Раздел
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 74.01
ОБМЕН ОПЫТОМ: НГУАДИ ИМ. А.Д. КРЯЧКОВА – DORTMUND UNIVERSITY OF APPLIED SCIENCES AND ARTS СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА

Таубе М.В., кандидат технических наук, доцент

Колесникова Д.И., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

Аннотация. Рассмотрен подход к понятию и содержанию социального дизайна. Приведены и раскрыты задачи социального устойчивого дизайна. Предложено обсуждение реализации социального запроса на объекты предметной среды с точки зрения проектировщиков, рассматривающих более широкие взаимосвязи человека и общества. Человек сочетает в себе аналоговый и цифровой мир. Он воспринимает материальный мир через некоторую виртуальность. Социальные взаимоотношения людей связаны с их виртуальной частью, в том числе. Социальные взаимоотношения людей – это очень сложная сфера. Для дизайнера необходима оценка для принятия решения в проектировании. В этом может помочь шкала «нормы». Норма может быть глобальной. Но более точно будет работать региональная шкала нормы. Для её определения необходимо изучить поведенческие типы, традиции, культуру рассматриваемого региона. Участие в обсуждении коллег из Dortmund University of Applied Sciences and Arts показало правильность подхода к социальному дизайну преподавателей НГУАДИ им. А.Д. Крячкова.

Ключевые слова: дизайн, общество, норма, психология, глобализация, региональность, ценность, полезность.

 

 

НГУАДИ им. А.Д. Крячкова развивает международные связи с различными образовательными учреждениями как Азии, так и Европы. Весной 2021 г. преподаватели Dortmund University of Applied Sciences and Arts (Дортмунд, ФРГ) провели для студентов НГУАДИ мастер-класс «Знаки города», а осенью преподаватели кафедры Промышленного дизайна прочитали лекцию «Роль социального дизайна в формировании взаимодействий между людьми» (рис.1) для студентов немецкого университета.

В лекции российские преподаватели отметили важность сочетания подхода к дизайну и аспектов психологии, т.к. для создания устойчивого дизайна нужна более широкая опора, чем краткосрочные прогнозы.

Рис. 1. «Роль социального дизайна в формировании взаимодействий между людьми»

Рис. 1. «Роль социального дизайна в формировании взаимодействий между людьми»

 

При проектировании различных объектов предметной среды изучают социальный запрос на то или иное изделие. Но дизайнер проектирует не просто «отклик» на появившийся запрос. Его социальная задача — дать «рост» развитию взаимоотношений в обществе, показать траекторию этого развития, сценарий взаимоотношений в настоящем и будущем. Это было представлено в презентации. Основные вопросы к обсуждению темы приведены на рис. 2.

Рис. 2. Основные вопросы лекции.

Рис. 2. Основные вопросы лекции.

 

Для понимания что такое «проектирование шире социального запроса» нужно обсудить базовые значения, с которых стартуют в предметном проектировании. В первую очередь, это «человек-общество». Человек сложно устроен и совмещает в себе аналоговый и виртуальный мир. Виртуальный мир также можно назвать цифровым.

Существует понятие «точка зрения», что значит, что даже материальный мир люди воспринимают через «виртуальные очки». Задача дизайнера — делать такие объекты, которые будут отвечать запросам наибольшего количества людей в выбранном сегменте, при условии, что «очки» могут быть у всех разными.

Общество - это нематериальная связь между людьми. По сути, социальные взаимоотношения — это порождения виртуальной части человека. Поэтому можно строить в голове отношения с людьми, которые в реальном контакте не существуют.

При этом социальные взаимоотношения людей во много раз сложнее, чем у любых других представителей материального мира. Человеческие взаимоотношения в последнее время могут меняться в периоде не просто веками, но десятилетиями и даже годами. Через социальные взаимоотношения мы находимся в постоянном развитии: как коллектив, так и личности. Этот процесс постоянен в своей изменчивости. Здесь и кроется «социальный запрос».

Рассмотрим теоретическую шкалу формирования материальных изделий «идея, норма, форма, норма, идея» (рис. 3). Предположим, что все начинается с идеи. Идея зарождается в нематериальном мире. Мы ее выражаем через форму, отвечая на социальный запрос, воплощаем ее в материи. После этого наш нематериальный мир делает оценку, понравился ли ему отклик на запрос. Дальше формируется новая идея, которая за собой повлечет новую форму. Эти два мира, виртуальный и материальный, существуют неразрывно и стимулируют друг друга.

Рассмотрим наше отношение к «норме». Мы намеренно добавляем в нашей работе этот термин, потому что масса идей и масса форм влечет за собой и формирование нормы. Это та призма, которая впитывает в себя абсолютно все и передает дальше.

Рис. 3. «Идея, норма, форма, норма, идея».

Рис. 3. «Идея, норма, форма, норма, идея».

 

отели дописать и забыли, но на самом деле это — схема. Шкала справа на слайде начинается с точки «зеро». Это и есть наша норма на данный момент времени. Все, что нас окружает, все объекты, все картинки, все сайты — это и есть наша нейтральная зона, зона «ноль». Если дизайнеры начинают насыщать пространство объектами, которые лучше качеством, функционалом, эргономикой и эстетикой, то это будет +1 к нулю. Чем больше в нашей среде объектов +1, тем скорее мы переберемся на ступеньку выше и тогда уже она станет для нас нулем. К сожалению, процесс обратим, и мы можем опускаться также и в позицию -1. Поэтому развитие общества, улучшение социальных взаимоотношений и повышение социальной нормы напрямую зависит от нашей деятельности.

Задачи социального устойчивого дизайна представлены на следующем изображении (рис. 4).

Рис. 4. «Задачи социального устойчивого дизайна».

Рис. 4. «Задачи социального устойчивого дизайна».

 

Следует исходить из позиции «региональности» дизайна и учета особенностей культур, потому что глобальный дизайн, как нам кажется, не учитывает разности положения позиции «зеро» в разных культурах. Ведь сложность внедрения объекта из позиции +100 в положение «зеро» очевидна. Человеческая психика не может адекватно пережить такой скачок, а социальная группа просто отвергнет такой прыжок.

Если исходить из позиции региональности, то в таком случае необходимо глубоко изучить поведенческие линии, которые связаны с традициями и культурным слоем. Необходимо быть очень бережными с этими факторами, не вынуждая группы населения «переписывать» свои поведенческие линии.

Задача дизайна — решать социальный запрос, который зародился, наметился. Но не обязательно социальный запрос касается только тех групп населения, которые традиционно называют «социальными», в социальном дизайне главное понятие — это общество, социум.

Необходимо стремиться выстраивать здоровые отношения между всеми людьми в группе населения, учитывая все потребности, но не выделяя особенно части населения. Практически можно сказать, что сейчас есть два противоположных принципа проектирования с точки зрения влияния на поведенческие линии: маркетинговый дизайн и социальный. Несмотря на то, что оба вида дизайна создают потрясающие вещи, они имеют различия.

Маркетинговый дизайн содержит в себе трансформации поведенческих линий, что неизменно приведет к «недописанному» поведенческому сценарию. Люди часто покупают изделие, к которому потом докупают некие аксессуары, чтобы улучшить его свойства или выделиться.

Социальный дизайн решает проблему целиком. Благодаря тому, что он внедряется в существующий сценарий без его изменения, то и не влечет за собой цепочки «выгодных» покупок, где один за другим идут все новые и новые товары.

Мы переходим в эпоху устойчивого дизайна, при снижении потребления и повышении осознанности покупателей. А значит решать задачку, чтобы человек пользовался изделием долгие годы, нужно как раз через комплексное решение всей поведенческой линии, не оставляя недосказанности и «зазоров».

В качестве примера можно привести следующий проект - Смарт-браслет для детей с РАС (рис. 5).

Рис. 5. Смарт-браслет для детей с РАС.

Рис. 5. Смарт-браслет для детей с РАС.

 

Задачи дизайна при разработке смарт-браслета состояли в соотнесении технически возможных размеров с «невидимостью» объекта. Тестирование объекта доказало успешность дизайна.

В социальном дизайне специалисты решают вопрос: в чем истинная ценность объекта? Постоянно стремятся к тому, чтобы человек как можно меньше всего делал, перекладывая все на механизмы и программы. Все это очень позитивно, но маловероятно что человек останется на том же уровне нормы в таких условиях.

Мозг человека слишком деятелен. Людям нужно действовать, чтобы жить, движение и есть жизнь. В жизни есть определенные условия, где исключить человека из процесса — это значит сохранить ему жизнь. Убрать людей из опасных зон, радиационных работ и прочего — это идеально. Но так ли нужно исключать благотворный труд человека в жизни вообще? Все родители с замиранием сердца ждут, когда ребенок сделает первый шаг или сам возьмет ложку, чтобы кушать. Но почему-то потом специалисты весь свой творческий потенциал направляют на то, чтобы человек ничего не делал.

Это только один из примеров истинной полезности. Всегда очень важно взвешивать на воображаемых весах, что же будет для человека действительно лучше в той или иной ситуации.

Представленный авторами материал очень заинтересовал немецких коллег и студентов. Было продолжительное обсуждение доклада (рис.6).

Рис. 6. Скриншот онлайн встречи

Рис. 6. Скриншот онлайн встречи.

 

Коллегами дана высокая оценка дизайнерскому подходу преподавателей НГУАДИ им. А.Д. Крячкова к решению социальных проблем. В сфере дизайна всегда важен опыт, особенно обмен опытом, именно он дает толчок к развитию новых идей.

 

 

EXCHANGE OF EXPERIENCE: KRYACHKOV NSUADA - DORTMUND UNIVERSITY OF APPLIED SCIENCES AND ARTS

SOCIAL CONTEXT OF DESIGN OBJECTS

 

Taube M.V., candidate of technical sciences, docent

Kolesnikova D.I., docent

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. An approach to the concept and content of social design is considered. The tasks of social sustainable design are given and disclosed. A discussion of the implementation of a social request for objects of the subject environment from the point of view of designers considering broader relationships between man and society is proposed. Man combines the analog and digital world. He perceives the material world through some virtuality. Social relationships of people are associated with their virtual part, including. Social relationships between people are a very complex area. The designer needs judgment to make a design decision. The scale of "norms" can help with this. The norm can be global. But the regional scale of the norm will work more precisely. To determine it, it is necessary to study the behavioral types, traditions, culture of the region in question. Participation in the discussion of colleagues from the Dortmund University of Applied Sciences and Arts showed the correct approach to the social design of the teachers of the Kryachkov NSUADA.

Keywords: design, society, norm, psychology, globalization, regionality, value, usefulness.