Раздел
УДК 687.12
DOI 10.37909/2542-1352-2023-1-1007
«СИБИРСКИЙ МОДЕРН» В ГОРОДЕ ТОМСКЕ КАК РЕФЕРЕНС СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА КОСТЮМА

Долматова Е.П. кандидат технических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Фатеев Д. А., художник

Аннотация:  в статье рассмотрена история и развитие деревянного зодчества Томска в «модерне» и ее возможное влияние на современный дизайн костюма. Резьба по дереву имеет долгую и богатую историю в городе Томск, расположенном в самом центре Сибири.

Благодаря своему уникальному стилю и традиционным техникам томская резьба  по дереву может являться важным источником вдохновения для современных дизайнеров костюма.

Ключевые слова: деревянное зодчество, русский модерн, томская деревянная резьба, индустрия моды, женский костюм

Уже первые деревянные строения города Томска, построенные поселенцами в 16 веке, были украшены витиеватой резьбой, сочетающей элементы русского народного искусства. В 19 веке на стадии развития новых архитектурных стилей сформировался уникальный феномен под названием «сибирский модерн», сочетающий в себе старинное мастерство деревянной архитектуры и техники «модерн». Этот стиль использовался также для украшения мебели, дверей, окон и других предметов деревянного зодчества по всему городу, в том числе и в одежде.

Русский модерн – стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре построек г. Томска отражались характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников. Мастера русского «модерна» стремились воплотить в жизнь основную идею — синтеза искусств, что привело к появлению художника-универсала: архитекторы были успешными живописцами и графиками, а художники вдохновенно работали в области декоративно-прикладного искусства. Но главное — в каждом их произведении, будь то частный особняк, доходный дом, общественное здание, дизайн интерьера, мебель, предметы быта или созданные по их эскизам украшения — во всем отражалась личность автора [1, с. 2].  

Яркими примерами «Сибирского модерна» начала 20 века являются жилые здания, построенные по проектам дипломированного архитектора Оржешко Викентия Флорентиновича, уроженца г. Томска. Жемчужиной его творчества является особняк семьи купца А.Ф. Громова, известный как «Дом охотника» (ул. Гагарина, 42), построенный в 1908 г. и приставленного в фотографиях на рисунке 1.

рисунок 1

Рис. 1. «Дом охотника» по проекту В.В. Оржешко

 

В архитектуре этого жилого дома явно прослеживается почерк архитектора - композиционный акцент постройки в виде башни, сочетание открытого бревенчатого сруба с вертикальной обшивкой, спускающейся с карниза, повторяющиеся треугольные фронтоны и гранёные эркеры, и богатый растительный орнамент. Здание привлекает внимание угловой башней с шлемовидным куполом и шпилем, подчёркивающей главный вход в здание и придающей постройке черты древнерусской архитектуры. Красивый накладной декор в виде стилизованных лир и растительного орнамента на главном фасаде ярко выделяется на светлом фоне обшивки. Характерные для стиля модерн большие окна включены в общую композиционную систему фасадов и связаны с карнизом крупными фигурными кронштейнами [2].

Украшением и гордостью города Томска является также дом на ул. Красноармейской (Солдатской), 68, известный под названием «Дом с драконами» (памятник федерального значения; постановление СМ РСФСР № 624 от 4.12.74 г.) (рис. 2). Дата строительства в различных источниках указывается разная, но явно прослеживается, что этот проект создан вскоре после поездки архитектора за границу, так как начиная с проектирования и постройки этого дома, зодчий активно использует в своей деятельности характерные качества русского модерна [3, с. 16-26].

Первое из них - особое отношение к материалу, подчеркивание его эстетической составляющей. Аккуратный сруб здания завершается выступающими и связанных «в обло» расширяются к низу выпусками бревен

Второе отличие стиля «модерн» кардинально изменило отношение к резному декору, вместо пышной резной орнаментики, характерной для томской архитектуры конца XIX в., резные элементы присутствуют лишь там, где они отвечают конструктивной логике строения. Однако совсем от изобразительных черт декора В.В.Оржешко не отказывается, вводя в архитектуру стилизованные изображения головы фантастических животных.  

Семь стилизованных голов загадочного животного украшают крышу и козырек над входом. По две головы смотрят на север, запад и юг. На восток обращена седьмая голова и свернутый крючком хвост с раздвоенным жалом на конце.

рисунок 2

Рис.2. «Дом с драконами» по проекту В.В. Оржешко

Контур здания усложнен угловой башней, заканчивающейся острым шатром. Темные бревенчатые стены довольно скупо, в лучших традициях «Сибирского модерна» украшены резными деревянными кронштейнами и другими деталями голубоватого оттенка.

Между модой и архитектурой всегда существовала стилевая связь, которая выражалась в общности образного решения, сходства силуэтов, принципиальной схемой членения и орнамента. Костюм и архитектура оставляют друг на друге следы, друг друга порождают и друг в друге отражаются. В купеческих женских костюмах начала 20 века (рис. 3), представленных в музеях города, ярко отражается мифология городской жизни исторического периода, визуальное кодирование архитектуры и городского пространства.

рисунок 3

Рис 3. Фрагменты моды «Сибирского модерна» на примере купеческого женского костюма 1890 - 1914 годов

Цвета использовались пастельных или приглушенных оттенков и часто сочетались с цветочными мотивами и геометрическими формами, создавая замысловатые узоры с изогнутыми подолами и подчеркнутой талией. Художественное использование кружевных мотивов еще больше формировало изысканность и индивидуальность каждого костюма, создавая каждый раз неповторимые вариации стиля «Модерн». Сложное сочетание цветов, замысловатых узоров, роскошных материалов, смелых силуэтов и женственных деталей придает этим моделям привлекательную эстетику, которая и сегодня вызывает восхищение как в самой России, так и в международных модных кругах.

Мода в костюме и сегодня неразрывно связана с набором знаков и символов окружающего пространства. Великое наследие «Сибирского модерна» в деревяной архитектуре начала 20 века побуждает возвращению моды к истокам стиля в новом ключе в соответствии с новыми тенденциями и предпочтениями. На рисунке 4 представлены эскизы авторских моделей женского современного костюма, выполненных по мотивам деревянной архитектуры В.В. Оржешко.

рис 4

Рис. 4. Эскизы авторских моделей женского костюма, выполненных по мотивам деревянной архитектуры В.В. Оржешко «Дом охотника» и «Дом с драконами» (автор Фатеев Даниил)

Сложные грязноватые цвета костюмов в сочетании бледно-зеленого, кирпичного, пудрового розового ассоциируются с цветами строений. Конструктивные линии переда с фасадами зданий, чередующимися с фронтонами и купольными системами зданий. Укороченное платье символизирует приземленность «Дома охотника», а длинная сложно рельефная юбка с высокой обувью раскрывает возвышенность «Дома с драконами». Пояс с пряжкой напоминает окна главного фасада зданий. Стилизованные орнаменты зданий украшают детали костюмов, а кружева и декоративный воротник символизируют главную отличительную черту архитектуры г. Томска – уникальную деревянную резьбу «Сибирского модерна».

Проектируя в дальнейшем, новые коллекции современного костюма невозможно не остановиться на замысловатых цветочных орнаментах классической рельефной резьбой на домах XVII века окрестностях Томска, смелых геометрических узорах оконных проемов построек XIX веков сочетании со сложной купольной системой, фронтонами, кронштейнами и эркерами.

Влияние «Сибирского модерна» томского деревянного зодчества на современную моду неоспоримо. Будь то цвета, вдохновленные природой и колоритом города, или изящные детали взятые прямо из особняков эпохи «модерна». Эти особенности будут оказывать влияние на дизайн женского городского костюма, интерпретации их особенностей, которые продолжают очаровывать общество на протяжении всего времени, делая их вечной классикой как в архитектуре, так и в современной моде.

 

Библиографический список

 

1. Легась А. А., Ермакова К. Модерн как стиль на примере работ Виктора Васнецова // Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий. – 2015. – С. 2.

2. Емельянов Е. Ю., Ситникова Е. В. Модерн в деревянной архитектуре г. Томска начала ХХ в // Вестник ТГАСУ. – 2019. – №1.

3. Боровинских Н. П. Викентий Флорентинович Оржешко (1876 – после 1917 гг. ) // Баландинские чтения. – 2012. – С. 16-26.

 

 

 

"SIBERIAN MODERN" IN TOMSK AS A REFERENCE OF MODERN COSTUME DESIGN

       

Dolmatova E.P., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts named after A. D. Kryachkov,

Novosibirsk, Russia: e.dolmatova@nsuada.ru

Fateev D.A., Painter

 

     Abstract. The article examines the history and development of Tomsk wooden architecture in the "modern" and its possible influence on modern costume design. Wood carving has a long and rich history in the city of Tomsk, located in the very center of Siberia. Thanks to its unique style and traditional techniques, Tomsk wood carving can be an important source of inspiration for modern costume designers.

      Keywords: wooden architecture, Russian modern, Tomsk wooden carving, fashion industry, women's costume