Раздел
УДК 7.048(571.52)
DOI 10.37909/2542-1352-2022-3-3007
СКИФСКИЙ ОРНАМЕНТ КАК ОСНОВА БРЕНДИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Фисенко Л.С., дизайнер

Тихов В.Г., академик НАД

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы трансляции национальных мотивов (орнамента) в качестве знаков-символов в коммуникационном дизайне в Республике Тыва. На основе проведенного анализа исторического опыта использования орнаментов в самобытной тувинской культуре и современной дизайнерской практике раскрываются тенденции развития методологических подходов в использовании этнического наследия - орнаментов, которые находят свое воплощение в процессе создания новых брендов, эмблем и логотипов. Указывается на перспективы территориального брендирования уникальных туристических объектов в Республике Тыва на основе современной художественно-дизайнерской орнаментики.

Ключевые слова: бренд, орнамент, эмблема, логотип

Орнаменты всегда были востребованы среди различных народов. Еще в древние времена ими обшивали наряды, делали украшения. Орнаменты имели важное значение и был важный смысл в каждом узоре, который остается по сегодняшний день. В настоящее время, несмотря на обилие различных стилей и трендов, орнамент продолжает свое существование и находит воплощение в современных брендах, эмблемах и логотипов.

На формирование тувинского декоративно-прикладного искусства большое влияние оказало искусство древних скифов (IX-VII вв. до н. э.). Доказательством этому служат уникальные археологические находки из скифских курганов, находящихся на территории республики в Уюкской долине. В настоящее время в Национальном музее Республики Тыва хранятся самые древние находки раннескифского времени, благодаря которым можно увидеть тесную связь между скифскими узорами и национальными тувинскими орнаментами [1].

Выделяют следующие группы орнаментов: геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.). Среди фигур геометрических чаще других древние скифы использовали форму круга. Круглые налобные подвесные украшения конской упряжи были найдены во всех раскопанных курганах. Квадраты и треугольники в качестве орнамента встречаются на одежде и на седлах. Фигуры ромба нередко можно видеть в украшениях различных бытовых предметов, одежды, конской упряжи (рис. 1-3) [2].

Рис 1-3

Тувинцы используют орнаменты нескольких видов. Самый древний - геометрический - состоял из черточек, крестов, прямоугольников, ромбов, зигзагов, заштрихованных треугольников, сетки, меандра (узор из прямых углов, складывавшихся в непрерывную линию). С их помощью обозначали землю, солнце, горы (рис. 4-5).

Геометрические узоры в основном встречаются в резьбе по дереву, в декоре войлочных изделий, в вышивке на ткани. Среди них наиболее распространены зигзаг, косая сетка, треугольники, в том числе косо заштрихованные треугольники, с вписанными меньшими треугольниками (чадырлап), Т-образный меандр (баска хээ) и Г-образный (солунхээ), узор (тувенхээ) со свастикой (кас); прямоугольная спираль (дорбелчин), парные перекрещивающиеся ромбы (кадынсырга).

Рис 4-5

Другая группа орнаментов: растительные (изображения листьев, цветов, стеблей, побегов). В скифских узорах самой простой формой растительного орнамента является листовидная. Часто встречаются розетки круглой и овальной формы. Особое внимание стоит уделить оригинальному по своему оформлению гирлянды вьющегося растения (рис. 6-7).

Рис6-7

Зооморфные оррнаменты. В представлениях древних скифов животный мир занимал особое место. Элементами орнаментов этого стиля являются стилизованные изображения реальных и фантастических зверей и птиц, растительные и животные мотивы. Изображениями оленя, барса, коня и других животных покрывали оружие, лошадиную сбрую, украшения и другие предметы повседневного обихода кочевников (рис. 8-10).

рис 8-10

Скифы верили, что изображения животных и частей их тел (глаза, лапы, клюв, хищно оскаленная пасть, громадные рога), украшающие одежду и оружие, передавали этим вещам часть своих свойств. Эти изображения усиливали свирепость и бесстрашие воина, быстроту коня, придавали магическую силу оружию и меткость ударам

В тувинском национальном орнаменте также можно рассмотреть отдельные части тела животных: крылья, головы, рога, горбы. Лошади, верблюды, соколы и бараны оживают в узорах. Часто используются различные роговидные узоры (кошкарлап, кошкармыйызы). Завитки бараньего рога означают силу, доброту, достаток. Люди, мечтающие о том, чтобы их потомки стали такими, наносят орнамент бараний рог на изделия, которые они делают для своих детей.

Сегодня происходит трансляция национальных мотивов (орнамента) в графические стилизованные знаки-символы, на основе которых создаются логотипы и эмблемы в дизайне для различных учреждений и фирм Республики Тыва.

Примером использования геометрического орнамента в качестве графического стилизованного образа могут служить следующие логотипы (рис. 11-13).

Рис 11-13

Композиция «Узел счастья» (рис. 12) содержит узор "олчейудазыны" — тувинскую вариацию вечного узла. Он плавно переходит в исторический бренд Тувы и ее столицы — обелиск "Центр Азии", которым обозначен приходящийся на республику географический центр континента. Все это обрамляется полукружьями древнего орнамента "аяк-хээ", известного в европейской культуре как орнамент меандра. У кочевых народов, к которым принадлежали и тувинцы, он отражал идею бесконечного движения. Композиция магических символов заключена в кольцо из флагов Тувы и России [3].

В наше время в Туве растительные типы узора широко применяется в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре. Деревья, растения - символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии.

Растительные мотивы представлены, в основном, многолепестковыми розетками (чечектеп), а также криволинейными фигурами, напоминающими растительные побеги (рис. 14-15).

Рис 14-15

Примерами использования растительного орнамента в современных логотипах Республики Тыва являются следующие (рис. 16-18).

Рис 16-18

Примеры использования зооморфных символов (стилизованных изображений животных) в современных логотипах Республики Тыва (рис. 19-20).

Рис 19-20

Тувинские национальные орнаменты символизируют защиту от темных сил, удачу в скотоводстве и хозяйственной деятельности. Сегодня орнаменты встречаются в одежде, используются в оберегах, украшениях, интерьерах и аксессуарах. Во время различных обрядов (свадеб, похорон или этнических праздников) все вокруг украшают орнаментами. Это часть истории тувинского народа, дань его обычаям и традициям.

 

Тыва обладает своей первозданной природой и самобытной культурой. Главной особенностью республики является то, что на небольшой площади расположены почти все природные зоны Земли: пустыни и снежные шапки гор, степи и тайга, тундра и альпийские луга. Для развития туризма Тыва привлекательна богатым историко-культурным наследием и сохранившейся этнической культурой.

Несмотря на свою уникальность и самобытность, Республика Тыва является регионом, в котором туризм практически не развит. Одной из причин слабого развития туризма в регионе является отсутствие успешного бренда республики, положительного имиджа в глазах людей и средствах массовой информации.

Процветание территории во многом зависит от степени развития туризма, при этом территориальный брендинг региона является важным фактором формирования его привлекательных сторон (рис. 21-26).

Рис 21-26

Таким образом, развитие тенденции трансляции этнических образов позволит успешно формировать идентификацию региона на основе создания национальных туристических брендов Республики Тыва.

 

Библиографический список

 

1. Маннай-оол М. Х. Тувинцы: происхождение и формирование этноса. – Новосибирск: Наука, 2004. – С. 23; Грязнов М. П. Начальная фаза развития скифо-сибирских культур//Археология Южной Сибири. – Кемерово, 1983;

2. С.И. Руденко. Горноалтайские находки и скифы /Итоги и проблемы современной науки. М.-Л.: 1952. 268 с. http://kronk.spb.ru/library/rudenko-si-1952.htm

3. РИА новости/ "Узел вечности" - эмблема празднования 100-летия единения РФ и Тувы/ https://ria.ru/20130319/927889733.html

 

SCYTHIAN ORNAMENT AS THE BASIS OF BRANDING OF TOURISM OBJECTS IN THE REPUBLIC OF TYVA

 

Fisenko L.S., Designer

Tikhov V.G., Academician NAD

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article deals with the issues of translation of national motifs (ornament) as signs-symbols in communication design in the Republic of Tyva. Based on the analysis of the historical experience of using ornaments in the original Tuvan culture and modern design practice, the trends in the development of methodological approaches in the use of ethnic heritage - ornaments, which are embodied in the process of creating new brands, emblems and logos, are revealed. The prospects of territorial branding of unique tourist sites in the Republic of Tyva on the basis of modern art and design ornaments are indicated.

Keywords: brand, ornament, emblem, logo.