Раздел
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 74.01
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДИЗАЙНА «ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ» В ЭКОСИСТЕМЕ «СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ»

Таубе М.В., кандидат технических наук, доцент
Бекк Н.В., доктор технических наук, профессор
Гольцова А.Н., младший научный сотрудник
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и исскуство им. А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к проявлению культурного кода жителей разных регионов нашей страны. В данном исследовании изучалась визуализация ценностей культурного наследия на примере конкурсных работ студентов различных вузов от Москвы до Владивостока. Конкурсные проекты были посвящены дизайну мебели по нескольким номинациям: «Этно-шик», «Восток-дело тонкое!», «Сибирская душа», «Европейский стиль». Конкурс является хорошей площадкой для обсуждения и осмысления полезности и ценности изделий, уровня развития общества на современном этапе.

Ключевые слова: дизайн, мебель, культурное наследие, конкурс, ментальность.

Одним из вызовов современности становится вопрос о культурном самоопределении. На территории практически любого государства можно насчитать более одного населяющего ее этноса, в то время как государственность едина. Чаще всего это говорит о доминации одного этноса над другими, реже — об их умении находить консенсус.

     С точки зрения дизайна важен культурный код и предшествующие события, чтобы понимать особенности формирования ментальности на той или иной территории. Ментальность — незримая часть, та самая «красная нить», которая связывает воедино все контекстные изделия среды, в которой обитает человек. Задачами дизайнера является сохранение уклада жизни человека, включая в него определенную полезность, исходя из потребностей и уровня развития общества на отдельно взятой территории.

     Принимая во внимание две современных тенденции: «глобализм» и «региональность», при выборе задач дизайнера на проектирование, устанавливается и его отношение к контекстной области проектирования. Очевидно, при проектировании изделий для сверхмассового производства, т. е. охватывающего не менее 40% населения земли, региональность станет роскошью. С другой стороны, современный тренд на кастомизацию значительно влияет на возможности дальнейшего роста глобального массового рынка, указывая на его несостоятельность и переориентируя потребителя на внутренние рынки.

     Региональность ранее в дизайне не рассматривалась глубоко в связи с отсутствием малых рынков. Рост массового производства в начале XX в. быстро перешагнул не только региональность, но даже национальные рынки, поэтому такого опыта в области дизайна практически нет. Отголоском региональности можно считать этнодизайн, или восточный дизайна, как попытку вписать в структуру классического (европейского) дизайна национальные мотивы восточных и азиатских стран. Назвать эти изделия в полной мере дизайном не имеется возможности, ведь дизайн начинается с базового формообразования, которое уже должно в себе нести след ментальности контекста проектируемой среды.

     Наблюдая такие тенденции, было решено провести исследование в области возможностей регионального дизайна в России, крупнейшей стране мира. Если в средней европейской или восточной стране можно насчитать до 10 этносов, то территория Российской Федерации вобрала в себя как этносы со стороны западных и восточных культур, так и их количество, многократно превышающее стандартные подходы к формированию сообщества.

     Целью исследования поставлено изучение понимания современной студенческой среды особенностей собственной культуры различных регионов. Студенческая среда взята как обьект исследования намеренно, ведь именно современные студенты станут в будущем проектировщиками кастомизированного рынка и от их современного потенциала зависит тот буфер региональных возможностей дизайна, который мы будем наблюдать спустя десятилетие.

     Способом исследования стал ежегодный всероссийский конкурс дизайна мебели. Мебель выбрана в качестве основного контекстуального носителя среды, коим она и является на протяжении тысячелетий развития человеческой цивилизации.

     В рамках конкурса на данный момент выделено 4 основных категории работ, однако само исследование предполагает, что категорий с каждым годом будет становиться больше и, возможно, они будут видоизменяться для того, чтобы ярче выкристаллизовывалась структура современной ментальной региональности. Категории достаточно условно обрисовывают четыре стороны света: запад (Европейский стиль), (Восток - дело тонкое!), север (Сибирская душа) и незадействованные малые территории (Этно-шик). Наиболее яркие примеры работ приведены на рисунках 1-17.

     Номинация «Этно-шик».

     Чаще всего в существующем этнодизайне за базу берется глобалистическое формообразование, а этническая часть приходит через декорирование, что чуждо функциональности каждого элемента в дизайне. Объекты дизайна в данном случае являются носителями культурного кода малых народностей (рис. 1-3).

Рис.1. Конкурсный проект автора Набиуллиной А.Г.

Рис.1. Конкурсный проект автора Набиуллиной А.Г.

Рис.2. Конкурсный проект автора Вишницкой В.Г.

Рис.2. Конкурсный проект автора Вишницкой В.Г.

Рис.3. Конкурсный проект авторов Рыковой А.А. и Садретдинова Д.Ю.

Рис.3. Конкурсный проект авторов Рыковой А.А. и Садретдинова Д.Ю.

Номинация «Восток - дело тонкое!».

     Также трендом на региональность можно назвать и восточный дизайн (рис. 4-8). Но колорит восточных культур настолько ярок, что в конкурсных работах студентов просматриваются и элементы глобализации. Мебель, выполненную в проектах, вполне можно представить себе в интерьере жилья в любой стране мира. Ну и безусловно в таких странах как Китай, Япония, Корея, Индия, Иран и др.

Рис.4. Конкурсный проект автора Костровой А.О.

Рис.4. Конкурсный проект автора Костровой А.О.

Рис.5. Конкурсный проект автора Поповой Е.А.

Рис.5. Конкурсный проект автора Поповой Е.А.

 

Рис.6. Конкурсный проект автора Кириленко О.А.

Рис.6. Конкурсный проект автора Кириленко О.А.

Рис.7.  Конкурсный проект автора Севрюк В.П.

Рис.7.  Конкурсный проект автора Севрюк В.П.

 

«Восточные» проекты имели и экологическую направленность (рис.8). Одним из решений современных проблем является вертикальное озеленение. Этот вариант имеет не только эстетическую привлекательность, но и создает благоприятную среду для человека. Данная технология имеет возможность быть вписанной в любую городскую и предметную среду, тем самым оставаясь актуальной. Данный дизайн-проект был разработан с учетом национальных особенностей стран Средней Азии.

     Узбекская культура, которая имеет богатую историю, свои особенности и отличия, сложилась под влиянием климата, религии средней Азии и, таким образом, оказала большое влияние на жизнь людей. В условиях жаркого климата было создано такое место как чайхана. Это зона отдыха, где можно укрыться от жары и приятно провести время. Чайханы отличаются своей мебелью, обычно это топчаны, небольшие столики, а также ширмы, огораживающие от прямых солнечных лучей.

     Искусство Средней Азии имеет свои характерные черты, такие как резьба по дереву, с использованием национальных орнаментов и росписью. Эти элементы были использованы в проекте ширмы, в сочетании с вставками из стабилизированного мха.

Рис.8. Конкурсный проект автора Гольцовой А.Н.

Рис.8. Конкурсный проект автора Гольцовой А.Н.

     Номинация «Сибирская душа».

     Наибольшую сложность для конкурсантов представила номинация «Сибирская душа». Мало кто рискнул попробовать свои силы в этой номинации. Очевидно, встала проблема идентификации объектов с Сибирью, определением общей ментальности её жителей. Поэтому конкурсанты выбрали для себя ассоциации либо с теплом и уютом, либо со льдом, морозом и холодом (рис. 9-11).

Рис.9. Конкурсный проект автора Котовой Ю.С.

Рис.9. Конкурсный проект автора Котовой Ю.С.

 

Рис.10. Конкурсный проект автора Батаевой А.П.

Рис.10. Конкурсный проект автора Батаевой А.П.

 

Рис.11. Конкурсный проект автора Севрюк В.П.

Рис.11. Конкурсный проект автора Севрюк В.П.

 

     Номинация «Европейский стиль».

     Эта номинация получилась самой многочисленной по количеству участников. Примечательно, что работы молодых дизайнеров отражали не только культурную стилистику, но и современные тренды и технологии. Так, часть работ была посвящена мебели из переработанного пластика (рис. 12-14).

Рис.12. Конкурсный проект автора Маковой С.А.

Рис.12. Конкурсный проект автора Маковой С.А.

 

Рис.13. Конкурсный проект автора Омельченко М.А.

Рис.13. Конкурсный проект автора Омельченко М.А.

Рис.14. Конкурсный проект автора Гуськовой И.А.

Рис.14. Конкурсный проект автора Гуськовой И.А.

 

     Несмотря на нахождение в разных частях страны работы призеров перекликаются по своей идее (рис.15-17).

Рис.15. Конкурсный проект автора Николаевой Д.А.

Рис.15. Конкурсный проект автора Николаевой Д.А.

 

Рис.16. Конкурсный проект автора Севрюк В.П.

Рис.16. Конкурсный проект автора Севрюк В.П.

 

Рис.17. Конкурсный проект автора Шаминой С.С.

Рис.17. Конкурсный проект автора Шаминой С.С.

 

     Общий вывод после проведения первого конкурса неутешителен для региональной структуры кастомизированного рынка. Современные студенты проще и естественнее воспринимают европейский (классический) дизайн и достаточно архаичны в понимании остальных категорий. Именно поэтому символом исследования возможностей и пропаганды ценностей культурного наследия каждого этноса и отдельно взятой территории организаторы конкурса выбирают слоган: «Откуда мы родом - имеет значение. Откуда родом наши предки - имеет значение. История нашего края - имеет значение. Наша культура - имеет значение. Мы - не одно и тоже. Наша среда - не одна и та же. Каждый и все вместе - мы огромная страна. И мы все имеем значение

 

 

ALL-RUSSIAN DESIGN COMPETITION "MATTERS" IN THE ECOSYSTEM "HERITAGE PRESERVATION"

 

Taube M.V., Сandidate of Technical Sciences, Associate Professor

Bekk N.V., Doctor of Technical Sciences, Professor

Goltsova A.N., Junior Researcher

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

     Abstract. The article considers approaches to the manifestation of the cultural code of the inhabitants of different regions of our country. In this study, the visualization of cultural heritage values ​​was studied on the example of competitive works of students from various universities from Moscow to Vladivostok. Competitive projects were devoted to furniture design in several nominations: Ethno-chic, East-delicate business, Siberian soul, European style. The competition is a good platform for discussing and understanding the usefulness and value of products, the level of development of society at the present stage.

     Keywords: design, furniture, cultural heritage, competition, mentality.