Монументально-прикладное искусство


Монументально-прикладное искусство
УДК 75.05
DOI 10.37909/2542-1352-2023-1-1009

Сидько Т.Л., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

        Аннотация. В статье приводится описание процесса реализации художественного произведения в реальном времени и взаимодействии со всеми сопричастными лицами. Приводится пример развития событий при выполнении задачи решения интерьера загородного частного дома. Даются рекомендации в последовательности этапов ведения процесса исполнения художественного проекта. А также описание работы над художественным произведением в непосредственном контакте художника и заказчика. Описываются возможные нюансы, возникающие при реализации художественных работ. Приводятся примеры с использованием фотографий с четкой хронологической последовательностью. Данная статья может послужить примером и дать полное представление о ведении художественных работ на объекте и применятся в качестве инструкции.

  Ключевые слова: заказчик, монументально-декоративное искусство, объект, реализация, алгоритм, этапность, художественное произведение, художник.




Монументально-прикладное искусство
УДК 72+7.045
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2015

Баландин В.С., профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Публикация рассматривает семантику орденов СССР,

эволюцию их символов и появление впервые образов архитектуры в дизайне орденов. Выявляется тесная взаимосвязь между эволюцией визуальных образов архитектуры и других пластических искусств и отстающим на почти десятилетие изменением в фалеристике. Подчеркивается воздействие на этот процесс политического курса руководства СССР.

Ключевые слова: фалеристика, архитектура, ордена СССР, эволюция символов.




Монументально-прикладное искусство
УДК 7.03

Иванов А.О., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Статья посвящена анализу творчества художника К. Лаубина как современного развития традиций архитектурного каприччио.

 

Ключевые слова: архитектурные каприччио, современное изобразительное искусство.

 

 




Монументально-прикладное искусство
УДК 7.036

Иванов А.О., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Статья посвящена анализу образов архитектуры будущего в произведениях изобразительного искусства отдельных художественных течений начала XX века

 

Ключевые слова: архитектурные фантазии, изобразительное искусство, художественный авангард.

 

 




Монументально-прикладное искусство
УДК: 75.03(510)
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2017

Ли Сяопэй, аспирант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Институт Ван Цзян Аньхойского педагогического университета, КНР

Багрова Н.В., доктор культурологии, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. Данная статья посвящена изучению творчества Мэй Цина, одного из известных аньхойских художников, поэтов и каллиграфов XVII века, лидеров «Хуаншаньской школы живописи» династии Цин, чьи картины в настоящее время хранятся в частных коллекциях по всему миру, представлены в музеях и галереях и имеют большой спрос у ценителей китайского традиционного искусства. Вместе с тем, личный и творческий путь этого китайского мастера еще не получили какого-либо развернутого освещения в научной литературе, что обусловливает актуальность и научную новизну данного исследования. В центре внимания автора – рассмотрение работ Мэй Цина в контексте его биографии, творческого кредо и, главное, даосской философии, определивших магистральную тему творчества китайского художника – восхищение природой горы Хуаншань. Результаты исследования позволяют расширить представления о вкладе Мэй Цина в изобразительное искусство Китая, глубже осознать специфику китайской традиционной живописи, ее роль в истории многоликой культуры Поднебесной и сохранении культурной памяти.

Ключевые слова: изобразительное искусство Китая, культурно-историческая память, хуаньшанская школа живописи, Мэй Цин, Дао, особенности традиционной пейзажной живописи Китая.




Монументально-прикладное искусство
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 748

Вышинский Р.З., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова

Аннотация. Многие специалисты, работающие с декоративным стеклом, все чаще обращают внимание на использование художественных возможностей, которые представляют технологии росписи стекла керамическими красками и другими красками с последующим обжигом при определенных температурах. Это закономерный процесс, обусловленный стремлением расширить ассортимент выпускаемых изделий и спектр предоставляемых услуг.

Статья призвана помочь художникам по стеклу и другим желающим приобщиться к целой отрасли технологий художественной обработки стекла, которые чрезвычайно гибки и открывают широкий простор для реализации творческих замыслов. Статья будет полезна и для тех мастеров, которые уже освоили некоторые из технологий термического формования. Особо данная информация поможет тем, кто занимался росписью разными лаками и желающим узнать и попробовать работать в более сложной технике.

При данной технологии роспись по стеклу с дальнейшим обжигом, приобретает стойкость к любым растворителям, солнечным лучам, удерживает цвет и не блекнет, становится одним целым изделием.

Важно всегда помнить, что роспись по стеклу – творческий процесс. А в творчестве, как известно, нет проторенных дорог и совершенство приходит только с опытом. Поэтому главное это не бояться экспериментировать, испытывать различные материалы (краски), режимы температур и способы. Только собственный опыт работы с конкретным оборудованием и материалами даст возможность найти те характеристики и технологические режимы, которые приведут к успешному результату.

Ключевые слова: техника росписи (декорирования) стекла, витраж, керамические краски, стекольные краски, природные окрашенные оксиды, кадмиевые и бескадмиевые краски, препараты благородных металлов.




Монументально-прикладное искусство
УДК 75.04

Баландин В.С., профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Статья при помощи историко-предметного метода атрибуции визуального материала по анонимному фотопортрету устанавливает личность персонажа – начальника военно-походной канцелярии Николая II генерала князя В. Орлова.

 

Ключевые слова: униформа, фотография, историко-предметный метод атрибуции визуального материала, генерал князь В. Орлов, император Николай II.

 

 




Монументально-прикладное искусство
УДК 741.02

Горелов М.В., кандидат искусствоведения, доцент
Московская государственная художественно-промышленная академия
им. С.Г. Строганова

 

Аннотация. В данной статье рассказывается о взаимосвязи процесса рисования и выполнения работы в материале студентами графического факультета Строгановского института в 1920-е гг. В этой связи все задачи, которые ставились перед студентами, были самым наитеснейшим образом связаны с их профессиональной деятельностью. Изучение основ графического искусства, композиции, построения пространства – все это,  вместе взятое, служило одной цели – воспитанию и формированию у художника высочайшего уровня проектного мышления и мастерства.

Ключевые слова: Фаворский, методика, аналитический рисунок.

 




Монументально-прикладное искусство
УДК 73/76:378

Борисова Т.В., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье изложены методические особенности преподавания дисциплины «Пропедевтика» обучающимся по направлению «Монументально-декоративная живопись». На основе обобщения опыта разработан определенный ряд методов и подходов в обучении основам композиции. Рассмотрена специфика преподавания пропедевтики на начальном этапе обучения, направленная на формирование профессиональных компетенций будущих художников-монументалистов. Особое внимание уделено преемственности дисциплин Пропедевтика и Проектирование в монументально-декоративном искусстве.

Ключевые слова: пропедевтика, композиционные приемы, монументально-декоративное искусство, методика преподавания




Монументально-прикладное искусство
УДК 76

Назимко Е.Г., доцент

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

 

Аннотация. Исследование посвящено выявлению и анализу определения и классификации техники графики в искусствоведческой литературе второй половины XX – начале XXI в.

 

Ключевые слова: графика, графические искусства, классификация техники графики.

 

 




Монументально-прикладное искусство
УДК 76

 

Назимко Е.Г., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: Исследование посвящено выявлению и анализу определения и классификации техники графики в искусствоведческой литературе первой половины XX в.

 

Ключевые слова: графика, графические искусства, классификация техники графики.

 




Монументально-прикладное искусство
УДК 76

Е.Г. Назимко

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г. Новосибирск, Россия

 

Аннотация. Исследование посвящено выявлению и анализу определения и классификации техники графики в искусствоведческой литературе второй половины XIX в.

Ключевые слова: графика, графические искусства, классификация техники графики.




Монументально-прикладное искусство
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 75.05

Новикова О.В., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье изложены методические особенности преподавания дисциплины "Специальная живопись" для обучающихся по направлению "Монументально-декоративная живопись". Представлен разработанный на основе обобщения опыта работы преподавателей кафедры Монументально-декоративного искусства определённый метод и подход в обучении. Метод наглядно показан на примерах работ обучающихся. Рассмотрена специфика преподавания, направленная на формирование профессиональных компетенций будущих художников- монументалистов. Предложенный метод формирует развитие воображения, художественный вкус, расширяет знание истории искусств, увеличивает "насмотренность" произведений признанных авторов. В процессе освоения дисциплины у студентов появляется определённая свобода в выборе подхода к работе, техники и стилистики исполнения, проявляются и развиваются творческие способности. Вырабатывается умение профессионально грамотно, осознанно и творчески подходить к поставленным в работе задачам. Для наглядной иллюстрации процесса в статье использованы фото Новиковой О.В., а также фото работ студентов, выполненных под руководством Новиковой О.В. из архива кафедры МДИ НГУАДИ.

Ключевые слова: специальная живопись, монументально-декоративное искусство, учебная копия, техника, стилистика, композиция, творческая работа, методика преподавания, "насмотренность"




Монументально-прикладное искусство
7.01

Шавшина И.П., кандидат искусствоведения, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматривается взаимодействие науки и искусства. В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция – вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друг друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный. Наука учит по-новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества, но и на само искусство.

Искусство сейчас всё больше поворачивается от эстетической функции к исследовательской. И так как искусство развивает логику, близкую к науке, то, естественно, настоящим учёным это близко. Наука стремится объяснять окружающий мир и, тем самым, формирует наши представления о нём, и через это она всегда влияла на искусство. Чаще всего совместная работа с художниками помогает учёным осмыслить свои собственные открытия и найти новые детали. Искусство, которое использует не только традиционные выразительные, но и научные, исследовательские методы — это science-art.

Ключевые слова: наука, искусство, научное искусство, арт-резиденции.




Монументально-прикладное искусство
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК: 75.036/.038(470+571)

Ямная В.Б., аспирант

Шавшина И.П., кандидат искусствоведения, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и   искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматривается позднее творчество новосибирского художника Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова и анализируются отдельные произведения из цикла «Закрытые картины». В данном цикле прослеживается полемика с политической и общественно-социальной жизнью нового, постсоветского пространства, в котором традиционные темы вдруг оказались невостребованными, и сродни «бумажной архитектуре», неосуществимыми в реальности. Написанные вне социального заказа, «Закрытые картины» обнаруживают нарастание метафорического звучания, многопланового прочтения предметного образа.

     Основным изобразительным и побудительным мотивом становится «изнанка» рабочего процесса художника, запакованные холсты. Метод создания «обманки» позволяет М.С. Омбыш-Кузнецову отрефлексировать над несозданными картинами, и, развивая в дальнейшем изобразительный мотив, поворачивая «Закрытые картины» то одной, то другой стороной к зрителю, приоткрывая холсты, рассматривая фактуры, придавать им различную эмоциональную выразительность и смысловой подтекст.

     Ключевые слова: М.С. Омбыш-Кузнецов, художественный язык, абстрактное искусство, постсоветское искусство, символ, тромплей.




Монументально-прикладное искусство
УДК 75.023
DOI 10.37909/2542-1352-2023-1-1008

Некрасова Е.В., доцент, член Творческого Союза художников России

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им А.Д. Крячкова

Аннотация. Целью написания данной статьи является демонстрация особенностей изготовления барельефа из гипсовой штукатурки. В статье исследуются виды современных материалов, используемых в интерьере, рассматриваются виды декоративных штукатурок, актуальность их применения. Также описывается технология самостоятельного выполнения декоративной рельефной панели из гипсовой штукатурки на примере работы студентов кафедры МДИ НГУАДИ. Статья будет интересна не только студентам и педагогам, а также всем творческим людям, желающим своими руками сделать свой интерьер интересным и неповторимым.

Ключевые слова: современные материалы, интерьер, декоративные штукатурки, рельеф.




Монументально-прикладное искусство
УДК 75.052(571.14)
DOI 10.37909/2542-1352-2023-2-2016

Борисова Т.В., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова.

Аннотация. Исследование посвящено особенностям развития монументальной храмовой живописи в Западной Сибири конца XX - начала XXI века. Тенденции в современном церковном искусстве показаны на примере росписей нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Знамение-Aбалацкая» в г. Новосибирске. Проект и реализация в интерьере храма, выполнены студентами кафедры Искусств НГУАДИ имени А.Д. Крячкова.

Актуальность темы обусловлена зарождением в обозначенный период интереса к религиозной культуре в целом. Следствием чего, стало развитие новой художественной практики, основанной на воссоздании памятников церковной архитектуры и возобновлении православных художественных традиций.

Монументальная церковная живопись, формировавшаяся в последние десятилетие XX века до настоящего времени, стала уникальным периодом возрождения и масштабного развития православного монументального искусства. За три десятка лет оно прошло большой путь, достигнув заметного уровня в художественных процессах отечественной культуры.

Ключевые слова: монументальное храмовое искусство, ансамбль, канон, художественное обучение, практико-ориентированный подход.




Монументально-прикладное искусство
УДК 7.067

 

Ковалёва Н.А., студентка 5-го курса

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Мартынов В.В., профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: В статье рассмотрена междисциплинарная связь современного визуального искусства с архитектурой и дизайном на базе разработанной и реализованной авторской программы дисциплины «Новейшие визуальные искусства» для профессиональной подготовки бакалавра архитектуры и дизайна и показана ее специфика.

 

Ключевые слова: Междисциплинарность, обучение, образовательная программа, архитектура, дизайн, современное визуальное искусство.

 




Монументально-прикладное искусство
УДК 7.03+7.036

Гренсманн Т.А., ведущий библиограф СБО ГПНТБ СО РАН

Прокопьев М.В., кандидат искусствоведения, доцент

Новосибирский государственный университет

Аннотация. В статье рассматриваются обучение в Академии Художеств в конце XVIII- начале XIX в., а также предпосылки возникновения Товарищества передвижных художественных выставок (далее - ТПХВ), его история и эволюция в 70е-90е гг. XIX в. в связи с социо- культурным контекстом Российской империи. Историография проблемы формирования ТПХВ обширна и охватывает промежуток времени со второй половины XIX в. до наших дней. В советский период исследователи рассматривали указанную тему с марксистских позиций. В настоящее время о движении передвижников публикуются новые обобщающие работы, указывающие на коммерческую основу союза. Новизна исследования состоит в стремлении, базируясь на современных междисциплинарных методах, концептуально переосмыслить историко-культурный феномен передвижничества. По итогам исследования, сделан вывод о коммерческом характере ТПХВ, о начале сближения передвижников с художниками- академистами в 80-е г. XIX в., и их возвращение в Академию в 90е гг. в качестве преподавателей.

Ключевые слова: Российская империя, историография, ТПХВ, социо-культурный контекст, коммерческий характер.




Монументально-прикладное искусство
УДК 746.41

Баландин В.С., профессор
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В некоторых исторических публикациях освещение фундаментальных историко-культурных проблем зачастую сопровождается описанием историко-бытовых и культурных деталей описываемого периода. Эти детали «второго порядка» создают социокультурный фон, придающий основной канве  повествования  более богатую фактуру, позволяют более увлекательно подать главный материал. Статья анализирует новую концепцию образца для создания Роты дворцовых гренадер российского императора Николая I на основе униформологического и организационного сходства со Швейцарской сотней (Cent – Suisses, Gardes  a pied ordinaires du corps du Roi 1817–1830) гвардии Французского королевского дома.

 

Ключевые слова: меховая шапка, униформа, Рота дворцовых гренадер, Швейцарская сотня Французского королевского дома, император Николай I, император Наполеон I.

 




Монументально-прикладное искусство
7.036/.038(571.14)

Баландин В.С., профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье раскрываются основные признаки нового художественного направления — эстетический реализм. Новый стиль нашел воплощение в творчестве новосибирского художника, на примере созданной им в 2014 г. картины «Атака кавалергардов под Аустерлицем 2 декабря 1805 года». В работе освещаются принципы выбора соответствующей тематики произведения и общие концепции ее воплощения в живописной форме, краткий экскурс в историю отображения этого события в различных видах искусств от художественной литературы до изобразительного, возможности нового стилистического направления актуализировать контекст конкретного исторического события в рамках живописного произведения. На примере данного художественного произведения описываются живописные и композиционные приемы, нашедшие свое отражение в рамках концепции гибкой фигуративности и способы визуализации непосредственных участников события, персонифицированных на полотне. Также статья затрагивает аспект нынешнего состояния батального жанра в современной России и перспективы нового стилистического направления эстетического реализма на новом художественном уровне на фоне преобладания эстетического содержания над информационным, которое превалировало на прошлых этапах бытования реализма. Это является основополагающим условием реанимации его жизнеспособности в условиях примата модернистских аспектов в сфере визуальных искусств.

Ключевые слова: художественное направление, художественный стиль, эстетический реализм, кавалергарды, Аустерлиц, В. Баландин.