Номер
Раздел
747
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ИНДУСТРИИ ДИЗАЙНА

Сумина Ю.А., кандидат технических наук, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
Корогодина Т.А.
Директор дизайн-студии INTERIO HOME, Новосибирск

Аннотация. Рассматриваются вопросы коммуникативной компетентности дизайнера в процессе реализации проекта в соответствии с изначально поставленными задачами и целью. Авторами представлен опыт осмысления возможных коммуникативных ситуаций в отношениях дизайнер – заказчик. Анализ имеющихся в арсенале дизайнера этапов согласования работы с заказчиком позволил подойти
к вопросу моделирования, форматирования фундаментальных кодов и смыслового единства. Определены основные базовые тематические коды: «мир несовершенен», «вопрос доверия», «сакральная жертва». Показана необходимость своевременного установления согласованности с использованием и внедрением ключевых тем-кодов, легитимации идеи (концепции, объекта), осуществляемой концептом, логикой, авторитетом и «гениальностью» дизайнера. Авторами рассмотрены роль и значение
коммуникативных знаний и умений в индустрии дизайна.

Ключевые слова: дизайнер, заказчик, дизайн, культура креатива, авторитет дизайнера, концепт
проекта.

Дизайн, как способ создания функциональных и эстетических ценностей, всегда был включен в культурный процесс. Многообразие форм дизайна невозможно определить однозначно, так как вид деятельности определяет задачу и способ действий, основанных на изначально поставленной задачи и цели. Дизайн, в первую очередь, это коммуникативная практика, результатом которой является продукт, создающий впечатление заказчику.

В мире готовых форм масс-маркета дизайн позволяет структурировать и приобретать опыт, отходя от постоянных повторений, ощущать себя живым в стандартизованной, организованной среде, «красивых» и «некрасивых», «полезных» и «бесполезных» вещах и предметах. Дизайн различными инструментами разрешает открыть мир красоты и разбить повседневность.

Дизайн - это инструмент жизнеустроения, в основе которого лежат культура и производство. Следовательно, дизайн является культурой креатива, создающей образ жизни, уклад, сохраняет ценности.

Дизайнер и заказчик в равной степени ответственны за получаемый и полученный результат, у каждого из них своя зона ответственности. Заказчик отвечает за четкую формулировку – «я хочу», не допускающую разных толкований и пониманий. У дизайнера – создание креатива – образа, прописанного заказчиком в брифе. Закладывая зоны разделения ответственности, удается избежать больших проблем, недопониманий. Одна из главных задач дизайнера является установка «на упреждение», опережение. Дизайн достаточно прагматичен, он формирует коммуникативные ситуации. Четкое определение роли дизайнера не менее важно четкости определения заказчика – разделение зон ответственности.

Не меньшее значение имеет место «выдвижение притязаний», которые четко определяются планированием и форматом обсуждений. Графики встреч, согласований, сроков, порядка и формата всех обсуждений проекта четко выстраивают будущую работу, определяя четко деловой характер и стиль общения. Работа дизайнера в процессе реализации проекта должна быть рациональна, методологична, дисциплинирована с соблюдением определенных правил, норм и законов.

В случае неформализации отношений дизайнер – заказчик, заказчик будет строить отношения, стиль и график работы на свое усмотрение и представление. Как правило, это выражается в подчинении дизайнера, превращение в наперстника, который должен посвящать все свое время заказчику и его проекту или превращение деловых отношений в близкие, братские или дружеские. В отсутствии формализации и согласованности отношений «кто есть кто» и как должен себя вести каждый из партнеров проекта, возможно возникновение взаимных претензий со стороны заказчика – «вы не знаете, чего я хочу», а со стороны дизайнера – «если вы сами все знаете, как и что делать, зачем вам я?».

Как правило, в арсенале дизайнера имеется несколько этапов форматирования согласования работы с заказчиком:

- регинализация (представление о занимаемом пространстве дизайнера и заказчика);

- рутинизация (установление графика, т.е. регулярности и повторяемости действий в работе над проектом);

- нормативизация (утверждение значимости, учитывая конкретные ситуации и принятие ролей, то есть разработка соглашений, позволяющих осуществлять деловое общение, учитывая особенности друг друга);

- ритуализация (алгоритм стереотипных, последовательных действий);

- категоризация (процесс взаимодействия друг с другом, типизация переговоров).

Все вышеуказанные действия сопровождают интерактивные процессы в пространстве и времени, на основе ранее достигнутых договоренностей. Четко организованный регламент действий поддерживает структуру взаимодействия через повторение, соблюдение ритуала, возвращение к истокам договоренности и обоснованию (рис.1).

Рисунок 1. Цветофактурная карта. Детская комната.

Рис. 1. Цветофактурная карта. Детская комната.

 

Поддерживание принятых договоренностей не должно сводиться только к напоминаниям, на основе этих договоренностей создаются дополнительные соглашения и адаптируют общение между собой заказчика и дизайнера (рис.2) [1].

Рисунок 2. Визуализация помещений. Детская комната.

Рис. 2. Визуализация помещений. Детская комната.

 

Ключевые и смысловые точки, форматирующие ситуации необходимо поддерживать постоянно, основываясь на методологии семиотического моделирования. Дизайнер, как руководитель проекта, моделирует, форматирует фундаментальные коды и смысловое единство, развивая и пропагандируя темы и вопросы: что такое дизайн, кто такой дизайнер, каковы возможности дизайнера, кто такой заказчик, каковы обязанности заказчика, какие должны быть взаимоотношения между дизайнером и заказчиком? Каждый из этих вопросов является коммуникативным, постоянно поддерживаемым кодом, сохраняя смысловое русло взаимоотношений.

Основные базовые тематические коды: мир несовершенен, вопрос доверия, сакральная жертва.

«Мир несовершенен», «я не так себе все это представлял» или «я представлял все по-другому». Данная тема формирует установление согласованности между заказчиком и дизайнером, обе стороны, в данном случае, ждет непростой путь взаимодействия друг с другом. Эта тема решает многие вопросы важные для заказчика и дизайнера– сглаживает амбиции, снимает недопонимание и ненужные иллюзии, успокаивает, учит принимать мир таким, какой он есть, мир в котором нет победителей и проигравших, есть скромность и готовность к принятию, учит становиться партнерами и доверять.

Тема «Вопрос доверия» решает коммуникативность в отношении дизайнер-заказчик. Это мощная система защиты креативных решений – придумать, продумать, сформулировать, оформить и согласовать концепцию проекта. Заказчик должен довериться дизайнеру, не основываясь на фразе «я дизайнер, я так вижу», а на способности дизайнера видеть то, что не может видеть, представлять, знать и аргументировать заказчик. В этом случае слова дизайнера «поверьте, так будет лучше», зазвучат не столько убедительно, сколько аргументировано и компетентно.

Для этого дизайнер формирует коммуникативность и вводит «код посвященности». Критическое противоречие – «а почему Вы так думаете?», очень часто возникает и «код посвященности» должен снимает этот вопрос. Признание авторитета дизайнера не решает «вопроса веры», поскольку дизайнер решает не только техническую, но и креативную часть проекта, и дизайнер позволяет сбалансировать и упредить увлечение заказчика креативом в проекте.

Тема «Сакральная жертва» – один из опасных моментов в работе над проектом – «Вы же дизайнер, Вы же знаете, как и что надо делать» - в этом случае заказчик устраняется от обсуждения и контактов. «Все сам напридумывал» – фраза, брошенная заказчиком в адрес дизайнера, заканчивается плачевно. Чаще всего в данной ситуации «как и что надо» заказчик не говорил, и дизайнеру обосновывать свои предложения и решения нечем и тогда действительно «сам напридумывал». Чтобы избежать данную ситуацию, не пострадать от собственного легкомыслия и безответственного отношения заказчика, необходимо сразу готовить заказчика к «жертве» – потраченным на общение временем и взаимной ответственностью [2].

Заказчик всегда приходит к дизайнеру, как к волшебнику, за чудом и иллюзиями и начинает испытывать разочарование в том, что дизайнер не угадывает моментально мысли и желания. Дизайнер должен готовить заказчика к тому, что он не всегда увидит зеркальное отображение своих иллюзий и желаний, заказчик будет вместе с дизайнером нести бремя творческих мук. И только в совместном процессе обсуждений креативности в проекте, заказчик станет соавтором и причастен к воплощению креативных решений. Эта «сакральная жертва» является символической платой, пусть даже косвенно и нет необходимости лишать заказчика оборотной стороны этих страданий в созидании креативности. Эта коммуникативность, возникающая на базе совместных «мук» созидания и согласования, безмерно облегчает коммуникацию на всех этапах работы над проектом.

«Мир несовершенен, чудес не бывает, но мы пытаемся» – только при условия совместных коммуникаций получается действительно удачный проект, и всегда есть территория, открытая только дизайнеру и поэтому ему необходимо верить, потому что он действительно умеет видеть то, чего еще нет и чего не видит заказчик.

Эти три основные темы – тематические коды раскрывают дизайн как событие, которое происходит при встрече продукта дизайна – проекта с человеком – заказчиком. Заказчик – это не всегда потребитель, это участник творческого процесса, ему необходимо понять, принять, пережить и поверить дизайнеру, только тогда эта встреча станет возможной и успешной.

Коммуникативная компетентность – это мастерство сохранять «лицо» каждому партнеру в этой коммуникации, а не безоговорочная уступчивость каждого [3].

Коммуникация дизайнера с заказчиком имеет три основных этапа, три стадии: знакомство, обсуждение и презентацию. На этапах знакомства и обсуждения, как правило, происходят согласованности. Презентация – это идеи, концепции, креативные решения, продукт-проект, это все же поддержание согласованности. Во время презентации формат коммуникации уже задан и поздно что-то устанавливать.

Своевременное установление согласованности с использованием и внедрением ключевых тем-кодов настроит заказчика на позитивное восприятие своих мыслей, желаний и идей глазами дизайнера. Данная согласованность устанавливается на первых встречах, а качество проявляется в презентации, которая формирует смысловое пространство. Идеально благоприятных ситуаций не существует и причина в этом – напряженность, принципиальное и неустранимое недоверие дизайнеру, которые скрываются за внешними уверениями в обратном. Заказчик то верит, то не верит, ему очень не просто принять интерпретацию своей сокровенной идеи и приходит к дизайнеру за подтверждением своей идеи и образа пространства, а не за объектом в целом (рис. 3,4).

Рисунок 3. Цветофактурная карта. Спальня.

Рис. 3. Цветофактурная карта. Спальня.

Рисунок 4. Визуализация помещений. Спальня.

Рис. 4. Визуализация помещений. Спальня.

 

Легитимация идеи (концепции, объекта) осуществляется концептом, логикой, авторитетом и «гениальностью» дизайнера.

Если концепт проекта обсужден, продуман, сформулирован, то апелляция принимается безотказно и визируется подписью. Когда концепт проекта зафиксирован и утвержден в брифе проекта, формулировки заказчика «я не это имел ввиду», «вы меня не так поняли» не смогут приниматься как апелляция.

Апелляция к логике помогает дизайнеру обойти ловушки недоверия заказчика, поскольку логика противоположна субъективности и «творческому произволу» и поможет дизайнеру обойти щекотливую ситуацию. Заказчик должен научиться ясно излагать и встраивать постановку взаимодействия с дизайнером и уметь рефлексировать по этому поводу.

А вот апелляция к авторитету дизайнера не так проста, и необходимо знать и понимать, что является для заказчика авторитетом. «Знаменитость» дизайнера лучше использовать в профессиональной среде, и только рекомендации референтных лиц сгладят недоверие и поднимут авторитет дизайнера.

«Дизайнерский гений» используется как тяжелая артиллерия в тех случаях, когда ничего не помогает: концепт ставится под сомнение, логика не убеждает, авторитета нет или не работает. В этом случае - «поверьте мне; надо делать именно так; я это знаю, потому что я дизайнер (профессионал)». Данная апелляция будет иметь результат при условии внедрения тематического кода «вопрос веры».

Легитимация креативности требует соответствующего контекста, который обязательно начинается с легенды (базового нарратива), а не с презентации [4].

Во время презентации следует соблюдать несколько основных правил:

– вывести из речевого оборота «Я», особенно при обосновании креативных решений. Это совсем не означает умалчивания своих заслуг или приписывания их заказчику. В максимально деликатной форме авторская позиция должна обязательно присутствовать в нейтральных оборотах: «опыт показывает, что так будет интереснее», «представляется, что это будет креативно и интересно» и др.;

– не возражать открыто и избегать в речи частицу «но», переформулировать высказывания заказчика другими речевыми оборотами и отвечать свою версию, продолжая свое обоснование, проигнорировав вызов;

– если не удается игнорировать или пропускать негативные личностные оценки, рекомендуется переформулировать «неудобное» высказывание или вопрос и реагировать на свою версию.

Соблюдение этих нескольких правил помогут сохранить контроль над важной ситуацией, в противном случае поддержание согласованности и форматирование ситуаций будут напрасны.

Форматирование состояний достаточно сложная задача в коммуникативной компетенции и не сводится к знаниям и навыкам, в этом потоке необходим интеллектуально эмоциональный фон, позволяющий подбирать подходящие действия и подвергать их ментальной ситуативной коррекции. Дизайнер должен апеллировать и превращать свои знания и навыки в органичный спонтанный образ действий, форматировать свое внутреннее состояние и вырабатывать психологически полезные привычки.

Специфическая дизайнерская деятельность или креатив направлена на выстраивание логической цепи: разработка концепт – разрыв – просвет, из которой создается образ и продукт дизайна. Если же пытаться «выводить» звенья цепи одно из другого – дизайн-проект невозможно будет создать, потому что образ невозможно вывести из концепта.

Креатив в дизайне не является действием детерминистского принципа с ограничением линейной причинно-следственной связи. Креатив – это нелинейная динамическая система, нестабильная, пульсирующая, со сменой фаз, точек бифуркации, неопределенности движения. Пульсирующая природа креатива характерна для «клочковатости» дизайнерского профессионального пути, который не имеет очевидного прогресса.

В заключение необходимо заметить, что опыт дизайнера не гарантирует поражений, но дает качественный прирост. Провалы дизайнером переживаются тяжело и подрывают самооценку, как правило, они неожиданные, непонятные, нелогичные, и дело не всегда в нем, в дизайнере, главное уметь фиксировать «точки сборки». Не обращая внимание на провалы и неудачи, дизайнер должен расслабиться, сделать паузу и продолжать заниматься свои делом, оставаясь всегда готовым и к успеху, и к поражениям.

Тренировать в себе способность к креативу и коммуникациям, это, в первую очередь, научиться «отпускать» и «собирать» себя, вырабатывать и развивать навык «прерывности и возобновления состояний». Сила возобновления равна силе творения. Шаблонность «возобновления» приводит к вечному повторению, «дню Сурка» [5].

Для дизайнера и заказчика коммуникация, прежде всего, спокойные и беспристрастные отношения, процесс самореализации и самоутверждения. Эмоциональные выпады заказчика дизайнеру необходимо воспринимать как «заинтересованность», «озабоченность» и нивелировать гнев, презрение, издевки. Другими словами, форматирование коммуникаций предполагает отстраненный взгляд, в том числе, взгляд со стороны на происходящий процесс взаимодействия.

У креативности есть основной источник: предельная продуманность сделанного, профессионально честно сделанная работа собственными усилиями и самодисциплиной дизайнера. Всегда необходимо помнить, что самое интересное в дизайне – сам дизайн и процесс «дизайнирования». Дизайн не может быть продуктивным без работы над собой. Культура креатива – это воспитание культуры промыслов, дизайн-код.

 

Библиографический список

 

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.

  2. Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. – М.: Аванти плюс, 2003. – 331 с.

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. – М.: «Ун-т» кн. дом, 2002. – 293 с.

  4. Лола Г.Н. Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования. – СПб.: – ИПК Береста, 2019. – 264 с.

  5. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. М.: – Фонд Мамардашвили, 2015. – 1072 с.


 

COMMUNICATION COMPETENCE IN THE DESIGN INDUSTRY

 

Sumina Y.A., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Korogodina T.A.

Director Design Studio INTERIO HOME, Novosibirsk

 

Abstract. The issues of communicative competence of a designer in the process of project implementation in accordance with the initially set tasks and goals are considered. The authors present the experience of comprehending possible communicative situations in the relationship between the designer and the customer. The analysis of the stages of coordination of work with the customer available in the designer's arsenal made it possible to approach the issue of modeling, formatting of fundamental codes and semantic unity. The main basic thematic codes have been determined: "the world is imperfect", "the question of trust", "sacred sacrifice". The necessity of timely establishment of consistency with the use and implementation of key themes-codes, the legitimation of the idea (concept, object) carried out by the concept, logic, authority and "genius" of the designer is shown. The authors considered the role and importance of communicative knowledge and skills in the design industry.

Keywords: designer, customer, design, culture of creativity, designer's authority, project concept.