Номер
УДК 7.067

УСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА С АРХИТЕКТУРОЙ И ДИЗАЙНОМ В ОБУЧЕНИИ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА НА БАЗЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «НОВЕЙШИЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА»

 

Ковалёва Н.А., студентка 5-го курса

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Мартынов В.В., профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: В статье рассмотрена междисциплинарная связь современного визуального искусства с архитектурой и дизайном на базе разработанной и реализованной авторской программы дисциплины «Новейшие визуальные искусства» для профессиональной подготовки бакалавра архитектуры и дизайна и показана ее специфика.

 

Ключевые слова: Междисциплинарность, обучение, образовательная программа, архитектура, дизайн, современное визуальное искусство.

 

    Междисциплинарность в изучении современного искусства, архитектуры и дизайна. В конце ХХ – начале ХХI в. в разных областях научного знания практически реализовалась тенденция взаимопроникновения дисциплин. Ориентир на установление междисциплинарных связей обусловлен комплексностью, поставленных задач. Он охватывает не только близкие, смежные области (дизайн), но и весьма отдаленные. В данном исследовании речь пойдет о частном случае междисциплинарности (общекультурной), находящейся на стыке современного искусства, архитектуры и дизайна.

     Междисциплинарности в решении поставленных проблем посвящена диссертация В.И. Наумовой на тему «Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования» (междисциплинарный подход) [7]. Наглядное представление междисциплинарности можно проследить в сотрудничестве художников и архитекторов, выраженном в обмене идеями и методами, как, например, в проекте современного музея Титю (архитектор – Тадао Анде, художник – Уолтер де Марио), музее современного искусства в Бильбао (архитектор – Фрэнк Гери), совместном проекте «Орбит» (архитектор – Сесил Балмонд, художник – Аниш Капур), а также в проекте «Надувной концертный зал» (архитектор – Арата Исодзаки, художник Аниш Капур).

    Развитие современного визуального искусства параллельно с новыми технологиями способствует разнообразию инструментария в проектном творчестве, повышает качество проектной культуры.

    В частности, в статье доктора искусствоведения Я.О. Григорьевой «Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект» этот вопрос является ключевым: «цифровые технологии расширяют систему современной проектной культуры» [5]. В рамках мультимедийного дизайна формируется художественно-проектный язык, характеризующийся расширенными средствами художественной выразительности. Также автор раскрывает принципы построения современного дизайна: мультимедийность, комплексность, то есть выстраивание в совокупности с графикой, текстом, видео, анимацией, звуковыми эффектами.

    В статье А.Г. Парфенова «Архитектурная художественная инсталляция как синтез науки и искусства» также поднимается вопрос взаимосвязи архитектурной деятельности и современного искусства, выраженный не только в сотрудничестве двух специалистов, но и в проектной работе [6].

   Знание инструментария современного художественного языка позволяет сформировать качественный подход в проектировании и моделировании общественного пространства. Обучение новейшим технологиям и методикам способствует развитию профессионального подхода в моделировании света, в создании формы-образа. Новейшие искусства занимают большую часть жизни в современном обществе. Появляются новые способы в проектировании и моделировании архитектурного пространства. Они вступают в более тесное сотрудничество с искусством и дизайном. Примеры современного искусства мы можем встретить в городском пространстве: художественные объекты, инсталляции все больше появляются на улицах города, в парках, скверах, на площадях (ил. 1).

11.1

Ил. 1

    Они улучшают эстетический облик, создают комфортную среду. Современное искусство тесно соприкасается с архитектурой и дизайном как в обмене идеями, так и в проектировании пространства. Профессиональный бакалавр не может не знать об этих тенденциях. Результаты подобной работы можно встретить у специалистов в оформлении опер, в рекламных презентациях, авторских художественных инсталляциях, проектной деятельности, дизайне праздничного оформления города и многих других областях. Так, при формировании светового дизайна и архитектуры уместно вспомнить Джеймса Таррела, Дэна Флавина, Карла Круз-Диеза с их идей создания светового образа и нового качества света. Говоря об обращении к шрифту как к художественной форме и применению его в искусстве и дизайне, стоит упомянуть Брюса Наумана, Мону Хатум, Дженни Хольцер, Барбару Крюгер. Немаловажным остается и взаимодействие ландшафта с современным искусством, встречающееся в работах Чарльза Лонга, Уолтера де Мариа, Роберта Смитсона, Беверли Пеппера (ил. 2).

11.2

Ил. 2

    Анализируя примеры взаимосвязи современного искусства с различными направлениями, мы рассуждаем о контексте формы и образа. Современное творчество – это смешение разных сфер деятельности – творческой, познавательной, научной. Взаимодействие и взаимопроникновение различных дисциплин создает обширную информационную базу образов и архитектурно-дизайнерских идей, информацию о современных технологиях, методах и материалах в области искусства.

    На сегодняшний день нет однозначного понимания современного искусства. Зачастую происходит подмена одних понятий другими, провокативными и поверхностными. Часто среди студентов сталкиваешься с незнанием и непониманием современного искусства, а информация о нем носит бессистемный и фрагментарный характер. Важно установить междисциплинарную связь современного искусства, архитектуры и дизайна, построенного на исследовании и практическом применении мирового художественного опыта. Подобный подход в образовании существовал во многих западных университетах. Например, на базе университета Аалта в Финляндии (установление междисциплинарных связей в образовательном процессе; создание выставочных проектов на основе идей и принципов современного искусства), университета Аберта в Португалии, университета Тииссайд в Великобритании. Кроме того, в ведущих школах ХХ в. – Вхутемас, Баухауз – образовательная программа была построена на взаимодействии архитектуры, дизайна и искусств. Так, в других регионах РФ этот вопрос уже решается путем создания подобных рабочих программ, например, весьма востребованные образовательные программы в области новейших визуальных искусств активно функционируют в столичных городах (МГУ, институт «Стрелка» и др.). На базе факультета педагогического института Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск) было создано внебюджетное подразделение – Академия современного искусства и дизайна. Она входит в образовательную среду факультета и объединяет образовательный процесс с инновационной и исследовательской деятельностью.

    Специфика программы «Новейшие визуальные искусства». «Новейшие визуальные искусства» – это новая форма в образовательном процессе, построенная на взаимодействии (взаимопроникновении) современного искусства, архитектуры и дизайна, основанная на использовании новейших технологий и методик.

    Программа построена по методике междисциплинарного преподавания и направлена на изучение современной художественной практики. Особую актуальность данная программа приобретает не только благодаря развитию технологий и инструментария в проектной работе, но и в связи с формированием собственного художественного визуального багажа, профессиональных эталонов проектной деятельности современного визуального языка.

    Целью освоения дисциплины «Новейшие визуальные искусства» является формирование базовых знаний в области современного искусства для практического применения в проектной деятельности и развития современного визуального багажа. В процессе освоения дисциплины студенты знакомятся в лекционной форме с историей развития новейшей станковой графики, искусством инсталляции, ландшафтным искусством, видеоискусством, мультимедиа и др. Учащиеся закрепляют полученные знания во время проектной деятельности по составлению концепции и реализации авторских художественных работ современными средствами и технологиями. Окончательный итог по овладению программой подводится во время организации и проведения отчетной выставки. Изучение основ современного искусства охватывает такие направления, как инсталляция, видео-арт, мультимедиа, печатная графика, перфоманс и др.

    Деятельность в рамках программы осуществляется по следующим направлениям:

– учебно-методическое (проведение лекционных и практических занятий, консультация по организации творческой работы и выставочной деятельности);

– организационно-методическое (организация и проведение выставок, мастер-классов, круглых столов, взаимодействие с международными и отечественными институциями).

    Каждая деятельность ставит перед студентами определенные учебные задачи. Качество их решения является показателем успешности овладения бакалаврами архитектуры и дизайна творческим мастерством в обучении проектной культуре.

    Выводы. Становится очевидной необходимость создания информационной базы образов и архитектурно-дизайнерских идей, куда вошла бы информация о современных технологиях, методах и материалах в области искусства. Полагаем, что знания, полученные в процессе обучения по программе дисциплины «Новейшие визуальные искусства», являются базовыми как для понимания явлений современного художественного процесса, так и для дальнейшего профессионального развития и становления бакалавров архитектуры и дизайна.

 

Библиографический список

 

  1. Устинов А. Японская модель дизайнерского образования // Хрестоматия по дизайну. Тюмень: Институт дизайна, 2005.

  2. Уральская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте: метод, материалы. М.: ВНИИТЭ, 1992.

  3. Тимофеева М.А. К проблеме инновации в зарубежном дизайне // Творческие направления в современном зарубежном дизайне: Труды ВНИИТЭ. Вып. 60. 1990.

  4. Копылова М.А. Категории пространство и время в художественной инсталляции // kopylovam.a. categories: space and time in art installation, 2015.

  5. Григорьевна Я.О. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект. М.: ВНИИТЭ, 2009.

  6. Парфенова А.Г. Архитектурная художественная инсталляция как синтез науки и искусства // Творческие направления в современном зарубежном дизайне: Труды ВНИИТЭ. 2005.

  7. Наумова В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования: дис. … д-ра искусствоведения. URL: www.dissercat.com (дата обращения: 28.03.2017).

  8. Лауэр Д., Пентак С. Основы дизайна. СПб.: Питер, 2014.

 

ESTABLISHMENT OF INTERDISCIPLINARY RELATIONS OF MODERN VISUAL ART WITH ARCHITECTURE AND DESIGN IN EDUCATION THE PROJECT CULTURE OF STUDENTS OF THE BACHELOR OF ARCHITECTURE AND DESIGN ON THE BASIS OF THE DISCIPLINE PROGRAM "VISUAL ARTS NOW"

 

Kovaleva N.A., 5-th Year Student

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Martynov V.V., Professor

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Annotation: In the article the interdisciplinary connection of modern visual art with architecture and design is considered on the basis of the developed and realized author's program of the discipline "Visual arts now" for the professional preparation of the bachelor of architecture and design and its specificity is shown.

Keywords: Interdisciplinarity, education, educational program, architecture, design, modern visual art.