Раздел
УДК: 34.05:74
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2010
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ

Маркеев А.И., кандидат юридических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В настоящей работе представлены основные положения, касающиеся правовой охраны исключительных прав на дизайн одежды. Проанализирован вопрос отнесения дизайна одежды к объектам авторско-правовой охраны. Кратко охарактеризованы подходы к понятию «дизайна одежды» и элементов, его составляющих. Автором обращено внимание на современные тенденции и последние изменения в регулировании охраны дизайна одежды. Сделан вывод, что регулирование в разных регионах планеты существенно различается, но видно, что российское законодательство поспевает за мировыми и региональными тенденциями, и в целом не хуже своих законов-конкурентов в других странах, а иногда опережает их в некоторых аспектах. В частности, по вопросам кодификации и устранения противоречий между нормативно-правовыми актами и актами национальных государств. Преодоление разницы в правоприменении, - будет главной проблемой ближайшего будущего.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, дизайн, одежда, защита прав на дизайн, исключительные права на дизайн.

Актуальность исследуемой тематики обусловлена тем, что в настоящее время отмечается бурный рост новых технологий и необходимость в таком атрибуте современного общества как интеллектуальный труд. Активное развитие интернет-технологий, технологий искусственного интеллекта, а также иных сфер информационных технологий образует свои сложности по отслеживанию фактов нарушения авторских прав, в том числе и в сфере разработки дизайна. Помимо технологической стороны, важно учитывать и правовую. Несмотря на то, что с принятия четвертой части ГК РФ [2] прошло уже более 15 лет, правовое регулирование и правоприменение в данной сфере все еще нельзя назвать идеальным. Законодательство не успевает реагировать на все изменения современного общества, что также обуславливает актуальность выбранной темы.

Государство старается улучшить экономический климат в стране и с этой целью в закон «О защите конкуренции» введена глава 2.1 «недобросовестная конкуренция» [3]. В данной главе устанавливаются случаи недобросовестной конкуренции, в том числе с использованием интеллектуальной собственности. Законодатель не без оснований полагает, что потребитель с большой вероятностью выберет товары известного «бренда», уже зарекомендовавшего себя. Подделка под эти бренды ведёт к материальным потерям компании собственника средств индивидуализации.

Несмотря на то, что одним из основных прав человека и гражданина РФ является свобода творческой деятельности, а обязанностью государства является защита интеллектуальной собственности, что закреплено в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ [1], интеллектуальная собственность достаточно давно испытывает проблемы с защитой ввиду бездействия механизма пресечения незаконного использования результатов интеллектуального труда.

А. Баранов справедливо отмечает тот факт, что современным дизайнерам недостаточно быть увлеченным исключительно творческой сферой. Создавая новые дизайнерские творения, автор всегда должен помнить, что в данной сфере найдутся недобросовестные конкуренты, которые готовы прибегнуть к любым противоправным мерам ради выгоды. Соответственно, забота о правовой защищенности своих дизайнерских идей является насущной необходимостью [6].

Сегодня дизайн задействован практически во всех сферах жизнедеятельности. За небольшой промежуток времени появилось множество видов дизайна: архитектурный, ландшафтный, дизайн интерьера, компьютерный (веб-дизайн), графический, продуктовый, ЭБ-дизайн, дизайн дополненной реальности и др. Дизайнерские решения оказывают огромное влияние на все, что нас окружает. Например, разработка «бренда», «логотипа», «товарного знака», «фирменного стиля» помогает выделиться среди конкурентов; архитектурный проект показывает последние тенденции в строительной области; а дизайн упаковки может помочь решить технические требования по хранению или перевозке товара.

Понятие «дизайна» в законодательстве не определено, однако согласно ст. 1259 ГК РФ произведения дизайна относятся к объектам авторского права. Поэтому для защиты прав на произведения дизайна не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Объектами авторских прав в дизайне могут быть различные проекты, эскизы, чертежи, фотографии, т.е. все то, что дизайнер создаёт в том или ином виде. И для доказывания своих авторских прав он может воспользоваться процедурой заверения документов у нотариуса либо услугой депонирования (добровольной регистрации экземпляра произведения в специальном реестре). Помимо защиты в рамках авторского права, дизайн может быть защищен патентным правом (путем предоставления охраны в качестве промышленного образца).

В настоящее время сфера дизайнерских разработок находится в стадии активного развития. Отношения в данной области человеческих отношений не стоят на месте. Появляются все новые и новые дизайнерские решения. Появление новых участников данной сферы обуславливает рост конкуренции. А это в свою очередь ведет к необходимости защиты авторских прав и интеллектуальной собственности в данной индустрии. И здесь остро ставится вопрос правовой обеспеченности охраны исключительных прав на дизайн в сфере моды. Бренд дизайнерской одежды Rasario был уличён в плагиате отдельных моделей одежды другого бренда – Yves Saint Laurent (YSL), которая была представлена еще в осенней коллекции аж в 1983 г. Несмотря на отсутствие судебного иска и дальнейшего разбирательства, в целях избежания дальнейших репутационных рисков, виновный бренд снял с производства указанные модели. В 2017 г. производитель фирменной одежды «Black Star Wear» попался на плагиате дизайна одежды американского производителя одежды «424» [6].

В основном в качестве дизайна одежды регистрируют следующие категории одежды:

- специализированная одежда (форма сотрудников полиции, МЧС, военных и др.);

- форменная одежда (костюмы медицинских работников, сотрудников РЖД, Лукойла);

- спортивная одежда.

В России с целью борьбы с контрафактной продукцией вводится обязательная маркировка одежды Data Matrix в рамках системы «Честный знак». Система будет позволять отслеживать каждый экземпляр одежды от фабрики до прилавка. С 1 января 2021 года розничная и оптовая продажа немаркированной одежды запрещена под угрозой административного штрафа. Вводимая система маркировки не гарантирует автоматическое исчезновение контрафакта с рынка индустрии моды, в частности, не исключает недобросовестное заимствование дизайна, однако упрощает выявление первоначального производителя контрафактной продукции.

И. Генис отмечает, что институт правовой охраны решений внешнего вида изделий начал зарождаться именно в текстильной отрасли. Причиной послужило активное развитие индустрии текстильной промышленности, переход от ручного к машинному труду, что технически позволяло легко осуществлять заимствование внешнего вида. Одним из первых законодательных актов, который предоставил правовую охрану дизайну тканей, является закон «О нанесении рисунка и набивке тканей», принятый в 1787 г. в Соединенном Королевстве. Законом предоставлялась правовая охрана дизайну тканей в течение двух лет [5].

Дизайнерские решения в индустрии моды в качестве объектов авторского права являются частью «модного права» и, прежде чем перейти к обсуждению самих дизайнерских решений, необходимо определить понятие модного права. Модное право, также известное как законы об одежде, является новой юридической дисциплиной, которая охватывает вопросы, связанные с жизнью одежды от концепции создания до защиты бренда.

Идея создания дизайнерского объекта в сфере моды и её реальное воплощение, безусловно могут быть отнесены к числу интеллектуальной собственности. Владеть подобными объектами могут как физические, так и юридические лица, работающие в индустрии моды.

В данной сфере важным является вопрос правовой защиты объектов, которые могут быть отнесены к числу объектов промышленной собственности (например, конкретные модели одежды, изобретения или конкретные торговые марки (бренды). При этом многие вопросы законодательно урегулированы на довольно высоком уровне: особенности регистрации промышленных образцов, сроки их защиты, уплаты пошлин и т.д. [7]. Но проблемные моменты все еще имеют место.

Проблемным вопросом остается защита дизайнерских решений, которые были созданы путем переработки уже существующих. Самый главный вопрос в том, где находится грань между переработкой и плагиатом. В законодательстве и судебной практике отсутствуют четкие критерии оценки, поэтому вопрос о заимствованиях решается уже в суде при помощи экспертизы. Автор изначального дизайнерского решения, если докажет, что его право было нарушено, может требовать возмещения морального вреда и запрета на использование дизайнерского решения. При этом нет зависимости между нарушением исключительных прав на интеллектуальную собственность и величиной ущерба, причиненного автору.

Кроме того, при выборе режима правовой охраны дизайна одежды должны учитываться следующие факторы:

- дизайн одежды имеет утилитарную функцию. При разработке дизайна для выполнения одеждой указанных задач, автор учитывает анатомию человеческого тела и её функциональное назначение, что ограничивает степень свободы дизайнера;

- актуальность дизайна одежды носит короткий жизненный цикл (в среднем около полугода);

- модные тенденции цикличны. Тот или иной стиль может возрождаться, перерождаться и становиться актуальным через неизвестный промежуток времени.

Правовая охрана дизайна может осуществляться с помощью норм авторского права. В соответствии со п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения дизайна охраняются наравне с другими объектами авторских прав - независимо от достоинств, назначения и способа их выражения. Чтобы дизайн одежды получил правовую охрану, он должен быть результатом творческой деятельности, который надлежит зафиксировать в объективной форме. Выражение произведения дизайна одежды возможно в различных формах. Например, эскиз модели, трехмерная модель в компьютерной программе, принт ткани или в виде готового экземпляра изделия.

Законодательством не установлены характеристики творческой деятельности. В связи с чем возникают трудности отделения творческих произведений от нетворческих. Судебной практикой сформулирован принцип презумпции творческого характера произведений - пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом [4].

Подводя итог следует отметить, что регулирование в разных регионах планеты существенно различается, но видно, что российское законодательство успевает за мировыми и региональными тенденциями и в целом не хуже своих законов-конкурентов в других странах, иногда опережает их в некоторых аспектах, в частности по вопросам кодификации и устранения противоречий между нормативно-правовыми актами и актами национальных государств, преодолении разницы в правоприменении. Преодоление разницы в правоприменении, - будет главной проблемой ближайшего будущего. Самое главное, - авторы законопроектов понимают, что от защищенности интеллектуальных прав зависит развитие общества в целом.

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 06.10.2022 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2022.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

  3. О защите конкуренции: федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собр. законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3434.

  4. О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Пост. Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2019. – № 7.

  5. Генис А.В. Правовая охрана дизайна одежды // В сборнике: Интеллектуальные права: вызовы XXI века. Сборник докладов II Международной конференции. Под редакцией Э.П. Гаврилова, С.В. Бутенко. – Томск, 2020. – С. 36-45.

  6. Гусакова И. Юрист: «В России не развита судебная защита дизайнов одежды» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.pravda.ru/economics/1768582-zashita_prav/ (дата обращения: 11.04.2023).

  7. Маркеев А.И. Правовые особенности охраны исключительных прав на дизайн в сфере моды // Творчество и современность. – 2022. – № 3 (18). – С. 62-66.

 

LEGAL PROTECTION OF FASHION DESIGN

 

Markeev A.I., Candidate of Law Sciences, Associate Professor Kryachkov

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. This paper presents the main provisions concerning the legal protection of exclusive rights to fashion design. The issue of attribution of clothing design to objects of copyright protection is analyzed. The approaches to the concept of "fashion design" and the elements of its components are briefly described. The author draws attention to current trends and recent changes in the regulation of the protection of fashion design. It is concluded that regulation varies significantly in different regions of the planet, but it is clear that Russian legislation keeps pace with global and regional trends and is generally no worse than its competitor laws in other countries and sometimes outstrips them in some aspects, in particular on issues of codification and elimination of contradictions between regulatory legal acts and acts of national of course, overcoming the difference in law enforcement, as it seems, will be the main problem of the near future.

Keywords: intellectual activity, design, clothing, protection of design rights, exclusive design rights.