Номер
Раздел
УДК 378.4 + 332.14

ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛАБОРАЦИИ КАФЕДРЫ ДИЗАЙНА НОВГУ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Анфимова Е.Б., кандидат педагогических наук, доцент
Новикова Я.В., кандидат педагогических наук, доцент
Новгородский университет имени Ярослава Мудрого

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт творческой коллаборации студентов и преподавателей НовГУ им. Ярослава Мудрого, педагогического сообщества города, представителей бизнеса и предпринимательства, художественной интеллигенции на основе создания творческих, образовательных, культурно-развлекательных площадок для обмена опытом, идеями, а также совместной практической инновационной деятельности; потенциал университета в становлении и развитии креативной экономики Великого Новгорода.

 

Ключевые слова: коллаборативные связи в дизайнерском образовании,   творческие лаборатории, инновационные процессы в образовании, креативная экономика.

 

     На современном этапе развития общественно-экономических отношений возникла тенденция к развитию креативной экономики, рассматриваемой в качестве продуктивной части постиндустриальной экономики, соединяющей в себе передовые черты научно-технического, творческого и культурного процессов [7]. В этой связи в сферах культуры, искусства и производства возникла потребность в креативно мыслящих и способных воплощать идеи кадрах, являющихся основным ресурсом креативной экономики – человеческим капиталом [1, 8].
     В научных источниках понятие креативной экономики рассматривается авторами как особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности, на знаниях, к наиболее значимым характеристикам которого относят:
– высокую роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека;
– высокую степень неопределенности;
– большой объем существующих знаний и информационного потока;
– острую необходимость генерации новых знаний [4].
      Одним из универсальных средств развития креативной экономики в регионах исследователи считают создание креативной образовательной среды для принятия решений. Огромным потенциалом в этом вопросе обладают региональные университеты. Мы согласны с позицией О.А. Емельяновой, И.В. Шершень, Д.А. Ендовицкого, утверждающих, что образовательные организации могут восполнить дефицит профессионалов-практиков, экспертов и консультантов в сфере творческих индустрий [3], предложить мероприятия по совершенствованию механизмов креативной экономики, акцентировать внимание на развитии уникальных самобытных, характерных для конкретной местности сфер бизнеса в противовес тенденциям глобализации.
     Непосредственное участие образовательных организаций в развитии креативных индустрий способствует поддержке творческого предпринимательства, созданию новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, активизации креативного городского потенциала, устранению разрыва между существующей культурной инфраструктурой и культурными потребностями жителей, творческой самореализации членов общества [3].
       Все вышесказанное логично влечет за собой пересмотр концептуальных подходов к подготовке молодых кадров, способных включаться в современную экономическую среду. При этом мы полагаем, что необходимы системные изменения, охватывающие не только ступень высшего профессионального образования, но и общего образования, среднего профессионального и послевузовского. Возникает необходимость коллаборации учебных заведений друг с другом, с предприятиями, бизнесом, а также соотнесения содержания, структуры и подходов процесса обучения с потребностями региона.
    В контексте общегосударственных стратегических инициатив и экономических трендов в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого разработана программа развития на период 2017–2021 гг., где среди прочих стратегических задач приоритетными названы и те, которые обеспечат развитие сферы креативной экономики в регионе [6]:
    • позиционирование НовГУ как центра технологического и инновационного развития и одной из важнейших площадок развития рынков НТИ региона;
    • необходимость в создании экономических, организационных и информационных механизмов взаимовыгодной интеграции сферы профессионального образования НовГУ с потенциальными потребителями знаний, инноваций и работодателями на основе коллаборативных связей;
    • потребность в модернизации образовательной деятельности университета в интересах реального сектора экономики и социальной сферы Новгородского региона и перспективных запросов профессионального сообщества;
    • развитие системы генерации и распространения новых знаний, конкурентоспособных методов, технологий и инноваций на основе междисциплинарных прикладных и фундаментальных исследований, а также за счет интеграции с бизнесом и гибкого реагирования на запросы рынка.
      Мы полагаем, что важную роль в решении поставленных университетом задач в части становления креативной экономики региона, в формировании коллаборации заинтересованных стейкхолдеров среди прочих структурных подразделений могут играть кафедры, осуществляющие подготовку бакалавров и магистров по творческим, по сути своей креативным направлениям подготовки, таким как дизайн (дизайн архитектурной среды, дизайн костюма, графический дизайн), а также архитектура, журналистика и др. Адаптацию к новым условиям внутри таких кафедр возможно осуществить достаточно эффективно и в короткие сроки, поскольку архитектурно-дизайнерские направления деятельности по определению являются частью креативных отраслей экономики, а процесс подготовки и учебной деятельности по этим направлениям сопоставим с обозначенными учеными подходами к ведению бизнеса в новых экономических реалиях.
      На настоящем этапе на кафедре дизайна Политехнического института НовГУ имени Ярослава Мудрого проходит экспериментальная творческая работа по решению ряда задач, способствующих достижению общих стратегических целей развития региона и университета. Происходит поиск, налаживание контактов со всеми заинтересованными представителями общественности и бизнеса города, заключение договоров о сотрудничестве, возникают новые площадки для обсуждения проблем и перспектив развития отрасли, обмена опытом, идеями, а также совместной практической инновационной деятельности.
      Примером коллаборативных связей между учебными заведениями региона и бизнесом (школа – университет – предприятие) может выступить цикл мероприятий проекта по популяризации, актуализации креативных дизайнерских профессий среди молодежи города, завершающихся ежегодным конкурсом ученических швейных изделий, учрежденным по инициативе Новгородского отделения Ассоциации женщин-предпринимателей России и кафедры «Дизайн» Политехнического института НовГУ [5].
     Одна из причин возникновения такой площадки, а также самого конкурса – желание найти и объединить творческих педагогов и учащихся школ, родителей, профессиональных дизайнеров, студентов, обучающихся по специальности «дизайн костюма», представителей бизнеса, обеспечить для всех заинтересованных возможность для знакомства, общения, обмена мнениями, идеями, поиска единомышленников, развития своих талантов и возможностей, в конечном итоге и для профессиональной ориентации будущих абитуриентов, распространения информации о состоянии отрасли из компетентных источников.
      В прошедшем учебном году на базе НовГУ состоялся пилотный эксперимент по проведению данных мероприятий. Осенью текущего года запущен второй цикл проекта по популяризации, актуализации креативных дизайнерских профессий. Таким образом, проект находится в стадии становления и развития, при этом нами уже получен и проанализирован опыт пилотного эксперимента. Охарактеризуем его несколько подробнее.
      События проекта логически связаны с ежегодными мероприятиями «Дни науки НовГУ», в рамках которых на кафедрах происходят научные конференции, творческие конкурсы и выставки, круглые столы с представителями бизнеса, а также с календарем методических мероприятий учителей новгородских школ по дисциплине «Технология», календарным планом изучения дисциплины «Технология» в средней школе. В календарь этих ежегодных событий органично включен проект популяризации креативных дизайнерских профессий.
       Цикл мероприятий пилотного проекта открыл круглый стол с участием Новгородского отделения Ассоциации женщин-предпринимателей России, представителей креативного бизнеса, педагогической общественности НовГУ и учащихся школ и средних учебных заведений города, а также лекция-презентация по актуальным вопросам искусства и дизайна, сопровождающаяся мастер-классом на основе стиля поп-арт. Мероприятия следующих циклов могут получить развитие в сторону создания целого ряда презентаций и мастер-классов с привлечением более широкого круга стейкхолдеров. Встречи позволяют раскрыть творческий потенциал участников, расширить их познания и умения в сфере дизайна, проектного мышления при решении различных задач, поскольку в рамках новых условий именно данные качества необходимы современному специалисту во всех сферах профессиональной деятельности.
      Участники проекта благодаря корреляции сроков проведения мероприятий имеют возможность посетить события «Дней науки НовГУ», приобщившись, таким образом, к научной проблематике и культурной среде вуза. Для гостей кафедры ее представителями разработана и апробирована в рамках пилотного эксперимента своеобразная экскурсия, во время которой потенциальные абитуриенты и педагоги, непосредственно работающие с ними в школах, имеют возможность познакомиться более близко с деятельностью кафедр и получить актуальную информацию из первых рук.
      Параллельно с вышеперечисленными мероприятиями учредители и организаторы конкурса ученических швейных изделий осуществляют консультации с непосредственными руководителями участниц конкурса, регулируют документооборот конкурса, принимают и обрабатывают заявки участников, формируют списки по номинациям. Завершается эта работа подведением итогов заочного этапа конкурса, организацией и проведением его финала. Финал подразумевает личное участие конкурсанток с их творческими работами и их руководителей и проводится в форме дефиле на культурных площадках города.
      К участию в финале в качестве гостей привлекаются молодые дизайнеры города, выпускники кафедры дизайна со своими творческими авторскими проектами, студенты, обучающиеся в учебных заведениях города по дизайнерским специальностям (направление «дизайн костюма»). Спонсорами выступают представители бизнеса. К освещению мероприятия привлекаются СМИ. Итоги проведения мероприятий подводятся в рамках круглого стола в неформальной обстановке.
      Таким образом, цикл мероприятий проекта по популяризации креативных дизайнерских профессий синтезирует в себе ряд целевых установок, среди которых:
    • поиск заинтересованных, инициативных людей, единомышленников; вовлечение бизнеса в воспитательную и образовательную работу;
    • повышение квалификации учителей технологии в контексте современных тенденций дизайна;
    • актуализация знаний и учебной деятельности школьников, ранняя профориентация, информирование об образовательных и деловых возможностях региона широких слоев стейкхолдеров;
    • реклама для спонсоров в среде потенциально заинтересованных лиц;
    • общественное культурно-массовое мероприятие для молодежи города, направленное на стимуляцию творческой активности и формирование вовлеченности в общественную и культурную жизнь.
     Так как проект находится в стадии становления, он будет обогащаться новыми локальными задачами, реализация которых внесет вклад в формирование главного ресурса креативной экономики – человеческого творческого капитала, и в дальнейшем будет способствовать развитию креативного сектора в экономике региона.
      Мероприятия проекта имеют высокий потенциал, и необходимо прилагать дальнейшие усилия для их развития. Помимо своих образовательных, коммуникационных, просветительских и творческих возможностей  самостоятельным результатом могут стать выявленные в ходе проведения мероприятий точки роста для всех участников, степень востребованности креативных специальностей у молодежи. Это позволит скорректировать профориентационную работу вуза, а также обеспечить потребности педагогического сообщества в свежих идеях, целевых методических материалах, ориентированных на направления подготовки по творческим специальностям, осуществляемые НовГУ, выявить запросы рынка на подготовку молодых специалистов с заданным набором качеств.
Экспериментальная работа кафедры ведется и в интересах реального сектора экономики и перспективных запросов профессионального сообщества. Так, студенты, выпускники, преподаватели и сотрудники кафедры активно сотрудничают со швейными предприятиями малого бизнеса Новгородского региона. В результате университет становится местом дислокации нововведений, создается пересечение линий действия креативных сообществ,  трансформация существующего наследия [2], приложение сил отдельных творческих групп к реализации общей цели – становлению креативной экономики в регионе.

 

Библиографический список


    1. Бурова Е.В. Человеческий капитал и креативная деятельность как взаимодополняющие элементы креативной экономики // Креативный менеджмент / Уральский гуманитарный институт (Екатеринбург), 2016. – № 3. – С. 25–27.
    2. Красавин Е.М., Красавина Р.А. Пути развития творчества в креативно-ориентированном регионе: отечественный опыт // Региональная экономика: теория и практика. – ООО «Издательский дом «Финансы и кредит», 2016. – № 7. – С. 23–34.
    3. Кургалин С.Д., Шершень И.В. Формирование креативной образовательной среды в вузах // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. «Проблемы высшего образования» / Воронеж. гос. ун-т, 2016. – №1. – С. 72–77.
    4. Макарова А.Д. Креативная экономика и ее составляющие // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований / ООО «Центр развития научного сотрудничества», Новосибирск, 2016. – № 27–2. – С. 80–85.
    5. Мода – дело юных! // Новгородский университет. – 2018. – 10 мая. – С. 4.
    6.  Программа развития Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого на период 2017–2021 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.novsu.ru/file/1324061 (дата обращения: 01.12.2018).
    7. Хокинс Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. – М.: Классика XXI, 2011. – 256 с.
    8. Чернягина А.Е. Креативная экономика в России как социокультурный феномен // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации «Социальный инженер-2017»: материалы Всерос. конф. молодых исследователей. Ч 4 / Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина. (Технологии. Дизайн. Искусство), 2017. – С. 116–120.

 


CREATIVE COLLABORATION OF DESIGN DEPARTMENT IN THE FRAMEWORK OF REGIONAL CREATIVE ECONOMY DEVELOPMENT STRATEGY

 

Anfimova E.B., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent
Novikova Y.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University


Abstract. The article presents the experience of creative collaboration of students and teachers of NovSU, the pedagogical community of the city, representatives of business and entrepreneurship, artistic intelligentsia through the creation of creative, educational, cultural and entertainment venues for the exchange of experience, ideas, and joint practical innovation activities.
Keywords: collaboration in design education, creative laboratories, innovative processes in education, creative economics.