Номер
7.01
С ЧЕМ «ЕДЯТ» НАУКУ ХУДОЖНИКИ ИЛИ КОЛЛАБОРАЦИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАВАТЬ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Шавшина И.П., кандидат искусствоведения, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматривается взаимодействие науки и искусства. В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция – вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друг друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный. Наука учит по-новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества, но и на само искусство.

Искусство сейчас всё больше поворачивается от эстетической функции к исследовательской. И так как искусство развивает логику, близкую к науке, то, естественно, настоящим учёным это близко. Наука стремится объяснять окружающий мир и, тем самым, формирует наши представления о нём, и через это она всегда влияла на искусство. Чаще всего совместная работа с художниками помогает учёным осмыслить свои собственные открытия и найти новые детали. Искусство, которое использует не только традиционные выразительные, но и научные, исследовательские методы — это science-art.

Ключевые слова: наука, искусство, научное искусство, арт-резиденции.

Всегда стоял вопрос. Наука и искусство идут параллельно или они всё же влияют друг на друга?

И искусство, и наука родились из извечной потребности человека в познании. По сути, искусство есть «мать наук», оно возникло куда раньше и постоянно вбирало в себя все формы познания. Тем не менее, на определенном этапе пути науки и искусства разошлись, и каждый вид деятельности занял свою специфическую нишу.

Наука и искусство — два огромных мира, которые развиваются по своим уникальным траекториям, лишь иногда вступающим в пересечение. И несмотря на то, что ученые и художники-творцы говорят на разных языках, их диалог нередко оказывается весьма интересен и плодотворен для обеих сторон.

Полученные результаты и их обсуждение. И наука, и искусство — это попытки человека понять, описать и объяснить мир вокруг. Субъекты, методы и правила в этих сферах имеют разные традиции, их предполагаемая аудитория различна, но мотивации и цели в глобальном смысле довольно схожи.

Одна из самых примитивных врожденных потребностей людей — это понять себя и все, что существует в мире, а затем поделиться этим знанием. Ученые проводят эксперименты снова и снова, пытаясь выявить новый аспект реальности. Художники рефлексируют над реальностью. И те, и другие в широком смысле выступают творцами, которые используют различные концепции и технологии для создания чего-то принципиально нового. Оба этих мира вращаются вокруг идей, теорий и гипотез, которые воплощаются там, где разум и руки объединяются — будь то лаборатория или арт-студия [2].

Примеров того, как проявлялся этот синергетический эффект науки и искусства, мы можем найти немало. Пожалуй, самый очевидный продемонстрировал Леонардо да Винчи, в котором неразделимо совмещались гениальный ум ученого и талант художника. Достаточно вспомнить его иллюстрации и графические работы, которые являлись существенной частью его разработок и экспериментов.

Знаменитый Пабло Пикассо говорил, что его работы — это не столько произведения искусства, сколько самостоятельные исследования. Наравне с Альбертом Эйнштейном он ставил своей задачей переосмыслить классические представления о пространстве и времени.

Сегодня многие видят искусство и науку как полюсы особой культуры. Есть и те, кто считает, что искусство, технологии и наука вовсе начинают сливаться в новую область под названием science-art.

Science-art — это научное искусство, помогающее популяризации знаний.

Продвижение науки через искусство — это отличный способ расширить доступ к достижениям ученых. Ведь обмен информацией интересным или необычным способом помогает улучшить распространение знаний и вовлечь более широкую аудиторию. Наука может подвести к истине, в то время как искусство позволит почувствовать ее. Поэтому, когда наука встречается с искусством, горизонты представлений расширяются, а пробелы в нашем понимании обеих этих сфер заполняются [1].

Science-art привлекает внимание тем, что выходит за границы художественного мира, проникая в научные лаборатории. Однако возникает вопрос: это искусство расширяет свои границы и использует научные проблемы и разработки для выразительных целей, или же это наука стремится использовать искусство как инструмент визуализации открытий, как дополнительный канал популяризации знания? Ответ на этот вопрос зависит от способа восприятия. Приходя на выставку science-art, зритель решает, что перед ним: иллюстрация, технологическая новинка, художественная инсталляция?

Если обратиться к определению термина «наука», то увидим, что «наука — это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа».

Определение напрямую пересекается и с деятельностью художника. Раньше художник собирал знания о действительности и отражал эти знания в своем творчестве – это был процесс субъективный. Его научность была связана больше с отражением природных процессов - в географии, физике (картина «Крик» Эдварда Мунка, пейзажи Уильяма Тернера, «Звездная ночь» Винсента Ван Гога), с биологией (рисунки насекомых Марии Сибиллы Мериан.).

В современном мире множество художественных проектов проходит под девизом Art&Science и обращаются к теме науки с фундаментальным подходом, свойственным ученым.

Произведения, созданные современными художниками в направлении Science-art:

- направлены на модифицирование человеческого тела (Стеларк (урожденный Стелиос Аркадиу), вырастил на своей руке третье ухо);

- основаны на генной модификации (Эдуардо Кац, светящийся кролик Альба);

- создаются в тесном взаимодействии с физикой (Джулиан Восс-Андреа, исчезающие скульптуры) и химией (Джон Соброу, токсичные картины) [3].

Произведения меняют наше представление о мире и его восприятии.

В России в направлении Science-аrt известен уникальный проект «Новая антропология», на базе Института физиологии им. И.П. Павлова. Эксперимент был направлен на организацию совместной работы российских художников и ученых института для создания объектов технологического искусства.

В последнее время художественное сообщество тяготеет к единению, к поиску того самого объективного знания о действительности. Выражается этот процесс в современных художественных проектах, проходящих по принципу коллаборации.

Коллаборация (сотрудничество) — процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса).

Все более популярными становятся арт-резиденции. Существуют разнообразные модели резиденций – начиная с небольших проектов, срок пребывания в которых от одного-двух дней до одной-двух недель, и заканчивая резиденциями с долгосрочным пребыванием до полугода.

Арт-резиденции - это отличный способ реализовать свой художественный проект в интересном месте. Поучаствовать в программе, поработать в новой обстановке и в окружении единомышленников, а зачастую получить денежный грант на развитие своего проекта – согласитесь, довольно мощный источник вдохновения.

У кафедры монументально-декоративного искусства (МДИ) Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова (НГУАДИ) имеется опыт участия студентов в таких арт-резиденциях.

Осенью 2020 г. была организована арт-резиденции Министерством культуры Новосибирской области. Совместная работа художников, керамистов, поэтов дала возможность обсудить общие проблемы, обозначить актуальную тематику произведений современного искусства. Первый опыт показал и трудности с коммуникацией разных профессиональных групп, но в тоже время потребность в совместной работе, в совместных проектах.

Проект «Клавесин в Авангарде» - совместный поиск студентами и профессиональным музыкантов способов выразить визуальным языком музыку барокко и современного авангардного течения. Музыка ведь также отражает действительность и воздействует на человека, но своими механизмами.

Проект, который находится в стадии разработки – совместный со студентами художественных университетов Франции проект в стиле стрит-арт с элементами флешмоба. В поиске способов реализации этих двух проектов художники обращаются и к психологии восприятия зрителем и к социологии (а какая это аудитория, для кого визуальный ряд, как разные социальные группу будут реагировать на результат проекта). Таким образом, оказывается, что в своей проектной и творческой деятельности художник уже давно ушел от субъективного отражения реальности. В проекте с французскими студентами также поднимался вопрос о национальной идентичности и аутентичности.

Научный подход в художественном творчестве пришлось освоить и, выполняя роспись в Лицее № 130 имени академика М.А. Лаврентьева, где на четвертом этаже заказчиком была озвучена тема науки.

Школьные лаборатории по физике, химии, математике, информатике потребовали от художников погружения в мир этих наук, вычленения из всего богатого спектра информативного содержания этих наук самых емких визуальных образов. Максимально сложным этапом оказался поиск пластического языка лаборатории гуманитарных наук (философия, история, социология и пр.). Удачный результат стал возможен благодаря тесной коллаборации с руководителями этих лабораторий, учеными СО РАН. Информация в виде рассказа о той или иной науке была переложена на визуальный язык. (рис. 1)

Рис. 1. Проект росписи в Лицее № 130 имени академика М.А. Лаврентьева. 2020 г. Автор: Н.Г. Гончарова

Рис. 1. Проект росписи в Лицее № 130 имени академика М.А. Лаврентьева. 2020 г. Автор: Н.Г. Гончарова

 

На кафедре МДИ НГУАДИ в проектную деятельность был введен этот коллаборационный подход в качестве эксперимента. Задачи, которые поставила кафедра по проектной деятельности это:

- расширить представления студентов в социальной важности создаваемых ими произведений;

- раскрыть механизмы взаимодействия между личностью художника и обществом.

И в этом ключе коллаборационный подход является залогом успеха в создании произведения искусства, отражающего реальность объективно и адекватно современным реалиям жизни.

Любое произведение монументального искусства, находящееся в общественной среде, тесно связано с такими науками, как социология, психология, политология, культурология, антропология.

Еще один пример коллаборационного подхода, связанного с темой Art&Science, это фестиваль стрит-арта «Графит науки», реализованный выпускниками с участием студентом кафедры МДИ НГУАДИ.

Про фестиваль – это открытия, которые легли в основу иконологии изображений отражают не любые научные достижения и открытия, а именно те, в которых достигли успехов ученые новосибирского Академгородка. Таким образом, актуализация региона как центра научной жизни становится одной из важнейших задач фестиваля. Примеры «Доместикация лисиц», «Палеогенетика», «Редактирование генома», «Ускорители на встречных пучках», «Биоинжиниринг», «Биопротезирование» (рис. 2).

Рис. 2.  Фестиваль научного стрит-арта «Графит науки». Новосибирск, 2019 г. Авторы: С. Соловьева, Д. Серякова. Из открытого источника-интернет

Рис. 2. Фестиваль научного стрит-арта «Графит науки». Новосибирск, 2019 г. Авторы: С. Соловьева, Д. Серякова. Из открытого источника-интернет

 

Выводы. Исследование проблемы соотношения науки и искусства позволяет сделать определить следующие направления развития:

- интеграция науки и искусства в образовательном и творческом процессе;

- расширение границ искусства и использование научных проблем и разработок для выразительных целей;

- популяризация науки через искусство, стремление использовать искусство как дополнительный инструмент визуализации открытий.

 

Библиографический список

 

  1. Мигдал А. О красоте науки. - М.: Наука и жизнь, 1983. № 3. С. 59–65.

  2. Пенкин М.С. Искусство и наука: Пробл., парадоксы, поиски / Михаил Пенкин. - 2-е изд. - М.: Современник, 1982. - 302 с.

  3. Шефер Лотар. В поисках божественной реальности: Наука как источник вдохновения / Лотар Шефер; Пер. с англ. А.К. Зотовой под ред. А.А. Ищенко. - М.: АНДА, 2000. - 251 с.

 

 

WHAT DO ARTISTS «EAT» SCIENCE WITH. OR COLLABORATION AS A WAY TO CREATE RELEVANT PROJECTS

 

Shavshina I.P., Candidate of Art History, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

 

Abstract. The article deals with the interaction of science and art. In art, as in science, the most life – giving tradition is the eternal search, experiments, the desire for analysis and synthesis. They coordinate with each other and strive for the future, as if complementing each other, helping to improve the artistic and scientific method. Science teaches us to look in a new way, much more subtly, not only at the structure of matter, but also at art itself.

Art is now increasingly turning from an aesthetic function to a research function. And since art develops logic that is close to science, then, of course, real scientists are close to it. Science seeks to explain the world around us and thus shapes our ideas about it, and through this it has always influenced art. More often than not, working together with artists helps scientists make sense of their own discoveries and find new details. Art that uses not only traditional expressive, but also scientific, research methods is science-art.

Keywords: science, art, Science art, art-residencies