Номер
Раздел
74.01
ОТ «ПРОТОТИПНОГО» К «БЕСПРОТОТИПНОМУ» ПРОЕКТИРОВАНИЮ В ДИЗАЙНЕ

Тихов В.Г., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д Крячкова,

Аннотация. В статье рассматриваются методологические аспекты формообразования в предметном дизайне в условиях развития современного индустриального общества. Выявлена роль «прототипа» как основы выражения проектной идеи в процессе воспроизводства предметного мира. На примерах из истории мирового дизайна демонстрируется развитие «прототипного» метода художественного и стилевого формообразования предметной среды. Указывается на необходимость перехода к «беспрототипным» синектическим методам в дизайне для решения сложных инновационных технологических проблем в индустриальном производстве, а также развитие проблемно-ориентированных подходов в формообразовании при подготовке дизайнеров нового поколения.

Ключевые слова: воспроизводство предметной среды, развитие креативных направлений в дизайне, «беспрототипное» проектирование.
 

Совершенствование методов формообразования предметной среды является важной проблемой развития индустриального общества в современных условиях перехода к креативной экономике.

Вся история развития дизайна свидетельствует о постоянном процессе воспроизводства предметного мира. При ремесленном воспроизводстве складывались каноны (эталоны) вещей, в которых кристализировался опыт многих поколений по их созданию и использованию. В эпоху индустриального машинного воспроизводства вещей проектная деятельность изначально базировалась на прототипе как основы для формообразования.

Прототип - это образец дизайна сходной функции, который является отправной точкой для анализа и выражения проектной идеи. В этом стала явно прослеживаться проектная парадигма, характерная для дизайнерского проектирования.

Подготовка дизайнеров также в большей степени базируется сегодня на «прототипном» подходе к объекту проектирования, осваиваемого легче (поскольку он основан на логике здравого смысла и практического опыта). Процессу дизайнерского проектирования на первоначальном этапе предшествует предпроектный анализ - проводимое исследование и сопоставление всевозможных данных о желаемых функциях, облике и способе изготовления, наличии аналогов проектируемого объекта. Как правило частью предпроектного анализа является анализ аналогов изделий, сходных с проектируемыми предметами по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения.

Согласно теории дизайна - целью и результатом дизайнерского проектирования является функции и структурообразование содержательной формы. Дизайнеры не создают ничего кроме свойств, которые овеществляются в изделиях. Потребителям дизайна нужны, в первую очередь, не вещи, их морфологическое воплощение, а их свойства: не светильник, а свет; не камин, а тепло и т.д.

В истории дизайна имеется много примеров, когда форма нового по функции предмета базируется на форме, созданной ранее. Так древний музыкальный инструмент - клавесин XV в. явился «прототипом» печатной машинки, изобретенной в XIX в., а первый автомобиль принял форму своего «прототипа» - кареты-фаэтона (рис. 1, 2).

Рис.1 Печатная машинка и ее «прототип» - музыкальный инструмент клавесин

Рис.1 Печатная машинка и ее «прототип» - музыкальный инструмент клавесин

Рис.2 Первый автомобиль и его «прототип» - карета фаэтон

Рис.2 Первый автомобиль и его «прототип» - карета фаэтон

 

Современное использование «прототипного» метода нашло отражение в стилевом направлении «Ре-дизайн» итальянской группы «Алхимия» в 80-х гг. ХХ в. в качестве приема формообразования, основанного на создании нового объекта дизайна путем художественного преобразования уже существующего, чаще всего широко известного (рис. 3).

Темпы развития общества ускоряются, созданные ранее образцы форм в дизайне утрачивают новизну, новые не успевают складываться эволюционным путем. Поэтому возникает необходимость в создании специальных дизайн-концепций: футуристических дизайн-проектов, прогностических моделей и т.п., причем, часто в очень короткие сроки.

Рис. 3 «Ре-дизайн» итальянского дизайнера Алессандро Мендини (1980 год) известного кресла немецкого дизайнера Марселя Бройера (1928 год) - на рисунке слева.

Рис. 3 «Ре-дизайн» итальянского дизайнера Алессандро Мендини (1980 год) известного кресла немецкого дизайнера Марселя Бройера (1928 год) - на рисунке слева.

 

Особенности современного дизайнерского проектирования заключаются в том, что оно осуществляется в условиях глобализации общественного развития. Информационное общество требует от будущих дизайнеров новых идей, нестандартных инновационных решений в области современного промышленного производства.

Ещё в начале 70-х гг. прошлого века понимание дизайнерского проектирования коренным образом изменилось: наравне с «традиционном» («прототипном») стали все больше говорить о «новом» проектировании, основанном на переходе к системным методам анализа, постановки и решения проблем [1].

Самым ярким событием в XXI в. стало создание смартфона - продукта, у которого раньше не было «прототипа» формы. Совмещение сенсорных и интерактивных технологий в процессе пользовании смартфоном - это расцвет эпохи цифрового общества (рис.4).

Рис. 4 Смартфон фирмы Apple (Стив Джобс)

Рис. 4 Смартфон фирмы Apple (Стив Джобс)

 

Рост достижений в области высоких технологий, таких как микроэлектроника, кибернетика, бионика и робототехника, дают основание полагать, что мир в своём технологическом развитии стремится к бесконечности. Идет движение к миниатюризации изделий на основе макроэлектроники, что приводит к феномену - исчезновению предметов и функции в традиционном понимании, а также потери информативности формы (рис. 5).

Среди «беспрототипных» методов в дизайн-проектировании сложных объектов, в которых заложены не решенные до настоящего времени технологические проблемы, особого внимания заслуживает «метод синектики», сущность которого заключается в том, что создается специально подобранная группа из специалистов различных профессий для ориентирования спонтанного мышления при решении поставленной проектной проблемы. В процессе обсуждения используются четыре типа аналогии: прямые, субъективные, символические и фантастические. Основное условие в дискуссии - очищение от очевидных решений проблемы. Примером работы синектической группы может служить разработка герметичной застежки для костюма космонавта, которая подробно раскрыта в книге: Дж. К. Джонс "Инженерное и художественное конструирование, Современные методы проектного анализа" (рис. 5).

Рис. 5   Принципиальная схема герметичной застежки для костюма космонавта

Рис. 5 Принципиальная схема герметичной застежки для костюма космонавта

 

Развитие космонавтики ставит перед дизайнерами и технологами иногда весьма специфические задачи, как, например: разработку особого приспособления для «почесывания носа в скафандре».

С точки зрения современной методики дизайн-проектирования изучение закономерностей развития формы становится необходимостью, Движение формы во времени не прямолинейно, а сложно. Поэтому форма одних вещей столетиями существенно не меняется, а другие становятся совершенно неузнаваемые за два десятилетия.

Следует отметить, что качественно новые социокультурные реалии, связанные с действием закономерностей научно-технического прогресса, ставят перед педагогами высшей школы в сфере подготовки дизайнеров задачу пересмотра существующих методик, которые должны отвечать современным требованиям.

Формирование профессиональных компетенций у будущих дизайнеров в процессе их обучения в вузе возможно при создании условий дизайн-проектирования близко приближенных к реальным, направленных на решение конкретных задач в области современного дизайн-производства. Эти задачи характерны не только при создании объектов промышленного дизайна, но и инновационных объектов дизайна для благоустройства архитектурной среды.

В заключении следует указать, что переход к парадигме «беспрототипного» проектирования при подготовке дизайнеров нового поколения на основе системного, междисциплинарного, проблемно-ориентированного образования безусловно позволит обеспечить развитие инновационного дизайна в условиях креативной экономики.

 

 

Библиографический список

 

  1. Дж.К.Джонс Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. - М.: Мир, 1976 - 374 с.

 

FROM A «PROTOTYPE» METHOD OF SHAPING TO A «PROTOTYPE-FREE» ONE IN DESIGN

 

Tihov V.G., Candidate Architecture, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article discusses the methodological aspects of shaping in subject design in the context of the development of modern industrial society. The role "prototype" as the basis for the expression of the project idea in the process of reproduction of the objective world is revealed. On examples from the history of world design, the process of development of the "prototype" method of artistic and stylistic shaping of the subject environment is demonstrated. The med for a transition to "prototype-free" synectic methods in design to solve complex innovative technological production is pointed out, as well as the development of problem-oriented approaches in shaping in the preparation of new generation designers.

Keywords: Reproduction of the subject environment, the development of creative directions in design, without prototype design.