Номер
УДК 76

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ «ГРАФИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА» И «ГРАФИКА», КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТЕХНИКИ ГРАФИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Е.Г. Назимко

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, г. Новосибирск, Россия

 

Аннотация. Исследование посвящено выявлению и анализу определения и классификации техники графики в искусствоведческой литературе второй половины XIX в.

Ключевые слова: графика, графические искусства, классификация техники графики.

 

     Анализ источников. В русском искусстве и художественной критике термин «графика» (от греч. grapho – пишу) в его современном значении был неизвестен на протяжении почти всего XIX в. Первоначально этот термин употреблялся исключительно применительно к письму и каллиграфии. В конце XIX в. термин «графика» приобретает новое значение в связи с распространением нового типа рисунка, который оказался наиболее пригоден для открытого тогда фотомеханического воспроизведения изображений полиграфическим способом.

    В 1882 г. в России выходит перевод книги немецкого искусствоведа Иосифа-Эдуарда Вессели «О распознавании и собирании гравюр», изданной в Германии в 1876 г. [4], в ней автор рассматривает гравюру как «четвертый род художественной деятельности» наряду с зодчеством, скульптурой и живописью. Он отводит гравюре место, которое в современной классификации занимает графика, а понятие «гравюра» сейчас обозначает лишь часть видов печатной графики. Гравюру как «род художественной деятельности» И.Э. Вессели, не обращая внимания на тавтологию, разделил на «три главных рода гравированных произведений: гравюру (резьбу) на дереве (Holzschnitt), гравюру на меди (Kupferstich) и литографию» [4, с. 20].

     Видно, что предложенная классификация гравюры строится по материалу, из которого изготовлена матрица для печати. Роды И.Э. Вессели делит на виды, подразумевая под видами манеру обработки материала матрицы. Автор сам почувствовал нелогичность собственных рассуждений и далее включил в первый пункт классификации «резьбу на меди» (Metallschnitt), хотя по материалу она должна относиться ко второму роду гравированных произведений. Эту технику с гравюрой на дереве объединяет способ высокой печати в отличие от другой «гравюры на меди» (Metallstich), которая тиражируется способом глубокой печати.

     Указанный автором третий род гравюр – литография, о которой И.Э. Вессели пишет: «Рисунок остается, таким образом, на самой поверхности камня; он не представляется выпуклым, как в гравюре на дереве, и не углубленным, как в гравюре на меди. На камне рисуют химической тушью или химическим мелом, как рисуют на бумаге углем или черным мелом». Этот «род гравюры», по Вессели, даже не является гравюрой, так как в описанной технике отсутствует процесс гравирования.

    Очевидно, что фактически Вессели имел в виду три способа печати: высокую печать (выпуклую), глубокую печать (углубленную) и плоскую печать, отождествляя ее с литографией (хотя сам автор этого нигде в тексте прямо не указывает).

   Известным во второй половине XIX в. журналистом и художественным критиком Федором Ильичом Булгаковым была издана «Художественная энциклопедия» первый том которой вышел в 1886 г. [35].

     В предисловии к этому изданию мы читаем: «...у искусств и художеств есть и свой особый язык или, точнее, свой собственный словарь, выработанный постепенным развитием их техники. Отсюда для художника, любителя и вообще образованного человека, интересующегося искусством, является необходимость в точном определении художественных и технических терминов, которыми обозначаются различные приемы и орудия дела. В уяснении значения этих технических выражений нуждается и сам техник, ибо общепонятная терминология может значительно сокращать для него время» [35, с. 3].

    Там же в предисловии автор оценивает свой труд по интересующей нас теме: «Мы знаем, что наша классификация художественных терминов не избежит критики» [35, с. 8]. Первый том содержал развернутую статью, раскрывающую понятие «гравирование» [35, с. 211–215] и термин «графика», определяемый как «искусство писать и рисовать; отсюда графические искусства, в тесном смысле – название способов отпечатывания в большом количестве экземпляров или при помощи досок с рельефными рисунками (резьба на дереве, стереотипия), или при помощи углубленных рисунков (резьба на меди, литография)» [35, с. 218].

      Автор, как мы видим, включает понятие «графические искусства» в определение термина «графика». А под «графическими искусствами» он подразумевает печатную графику и предлагает классификацию ее видов: «Графические искусства разделяются: 1) на искусства резьбы: на дереве, металлах и камне (литография со своими видоизменениями); 2) механические способы воспроизведения тиснением и 3) фотомеханические и химические способы» [35, с. 218].

     В предложенной же автором классификации отсутствует единый критерий, в результате в первом пункте перечислены способы изготовления матрицы для печати, во втором – способы печати, а в третьем – фотографические способы изготовления матриц и печати. Но несмотря на то что в данном источнике интересующие нас термины определены неполно и неточно, они ценны как констатация факта их присутствия в языке художественной критики. Это тем более важно, так как в искусствоведческой литературе широко распространено утверждение, что термин «графика» в его обновленном значении введен в употребление художниками объединения «Мир искусства».

   Данное утверждение мы, например, находим и в трудах даже такого авторитетного автора, как академик Алексей Алексеевич Сидоров [27, с. 8]. Однако мы вынуждены констатировать, что хронологически более раннее издание «Художественной энциклопедии» Ф.И. Булгакова однозначно опровергает это мнение.

     В 1898 г. выходит фундаментальный труд М.Д. Рудометова «Опыт систематического курса по графическим искусствам» [26]. В нем содержится еще одна попытка в отечественной литературе систематизации техники графики, которую сам автор видел постоянно развивающейся и меняющейся: «Каждый вид печати имеет несколько специальных приемов и способов, по мере развития и совершенствования техники графического дела число их увеличивается» [26, с. 19]. В этом издании мы не находим термина «графика», так как автор использует термин «графические искусства» и дает ему определение: «Графические искусства, в тесном смысле, представляют совокупность особых способов и приемов исполнения и размножения механическим путем видимых условных знаков, выражающих в той или иной форме человеческую мысль» [26, с. 18].

    В это определение, как видим, входят два понятия; первое – исполнение знаков, то есть переработка их в таком виде, который допускал бы механическое их размножение; второе – размножение их механическим путем, то есть печатание. Из этого определения мы видим, что М.Д. Рудометов, как и многие его современники и соотечественники, определял термин «графические искусства» близко к современному пониманию термина «графика».

   Рудометов, по сути, делит графические техники на две разновидности: уникальную графику и печатную графику. Но его понимание этих составных частей графики требует комментариев.

     Уникальная графика, по Рудометову, своими свойствами должна допускать возможность ее дальнейшего тиражирования полиграфическим способом. В наше время уровень развития технических возможностей полиграфии фактически лишает это требование актуальности, на сегодняшний день практически любое произведение искусства, выполненное на бумаге, можно без существенных потерь качества тиражировать полиграфическим способом.

    М.Д. Рудометов включает в классификацию видов печати типографскую, металлографскую, литографскую и фотографическую печать. В терминах эта классификация сильно отличается от той, которую мы встречаем в современной литературе. Но это несоответствие по большей части устраняется предложенными автором определениями видов печати.

     Рудометов пишет: «Типографское печатание требует, чтобы знаки, данные для размножения, были исполнены в виде рельефа, такой рельеф каждый раз накатывается краской, последняя натиском пресса пережимается на бумагу – получается отпечаток» [26, с. 19].

    Очевидно, что речь идет о технике высокой печати, к которой относятся продольная и торцовая ксилография, гравюра на линолеуме и т.д. К следующему пункту классификации также предлагается авторское определение: «Металлографское печатание исполняется с металлической доски, на которой очертание предназначенного в печать рисунка изображено углубленными штрихами. Такая доска закатывается сплошь краской, краска стирается тряпкой, набившаяся в глубину краска не поддается стиранию, образуя рисунок, который сильным, эластичным прессом пережимается на чистую сыроватую бумагу» [26, с. 19].

   В современной искусствоведческой классификации техники графики этот вид печати чаще называется "глубокая печать" (иногда применяется термин «углубленная») и к ней относятся резцовая гравюра на металле, офорт, акватинта, сухая игла и т. д.

    Отдельным пунктом Рудометов выделяет литографское печатание. В наше время литография включается составной частью в технику плоской печати, в которой общим признаком является то, что матрица для печати не имеет рельефа, тем самым плоская печать является более расширенным термином по отношению к литографской печати. Материалом для матрицы в технике плоской печати может служить не только литографский камень, но и металл, пластик или оргстекло. Уже во времена Рудометова литография была не единственной техникой плоской печати. Например, к плоской печати относится монотипия, изобретенная еще в XVII в. Джованни Бенедетто Кастильоне, которой нет места в предложенной Рудометовым классификации. В XX в. плоская печать обогатилась новыми графическими манерами.

   Печатной графикой, по Рудометову, является та, которая размножается механическим путем. При этом автор, противореча самому себе, включает в виды печатной графики фотографическую печать, но она является не механической, а химической техникой печати [26, с. 18].

     В данном далее определении Рудометов называет этот вид печати процессом: «Фотографический процесс состоит собственно из двух манипуляций. На стеклянной пластинке, покрытой особыми веществами, путем отражения света от данного предмета получают изображение; изображение это со стеклянной пластинки копируется на бумагу или иной материал, для чего материал для копирования обрабатывается химическими веществами и, прикрытый стеклянной пластинкой, выставляется на свет. Свет, проходя через пластинку своими химическими лучами, вырабатывает теперь уже изображение на этом материале, предназначенном принять копию» [26, с. 19].

     Из сказанного очевидно, что автор имеет в виду еще молодое в конце XIX в. искусство фотографии. И хотя принадлежность фотографии к графике закреплена была уже в самом названии техники, в более поздних изданиях этот вид печати не рассматривается в классификациях графических техник.

     В той части книги М.Д. Рудометова, где дается исторический обзор возникновения печатных техник, автором упоминается трафаретная печать [26, с. 19], но в классификацию печатных техник он ее не включает, хотя в европейской графике трафаретная печать по вырезному открытому трафарету применялась с середины XV в. для изготовления игральных карт и бумажных икон.

   Заключение. Выявлены противоречия в определениях и классификации техники графики в искусствоведческой литературе второй половины XIX в.

 

Библиографический список

 

1. Аверьянов В.В. Энциклопедический словарь художника-графика. – М.: АЛЕВ-В, 2009. – 328 с.: ил.

2. Александров Н.И., Алексеева В.А., Водо Н.Н. Очерки по истории и технике гравюры. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 688 с.: ил.

3. Бирюков Б.В. Строгость терминологии и стиль мышления // Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука, 1980. – С. 261–264.

4. Вессели И.Э. О распознавании и собирании гравюр. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. – 365 с.

5. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 288 с.

6. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. Т. III: Г–З. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 752 с.: ил.

7. Гданский Л. Гравер и травильщик по металлу. Практическое руководство для изучения гравирования и травления по меди, стали и цинку. – СПб.: Типография А.Ф. Сухова, 1913. – 56 с.: ил.

8. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 320 с.

9. Голербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2003. – 2040 с.: ил.

10. Дмитриева Н.А. О строгости терминологии искусствознания // Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука, 1980. – С. 267–268.

11. Звонцов В. М. Основы понимания графики. – М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. – 72 с.: ил.

12. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. – М.: Искусство, 1971. – 184 с.: ил.

13. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. Техника, история. – СПб.: Аврора, 1971. – 272 с.: ил.

14. Зорин Л.Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам. – М., 2004.

15. Зубов В.П. Генезис научной терминологии. К истории научного языка // Избранные труды по истории философии и эстетики. 1917–1930. – М.: Индрик, 2004. – С. 277–297.

16. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.

17. Ковтун Е.Ф. Что такое эстамп. – Л.: Художник РСФСР, 1963. – 96 с.: ил.

18. Корнилов П.Е. Офорт в России XVII–XX веков. Краткий очерк. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953. – 144 с.: ил.

19. Коростин А.Ф. Русская литография XIX века. – М.: Искусство, 1953. – 184 с.: ил.

20. Кристеллер П. История европейской гравюры XV–XVIII века. – М.: Искусство, 1939. – 520 с.: ил.

21. Леман И.И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004. – 433 с.: ил.

22. Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. – М.: Наука, 2000. – 659 с.: ил.

23. Очерки по истории и технике гравюры / отв. ред. В.М. Невежина. – М.: Изд. ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1941. – 151 с.: ил.

24. Поляков В.В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. – М.: Топливо и энергетика, 2002. – 284 с.: ил.

25. Радлов Н.Э. Графика // Искусство для всех. Рисование и живопись. Т. X . – Л.: Благо, 1926. – 24 с.

26. Рудометов М.Д. Опыт систематического курса по графическим искусствам. – СПб., 1898. – 410 с.

27. Сидоров А.А. Русская графика начала XX века. – М.: Искусство, 1969. – 252 с.

28. Словарь художественных терминов. Г.А.Х.Н. 1923–1929 гг. / под редакцией И.М. Чубарова. – М.: Логос-Альтера, Ecce Homo, 2005. – 504 с.

29. Соловьев В.С. Что значит слово «живописность»? // Сочинения. В 2 т. Т. 2. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1990. – С. 558–560.

30. Сомов А. Краткое руководство к гравированию на меди крепкою водкою. По Делешану, Лаланну, Перро, Фильдингу и другим. – СПб., 1885. – 70 с.

31. Турова В.В. Что такое гравюра. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 160 с.: ил.

32. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры. – М.: Искусство, 1987. – 368 с.: ил.

33. Флоренский П.А. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. – М.: Мысль, 2000. – 448 с.

34. Художественная энциклопедия (иллюстрированный словарь искусств и художеств). Т. II / сост. Ф.И. Булгаков. – СПб., 1887. – 340 с.

35. Художественная энциклопедия (иллюстрированный словарь искусств и художеств). Т. I / сост. Ф.И. Булгаков. – СПб., 1886. – 412 с.