Номер
УДК 76

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ГРАФИКА» И КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТЕХНИКИ ГРАФИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Назимко Е.Г., доцент

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

 

Аннотация. Исследование посвящено выявлению и анализу определения и классификации техники графики в искусствоведческой литературе второй половины XX – начале XXI в.

 

Ключевые слова: графика, графические искусства, классификация техники графики.

 

 

Анализ источников. Акварель и гуашь в словарных статьях ненадежно закрепилась в качестве разновидности графических техник. Но в литературе для архитекторов эти техники чаще именовались живописью. В архитектурном образовании в числе обязательных предметов традиционно была живопись, курс которой строился на освоении техники акварели, хотя параллельно в курсе архитектурного проекта выполнялись технически аналогичные задания, которые именовались проектной графикой. Это стало традицией в архитектурном образовании, сохраняющейся на протяжении всего XX в. Многие поколения архитекторов в процессе обучения пользовались учебниками Петра Петровича Ревякина «Техника акварельной живописи» [37] или Алексея Архиповича Горбенко «Акварельная живопись для архитекторов» [15], из названий которых ясна позиция авторов по вопросу места акварели в классификации пластических искусств, хотя в текстах учебников эта проблема обойдена молчанием. В учебнике «Архитектурная графика», автором которого является Константин Григорьевич Зайцев, акварель называется то графикой, то живописью, то тем и другим одновременно: «...акварель начиная с XVIII в. становится самостоятельным видом искусства в живописи и графике» [19].

Классифицируя печатные техники, подавляющее большинство авторов в научной и учебной литературе различают и называют три их вида: высокая печать, глубокая печать и плоская печать, – игнорируя существование достаточно распространенного во второй половине XX в. вида трафаретной печати, получившего широкую популярность и признание в художественной практике многих стран мира. А те редкие издания, которые включают в классификацию печатных техник трафаретную печать, зачастую понимают ее как синоним технике шелкография, которая является лишь одной из разновидностей техник трафаретной печати, хотя и самой распространенной на сегодняшний день.

В 1987 г. искусствовед Михаил Ильич Флекель в своей работе «От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой» [42], касаясь вопроса классификации основных видов печати, писал, что в наши дни добавился четвертый вид, который можно назвать «проникающей печатью» (от нем. Durchdruck) [42, с. 263], но далее по тексту автор называет этот вид печати только «трафаретной печатью» и отмечает, противореча самому себе, что она использовалась еще в Средневековье.

В других источниках встречается термин «сквозная печать». Из трех приведенных выше названий наиболее распространенным является термин «трафаретная печать» и мы будем придерживаться этой сложившейся в научной и учебной литературе традиции.

Русскоязычный термин «трафарет» является транскрипцией с итальянского traforetto, от traforo – продырявливание, прокалывание. В Европе трафаретная печать применяется по крайней мере уже с середины XV в. Первое упоминание применения трафаретной печати «художниками писем» (Briefmaler) относится к 1428 г. Поэтому, составляя классификацию видов печатных техник с учетом хронологии их возникновения, правильнее было бы поставить трафаретную печать на второе место, уступив первое место высокой печати. А если учитывать популярность и распространенность этого вида печатной техники в современном художественном процессе, то правомерно поставить трафаретную печать на первое место.

В 1970 г. публикуется научное исследование известного искусствоведа Бориса Робертовича Виппера [9]. В первой литературной редакции это был полностью записанный курс лекций под общим названием «Теория искусства». Графике посвящена вся первая глава этой книги. Автор, касаясь вопроса классификации, пишет, что термин графика охватывает две группы художественных произведений – рисунок и печатную графику. Классификация произведений, относящихся к рисунку, предлагается по применяемым инструментам. Б.Р. Виппер, не высказывая личных предпочтений, приводит в своей книге две классификации: австрийского ученого Г. Лепорини и отечественного искусствоведа А. А. Сидорова. Г. Лепорини предлагает делить инструменты рисования на три группы: 1) линейный рисунок пером и штифтом, 2) рисунок кистью, 3) тональный рисунок мягкими инструментами. А.А. Сидоров же делит инструменты на две группы: 1) сухие инструменты (штифт, карандаш, уголь), 2) мокрые, или жидкие (кисть, перо) [9, с. 17]. Мы видим, что оба варианта на самом деле не являются классификациями по применяемым инструментам, как это заявлено их составителями.

В классификации Г. Лепорини нет места самой распространенной технике в уникальной графике – рисунку простым графитным карандашом. В первом пункте ключевым, обобщающим понятием является «линейный рисунок», а не инструменты, как предполагалось. К тому же линейный рисунок может быть выполнен кистью, а не только перечисленными инструментами, если требуется, чтобы линия была более пластичной, но «рисунок кистью» выделен автором отдельным пунктом. Озадачивает также третий пункт, в котором указаны «мягкие инструменты». Из мягких инструментов мы можем назвать только ластик или стирательную резинку. Видимо, автор имел в виду уголь, сангину, соус, пастель, но, строго говоря, это не инструменты, а материалы. Данное несоответствие разрушает всю логику построения классификации.

Во втором варианте классификации, авторство которой принадлежит А.А. Сидорову, мы видим такие же несоответствия. В первом пункте в ряд «сухих инструментов» попал мягкий материал уголь. Во втором пункте мы обнаруживаем неожиданные словосочетания. «Мокрую кисть» еще представить можно, хотя в графике существует и техника сухой кисти, когда жидкий материал высушивается на кисти до такой степени, чтобы след на бумаге было нельзя размазать пальцем, труднее представить «жидкое перо», видимо Сидоров подразумевал все же не инструмент, а материал (тушь, чернила).

Далее в своей книге Б.Р. Виппер приводит классификацию печатной графики, различая три ее вида: 1) выпуклую гравюру, 2) углубленную гравюру. 3) плоскую гравюру на камне [9, с. 33]. Такая классификация представляется нам не полной и не точной. Деление печатной графики на виды производится по способу печати, а не гравирования. Это видно по третьему пункту, где, очевидно, указана плоская печать, необоснованно отождествленная с литографией, которая к тому же не является гравюрой, так как в плоской печати не применяется гравирование. В данной классификации отсутствует уже упомянутая нами трафаретная печать, получившая широкое распространение в нашей стране и большую популярность в зарубежной художественной практике.

Значительным информационным прорывом в рассмотрении техники трафаретной печати как способа создания оригинальных авторских произведений искусства стали две монографии Санкт-Петербургского автора, художника и искусствоведа Алексея Борисовича Парыгина, изданные в конце 2009 и 2010 гг. Но в этих изданиях, несмотря на наличие раздела «Происхождение термина “шелкография”», отсутствует определение термина «шелкография», а приведенная классификация, на наш взгляд, требует уточнения.

«Художественно-педагогический словарь», изданный 2005 г., в статье «шелкография» с первого предложения вводит читателей в заблуждение, определяя, что «шелкография – вид тиражной графики, одна из разновидностей плоской печати». В этой фразе произошла путаница понятий «тиражная графика» и «печатная графика», «вид» и «разновидность», «плоская печать» и «трафаретная печать» [43, с. 453]. В другой статье этого издания читаем, что печатная графика является синонимом тиражной графики [43, с. 310]. Хотя очевидно, что это не так. Для примера возьмем плакат. Плакат или книжная иллюстрация считаются тиражной графикой. Они тиражируются, как правило, полиграфическим способом. Но оригиналы для копирования – плаката или иллюстраций – по технике исполнения могут относиться или к печатной, или к уникальной графике. Этот пример небрежного обращения с терминологией графики не единичен.

В книгах Евгения Львовича Немировского [30], М.И. Флекеля [42], А.Б. Парыгина [33] мы не находим определения «трафаретной печати». Немировский лишь приводит схему общих принципов трафаретной печати, а Парыгин цитирует только определение «трафарет» из «Советского энциклопедического словаря» издания 1981 г. Очевидно, что с появлением новой печатной техники в изобразительном искусстве, шелкографии, понятие «трафарет» стало нуждаться в корректировке, как и понятие «трафаретная печать». Вышеупомянутые издания дают исчерпывающую информацию для обновления научной лексики и классификации в разделе искусствоведения, изучающем графику, но предоставляют читателю возможность сделать это самостоятельно.

В специальной литературе на сегодняшний день бытует множество синонимов термина «шелкография», которые обозначают, по сути, один и тот же процесс: шелкокристаллография, шелкотрафаретная печать, шелкоэкранная печать, аквашелк, каллихромия, шелкоэкранная техника, сериграфия, сериография, метод Веркора, сеточная печать, сеткографическая печать, экранография, фотофильмпечать, фильмпечать и т.д. Наиболее употребительными можно признать термины «шелкография» и «сериграфия». Первый из них является неполным переводом, а второй – транскрипцией английского термина serigraph.

Заключение. Выявлены противоречия в определениях и классификации техники графики в искусствоведческой литературе второй половины XX – начале XXI в.

 

 

Библиографический список

 

  1. Аверьянов В.В. Энциклопедический словарь художника-графика. – М.: АЛЕВ-В, 2009. – 328 с., ил.

  2. Александров Н.И., Алексеева В.А., Водо Н.Н. Очерки по истории и технике гравюры. М.: Изобразительное искусство, 1987. – 688 с., ил.

  3. Алексич М.Н. Работа художника в некоторых техниках офорта // Школа изобразительного искусства. – М., 1963. – 240 с. – С. 5–58.

  4. Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец [и др.]; под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.

  5. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / под общ. ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.

  6. Бабияк В.В. Искусство уникальной графики // Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с. – С. 273–322.

  7. Большая советская энциклопедия. – М.: БСЭ, 1970–1977.

  8. Бялик В.М. Графика. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010. – 112 с., ил.

  9. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 288 с.

  10. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. Т. III: Г-З. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 752 с., ил.

  11. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. – М.: Советский художник, 1973. – 144 с., ил.

  12. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 320 с.

  13. Голербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2003. – 2040 с., ил.

  14. Гончаров А. Об искусстве графики. – М.: Мол. гвардия, 1960. – 84 с., ил.

  15. Горбенко А.А. Акварельная живопись для архитекторов. – Киев: Будiвельник, 1982. – 128 с., ил.

  16. Данилов Ю.М. Опыты с авторской печатной формой: учеб. пособие. – СПб.: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, 1998. – 16 с.

  17. Ельшевская Г.В. Новый альбом графики. – М.: Советский художник, 1991. – 208 с., ил.

  18. Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве. – М.: Искусство, 1977. – 248 с., ил.

  19. Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика. – М.: Изд-во лит. по стр-ву, 1970. – 204 с., ил.

  20. Звонцов В.М. Основы понимания графики. – М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. – 72 с., ил.

  21. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971. – 184 с., ил.

  22. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. Техника, история. – СПб.: Аврора, 1971. – 272 с., ил.

  23. Зорин Л.Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам. – М., 2004.

  24. Каретникова И., Степанян Н., Стародубова В. Как смотреть и понимать произведения искусств. – М.: Знание, 1964. – 104 с., ил.

  25. Катафал Й., Олива К. Гравюра. – М.: Художественно-педагогическое изд-во, 2010. – 160 с., ил.

  26. Ковтун Е.Ф. Что такое эстамп. – Л.: Художник РСФСР, 1963. – 96 с., ил.

  27. Корнилов П.Е. Офорт в России XVII–XX веков. Краткий очерк. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953. – 144 с., ил.

  28. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Г.Г. Обухова. – М.: Советский художник, 1961. – 192 с.

  29. Мажуга А.А. Печатная графика // Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 551с. – С. 323–359.

  30. Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. – М.: Наука, 2000. – 659 с., ил.

  31. Немировский У.Л., Горбачевский Б.С. С книгой через века и страны. – М.: Книга, 1964. – 390 с., ил.

  32. Павлов И.Н., Маторин М.В. Техника гравюры на дереве и линолеуме. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1952. – 108 с. ил.

  33. Парыгин А.Б. Искусство шелкографии. ХХ век: монография. – СПб.: СПГУТД, 2010. – 304 с., ил.

  34. Парыгин А.Б. Шелкография как искусство. Техника, история, феноменология, художники: монография. СПб.: СПГУТД, 2009. – 262с.,ил.

  35. Поляков В.В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. – М.: Топливо и энергетика, 2002. – 284 с., ил.

  36. Путеводитель по искусству / под ред. Я. Чилверса; пер. с англ. – М.: Радуга, 2004. – 688 с.

  37. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. – М., 1959. – 224 с., ил.

  38. Советская цветная гравюра (резцовая гравюра, офорт, акватинта, монотипия) / авт.-сост.: В.В. Турова, К.В. Безменова. – М.: Советский художник, 1978. – 174 с., ил.

  39. Суворов П.И. Гравирование на линолеуме. – М.: Профиздат, 1954. – 32 с., ил.

  40. Турова В.В. Что такое гравюра. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 96 с., ил.

  41. Турова В.В. Что такое гравюра. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 160 с., ил.

  42. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры. – М.: Искусство, 1987. – 368 с., ил.

  43. Художественно-педагогический словарь / сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 480 с.

  44. Черемушкин Г.В. Гравюра: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012. – 240 с., ил.

 

 

THE PROBLEM OF DEFINITION OF THE TERM «GRAPHICS» AND CLASSIFICATION OF GRAPHIC TECHNOLOGIES IN NATIONAL ART HISTORY IN THE SECOND HALF OF XX CENTURY – THE EARLY XXI CENTURY

 

Nazimko E.G., Associate Professor

Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)

 

Abstract. The research deals with identification and analysis of definition and of classification of graphic technologies in art history literature of the second half of XX century – the early XXI century.

Keywords: graphics, graphic arts, classification of graphic technologies.