Номер
УДК 7.036

АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ АВАНГАРДНЫХ ТЕЧЕНИЙ НАЧАЛА XX ВЕКА

Иванов А.О., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Статья посвящена анализу образов архитектуры будущего в произведениях изобразительного искусства отдельных художественных течений начала XX века

 

Ключевые слова: архитектурные фантазии, изобразительное искусство, художественный авангард.

 

 

Происходившие в начале ХХ в. колоссальные социальные изменения не могли не вызвать принципиально новых идей в области архитектуры и градостроительства. Эти идеи проявлялись как в концептуальных проектах, так и в форме произведений живописи и графики – архитектурных фантазиях, художественно осмысливающих образы новой архитектуры. Такие фантазии, сочетавшие утопические идеи и находки изобразительного языка авангардизма, известны в ведущих художественных направлениях начала века.

Ярким примером такого рода фантазий было творчество футуристов, особенно итальянских. Футуризм как авангардистское течение в искусстве, первая волна которого относится к 1910–1920 гг., стремился к выражению энергии и «динамической сущности века» [2, с. 630] и оставил яркие произведения в поэзии и пластических искусствах. В истории архитектуры наиболее известны фантазии А. Сант-Элиа (1888–1916 гг.), впервые экспонированные на совместной с М. Кьяттоне выставке «Новый город» (Милан, 1914 г.). Предисловие к каталогу выставки, где Сант-Элиа декларировал новую архитектуру, отражающую достижения техники и ее дух, было опубликовано лидером футуристов Ф. Маринетти как «Манифест футуристической архитектуры» [4, с. 131]. А сами рисунки, изображавшие выразительные и романтичные силуэты города, в образе которого важнейшую роль играют многоуровневые коммуникации, в том числе вынесенные шахты лифтов, были опубликованы в 20-х гг. в журналах «Штурм» и «Стиль» и оказали влияние на развитие архитектуры модернизма. Архитектор А. Сант-Элиа, живописец и скульптор У. Баччони, яркие представители футуризма, погибли в Первую мировую войну. А сотрудничество с режимом Муссолини привело к вырождению движения. Среди других футуристов, оставивших образы города будущего в виде архитектурных фантазий, можно назвать архитектора М. Кьяттоне, дизайнера и декоратора В. Марчи, художника и архитектора Н. Дюлгерова. Наиболее интересна изданная отдельной книгой графика В. Марчи, в резких ракурсах изображающая огромные ажурные конструкции [8].

Архитектурные фантазии немецких экспрессионистов также сыграли важную роль в развитии архитектуры модернизма. Эстетика экспрессионизма как течения в литературе и искусстве, направленная на экспрессию душевного состояния автора, обусловленного социальными кризисами начала века, в архитектуре проявлялась в использовании композиционных средств, эмоционально сильно воздействующих на зрителя. Также, по мнению многих исследователей, важными темами экспрессионизма, особенно в области архитектуры, были вера в «синтез искусств, который возможно осуществить в архитектуре; взаимодействие с народными массами; роль “мастера”, внутреннее видение которого дает основной импульс художественному ансамблю» [3, с. 167]. Это, в частности, проявилось в организации совместных выставок архитекторов и художников, направленных на формирование образа архитектуры будущего. Наиболее известной из них является организованная Б. Таутом и В. Гропиусом «Выставка неизвестных архитекторов», экспонировавшаяся в 1919 г. в Берлине, а затем в Веймаре и Магдебурге, и последовавшая в 1919–1920 гг. круговая переписка, известная как «Стеклянная цепь». Переписка, в которой в форме рисунков и текстов обсуждались архитектурные идеи, охватывала 14 человек, в частности, помимо Б. Таута и В. Гропиуса, таких мастеров архитектуры, как Г. Шарун, М. Таут, Г. Лукхардт, В. Лукхардт, и художников В. Хаблика, Г. Финстерлина. Материалы переписки публиковались в журнале Б. Таута «Fruchlicht» (Заря) [4, с. 175]. В произведениях живописи и графики разрабатывались яркие архитектурные образы – комплекс «Городская корона» в силуэте города, стекло как трансцендентный материал, кристаллические, близкие к природным, формы и другие темы, характерные для экспрессионизма. Важной темой этих фантазий был образ светящегося в ночи здания из стекла, отчасти реализованный Таутом еще в Стеклянном павильоне (Кельн, 1914). Среди наиболее известных архитектурных фантазий художников и архитекторов экспрессионизма можно назвать графику Б. Таута, особенно серию из 30 листов, опубликованную в 1919 г. («Альпийская архитектура»), графику И. Мользана, Ф. Дроммера, графику и живопись В. Хаблика. Особое место в этом ряду занимает графика Г. Финстерлина, всю жизнь работавшего над архитектурными фантазиями, сочетающими экспрессионизм и биоморфизм [1].

Функционализм как ведущее направление зодчества XX в., утверждавшее первенство утилитарной функции в создании архитектурной формы, в качестве образов архитектуры будущего оставил прежде всего масштабные концептуальные проекты, такие как «Промышленный город» Т. Гарнье, «План Вуазьен» Ле Корбюзье, «Город высоких зданий» Л. Хильберзаймера и др.

Советский конструктивизм, сочетавший идеи функционализма с поисками образа через художественное освоение новых материалов и конструкций, оставил большое число концептуальных проектов разной степени утопичности – от ПРОУНов Э. Лисицкого и Башни III Интернационала В. Татлина до конкурсных проектов 30-х гг.

Наиболее известным мастером архитектурных фантазий конструктивизма, вошедшим в учебники, является Я. Чернихов (1889–1951 гг.). Получив художественное и архитектурное образование, осуществив в 1925–1927 гг. ряд реализованных проектов и успешно занимаясь педагогической деятельностью, Я. Чернихов посвятил свой выдающийся талант художника-графика созданию архитектурных образов, выполнив несколько тысяч графических листов. На рубеже 30-х гг. часть этих работ были опубликованы в 7 изданиях, наиболее известные из которых «Основы современной архитектуры» и «101 архитектурная фантазия» [6], где автор изложил свои принципы графического построения. Эти издания были достаточно критически встречены современниками, ожидавшими увидеть концептуальные проекты с функциональной составляющей, и, по мнению известного исследователя архитектуры советского авангарда С.О. Хан-Магомедова, почти не участвовали в развитии современного им формообразования и архитектурной графики. В то же время графические фантазии Я. Чернихова оказали несомненное влияние на последующие поколения, вдохновляя их выразительным фантазированием и выявляя «…в процессе интенсивного варьирования скрытые резервы и потенции формообразования» архитектурных течений 20-х гг. [5, с. 553].

Самым заметным среди архитектурных фантазий американского функционализма и ар-деко является творчество Х. Ферриса (1889–1962 гг.). Получив архитектурное образование, Феррис начал работу у ведущего проектировщика небоскребов в Нью-Йорке К. Гильберта, а с 1915 г. продолжил как свободный художник-визуализатор архитектурных проектов. Его графические листы отличаются характерной техникой изображения масштабных сооружений с контрастной светотеневой моделировкой углем, часто на фоне ночного неба в свете прожекторов или, наоборот, в туманной дымке, подчеркивающей глубину пространства и силуэты зданий. Игра теней от облаков или соседних зданий, подчеркивающая огромные размеры небоскребов, у Ферриса даже важнее, чем моделировка фасадов. Известной работой Ферриса является серия «Четыре стадии» (1922 г.), выполненная по заказу архитектора Х. Корбетта и отражающая влияние закона о зонировании на морфологию высотного здания. Наиболее значимые графические листы были опубликованы Феррисом в 1929 г. в книге «Метрополис завтра» [7].

Таким образом, в наиболее известных художественных течениях начала XX в., связанных с архитектурой, можно выявить видных художников и архитекторов, посвятивших значительную часть своего творчества созданию образа архитектуры будущего средствами живописи и графики. Различна роль архитектурных фантазий в формировании стилевых особенностей архитектуры этих художественных течений, но несомненна эстетическая ценность таких произведений изобразительного искусства и их влияние как на своих современников, так и на последующие поколения.

 

 

Библиографический список

 

1. Герман Финстерлин (1887–1973). Акварели и модели / пер. с нем. Л. Демянова. – Штутгарт: Государственная галерея; М.: Архитектурный музей, 1990. – 126 с.

2. Иконников А.В. Футуризм // Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. – М.: Стройиздат, 2001. – С. 630–631.

3. Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма. Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. – М.: Республика, 2003. – 432 с.

4. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития / пер. с англ. Е.А. Дубченко; под ред. В.Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1990. – 535 с.

5. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. В 2 кн. Кн. 1. Проблема формообразования. Мастера и течения. – М.: Стройиздат, 1996. – 709с.

6. Чернихов Я. Архитектурные фантазии. 101 композиция. Ленинград: Международная книга, 1933. – 178 с.

7. Ferris H. The Metropolisof Tomorrow.New York, 1929 / Reprint. – New York: I.Washburn Publ., 1986. – 199 p.

8. Marchi V. Architetturafuturista. Foligno: F. Campitelli, 1924.

 

 

ARCHITECTURAL FANTASIES IN THE FINE ART OF AVANT-GARDE MOVEMENTSIN THE EALY XX CENTURY

 

Ivanov A.O., Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article is devoted to the analysis of images of the architecture of the future in the works of fine art of certain artistic trends in the early 20th century.

Keywords: architectural fantasies, fine arts, artistic avant-garde.