Номер
7.036/.038(571.14)
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА В. БАЛАНДИНА

Баландин В.С., профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье раскрываются основные признаки нового художественного направления — эстетический реализм. Новый стиль нашел воплощение в творчестве новосибирского художника, на примере созданной им в 2014 г. картины «Атака кавалергардов под Аустерлицем 2 декабря 1805 года». В работе освещаются принципы выбора соответствующей тематики произведения и общие концепции ее воплощения в живописной форме, краткий экскурс в историю отображения этого события в различных видах искусств от художественной литературы до изобразительного, возможности нового стилистического направления актуализировать контекст конкретного исторического события в рамках живописного произведения. На примере данного художественного произведения описываются живописные и композиционные приемы, нашедшие свое отражение в рамках концепции гибкой фигуративности и способы визуализации непосредственных участников события, персонифицированных на полотне. Также статья затрагивает аспект нынешнего состояния батального жанра в современной России и перспективы нового стилистического направления эстетического реализма на новом художественном уровне на фоне преобладания эстетического содержания над информационным, которое превалировало на прошлых этапах бытования реализма. Это является основополагающим условием реанимации его жизнеспособности в условиях примата модернистских аспектов в сфере визуальных искусств.

Ключевые слова: художественное направление, художественный стиль, эстетический реализм, кавалергарды, Аустерлиц, В. Баландин.

Современное состояние художественного процесса на фоне подавляющего примата модернистских аспектов в сфере визуальных искусств сопровождается определенным кризисом различных реалистических жанров. В сложившейся ситуации эклектической стилевой неопределенности художественной практики творчество автора несет в себе индивидуальные признаки нового стилистического направления в изобразительном искусстве - эстетического реализма. Концепцию этого направления можно озвучить, как наличие в произведении искусства эстетической составляющей и высоко профессиональной изобразительной квалификации в рамках гибкой фигуративности. Реалистическое направление, с переполнившими его за всю историю существования многообразными эпитетами от «критического» до «социалистического», хотя и несколько обветшало, тем не менее, сохранило эстетическую привлекательность и эволюционный потенциал. Именно на этом потенциале основывается компонента жизнеспособности эстетического реализма, актуализированного включением нехарактерных для традиционного реализма технических приемов, подбора сюжетов и концепций их визуализации. Наглядное представление о практическом применении принципов этого творческого метода было освещено в предыдущих статьях автора на примерах диптиха «Ермак - Кучум» [1, с. 149] и графического портрета архитектора А.Д. Крячкова [2, с. 213].

На этот раз преломление концепции эстетического реализма в рамках батального жанра анализируется при помощи авторской реализации этой темы в виде картины «Атака кавалергардов под Аустерлицем». Событие, послужившее поводом для увековечивания в художественном произведении, произошло 2 декабря 1805 года в ходе войны третьей антифранцузской коалиции против империи Наполеона I. Это довольно безрадостный для русского патриотического самосознания факт заключается в том, что русско-австрийская армия, обладавшая превосходством в численности, артиллерии, а также действуя на своей территории (для русских - союзной), была разгромлена французской армией Наполеона. Вдвойне обидным для русских и австрийцев было то обстоятельство, что во главе русской армии стоял император Александр I, а австрийской - император Франц I. На фоне подобного негатива впоследствии предпринимались попытки за счет акцентирования мелких успехов или случаев индивидуального героизма хоть в какой-либо степени нивелировать тягостное впечатление от этого события российской истории. Такие тенденции не утратили своей актуальности до наших дней. За более чем двухсотлетнюю историю этой историографической борьбы с реальностью на первое место вышел эпизод самоотверженной атаки Лейб-гвардии кавалерийского полка. Здесь же имело место успешное действие второго полка — Лейб-гвардии конного, завершившееся захватом одного из батальонных знамен французской пехоты. Но по эмоциональному накалу, нашедшему отражение, как в мемуарной, так и художественной литературе главным событием с которым ассоциировалось сражение под Аустерлицем осталось все же атака кавалергардов. Довольно много места в своем великом романе «Война и мир» уделил этой атаке Л. Толстой: «...Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев-людей... богачей, юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек» [3, с. 34].

Хотя в ХIХ - начале XX в. в области изобразительного искусства больше внимания уделялось Лейб-гвардии конному полку (Б. Виллевальде, В. Мазуровский, Н. Самокиш и др.) к настоящему моменту этот перекос выправили художники А. Аверьянов, А. Теленик, В. Болтышев и, примкнувший к ним, В. Баландин. Жесткие закономерности канонического реалистического изображения в рамках батального жанра нивелируют роль эстетической составляющей до вторичной функции визуализации, низводя роль художественного произведения искусства до одной из разновидностей информации. Подобными изъянами грешат и работы современных баталистов. При тщательном следовании историческим подробностям вооружения, униформы и другим аксессуарам, ландшафта и времени года на фоне вялых фронтальных композиций и условной светотеневой трактовки, на второй план уходят вопросы колорита, часто встречаются недоработки в моделировке человеческих фигур и лошадей (в меньшей степени эти упреки можно адресовать к В. Теленику).

С подобного рода дисбалансом позволяет справиться выведение эстетической составляющей произведения на один функциональный уровень с информационной. Следуя принципам эстетического реализма, В. Баландин попытался реализовать озвученную тему в живописном произведении в 2014 г. Для этого пришлось отказаться от традиционной фронтальной композиции, сместить точку зрения таким образом, когда зритель оказывается как бы среди действующих лиц картины.

Чтобы достигнуть наиболее напряженного эмоционального воздействия пришлось отказаться от панорамного отображения боевого конфликта, максимально приблизив участников к картинной плоскости, развивая движение не по горизонтальным направлениям, а в резком ракурсе в трехмерную глубину. Больше внимания уделяется светотеневым контрастам - эффекту солнечного освещения в контрастном сочетании с клубами порохового дыма. Резкий ракурс и приближение персонажей к картинной плоскости позволяет конкретизировать персонажей события.

Специфика батального жанра редко предоставляет возможность подробной персонификации, да и то предполагает это в основном в отношении командующих противоборствующих сил, а остальных участников оставляет в анонимно-обезличенных образах. В рассматриваемом случае эстетический реализм предоставил автору возможность изобразить на переднем плане вполне узнаваемого участника знаменитой атаки - князя Н.Г. Репнина-Волконского, командира 4-го эскадрона кавалергардского полка. Князь участвовал в боестолкновении от начала до конца во главе своего эскадрона, уцелел, попал в плен и удостоился беседы с Наполеоном [4, с. 56, 57]. Чтобы визуализировать персону Репнина пришлось воспользоваться двумя из почти десятка сохранившихся его изображений.

Первый портрет В. Боровиковского 1806 г., а второй - Дж. Доу, написанный в начале 1820-х годов для военной галереи Зимнего дворца. Боровиковский создал портрет Репнина менее чем через год после описываемых событий, но его несколько идеализированный подход к изображению портретируемого вынудил В. Баландина обратиться к работе Дж. Доу, хоть и созданной более чем через полтора десятилетия, но в более адекватной манере. В результате на картине «Атака кавалергардов под Аустерлицем» воспроизведен некий синтетический образ на основе двух портретов, что, как кажется автору, позволило добиться непредвзятой достоверности.

 

Баландин В. С.  «Атака кавалергардов под Аустерлицем 2 декабря 1805 года» 2014, масло, картон, 79х100 см, Новосибирский государственный художественный музей.

Рис. 1. Баландин В. С. «Атака кавалергардов под Аустерлицем 2 декабря 1805 года» 2014, масло, картон, 79х100 см, Новосибирский государственный художественный музей.

 

Вышеизложенное очередной раз доказывает, что принципы эстетического реализма, нашедшие преломление в произведении батального жанра, позволяют создать новые, более широкие и эмоционально окрашенные коллизии восприятия произведения, считывания и визуальных, и исторических метафор. Часто педантичное следование информативной стороне в произведениях батального жанра дает мало простора для применения автором всего спектра своих чисто творческих навыков. Эстетический реализм может в максимальной мере в рамках батального жанра разнообразить возможности художественного самовыражения и зафиксировать примат эстетического над информативным, либо, их паритет в рамках живописного произведения. Картина, послужившая объектом анализа, находится в собрании Новосибирского государственного художественного музея.

 

Библиографический список

 

1. Баландин В. Эстетический реализм в творчестве художника В. Баландина // Социокультурное пространство современного мегаполиса. Труды Международной научно-практической конференции. Вып. 2 Новосибирск, 2014. С.149-153

2. Баландин В. Эстетический реализм в творчестве художника В. Баландина.II //Современные технологии и методики в архитектурно-художественном образовании. Материалы Международной научно-методической конференции. Новосибирск, 2016. С.213-215

3. Введенский Г. Кирасиры. Кавалерия российской армии. Изд. «Аврора», Санкт-Петербург, 2004.

4. Соколов О.В. Аустерлиц. Наполеон, Россия и Европа 1799-1805гг., Т.2, Русский культурный фонд «Империя Историй», М., 2006.

 

 

 

ESTHETIK REALISM IN ART OF V. BALANDIN

 

Balandin V., Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article reveals main characteristics of new art direction, named aesthetic realism. The new style is embodied in the creativity of the Novosibirsk artist V. Balandin, which is analyzed on the example of the painting Attack of the Cavalier Guards at Austerlitz on December 2, 1805, created by him in 2014.The article highlights the principles of choosing the appropriate subject matter of the artwork and the general concepts of its embodiment in pictorial form, a brief excursion into the history of the display of this event in various types of arts from fiction to fine art, the possibility of a new stylistic trend to actualize the context of a specific historical event within the framework of a painting. On the example of this work of art, painting and compositional techniques are described, which are reflected in the framework of the concept of flexible figurativeness and the methods of visualizing the direct participants in the event, personified on the canvas. The article also touches upon the aspect of the current state of the battle genre in modern Russia and the prospects for a new stylistic direction of aesthetic realism at a new artistic level against the background of the prevalence of aesthetic content over informational content. This is a fundamental condition for reanimating its viability in the context of the primacy of modernist aspects in the field of visual arts.

Keywords: art direction, art style, aesthetic realism, V. Balandin, Chevalier-Garde, Austerlitz.