Раздел
УДК: 726:2-523.4(510)
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2012
ХРАМЫ ПРЕДКОВ В ХУЭЙЧЖОУ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ху Хуэй, аспирант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аньхойский торгово-промышленный, профессионально-технический колледж, КНР

Панина Н.Л., доктор искусствоведения, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Данная статья входит в круг исследований, связанных с изучением китайской культуры, и посвящена актуальной проблеме сохранения материального культурного наследия Поднебесной в XXI веке в условиях глобализации современного общества. К числу архитектурных и культурных реликвий, требующих особого внимания, относятся храмы предков, которые являются неотъемлемой частью традиционной культуры, центральным элементом духовной жизни китайцев на протяжении многих веков. В статье рассматриваются родовые храмы в Хуэйчжоу, обозначается их историко-социальная роль и функции в религиозно-философских представлениях жителей Поднебесной. На основе изучения социокультурной ситуации в Хуэйчжоу анализируются проблемы современного состояния объектов, характеризуются пути решения по сохранению храмов предков как культурных маркеров китайской цивилизации. В выводах отмечается, что в Хуэйчжоу организована планомерная деятельность по восстановлению, реконструкции и социокультурного «переназначения» родовых храмов. Это происходит как в рамках государственной политики по возрождению традиционной культуры, так и благодаря усилиям жителей Поднебесной, осознающих важность сохранения культурно-исторической памяти и национального менталитета китайского общества.

Ключевые слова: традиционная китайская культура, храмы предков, Хуэйчжоу, родовой культ, глобализация, материальное культурное наследие Китая, культурная политика Китая

Введение

Китайская культура, насчитывающая более четырех тысяч лет истории существования и обладающая уникальными чертами, в последние десятилетия вызывает всё больший интерес со стороны ученых всего мира. К настоящему времени уже накоплен внушительный корпус статей, диссертаций, посвященных различным аспектам культуры Поднебесной. Вместе с тем, изучение столь обширной темы еще далеко от своего завершения, что подтверждается активностью современных специалистов в разных отраслях научного знания (культурологии, философии, искусствоведения).

Одним из важных исследовательских векторов является проблематика сохранения богатого и самобытного материального и нематериального культурного наследия Китая в XXI веке в условиях неизбежной глобализации современного общества и, как следствие, ярко выраженных деструктивных процессов в отношении национальной культуры [1–4].

Ряд китайских авторов оценивают культурную глобализацию крайне негативно, видя в ней «культурную колонизацию» западными странами, вследствие чего необходимо укреплять авторитет национальной культуры как основы социально-экономического развития посредством целенаправленных действий по сохранению культурно-национальной идентичности [5, с. 63–64; 6, с. 140–141].

В этом плане выбор темы статьи обладает актуальностью. Обозначенный в ней ракурс проблематики еще не получал освещение в русскоязычной научной литературе, что обусловливает новизну данного исследования.

Рассмотрение современного состояния храмов предков на примере городского округа Хуэйчжоу (провинция Гуандун) и деятельности по сохранению этих архитектурных памятников, их ассимиляции в социокультурном пространстве Китая определило цель и задачи предлагаемой работы.

Методологическую базу исследования составили информационный, культурно-исторический, социально-культурный подходы, помогающие раскрытию означенной проблематики.

Полученные результаты и их обсуждение

Храмы предков — важнейшая составляющая, неотъемлемая часть традиционной китайской культуры. Все исследователи сходятся во мнении, что культ предков выступает одним из ярких культурных маркеров Поднебесной, раскрывающих глубинные духовные аспекты китайской цивилизации. Напомним, что архаический культ умерших как форма политеизма был распространен в древних религиозных практиках самых разных стран (Древней Греции, Индии, Египте, Японии), в том числе и в Китае. Однако важно то, что до сегодняшних дней родовой культ является центральным элементом духовной жизни многих людей Поднебесной [7, с. 31]. Культ предков отражает их религиозные представления о жизни человеческой души после ухода в иное бытие (загробный мир), где в центре находится трактовка смерти как продолжения прижизнен­ных связей.

В данном контексте проявляется корреспондирующая связь родового культа с конфуцианским религиозно-философским учением, в частности с понятием «сяо» (кит. 孝 xiào), связанным с «сыновьим бла­гочестием» [Ху Хуэй, 2022, с. 31–32]. Так, в известном трактате древнекитайского ученого Бань Гу «Отчёт [о дискуссии в Зале] Белого тигра» (Бо ху тун 白虎通) читаем: «Умершим следует служить так же, как и живым, а к покойным относиться с тем же уважением, что и при жизни» [цит. по: Ху Хуэй, 2023, с. 76].

История храмов предков в Хуэйчжоу насчитывает более шести столетий. В период династий Сун и Юань Хуэйчжоу силами городских купцов Хуэйчжоу становится одним из богатых и процветающих округов провинции Аньхой. В течение нескольких веков в Хуэйчжоу оформилась так называемая культура роскоши, которая нашла воплощение в оживленном строительстве родовых святынь, относящихся к началу XV века. В середине династии Мин, во времена правления императоров Цзяцзин и Ваньли (XV–XVII вв.), богатые кланы Хуэйчжоу начали активное возведение пышных семейных резиденций и храмов предков, подчёркивающих социальный статус, престиж и влиятельность их фамилии [7, с. 31].

Храмы предков в Хуэйчжоу вместе с жилыми домами и арками известны сегодня в истории искусства как «три великих архитектуры» Хуэйчжоу. Родовые храмы, действительно уникальные по своему архитектурному стилю, являются символом клановой культуры Хуэйчжоу, а также воплощением силы и духа гражданского общества. Также родовые храмы всегда тесно связаны с подъемом и упадком клана, и их процветание отражает процветание кланового общества в Хуэйчжоу.

Архитектурная планировка пространства храма предков была строго регламентирована согласно фэн-шуй, распределена по функционалу и традиционно включала в себя площадь перед храмом, променад с обеих сторон, внутренний дворик (передняя комната для мероприятий клана, сян тан (享堂, место, где размещены деревянные таблички предков, задняя комната). Родовые храмы являлись самыми главными зданиями в населенном пункте, а потому географически располагались на въезде или в центральной его части. В целом, храмы предков в Хуэйчжоу отличаются большими масштабами, изысканно спроектированы и украшены деревянными конструкциями, что призвано подчеркнуть их главный статус1. Храмы предков до сегодняшних дней играют важнейшую роль в объединении и укреплении кланового правления, являясь духовным «центром притяжения» представителей клана. Помимо ритуальных поклонений (жертвоприношений) предкам, родовые святыни служат местом для проведения целого комплекса мероприятий: свадебные и похоронные процессии, праздники, собрания членов клана для обсуждения, решения различных бытовых вопросов, поддержания клановой системы и контроля.

В настоящее время в Хуэйчжоу сохранилось более 250 храмов предков, 189 из которых признаны историческими памятниками древнекитайского архитектурного искусства. Однако наряду с престижными храмами предков в Хуэйчжоу (например, Ло Дуншу в Чэнкан и У в деревне Бэйган, уезд Шэ, Ху в Лунчуань, Цзиси, Чжэндун в деревне Жукоу, Цимэнь), которые являются национальными ключевыми объектами охраны культурных реликвий и получают финансирование для обслуживания и поддержания, существует большое количество храмов предков, построенных малыми и средними семьями, которые сегодня находятся в плачевном состоянии.

В первую очередь, это связано с тем, что в современном обществе с изменением условий жизни человека, его философии и образа жизни, а также под влиянием иностранных культур, функции храмов предков в Хуэйчжоу постепенно утрачиваются, клановое общество в современных условиях разрознено, а потому роль родовых храмов как места поклонения предкам и средства поддержания воспроизводства семьи, процветания клана снижается. Во-вторых, в сочетании с быстрым ростом маркетизации и урбанизации, храмы предков в сельских обществах в силу недолговечности деревянных конструкций и отсутствия регулярного ремонта пришли в упадок под воздействием природных стихий.

В-третьих, в городском округе Хуэйчжоу все более заметным становится явление искусственного разрушения и расхищения древних зданий, в том числе храмов предков, местными жителями. Так, согласно административным отчетам, в Хуэйчжоу на протяжении последних лет участились несанкционированные продажи древних зданий, регулярные кражи культурных реликвий из родовых храмов с целью продажи перекупщикам. Некоторые недобросовестные бизнесмены пошли на многое, чтобы выкупить храмы предков и превратить их в частные дома или освободить территорию для коммерческой застройки.

К сожалению, не все представители местных органов власти предпринимают активные меры по защите архитектурных памятников, находящихся в их юрисдикции. Нередко они игнорируют незаконную продажу храмов предков или используют программу экономического развития как повод для масштабного сноса родовых храмов — приведем в пример публичный аукцион храма предков клана Ван, расположенного в уезде Шэ города Хуаншань, организованный местным правительством в 2017 году, который вызвал широкий общественный резонанс. И хотя аукцион благодаря петициям неравнодушных граждан был в результате официально отменен, родовые храмы нередко сталкиваются с проблемами подобного рода.

Говоря о современных мерах по сохранению и поддержанию храмов предков, стоит отметить комплекс действий, где большую роль, помимо государственных грантовых программ финансовой поддержки, играет подвижническая деятельность энтузиастов, потомков клана, осознающих важность историко-культурных, религиозных «скреп» прошлого и современности.

Так, например, храм предков клана Юй, расположенный в деревне Хуайюань, уезда Шэ, частично обрушился и имел большой наклон стены, что угрожало домам и жизни окрестных жителей. Народное правительство предложило снести зал предков, но местные жители не согласились. В феврале 2017 года они запустили народную инициативу по сбору средств для ремонта, собрав 1,76 млн юаней, а в октябре 2020 года реконструкция храма предков была завершена. В июле 2022 года, в рамках реализации мероприятий по защите китайских традиционных деревень и благодаря пожертвованиям местных жителей, начались реставрационные работы в столетнем родовом храме семьи Чжу в деревне Ичэн, поселок Сюнцюнь, уезд Шэ, стоимость проекта составила более 2,3 млн юаней.

Важно отметить, что помимо финансовой стороны вопроса, существует еще целый ряд специфических факторов, которые необходимо строго выполнять при реконструкции храмов предков. Согласно официальным требованиям, реставрация должна соответствовать условиям ремонта старинных зданий и соблюдать следующие принципы:

- принцип исторической «безопасности» (полного сохранения основной структуры здания);

- принцип стилистического единства;

- принцип «аутентичного» ремонта, то есть с использованием оригинальных или аналогичных материалов;

- принцип обязательного использования традиционных техник и методов;

- принцип «превентивного» (профилактического) ремонта.

Строгое следование данным принципам отражается в многочисленных специальных совещаниях экспертов и контроле со стороны государства [8]. Рассмотрим это подробнее.

Ремонт храмов предков обычно включает в себя работы по ремонту кровли, балок, стен, полов, частичную реставрацию и разблокировку дренажа. Как отмечает современный китайский исследователь Ян Юйгуан, процесс реставрации включает в себя ряд определенных шагов, например, для замены элементов необходимо использовать оригинальную породу дерева и заменять его по оригинальному размеру, также отмечать дату и время замены и др. Так, для негабаритных бревен или балок, которые должны быть усилены, необходимо соблюдать ряд строгих правил: когда глубина трещины не превышает одной трети ее диаметра или когда деревянная колонна деформирована и потрескалась, а ширина трещины менее трех сантиметров — она стягивается шпаклевочным крючком. Когда ширина трещины более трех сантиметров, она стягивается деревянной полосой, дополненной водостойким клеем, и прочно приклеивается, затем железный обруч устанавливается на трещине колонны так, чтобы поверхность железного обруча и наружной обшивки колонны была ровной. Если коррозия наружной обшивки более серьезная, корродированные части отслаиваются, новая сухая древесина используется для заполнения поля отслаивания и прочно приклеивается клеем, также железный обруч может быть использован для добавления прочности в рамках антикоррозийной обработки [8, с. 42–44].

Отдельного рассмотрения заслуживают процессы ассимиляции, «повторной» эксплуатации храмов предков в современном социокультурном пространстве Хуэйчжоу. Так, в последние годы, в рамках процессов возрождения традиционной культуры, все больше людей переосмысливают уникальную культурную ценность храмов предков и пытаются обновлять архитектурные и пространственные функции древних залов предков в Хуэйчжоу, принимая во внимание реальные потребности и запросы. К настоящему времени можно выделить четыре основные модели эксплуатации залов предков в Хуэйчжоу.

1. Административная модель. В основном это связано с созданием и функционированием комитета жителей, как, например, произошло с Храмом предков Чэн Хунли в деревне Пиншань, уезда Исянь. Широкое пространство перед храмом предков после ремонта и установки тренажеров используется как место для общественной деятельности жителей деревни, где они могут быстро собраться и сделать объявления по важным вопросам, что способствует повышению эффективности демократического самоуправления на низовом уровне.

2. Коммерческая бизнес-модель. В настоящее время существуют две варианта: первая — это открытие после реконструкции хостел или бара. Примером может служить «Императорская гвардия» в деревне Пиншань, где храм предков семьи Шу в деревне Пиншань (также известной как деревня Шу, поскольку большинство ее жителей носят фамилию Шу) был преобразован в бар; вторая — проведение экскурсионных культурно-исторических туров. Преимущество подобных способов эксплуатации заключается в экономической поддержке деревни, сохранении ее богатого исторического наследия, хотя остается множество противоречий, таких как утрачивание смысловых коннотаций храма предков, а также небольшая туристическая привлекательность (проходимость) с точки зрения как географического расположения (не все деревни удобны для организации туристического потока), так и относительной уникальности самих зданий в ряду сотен, существующих на территории Китая.

3. Модель демонстрации культуры. Имеется в виду использование пространства храма предков для проведения различных научно-образовательных мероприятий, фольклорных театральных представлений, пропагандирующих национальную культуру и т.д., а также проведения различных обрядов, наследующих древний функционал территории храма предков. Например, в Храме предков Ху в деревне Сиди уезда Исянь эксперты и ученые проводят регулярные форумы по культуре Ху. Правительство создало здесь также Академию Чжисяо и организовало жителей деревни потомков Ху для проведения ритуалов поклонения предкам со вторника по воскресенье и свадебных праздников Ху по субботам и воскресеньям. Храм Куй Гуан в Наньпин уже несколько лет успешно функционирует в виде «музея» культуры клана, где выставлены культурные реликвии, привлекая посетителей к приобщению к традиционной культуре.

Преимущество такого способа использования заключается в том, что он позволяет жителям деревни активно участвовать в развитии культурного туризма, в то же время укрепляя их связь с родной землей и сплоченность между собой. К сожалению, данная модель требует для своего продвижения не только финансовых, но больших человеческих ресурсов, тогда как молодежь на волне глобализационных процессов в большом количестве уезжает из сельской местности в мегаполисы, немалая часть молодых людей, охваченных волной «вестернизации» является инертной в процессах сохранения национально-культурной идентичности.

4. Модель культурного обслуживания. К ней относятся создание закрепленных «очагов» культурного приобщения (магазины, выставки, читальные залы и т.д.). В Хуэйчжоу, известном как «Юго-Восточный Цзолу», всегда придавалось большое значение культуре, и в результате здесь было создано множество правительственных записей, записей уездов и деревень. «Янь Чжэнь Чжи Цао» — местный городской журнал, написанный Шэ Хуа Жуй из города Янь, уезд Шэ, Хуэйчжоу, династия Цин, в котором всесторонне характеризуется история и социальный ландшафт города Янь и его окрестностей до периода Цяньлун, династии Цин. Книга «Чэнь Ян Сань Чжи» была написана Цзян Дэнъюнем, уроженцем Цзянцуня в уезде Шэ, Хуэйчжоу, во времена династии Цин, с последующими дополнениями. В ней также представлена полная картина географического положения, истории, личностей и обычаев Цзянцюня.

Обозначенные труды имеют несравненное значение в настоящее время для возрождения традиционной культуры, развития народного и патриотического образования, в том числе для более глубокого осмысления уникальной историко-культурной ценности различных деревень Хуэйчжоу. В этом направлении сегодня функционирует храм предков Ван в деревне Бишань уезда Исянь, который был преобразован в книжный магазин для общественного блага, с сохраненным внутренним убранством в традиционном стиле Хуэйчжоу. Отдельную нишу в магазине занимают многочисленные издания, связанные с историей и культурой региона. Жители могут бесплатно посещать и читать книги прямо в магазине, что дает возможность прививать любовь к чтению, повышая культурный уровень сельчан.

Преимущество такой модели использования заключается в том, что она максимально сохраняет историко-культурную «ауру» храма предков, гибко сочетая экономическую и социальную выгоды. Вместе с тем, подобные книжные магазины открываются в основном в сельской местности округа Хуэйчжоу и их рынок очень узок, так как основными покупателями являются местные жители и туристы. Это делает экономическую составляющую весьма ограниченной и не может покрывать всех расходов по содержанию храма.

Каждая из вышеперечисленных четырех моделей «повторной» эксплуатации храмов предков в Хуэйчжоу имеет свои преимущества и недостатки. Однако в целом можно говорить о положительной динамике и безусловной важности подобной системы культурной экспликации в рамках государственной политики и общественной инициативы по сохранению историко-культурной памяти и трансляции традиционных ценностей. В дополнение к означенным способам эксплуатации возможны и другие инновационные подходы. Например, Интернет и мультимедиа могут быть использованы для запуска различных мероприятий. На таких популярных платформах, как bilibili.com, douyin.com, kuaishou.com и крупных телеканалах можно проводить различные культурно-образовательные мероприятия, посвященные истории храмов предков в Хуэйчжоу с призовым фондом для вовлечения массовой аудитории в культурно-историческое пространство. Можно организовать различные конкурсы, где оригинальные авторы будут создавать литературные и анимационные произведения, киноролики, ремесленные изделия, костюмы и другие творческие продукты на тему «Храмы предков Хуэйчжоу», тем самым увеличивая китайскую разновозрастную аудиторию для просвещения и приобщения к традиционным ценностям.

Выводы

Храмы предков в округе Хуэйчжоу – это ценнейшие архитектурные памятники, культурные маркеры китайской цивилизации, бережное отношение к которым является залогом сохранения истории богатой и самобытной культуры Хуэйчжоу для новых поколений.

В последние годы, в связи с тенденциями возрождения традиционной культуры, все больше людей в Китае переосмысливают уникальную историко-культурную, религиозную и художественную ценность храмов предков. Как показало исследование, в округе Хуэйчжоу организована планомерная деятельность по восстановлению, реконструкции храмов предков, а также социокультурного переназначения ряда родовых храмов в аспекте «охранительной» позиции по отношению к многоликой национальной культуре. Это происходит как в рамках государственной политики, так и благодаря усилиям самих жителей региона, осознающих важность сохранения культурно-исторической памяти и национального менталитета китайского общества, без чего невозможно дальнейшее успешное развитие государства.

1 Окружающие его здания не должны были превышать храм предков по высоте, масштабу или богатству архитектуры и декора.

 

Библиографический список

1. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: ИПЦ Дизайн, Картография, Астрель, 2003. – 627 с.

2. Ху Яньли. Специфика глобализационных процессов в культуре Китая: дис. ... канд. культурологии. Владивосток, 2016. 232 с.

3. Цзя Хуэйминь. Традиционная китайская культура в период реформ и открытости: 1980–2010 гг.: дис. ... канд. культурологии. — Владивосток, 2017. – 303 с.

4. Лысая Д.А., Чжан Чунян. Сохранение и реконструкция улиц в исторической части города Гуанчжоу на основе концепции «Здоровый город» // Academia. Архитектура и строительство. – 2021. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-i-rekonstruktsiya-ulits-v-istoricheskoy-chasti-goroda-guanchzhou-na-osnove-kontseptsii-zdorovyy-gorod (дата обращения: 08.04.2023).

5. Юй Пэй. Анализ экономической глобализации и культурного разнообразия: суть культурного империализма в контексте культурной глобализации // Теоретическое обозрение. – 2007. – № 10. – С. 63–69.

6. Хуан Сюйдун. Стратегия развития современной китайской культуры при культурной глобализации // Социальная наука в Хэнань. – 2009. – Т. 17. – № 3. – С. 140–143.

7. Ху Хуэй. Пространственная структура Храма Предков в Хуэйчжоу // Художественные традиции Сибири: материалы V Международной научной конференции, 19–21 октября 2022 г. – Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2022. – С. 31–35.

8. Ян Юйгуан. Исследование принципов и методов ремонта древних зданий в Хуэйчжоу // Журнал Аньхойского торгово-промышленного, профессионально-технического колледжа: естественнонаучное издание. — 2012, 20(2):4. – С. 35–47.

 

ANCESTRAL TEMPLES IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE OF MODERN CHINA: PROBLEMS AND PROSPECTS

 

Hu Huei, Anhui Business College of Vocation Technology, China

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Panina N.L., Doctor of Art Criticism, Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. This article is included in the circle of studies related to the study of Chinese culture, and is devoted to the urgent problem of preserving the material cultural heritage of the Middle Kingdom in the 21st century in the context of the globalization of modern society. Among the architectural and cultural relics that require special attention are ancestral temples, which are an integral part of traditional culture, the central element of the spiritual life of the Chinese for many centuries. The article examines clan temples in Huizhou, reveals the historical and social role and functions of ancestral temples in the religious and philosophical ideas of the inhabitants of the Celestial Empire. Based on the study of the socio-cultural situation in Huizhou, the problems of the modern state of objects are indicated, solutions to the preservation of ancestral temples as cultural markers of Chinese civilization are characterized. The conclusions note that in Huizhou, systematic activities have been organized to restore, reconstruct and sociocultural "reassignment" of clan temples. This happens both within the framework of public policy and thanks to the efforts of enthusiastic businessmen who realize the importance of preserving the cultural and historical memory and the national mentality of Chinese society.

Key words: traditional Chinese culture, ancestral temples, Huizhou, ancestral cult, globalization, material cultural heritage of China, cultural politics of China.