Раздел
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 687.12
ДИЗАЙН – СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК-ОДЕЖДА-СРЕДА» В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Кузьмина А.А., кандидат технических наук, доцент

Иванова Е.Г., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д.Крячкова

Аннотация. В статье рассматривается авторская методология формирования элементов системы «человек-одежда-среда» и взаимосвязь между ними. Использование данного комплексного подхода определяет качество проектирования в дизайне костюма. Автором представлена роль и значение каждого элемента системы в работе дизайнера в период пандемии. Апробация предложенной методологии прошла в учебном процессе, в рамках курсового проектирования. В результате работы студентами создана коллекция женских юбок для повседневной носки, отвечающая всем условиям проектирования, производства и потребления.

Ключевые слова: система, элемент, объект дизайна, костюм, системный подход, трансформация формы, исследовательская работа.

 

 

Любая деятельность дизайнера направлена на создание красивого, модного, практичного, удобного продукта, соответствующего своему назначению и времени. Развитие общества и современные реалии оказывают большое влияние на этот процесс.

Истекший год, а в принципе еще и сегодняшнее время, запомнится нам сложным экономическим, физическим и психологическим состоянием общества, продиктованным коронавирусом. Пока мы еще не можем подвести окончательных итогов и прогнозировать как будет развиваться общество, потребление и, соответственно, проектная деятельность, да и дизайн в целом.

Дизайн костюма в данной ситуации ничем не отличается от других сфер проектной деятельности. Дизайнер всегда ставит перед собой не частные задачи, а общие, касающиеся жизнедеятельности человека в обществе. [1]

Для дизайнера костюма всегда важно создание продукта нового качества и удовлетворение всех функциональных потребностей потенциального потребителя. Современный костюм создавал и будет создавать мир межчеловеческого общения [2]. И это особенно важно в нынешних условиях самоизоляции или ограничения коммуникаций.

При разработке любого проекта дизайнер всегда учитывает структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, с набором важных качеств и свойств, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения производителя. Генерация идей в команде единомышленников и системный подход [3] при проектировании позволяет находить нестандартные решения для обычных вещей.

Сама идея дизайна костюма учитывает комплекс взаимодействия элементов системы «человек-одежда-среда». Особенно когда среда несет в себе агрессивную составляющую, необходимо взвешивать каждый шаг и оценивать взаимное влияние друг на друга всех составляющих системы. Основные элементы дизайн-системы «человек-одежда-среда» представлены на рис.1.

Рис. 1. Дизайн-система «человек-одежда-среда»

Рис. 1. Дизайн-система «человек-одежда-среда»

 

Каждый элемент системы, это огромный кластер информации, требующий от дизайнера глубокого проникновения, анализа и формирования собственного видения и, в итоге, решения. А тесная взаимосвязь и активное влияние каждого элемента системы друг на друга заставляет дизайнера держать в голове большой объем информации, взвешивать значимость и соизмерять ее на всех этапах работы, прежде чем прийти к окончательному проектному решению.

Остановимся на более значимых элементах системы и рассмотрим их на примере исследовательской работы студентов кафедры «ДКИМ» в рамках курсового проектирования.

Изучение условий среды функционирования костюма. Чаще всего эта информация содержится в техническом задании на проектирование. В нашем случае было важно определить не только физические составляющие (соразмерность, баланс, эргономика) потребления, но и психологические (желание уединиться или выйти на активный контакт). Тем сложнее и интереснее работать дизайнеру. Здесь на помощь приходит возможность использования приемов трансформации формы изделия для удовлетворения потребностей человека. Задача стояла – разработать форму и конструкцию юбки, состоящую из простых геометрических трансформирующихся деталей (фигур).

Следующий важный элемент системы – исторические аналоги, рассмотрение аналогичных ситуаций и приемов реагирования общества на подобные критические события в разные эпохи. Одновременно важно изучить реакцию ведущих Домов моды, тенденции развития формы, деталей, цвета и оценить противоречия в подходе к дизайну костюма в столь сложное для общества время и найти свое обоснованное решение. Задача на этом этапе сводилась к изучению исторических источников (литература, живопись, журнальные издания) развития костюма в период известных пандемий, начиная с VI в. и до наших дней.

Особенно следует остановиться на значимости выбора ассортимента используемых материалов. Современные разработки «умных», «интеллектуальных» материалов позволяют дизайнерам костюма «замахнуться» на их применение в своих коллекциях. Адаптирующиеся к изменениям окружающей среды, функционально трансформирующиеся (меняющие цвет при контакте с поверхностью тела человека при высокой температуре), с антибактериальным покрытием материалы так необходимы сегодня для защиты человека от неблагоприятных факторов окружающей среды [4]. Надеемся, что в ближайшей перспективе возможно их применение при производстве изделий повседневной одежды, а не только в военной промышленности и медицине.

Рациональность и трансформируемость конструкции проектируемых изделий позволяет «подстраивать» форму изделия под различные ситуации эксплуатации. А применение различных способов регулировки линейных размеров деталей изделия, следовательно, и степени прилегания к фигуре человека дает возможность увеличения интервала безразличия в одежде, что в свою очередь является важным экономическим фактором выпуска продукции.

Использование современных «умных» материалов и оригинальных приемов конструктивной трансформации деталей в швейном изделии требует разработки и применения новых технологических методов обработки и сборки изделия. Эта задача решается совместно командой проектировщиков и производителей.

Итак, каждый этап работы дизайнера требует держать в поле зрения все элементы системы «человек-одежда-среда». Комплексный, системный подход в работе – залог нахождения оригинального художественного, конструктивного, технологического и экономического решения еще на стадии проектирования.

Пример исследовательской и проектной работы в системе «человек-одежда-среда» представлен на рис.2.

Рис. 2. Модель женской юбки. Курсовой проект «Дизайн юбки как элемента костюма в период пандемии»

Рис. 2. Модель женской юбки. Курсовой проект «Дизайн юбки как элемента костюма в период пандемии»

 

Результат работы: юбка женская из шерстяного меланжа и ацетатного жаккардового полотна в полоску. Конструкция: динамичный симбиоз строгости складок и мягкости драпировок, сочетание двух геометрических деталей (прямоугольника и трапеции). Трансформация формы и длины изделия позволяет менять степень защищенности поверхности тела. За счет кулисок по линии талии и низа изделия возможна регулировка степени прилегания юбки к фигуре человека. Следовательно, расширяется круг потребителей (большой размерный ряд). Волокнистый состав выбранных материалов позволяет создавать комфортные условия в пододежном пространстве. Лаконичность кроя, геометрическая сопряженность срезов конструкции юбки позволяет минимизировать отходы производства.

Данная работа по формированию важных аспектов структурирования информации в дизайн-системе «человек-одежда-среда» на примере женской юбки уже сегодня продемонстрировала эффективность применение в рамках учебного процесса дизайнеров костюма.

 

Библиографический список

1. Бусыгина О. М. Особенности подготовки специалистов в области дизайна костюма в современных условиях / О.М. Бусыгина // Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса: по материалам международной науч. - практ. конф., Омск, 30-31 окт. 2003 г. - Омск: Ом. гос. ин-т сервиса, 2003. - 147с.

2. Плотникова Е. В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.В Плотникова. - М.: Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1995. - 17 с.

3. Козлов В.Н. Системный анализ, оптимизация и принятие решений / В.Н. Козлов. – М.: Проспект, 2016. – 176 с.

4. Легкая промышленность: «Умные» ткани для разных сфер жизни / Л. Кисилева [и др.] // Глобальные технологические тренды. – 2016. - №6.

 

 

DESIGN SYSTEM "MAN-CLOTHES-ENVIRONMENT" DURING THE PANDEMIC

Kuzmina A.A., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Ivanova E.G., Senior Lecturer

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article presents the author's methodology for the formation of elements of the "man-clothes-environment" system and the relationship between them. The use of this integrated approach determines the quality of costume design process. The author presents the role and significance of each element of the system in the designer's work during the pandemic. The approbation of the proposed methodology took place in the educational process, within the framework of course design. As a result of the work, the students created a collection of women's skirts for everyday wear that meets all the conditions of design, production and consumption.

Keywords: system, element, design object, costume, system approach, shape transformation, research work.