Раздел
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 711.4.01
РОЛЬ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПРИ ОРИЕНТИРОВАНИИ В ПРОСТРАНСТВЕ КРУПНОГО ГОРОДА

Ворожейкина В.А., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

Аннотация. Проблема ориентирования в среде города связана с усложнением пространства, активными темпами урбанизации и увеличением численности населения. Наши исследования затрагивают мировой опыт нахождения пути в пространстве крупного города, а также опыт формирования инструментов коммуникации в городах Сибири, в условиях холодного климата, короткого светового дня и специфики местной традиционной культуры. В настоящий момент в Сибири более ста крупных городов, три из которых — города с численностью населения превышающий миллион жителей (Новосибирск, Красноярск, Омск). Мы рассмотрим существующие способы ориентирования, особое внимание уделяя визуальным коммуникациям, поскольку ведение навигации в городе обусловлено прежде всего потребностью налаживать социальные связи.

Ключевые слова: визуальные коммуникации, светоцветовая среда, архитектурная колористика, световой дизайн города, нахождение пути, ориентирование.

 

 

Обитая в природной среде, древние предки человека в первую очередь стремились к выживанию, в этом им помогало ориентирование в пространстве: по расположению светил, направлению ветра, возвышению или понижению ландшафта и т.д. Специалист в области коммуникативного дизайна и искусства Д.С. Смит (Штат Огайо, США) считает, что «Ориентирование — это способ ориентации в физическом пространстве людьми и животными и их перемещения с места на место» (пер. В.А. Ворожейкиной) [6, с. 7].

С возникновением абстрактного мышления и потребности коммуницировать, древний человек научился оставлять сигналы или знаки, которые одинаково воспринимались большинством соплеменников. Для того, чтобы указать путь, наши предки могли оставлять на развилках дорог ориентир, используя для этого камни или вбивая деревянные столбы. По сей день в горах Алтая на некоторых участках туристического маршрута можно увидеть сооружения — «туры», предназначенный как для сакральных целей, так и для маркировки троп. Иногда среди камней закрепляют короткие палки для того, чтобы привязать к ним ритуальную ленточку — «обо». Это может быть конский волос, или полоска ткани непременно белого цвета для того, чтобы задобрить духов, охраняющих гору. Канадские эскимосы для разметки пути ставили туры, по форме напоминающие человеческую фигуру. Североамериканские индейцы использовали кости животных для построения своеобразных конструкций, которые также помогали ориентироваться на местности.

Первые дорожные знаки появились при Августе и представляли собой систему табличек с запрещающими надписями и каменных колон, на которых были отметки заданного места. Золотая колонна с нулевой отметкой находилась в Риме в храме Сатурна.

Доктор искусствоведения С.М. Михайлов рассматривает городскую среду как «проектно-художественный синтез дизайна с архитектурой» [4]. Поэтому знаки, символы и текстовые послания также являются вспомогательными средствами ориентирования. К примеру, в древней Помпее на пороге многих домов находилась мозаичная приглашающая надпись, аналог которой в наше время встречается в виде ковриков для вытирания ног в прихожей. Сохранилась и нумерация домов — мраморные таблички с высеченными на них буквами и цифрами, являющимися прототипом современных домовых табличек.

Появление специальных ориентирующих конструкций в городе неразрывно связано с усложнением пространства, которое становится все запутанней [5]. Процесс поиска пути может включать несколько стадий, среди которых определение местоположения, выбор маршрута и нахождение искомой локации. Зачастую выбор маршрута в незнакомой среде города зависит от уже накопленного субъектом опыта, основанного на восприятии образа места, лежащего в основе учения о когнитивных картах.

Немаловажную роль в специальных навигационных элементах играют визуальные коммуникации. Д.Ф. Кошкин в своей диссертации «Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды» (2000) утверждает, что объекты городского дизайна, в том числе элементы визуальной коммуникации, играют важную роль при нахождении пути [3]. Проведем анализ дизайнерского решения графической части специальных навигационных конструкций. Для того, чтобы определить навигационный потенциал визуальной графики, необходимо рассмотреть, из чего состоит навигационное послание.

Навигационные стелы чаще всего содержат фрагмент карты улицы, по которой движется пешеход. В верхней части располагается название улицы, или пиктограмма обозначающая принадлежность стелы к элементам ориентирующей информации, ниже приводятся различные варианты направления движения пешехода, сопровождаемые пиктограммами-стрелками. Такая информация обычно считывается на расстоянии, пока пешеход движется к стеле, поэтому должна быть максимально контрастной. Подойдя к стеле, пешеход будет рассматривать фрагмент карты, так чтобы обеспечить оптимальный угол обзора, поэтому самая важная информация, требующая детального изучения, располагается на уровне глаз среднестатистического жителя. Нижняя часть конструкции, как правило, не задействована, или может содержать малозначимые изображения.

В зависимости от точки размещения в городе навигационные стелы будут содержать разную информацию (мелкомасштабную общую карту или крупный фрагмент для нахождения достопримечательностей). Как правило, стенды и стелы, располагающиеся в точках входа в город, в аэропорте и вокзалах, содержат карту города с указание улиц, территориального зонирования. Карта должна быть максимально удобна для гостей города и туристов, поэтому необходимо выделить центр города, указать основные достопримечательности и инфраструктуру. Такой стол-стенд может быть небольшой высоты для детального ознакомления с городом, а может быть и монолитным, вытянутым по вертикали, но такой вариант не очень удобен, поскольку основная задача — продемонстрировать как можно больший фрагмент карты. Мидилиты, мегалиты и минилиты могут размещаться в городе возле магистралей и дорог разного значения, к примеру в центральной части города будут размещены мегалиты [7]. Фрагмент карты, указанный на конструкциях, должен демонстрировать тот фрагмент пути, в котором находится пешеход с его последующим перемещением до другой подобной конструкции.

Один из инструментов дизайна, помогающий при необходимости разъяснить ориентирующую информацию — шрифт. Шрифт для восприятия в среде, в том числе используемый для навигационных конструкций должен иметь некоторые особенности, позволяющие создавать эффект узнаваемости, чтобы со временем стать частью зрительных ассоциаций, крепко связанных с городом. В истории шрифтового дела гарнитуры, разрабатываемые специально для систем ориентирования, стали появляться ближе ко второй половине XX века, к примеру Morpeth, ZionTrain, Chaco, Din 1451, Frutiger, Direct, PT Sans, FF Transit, Transport, Interstate, Clearview, Vialog, Capitolium, ANWB, TERN, Parisine, Brusseline, Tratex, TransEurope, DB, Osnova, Ziontrain, Wayfinding Sans и др.

Некоторые из них (Transit, Tern, Wayfinding Sans, Clearview, Interstate) являются спроектированными исключительно для навигации на высокоскоростных автомобильных дорогах, и, соответственно, совсем не подходят для печати. Другие (ZionTrain, Parisine, Brusseline, Transport) предназначены для систем ориентирующей невыразительными внешними качествами: это простые гротески, ведущие свою историю от классической навигационной гарнитуры Frutiger.

Ярким примером шрифта для города является New Johnston (Лондон). Шрифт разработан в 1916 г. дизайнером Э. Джонстоном и его помошником Э.Гилю. Шрифт имеет два начертания: нормальное и полужирное. Отличительными особенностями шрифта можно назвать круглую, как в геометрических гротесках, букву о, акцентный знак над i и j в форме равностороннего ромба, характерные ромбообразные знаки пунктуации, старостилевые пропорции (капитальное римское письмо — прописные, гуманистический минускул — строчные).

Amman — городской шрифт, созданный для столицы Иордании студентом Веймарского университета Баухауз Я. Гернером в 2010 г. как дипломный проект. Получившиеся в результате шрифтовое семейство, демонстрирует общую графику как в латинском начертании, так и в арабской вязи — казалось бы кардинально разных письменностях. За основу гарнитуры было взято письмо ширококонечной палочкой. Шрифтовая семья попадает под классификацию «супергарнитуры», потому что содержит как антикву, так и гротеск, объединенные общей идеей и пропорциями. Разработано большое количество начертаний от сверхжирных до ультратонких, волосяных. Всего супергарнитура содержит 22 начертания. Шрифт адаптирован под разные нужды города и используется в навигации. Разработка шрифта Amman в концепции бренда города, охватывала исторические традиции, исламскую культуру, особенности природного ландшафта и архитектуры.

Гарнитура «Пермиан» разработана для города Пермь (Россия) дизайнером И. Рудерманом в 2010 г. Это первый в российской истории пример проекта фирменного шрифта для города. Техническое задание, предоставленное Пермским центром развития дизайна под руководством Э. Кагарова и А. Лебедева, формулировало задачу так: «современный гуманистический гротеск для современного города». Проект намеренно не должен был быть привязан к особенностям городской среды, истории или культуры, а должен был демонстрировать космополитичность и современность города. В итоге по инициативе дизайнера шрифтовая семья разрослась до трех самостоятельных гарнитур: гуманистического гротеска, антиквы и брусковой антиквы, потому что именно эта комбинация удовлетворяет задаче современного мультифункционального городского шрифта, пригодного для ориентирующей информации и для верстки государственных документов, и для визуальной коммуникации.

Автор описывает графическую концепцию проекта как «гуманистическое шрифтовое семейство с памятью о ширококонечном пере». В нем присутствуют характерные для ширококонечного пера сломы, скосы, характерное движение контуров по законам каллиграфии. Все три гарнитуры основаны на одинаковых пропорциях, художественных и конструктивных приемах. Каждая из гарнитур имеет курсивные и полужирные начертания, капитель, лигатуры, комплекты старостильных и маюскульных цифр, декоративные знаки и орнаменты.

Шрифт, который можно использовать для информационной графики, должен быть в первую очередь читабельным, но и отражать особенности города в своем художественном образе. Индивидуальные черты шрифта могут проявляться в особой форме диакритических знаков, например форма точек и круглые овалы в гарнитуре New Johnston, характерная и узнаваемая геометрия штриха в гарнитуре Amman.

В настоящее время все больше смысла вкладывается в понятие умный город. Умный город, это среда, полностью адаптированная под жителей [1]. Предполагается, что пользователь сможет осуществить поиск нужного места в своем электроном устройстве, а световая проекция отобразит результат его поиска прямо в среде [2]. Для этого нужно выполнить следующие этапы:

- ввести запрос в свое электронное устройство через особое приложение (в настоящий момент аналогом может послужить Google map);

- место будет найдено и отображено на карте в устройстве;

- в тоже самое время световая проекция подстроится под запрос и отобразит название места и направление куда следовать прямо на поверхности земли или на глухом фасаде здания.

При проектировании точек размещения световой проекции на проспекте необходимо учитывать их удаленность друг от друга. Принцип будет работать лишь тогда, когда расстояние между проекциями находится в зоне видимости пешехода, то есть составляет не более 100 м. В свободное от запросов время проекция указывает направление самых посещаемых мест проспекта или важные события. Такой способ светового проецирования назовем умной навигацией.

 

Библиографический список

 

  1. Алтухов А.В., Дорофеева А.А., Устойчивое развитие «интеллектуальных территорий» на основе высоких технологий. // Природопользование и устойчивое развитие регионов России. II Международная научно-практическая конференция; - 2019, г. Пенза, с. 11-15.

  2. Ворожейкина В. А. Свет и цвет в формирование городской навигации Новосибирска // Искусство света: дизайн, архитектура, художественное и проектное творчество. — Москва, 2019. — С. 107–117.

  3. Кошкин Д. Ф. Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды: автореф. дис. ... канд. арх. Казань, 2000. С. 22.

  4. Михайлов С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно–пространственной среды (теоретико–методологическая концепция): автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 19.05.11. – Москва, 2011. — 58 с.

  5. Meuser P. Wayfinding and signage (Construction and Design Manual) / P. Meuser, D. Pogade. — Berlin: DOM publishers, 2010. — 428 p.

  6. Smith D.C. Finding the Way: A non–fiction narrative concerning the case study of visual cues in communication design // diss. …doctor of Philosophy / — Union Institute & University Cincinnati, Ohio, USA, 2008. – 220 p.

  7. Storytelling in urban wayfinding [Электронный ресурс]. URL: https://appliedwayfinding.com/storytelling–urban–wayfinding/ (дата обращения: 02.11.2017).

 

 

THE ROLE OF VISUAL COMMUNICATIONS AND WAYFINDING IN THE SPACE OF A LARGE CITY

Vorozheykina V.A., Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The problem of orientation in the city environment is associated with the complexity of the space, the active pace of urbanization and an increase in the population. Our research touches on the world experience of finding a path in the space of a large city, as well as the experience of creating communication tools in Siberian cities, in cold climates, short daylight hours and the specifics of local traditional culture. At present, there are more than a hundred large cities in Siberia, three of which are cities with a population exceeding one million inhabitants (Novosibirsk, Krasnoyarsk, Omsk). We will consider the existing methods of orientation, paying special attention to visual communications, since navigation in the city is determined primarily by the need to establish social connections.

Keywords: visual communications, light-color environment, architectural color, light city design, wayfinding, orientation.