Номер
УДК 746.41

ФРАНЦУЗСКИЙ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ РОТЫ ДВОРЦОВЫХ ГРЕНАДЕР НИКОЛАЯ I

Баландин В.С., профессор
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В некоторых исторических публикациях освещение фундаментальных историко-культурных проблем зачастую сопровождается описанием историко-бытовых и культурных деталей описываемого периода. Эти детали «второго порядка» создают социокультурный фон, придающий основной канве  повествования  более богатую фактуру, позволяют более увлекательно подать главный материал. Статья анализирует новую концепцию образца для создания Роты дворцовых гренадер российского императора Николая I на основе униформологического и организационного сходства со Швейцарской сотней (Cent – Suisses, Gardes  a pied ordinaires du corps du Roi 1817–1830) гвардии Французского королевского дома.

 

Ключевые слова: меховая шапка, униформа, Рота дворцовых гренадер, Швейцарская сотня Французского королевского дома, император Николай I, император Наполеон I.

 

      В некоторых исторических публикациях освещение фундаментальных историко-культурных проблем зачастую сопровождается описанием историко-бытовых и культурных деталей описываемого периода. Эти детали «второго порядка» создают социокультурный фон, придающий основной канве  повествования  более богатую фактуру, позволяют более увлекательно подать главный материал. К сожалению, многим историческим текстам, несмотря на их вполне конкретные достоинства, свойственны устойчивые заблуждения по вопросам так называемого второго порядка. Эти заблуждения, не затрагивая главных тем публикаций, тем не менее влияют на репутацию автора.                                
       2 октября 1827 г. в пятнадцатую годовщину Отечественной войны 1812 г.  император Николай I пополнил свою гвардию необычным для русской военной традиции формированием – Ротой дворцовых гренадер из ветеранов наполеоновских войн (см. рис. 1–3, 7–9).
      «Первоначально рота насчитывала 120 солдат, из которых 69 были кавалерами знака отличия Военного ордена, 84 имели знаки отличия ордена Св. Анны за 20 лет беспорочной службы. Рост дворцовых гренадер составлял не менее 185 см. Первым командиром роты был капитан Е.Г. Кочмарев. Рота находилась в ведении Министерства двора, но по строевой части подчинялась командиру Гвардейского корпуса» [1, с. 156]. А  вот что пишет председатель Геральдического совета при Президенте РФ, зам. директора Государственного Эрмитажа: «Для чинов роты была придумана особая форма одежды: темно-зеленый мундир с красным лацканом. Погоны, лацкан, воротник, обшлага щедро украшали золотые галуны и петлицы. Из-за этого обилия золотого шитья петербуржцы очень скоро прозвали эту часть «золотой ротой». Головы гренадер украшали высокие шапки из медвежьего меха. Весь облик дворцовых гренадер скорее напоминал Старую гвардию Наполеона.
      Возможно, это было сделано преднамеренно, чтобы напомнить о победе над грозным противником, т. е. победитель присваивает себе униформу самой почетной и грозной воинской части поверженного неприятеля» [2, с. 63].  И «чем дальше в лес…»: «В числе подарков, врученных Наполеоном Александру I во время подписания Тильзитского мира, был набор гвардейских медвежьих шапок, которые носили пешие гренадеры Бонапарта. Эти шапки в «несмертельную память 1812 года» надели солдаты – дворцовые гренадеры» [3, с. 446].
       Всю эту благостную картину нарушает только одно обстоятельство – униформа дворцовых гренадер обладает гораздо большим сходством не с формой гвардейских гренадер Наполеона I, а с формой представителей совсем другой воинской части – Cent-Suisses, относящейся отнюдь не к династии Бонапартов, а к династии их заклятых врагов – французской королевской  династии Бурбонов. «В 1481 году Людовик XI  выбирает из 6000 швейцарских наемных солдат двадцать семь офицеров, младших офицеров и сто солдат, вооруженных алебардами, для охраны собственного жилища. С XVI века, войдя  в число отрядов Королевского дома, они начинают именоваться Швейцарской сотней (Cent-Suisses). От других отрядов их отличала парадная форма цветов королевской ливреи, сшитая «на испанский манер». Это подразделение было распущено из соображений экономии в 1787 г. и вновь возрождено в 1814 г., чтобы в 1817 г. стать  ротой «пеших телохранителей короля» (Gardes a pied ordinaires du corps du Roi) и окончательно исчезнуть в 1830 году» [4, с. 16]. «В знак признания их заслуг им было позволено первыми вступить в Париж в 1815 г. Несмотря на общее сокращение расходов на свиту, в том же году количество швейцарцев было увеличено до 312 человек» [5, с. 12]. Формировалась Швейцарская сотня тоже из ветеранов гвардейских швейцарских полков, уцелевших после обороны Тюильри 1792 г. В 1817 г. было изменено не только название сотни, но и ее униформа, на которую оказалась так похожа униформа Роты дворцовых гренадер, в которую ее одел Николай I через 10 лет (см. рис. 6).
     Доказательством приоритета идеи создания Роты дворцовых гренадер в сознании Николая I по примеру Швейцарской сотни лежит и в организационной сфере. Для начала следует отметить, что в структуре императорской гвардии Наполеона I не существовало формирований, подобных Роте дворцовых гренадер и Швейцарской сотне (рота ветеранов была лишь формой социальной льготы, избавленной от большинства служебных обязанностей). Зато численный состав, сфера решаемых задач, способ формирования из ветеранов, организационная структура двух подразделений имеют много общего.                                                                                                        
      Вернувшись к рассмотрению деталей униформы, можно с уверенностью утверждать, что сходства в униформе Роты дворцовых гренадер с формой Швейцарской сотни гораздо больше, чем с униформой гвардейцев Старой гвардии Наполеона I, а некоторые детали униформы Роты дворцовых гренадер напрямую заимствованы у гвардейцев Бурбонов. Это декор в виде золотой гренады на воротнике мундиров швейцарцев и вицмундира и шинелей Роты дворцовых гренадер, совсем несвойственный другим частям русской императорской армии, за исключением 13-го драгунского Военного ордена полка (см. рис. 6, 8, 9). Другой общий элемент – золотые галунные петлицы на лацканах, полностью отсутствующие на мундирах наполеоновских гвардейцев, и золотые плечевые знаки различия (погоны и эполеты) вместо красных шерстяных эполет гренадер Старой гвардии. Исходя из позиции, озвученной в процитированных выше отрывках, можно сделать вывод, что злую шутку с авторами сыграло то обстоятельство, что в сознании большинства людей, имеющих отношение или просто интересующихся вопросами униформы, медвежья шапка как форменный головной убор ассоциируется исключительно со Старой гвардией французского императора. Однако медвежьи шапки, на которых строится вся концепция идеи создания Роты дворцовых гренадер по примеру наполеоновских гвардейцев, в эпоху наполеоновских войн вовсе не являлись монополией какой-либо одной армии. Гренадеры Бурбонской королевской гвардии обзавелись ими в 1787 г., через два года их стали носить английские гвардейские гренадеры. В 1800-е гг. медвежьи шапки в качестве головного убора использовали гренадеры почти всех армий Западной Европы, исключая прусскую.
      Не следует сбрасывать со щитов и легитимистские пристрастия Николая I, который, как известно, до самой своей кончины отказывал в титуле «мой возлюбленный брат» другому представителю клана Бонапартов – Наполеону III.

Рис.1

 


Библиографический список

    1. Потрашков С.В., Потрашков А.С. Иллюстрированный военно-исторический словарь. –  М.: ЭКСМО, 2007. – С. 156.
    2. Вилинбахов Г. Золотая рота // Родина. – №11. – 2000. – C. 63.
    3.  Алмазов Б. Петербург столица русской гвардии. – М.–СПб.: Центрполиграф. Русская тройка. – СПб. – С. 446.
    4. Вернье Ш., Виллинг П. Униформа французской армии 1660–1845. – М.: Эксмо, 2002. – С. 16.
    5. Функен Л., Функен Ф. Энциклопедия вооружения и военного костюма. Европа XIX в. 1814–1850. – М.: Астрель, АСТ, 2002. – С. 12.                                                 

 


FRENCH SAMPLE FOR THE PALACE GRENADER MOTTAGE OF NICHOLAS I

Balandin V.S., Professor                                                                                                       
Novosibirsk State University of  Architecture, Design and Arts

 

Abstract. In some historical publications the coverage of fundamental historical and cultural problems is often accompanied by a description of historical, everyday and cultural details of the period described. These details of the «second order» create a socio-cultural background, giving the main outline of the narrative a richer texture, allowing for more exciting presentation of the main material.
     The article analyzes the new concept for creating the Palace of Grenadiers Mottage of the Russian Emperor Nicholas I based on the uniform and organizational similarity with the Swiss hundred (Cent-Suisses, Gardes a pied ordinaires du corps du Roi 1817–1830) of the French Royal House Guard.

Keywords: fur hat, uniform, Palace Company Grenadier, Swiss hundred of the French royal house, Emperor Nicholas I, Emperor Napoleon I.