.

 




Дизайн
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 747

Тихов В.Г., академик НАД, кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В статье рассматриваются методологические аспекты стилеобразования предметной среды в дизайне. Выявлена роль «лидера-формы» как основы создания многопредметных ансамблей из объектов различного функционального назначения. Рассмотрены особенности процесса стилеобразования предметной среды в исторической практике. Предложена методика учебного дизайн-проектирования многопредметных ансамблей на основе «лидера-формы», которая внедрена и апробирована в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова. На примере из опыта выполнения учебного курсового проекта раскрыт алгоритм и определены этапы стилеобразования предметного ансамбля на основе новой методики проектирования. Отмечается методологическая эффективность внедрения данной методики в учебном процессе при подготовке дизайнеров нового поколения, а также в современной профессиональной проектной практике.

     Ключевые слова: стилеобразование предметной среды, методология дизайн-проектирования, многопредметный ансамбль




Дизайн
УДК: 74.01/.09(510)
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2013

Лю Бао, аспирант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

ООО «Tan waner E-commerce», КНР

Нечаев М.Г., кандидат искусствоведения, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Модульная сетка — это основа для дизайнеров, позволяющая создавать порядок и осваивать пропорции, законы и стандарты. Она сама по себе проста как инструмент дизайна, но ее применение сильно отличалось в разные исторические периоды в социальных медиа. Изучив зарубежные исследования, мы обнаружили, что исследования сетки в Соединенных Штатах, Соединенном Королевстве, Швейцарии и других странах носят системный и углубленный характер, однако в Китае распространение информации редко происходит посредством сетки. Существует также проблема того, что есть мало исследований модульной сетки в контексте истории дизайна и использования этого инструмента в период «рукописного ввода», станковой печати и гравировки, эпохи распространения печатной информации и эпохи цифрового СМИ. Это необходимо для того, чтобы провести общее исследование модульных систем информационной коммуникации в Китае.

Цель этой статьи – исследовать роль модульной сетки в контексте китайской визуальной коммуникации и СМИ, а также с точки зрения китайско-зарубежных культурных обменов и определить проблемное поле в исследовательской литературе.

Ключевые слова: модульная сетка, графический дизайн, медиа в Китае, визальная культура.




Дизайн
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 74.01

Таубе М.В., кандидат технических наук, доцент

Колесникова Д.И., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

Аннотация. Рассмотрен подход к понятию и содержанию социального дизайна. Приведены и раскрыты задачи социального устойчивого дизайна. Предложено обсуждение реализации социального запроса на объекты предметной среды с точки зрения проектировщиков, рассматривающих более широкие взаимосвязи человека и общества. Человек сочетает в себе аналоговый и цифровой мир. Он воспринимает материальный мир через некоторую виртуальность. Социальные взаимоотношения людей связаны с их виртуальной частью, в том числе. Социальные взаимоотношения людей – это очень сложная сфера. Для дизайнера необходима оценка для принятия решения в проектировании. В этом может помочь шкала «нормы». Норма может быть глобальной. Но более точно будет работать региональная шкала нормы. Для её определения необходимо изучить поведенческие типы, традиции, культуру рассматриваемого региона. Участие в обсуждении коллег из Dortmund University of Applied Sciences and Arts показало правильность подхода к социальному дизайну преподавателей НГУАДИ им. А.Д. Крячкова.

Ключевые слова: дизайн, общество, норма, психология, глобализация, региональность, ценность, полезность.




Дизайн
УДК 74+659
DOI 10.37909/2542-1352-2022-3-3008

Петрова А.А., дизайнер

Муфасалова Т.А., доцент

Нечаев. М.Г., кандидат искусствоведения, доцент

Аннотация. В публикации описывается этап визуального исследования над проектом, в результате которого была выполнена дизайн-концепция рекламной кампании для казуальной игры. В процессе работы были проанализированы существующие на рынке аналогичные проекты такого типа игр, выявлены их минусы и плюсы. Подробнее рассмотрен анализ рекламной кампании Rescue Dash. В результате из минусов было выявлено, что кампания сделана по шаблону, она не отличается от других решений конкурентов, поэтому баннера и иконку игры можно спутать с любым другим проектом. Её рекламный видеоролик не информативный и имеет недостаточно проработанный сюжет, также само видео не было адаптировано под разные форматы платформ социальных сетей. Проведённый визуальный эксперимент, а также выполненные черновые наброски и эскизы вариантов графического решения дали понять, что в рекламной кампании рекомендуется представлять понятные элементы: фирменный знак (логотип) в конце ролика с ссылкой на скачивание игры, игровой процесс, 3D-сцены, которые будут рассказывать историю игры. Использование 3D-моделей делает видео выигрышным среди аналогов, так как использование 3D-графики это сложный процесс и к этому способу визуализации мало обращаются.

Ключевые слова: рекламная кампания, 3D моделирование, анимация, рекламный ролик, баннеры, скриншоты, иконка.




Дизайн
УДК [502.22+769.91](571.1
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2008

Молотков А.С., дизайнер, мастерская коммуникационного дизайна НГУАДИ имени А.Д. Крячкова

Муфасалова Т.А., доцент кафедры коммуникационного дизайна НГУАДИ имени А.Д. Крячкова

Нечаев. М.Г., кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой коммуникационного дизайна НГУАДИ имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Данная публикация подробно раскрывает этапы разработки концепции айдентики карбоновых полигонов, на примере Новосибирского полигона «BioCarbon». Результатом работы над данным проектом послужило создание эффективного решения проблемы с разработкой простой и одновременно отвечающей всем необходимым требованиям айдентики для Новосибирского карбонового полигона. При предварительном формировании айдентики данного проекта была проведена работа над решением проблем, касающихся установления баланса в её элементах, между экологическо-направленной составляющей организации и уклоном в современные технологии. Также была осуществлена работа над смысловым упрощение научности проекта для понимания проблемы, решением которой занимается организация. Ещё одним аспектом задания являлась последующая популяризация научного проекта для широких масс. В процессе решения многих задач, было важно уделить внимание проблеме формирования визуальной идентичности организации с природой Сибирского региона: для установления эмоциональной привязки, для освещения экологических проблем, решением которых занимается организация на территории данного региона.

Ключевые слова: Карбоновый полигон, айдентика, концепция, агломерация, фирменный знак, мультимедиа.




Дизайн
74.01

Тихов В.Г., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д Крячкова,

Аннотация. В статье рассматриваются методологические аспекты формообразования в предметном дизайне в условиях развития современного индустриального общества. Выявлена роль «прототипа» как основы выражения проектной идеи в процессе воспроизводства предметного мира. На примерах из истории мирового дизайна демонстрируется развитие «прототипного» метода художественного и стилевого формообразования предметной среды. Указывается на необходимость перехода к «беспрототипным» синектическим методам в дизайне для решения сложных инновационных технологических проблем в индустриальном производстве, а также развитие проблемно-ориентированных подходов в формообразовании при подготовке дизайнеров нового поколения.

Ключевые слова: воспроизводство предметной среды, развитие креативных направлений в дизайне, «беспрототипное» проектирование.
 




Дизайн
УДК 74.01/.09
DOI 10.37909/2542-1352-2022-3-3006

Бекк Н.В., доктор технических наук, профессор

Таубе М.В., кандидат технических наук, доцент

Пережегина Д.А., дизайнер

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусства имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Статья посвящена осмыслению проблем изоляции человека по различным рода причинам. Выполнены анализ причин и предложена классификация объектов бесконтактной среды в современный период развития общества. Рассмотрены общественные преобразования и физиологические причины, приведшие к формированию бесконтактной среды. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о востребованности изучения классов объектов бесконтактной среды с точки зрения дизайна. Рассмотренная классификация дает возможность для правильного подхода к разработке объектов бесконтактной среды с учетом особенностей каждого из выделенных классов.

Ключевые слова: дизайн, классификация, безопасность, бесконтактная среда, здоровье, коммуникация.




Дизайн
УДК: 34.05:74
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2010

Маркеев А.И., кандидат юридических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В настоящей работе представлены основные положения, касающиеся правовой охраны исключительных прав на дизайн одежды. Проанализирован вопрос отнесения дизайна одежды к объектам авторско-правовой охраны. Кратко охарактеризованы подходы к понятию «дизайна одежды» и элементов, его составляющих. Автором обращено внимание на современные тенденции и последние изменения в регулировании охраны дизайна одежды. Сделан вывод, что регулирование в разных регионах планеты существенно различается, но видно, что российское законодательство поспевает за мировыми и региональными тенденциями, и в целом не хуже своих законов-конкурентов в других странах, а иногда опережает их в некоторых аспектах. В частности, по вопросам кодификации и устранения противоречий между нормативно-правовыми актами и актами национальных государств. Преодоление разницы в правоприменении, - будет главной проблемой ближайшего будущего.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, дизайн, одежда, защита прав на дизайн, исключительные права на дизайн.




Дизайн
УДК: 34.05:74
DOI 10.37909/2542-1352-2022-3-3009

Маркеев А.И., кандидат юридических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В настоящей работе представлены основные положения, касающиеся охраны исключительных прав на дизайн в сфере моды. Проанализирован вопрос отнесения объектов фешн-дизайна к объектам авторско-правовой охраны по смыслу статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отдельное внимание уделено особенностям и важности правовой охраны бренда. Обращено внимание на опыт правового регулирования зарубежных стран правоотношений в данной сфере. Проведен анализ позиций судов по данному вопросу, а также возникающие в указанной сфере проблемы правоприменения. Работа содержит основанные на положениях законодательства и судебной практики зарубежных стран предложения для совершенствования законодательства Российской Федерации в области интеллектуальной собственности для обеспечения эффективной охраны прав на дизайнерские решения в индустрии моды.

Ключевые слова: дизайн, мода, бренд, защита прав на дизайн, исключительные права на дизайн, патент.




Дизайн
УДК: 747:378

Прошин Г.О., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье представлены сравнения трех стандартов дизайн-образования по количеству изучаемых дисциплин и учебных часов на изучение некоторых предметов. Сделан вывод о катастрофической нехватке времени и учебных предметов для качественной подготовки специалистов-дизайнеров.

 

Ключевые слова: дизайн, образование, стандарт, предметы обучения, учебные часы.

 




Дизайн
УДК 687.16
DOI 10.37909/2542-1352-2023-1-1006

Катеренюк Н.В., руководитель службы производства спектаклей,

 Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»

Долматова Е.П., кандидат технических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д Крячкова»

Аннотация.  Театральный костюм является важным компонентом театрального действия, который воплощает выразительные и эмоциональные составляющие всего образного рисунка спектакля.  Рождение костюма является не только творческим процессом, но также несет в себе полноценную проектную деятельность, которая включает в себя этапы подготовки, материализации и презентации на сцене.  В современном театре, когда постановка нового спектакля рассматривается как продюсерский проект, особое внимание уделяется организации проектных работ. Четкое взаимодействие художника по костюмам со структурными подразделениями театра обеспечивает не только успешность создания сценического образа, но и всего технологического производства спектакля.

Ключевые слова: театр, театральный костюм, дизайн-проектирование, этапы проектирования, составляющие этапов проектирования театрального костюма, алгоритм взаимодействия художника костюма и театра




Дизайн
УДК 74.01/.09

Федорова С.С., кандидат технических наук, доцент

Бекк Н.В., доктор технических наук, профессор

Бекк М.В., кандидат технических наук, доцент

Платунова И.А., магистрант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматриваются конструктивные характеристики, использующиеся для идентификации изделия в соответствии с отечественной классификацией. Приводится идентификационная классификация сумок по различным конструктивным признакам и набору характеристик.

 

Ключевые слова: идентификация, кожгалантерейное изделие, дизайн, конструкция, конструктивные признаки.

 

 




Дизайн
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 687.16

Долматова Е.П., кандидат технических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д Крячкова

Катеренюк Н.В., руководитель службы производства спектаклей,

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»

Аннотация. Сценический костюм как экран отражает все составляющие постановки: концепцию идеи, образность, выразительность и настроение действия в целом. Опыт Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в постановочной деятельности может служить показательным массивом данных для совершенствования процесса проектирования различных составляющих театральной постановки, в том числе проектирования сценических костюмов.  

     Ключевые слова: театр, сценический костюм, дизайн-проектирование, этапы проектирования, составляющие информации этапов проектирования




Дизайн
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 711.4.01

Ворожейкина В.А., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

Аннотация. Проблема ориентирования в среде города связана с усложнением пространства, активными темпами урбанизации и увеличением численности населения. Наши исследования затрагивают мировой опыт нахождения пути в пространстве крупного города, а также опыт формирования инструментов коммуникации в городах Сибири, в условиях холодного климата, короткого светового дня и специфики местной традиционной культуры. В настоящий момент в Сибири более ста крупных городов, три из которых — города с численностью населения превышающий миллион жителей (Новосибирск, Красноярск, Омск). Мы рассмотрим существующие способы ориентирования, особое внимание уделяя визуальным коммуникациям, поскольку ведение навигации в городе обусловлено прежде всего потребностью налаживать социальные связи.

Ключевые слова: визуальные коммуникации, светоцветовая среда, архитектурная колористика, световой дизайн города, нахождение пути, ориентирование.




Дизайн
[76.01+7.012](571.14)
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2007

Аннотация. Статья посвящена методологическим аспектам территориального брендирования среды-события. Объектом исследования являются событийные мероприятия, проводимые в городе Новосибирске в аспекте формирования его визуальной идентичности. На основе ретроспективного анализа опыта проведения символических событий: международного молодежного форума "Интерра" и празднований "День города", выявлены методические подходы и принципы их брендирования. На примере города Новосибирска установлена роль и значение системного подхода в формировании айдентики события на основе принципа преемственности художественной концепции бренда.

Ключевые слова: среда-событие, айдентика, территориальное брендирование, фирменный стиль

Ключевые слова: среда-событие, айдентика, территориальное брендирование, фирменный стиль

 

 




Дизайн
УДК 7.048(571.52)
DOI 10.37909/2542-1352-2022-3-3007

Фисенко Л.С., дизайнер

Тихов В.Г., академик НАД

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы трансляции национальных мотивов (орнамента) в качестве знаков-символов в коммуникационном дизайне в Республике Тыва. На основе проведенного анализа исторического опыта использования орнаментов в самобытной тувинской культуре и современной дизайнерской практике раскрываются тенденции развития методологических подходов в использовании этнического наследия - орнаментов, которые находят свое воплощение в процессе создания новых брендов, эмблем и логотипов. Указывается на перспективы территориального брендирования уникальных туристических объектов в Республике Тыва на основе современной художественно-дизайнерской орнаментики.

Ключевые слова: бренд, орнамент, эмблема, логотип




Дизайн
УДК 747:725.4(571.14)

Козырева Л.К., кандидат искусствоведения, доцент

Смирнов В.Н., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Статья носит информационный характер. Освещаются вопросы, связанные с работой отделов художественного конструирования на предприятиях Новосибирска в период с 1965 по 2000 г.

 

Ключевые слова: художественное конструирование, дизайн, Новосибирская организация Союза дизайнеров СССР.

 

 




Дизайн
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 769.91

Чешева Т.Б., преподаватель

Черний Ю.С., доцент

Муфасалова Т.А., доцент

Нечаев М.Г., кандидат искусствоведения, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация: Цель данной публикации состоит в том, чтобы представить опыт разработки дизайн-концепции сайта для стартапа и графическую трансформацию идентичности результатов, полученных в результате предварительных исследований данного проекта. Так как при выполнении работы нужно учитывать направленность организации и уникальность данной сферы деятельности, и область научного исследования организации, и ожидания аудитории от сайта. Первой задачей было обновить фирменный блок, оставляя его при этом узнаваемым. Далее спроектировать лендинг стартапа. Таким образом, планируется сформировать клиентоориентированность компании, а также привлечь новую аудиторию для дальнейшего развития организации.

Ключевые слова: стартап, сайт, дизайн, коммуникация, идентификация, графика, лендинг, знак, проект, стиль.




Дизайн
УДК 74.01/.09

Бекк М.В., кандидат технических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Саметова Е.В., магистрант

Евсеева Л.П., доцент

Новосибирский технологический институт (филиал) Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности дизайна и проектирования кожгалантерейных изделий для лиц с ограничениями по зрению. Исследуются предпочтения тотально незрячих людей, приводится экспериментальная коллекция.

 

Ключевые слова: кожгалантерейные изделия, тактильные ощущения, конструктивные особенности, проектирование, конструирование.

 

 




Дизайн
УДК 378.4 + 332.14

Анфимова Е.Б., кандидат педагогических наук, доцент
Новикова Я.В., кандидат педагогических наук, доцент
Новгородский университет имени Ярослава Мудрого

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт творческой коллаборации студентов и преподавателей НовГУ им. Ярослава Мудрого, педагогического сообщества города, представителей бизнеса и предпринимательства, художественной интеллигенции на основе создания творческих, образовательных, культурно-развлекательных площадок для обмена опытом, идеями, а также совместной практической инновационной деятельности; потенциал университета в становлении и развитии креативной экономики Великого Новгорода.

 

Ключевые слова: коллаборативные связи в дизайнерском образовании,   творческие лаборатории, инновационные процессы в образовании, креативная экономика.

 




Дизайн
УДК 37.016:75
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2009

Карнаев М.А., кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация: в статье представлена авторская методика выявления типичных пробелов в живописной подготовке студентов-дизайнеров, при помощи критериев оценки, которые позволят получить возможность сформулировать направление методических воздействий на начальном этапе обучения. Именно на этом этапе обучения процесс накопления теоретических знаний, практических умений и навыков должен перейти в более качественный процесс реализации креативных идей, что является основополагающим требованием к подготовке будущего художника-дизайнера.

Ключевые слова: критерии оценки живописной подготовки, академическая живопись, декоративная стилизация, восприятие.




Дизайн
УДК 74.01/.09

Бекк Н.В., доктор технических наук, профессор
Таубе М.В., кандидат технических наук, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В данной статье отражены основные перспективные направления в промышленном дизайне, касающиеся решения социальных вопросов с помощью промышленных изделий, а также последние тренды в предметном дизайне на примере работ участников из Южной Кореи.

Ключевые слова: дизайн, фестиваль, участники из Южной Кореи, перспективы, качество жизни.

 




Дизайн
УДК: 726:2-523.4(510)
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2012

Ху Хуэй, аспирант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аньхойский торгово-промышленный, профессионально-технический колледж, КНР

Панина Н.Л., доктор искусствоведения, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Данная статья входит в круг исследований, связанных с изучением китайской культуры, и посвящена актуальной проблеме сохранения материального культурного наследия Поднебесной в XXI веке в условиях глобализации современного общества. К числу архитектурных и культурных реликвий, требующих особого внимания, относятся храмы предков, которые являются неотъемлемой частью традиционной культуры, центральным элементом духовной жизни китайцев на протяжении многих веков. В статье рассматриваются родовые храмы в Хуэйчжоу, обозначается их историко-социальная роль и функции в религиозно-философских представлениях жителей Поднебесной. На основе изучения социокультурной ситуации в Хуэйчжоу анализируются проблемы современного состояния объектов, характеризуются пути решения по сохранению храмов предков как культурных маркеров китайской цивилизации. В выводах отмечается, что в Хуэйчжоу организована планомерная деятельность по восстановлению, реконструкции и социокультурного «переназначения» родовых храмов. Это происходит как в рамках государственной политики по возрождению традиционной культуры, так и благодаря усилиям жителей Поднебесной, осознающих важность сохранения культурно-исторической памяти и национального менталитета китайского общества.

Ключевые слова: традиционная китайская культура, храмы предков, Хуэйчжоу, родовой культ, глобализация, материальное культурное наследие Китая, культурная политика Китая




Дизайн
УДК: 004.89
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2011

Лю Тяньцюань

Центральная Академия изящных искусств, КНР

Аннотация. Статья представляет собой рассуждение о роли цифрового искусства (крипто-искусства) в современном художественном мире. Автор описывает концепцию децентрализации, характерную для пространства блокчейна и метавселенной. Основные проблемы этой концепции, а также то, насколько она применима в традиционных музейных выставочных практиках. В статье описаны основные проблемные зоны крипто-искусства и предложены варианты позиционирования этого направления. Обсуждаются вопросы идентичности крипто-искусства и его зависимости от рынка. Также ставится ряд вопросов о рисках и угрозах, которые представляет искусственный интеллект в повседневной жизни.

Ключевые слова: крипто-искусство, NFT, блокчейн, метавселенная, искусственный интеллект.