DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 748
ДЕКОРИРОВАНИЕ СТЕКЛА КЕРАМИЧЕСКИМИ КРАСКАМИ

Вышинский Р.З., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова

Аннотация. Многие специалисты, работающие с декоративным стеклом, все чаще обращают внимание на использование художественных возможностей, которые представляют технологии росписи стекла керамическими красками и другими красками с последующим обжигом при определенных температурах. Это закономерный процесс, обусловленный стремлением расширить ассортимент выпускаемых изделий и спектр предоставляемых услуг.

Статья призвана помочь художникам по стеклу и другим желающим приобщиться к целой отрасли технологий художественной обработки стекла, которые чрезвычайно гибки и открывают широкий простор для реализации творческих замыслов. Статья будет полезна и для тех мастеров, которые уже освоили некоторые из технологий термического формования. Особо данная информация поможет тем, кто занимался росписью разными лаками и желающим узнать и попробовать работать в более сложной технике.

При данной технологии роспись по стеклу с дальнейшим обжигом, приобретает стойкость к любым растворителям, солнечным лучам, удерживает цвет и не блекнет, становится одним целым изделием.

Важно всегда помнить, что роспись по стеклу – творческий процесс. А в творчестве, как известно, нет проторенных дорог и совершенство приходит только с опытом. Поэтому главное это не бояться экспериментировать, испытывать различные материалы (краски), режимы температур и способы. Только собственный опыт работы с конкретным оборудованием и материалами даст возможность найти те характеристики и технологические режимы, которые приведут к успешному результату.

Ключевые слова: техника росписи (декорирования) стекла, витраж, керамические краски, стекольные краски, природные окрашенные оксиды, кадмиевые и бескадмиевые краски, препараты благородных металлов.

 

 

Роспись по стеклу - это высоко ценимый вид искусства с большим количеством разновидностей. На протяжении всей истории существуют значительные различия в стиле, целях и технике, используемых для этого вида живописи. Роспись по стеклу также может быть названа витражом или стекольным искусством. Это изысканная форма искусства, которая использует свет, чтобы увеличить свою красоту. В своей основной форме роспись по стеклу относится к живописи на куске стекла, который служит полотном.

Историки не могут точно сказать, когда началась роспись стекла. Следы создания фигур из цветного стекла были обнаружены в древних культурах, таких как Рим, Византия, Китай и на протяжении всего Средневековья. Первое заметное использование этого искусства было, когда церкви были построены в X в. Огромные стеклянные окна с изображениями Христа и библейскими персонажами, и историями стали появляться во французских и немецких церквях Англии. В готический период XII в. соборы по всей Европе демонстрировали большие и сложные стеклянные картины. Самая ранняя церковь, использовавшая готический стиль, это церковь, перестроенная аббатом Сугером в Сен-Дени. В эпоху Возрождения искусство росписи по стеклу процветало. Изображения на картинах расширились за пределы библейских фигур, и они не были ограничены церквями, они стали больше украшением домов и учреждений.

К XV в. восприятие стеклянной живописи изменилось. Оно стало более распространенным и изощренным. Художники использовали бледные цвета и большие фигуры, чтобы заполнить все окно. Живопись стала больше походить на станковую. Люди имели больше доступа к новым техникам, улучшающим цвет. Эта тенденция включала в себя интенсивную покраску белого стекла. Прежние витражисты теперь считались художниками по стеклу, потому что структурная форма стала больше похожа на панельную живопись [3].

Роспись по стеклу - чрезвычайно утонченный вид искусства, но открытие синтетических цветов, специально предназначенных для этой цели, обеспечило этому виду искусства как можно большую популярность. На сегодняшний день способов и технологий окрашивания стекла существует настолько много, что для их полного обзора нужна отдельная книга. Большинство из них предусматривает последующий обжиг изделия. Самыми распространенными среди красок, предназначенных для окрашивания стекла являются керамические краски и их разновидности.

Керамические краски – это краски на основе минеральных красителей, окрашенных оксидов металлов. Природные окрашенные оксиды и соли металлов известны довольно давно, например, оксид железа имеет красно-коричневый (рыжий) цвет, оксид кобальта – синий, оксид хрома – зеленый и т.д. Такие окрашенные соединения называются пигментами. Но использовать пигменты непосредственно для декорирования стекла невозможно из-за того, что их температура плавления выше, чем температура плавления стекла. В процессе изготовления краски пигменты сначала размалывают, потом расплавляют и после охлаждения размалывают второй раз.

Бесцветные легкоплавкие оксиды кремния, натрия, калия, бора и т.п. называются флюсами. В результате расплавления смеси флюса и пигментов получается цветной расплав, являющийся аналогом цветного прозрачного или непрозрачного (опалового) стекла. Чтобы получить очень мелкие частички компонентов, их размалывают с помощью шаровых мельниц. Дисперсность помола (средняя величина частицы краски) составляет 4-8 мкм. Это позволяет наносить керамическую краску любым известным способом.

Температура обжига стекольных красок зависит от соотношения пигмент-флюс. Например, краски для тонкого стекла содержат около 80% флюса и 20% пигмента. Чем больше в составе краски пигмента и меньше флюса, тем выше температура обжига краски.

Для того чтобы согласовать коэффициенты теплового расширения различных видов стекла и красок, при производстве последних используют флюсы различного состава. Кроме совместимости со стеклом, важной характеристикой краски является ее стойкость к внешним механическим воздействиям и химической агрессивности среды. Чем выше температура обжига краски, тем выше ее стойкость.

Для удобства работы с красками их объединяют в коллекции, использование которых позволяет окрасить изделие в несколько цветов за один обжиг. Для получения промежуточных оттенков керамические краски можно смешивать, но с определенными ограничениями. С этой точки зрения они делятся на две группы – кадмиевые (красные, оранжевые и тепло-желтые тона) и бескадмиевые (все остальные цвета). Внутри каждой из групп краски можно смешивать в любых соотношениях.

Кадмиевые краски можно ограниченно смешивать с бескадмиевыми, с обязательным проведением пробного обжига в каждом случае. Это обусловлено тем, кадмиевые краски обладают меньшей термостойкостью, чем бескадмиевые. При смешивании красок разных групп термостойкость смеси снижается. Поэтому именно температура обжига определяет ограничения, которые налагаются на пропорции при смешивании.

В группе бескадмиевых красок можно выделить отдельную подгруппу пурпурных красок. Палитра цветов этой подгруппы состоит из оттенков от розового до темно-малинового, а также включает насыщенные синие и коричневые тона. Использование соединений золота при производстве красок этой подгруппы определяет их высокую стоимость. Очень насыщенные цвета обычно наносятся тонким слоем. Для получения фиолетовых и лиловых оттенков чаще всего смешивают пурпурные и синие краски. Нужно заметить, что розовые тона невозможно получить смешиванием красной и белой красок, потому что они относятся к разным группам. Розовые оттенки получаются только с помощью пурпурных красок.

К самостоятельной группе керамических красок можно отнести препараты благородных металлов. Если обычные краски поставляются в виде мелкодисперсного порошка, то препараты благородных металлов – это жидкости или пасты (за исключением пудровых препаратов). Это металлоорганические соединения, в которых атомы металла и/или молекулы оксида (соли) встроены в полимерную структуру. В результате обжига препараты благородных металлов образуют на поверхности изделия металлический (металлоксидный) слой, толщина которого зависит от процентного содержания металла оксида в препарате.

В зависимости от процентного содержания металла препараты благородных металлов подразделяются на:

- люстры - до 6% металла;

- глянцы - от 7 до 15%;

- полиры – от 16 до 40%;

- пудры – от 40 до 100%.

Перед началом декорирования стекла оно должно быть очищено от любых загрязнений. Задумывая рисунок, необходимо учитывать, что стекло, в большинстве случаев, прозрачный материал. Яркие, насыщенные цвета воспринимаются таковыми только при рассмотрении цветной поверхности в отраженном свете, а не на просвет. Поэтому создать на прозрачной подложке непрозрачный рисунок с использованием широкой гаммы оттенков и полутонов очень трудно. Обычно для создания декора на стекле выбираются рисунки с такими цветовыми решениями, которые допускают плотное наложение краски. Иногда, в случае необходимости, используют темную или белую непрозрачную подложку – слой соответствующей краски, нанесенный под основной рисунок. Исходя из приведенных соображений, композицию и цветовые решения нужно выбирать так, чтобы рисунок наилучшим образом воспринимался в отраженном свете.

Температурный режим обжига зависит в первую очередь от химического состава стекла, а во вторую – от формы и массы изделия. Объемные тонкостенные изделия обжигают при температурах 520-580 *С. Обжиг при температуре ниже 520 *С не рекомендуется, потому что краска будет нестойкой. Обжиг при температуре выше 580 *С возможен, но на практике осуществляется редко. Из-за того, что при температуре свыше 580 *С тонкостенное изделие может деформироваться, обжигать его нужно быстро, одним циклом продолжительностью около 2 часов с начала нагрева от комнатной температуры обжига и последующего охлаждения до комнатной температуры без выдержки.

Обжигать массивное стеклоизделие проще. Нужно только помнить, что массивное стекло нагревается медленнее и поэтому чрезмерное ускорение нагрева и охлаждения чревато стрессом стекла. Риск стресса возрастает, если в изделии сочетаются массивные и тонкие элементы. Что касается деформации при обжиге, то «толстое» стекло, более устойчиво в этом отношении, но полностью исключить такую возможность нельзя.

Поведение декора на массивном стекле при обжиге иногда зависит от технологии изготовления самого изделия. Так если изображение нанесено на прессованное стекло, то возможно появление дефектов, то есть выгорание небольших участков красочного слоя. Причиной этого является наличие на поверхности стекла загрязнений, которые очень трудно смыть. Поэтому перед нанесением рисунка на такое стекло его предварительно подвергают огневой полировке [2].

Единственное, о чем нужно помнить, что работа с теплым стеклом - это творческий процесс. А в творчестве нет проторенных дорог, и совершенство приходит только с опытом. Поэтому самое главное – это не бояться экспериментировать, испытывать различные материалы, режимы или способы. И в процессе проведения многочисленных опытов стремится создать что-то новое.

Рис.1. СТАСИС УСИНСКАС. Кристийонас Донелайтис

Рис.1. СТАСИС УСИНСКАС. Кристийонас Донелайтис, 1965г. Тонколистовое витражное стекло, медь, 207х133 см.

Галерея скульптур из витражного стекла. Каунас, [1].

Рис.2. ФИЛОМЕНА УСИНСКАЙТЕ. Витраж в детском саду

Рис.2. ФИЛОМЕНА УСИНСКАЙТЕ. Витраж в детском саду, 1974 год. Деталь Тонколистовой витраж, металлический каркас. 160х80 см. Каунас, [1].

Рис.3. Поднос, стекло в футляре, выкрашенное золотом из Гаррахова

Рис.3. Поднос, стекло в футляре, выкрашенное золотом из Гаррахова, [4].

Рис.4. Вышинский Р. З. НГУАДИ Витраж перегородка

Рис.4. Вышинский Р. З. НГУАДИ Витраж перегородка, 150х160 см, роспись-монотипия с обжигом 2015г.

 

Библиографический список

 

  1. Современный литовский витраж, Альбом (на английском языке)// Издательство «Аврора». Ленинград. 1979г., (11-10). Printed in the USSR;

  2. Технология фьюзинга. /Литвиненко Сергей Валериевич// Научно-популярное издание Серия «Библиотека стекольщика» г. Киев, 2005г.;

  3. Стекольная живопись. /Э. Тоде.// Краткий очерк ее истории и технического развития. //«Зодчий», № 23, 1908 г. С. 204-208.;

  4. Significant Heritages of the Past and Contemporary Design. BY JANA SKARLANTOVA// ART CENTRUM, NERUDOVA 16, PRANA 1 – MALA STRANA.

 

 

DECORATING GLASS WITH CERAMIC PAINTS

 

Vyshinsky R.Z., Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. This article provides information about the painting on glass in 1960-2000. I explain in it that it is possible to use the proposed, but rather outdated technology. Currently, there are many techniques for decorating glass and a huge range of materials is offered on the market, but the beauty, the play of light, and the expressiveness of the picture thanks to the creative imagination is transmitted by the ability of the painting technique with subsequent firing and only then will your work sparkle with all the colors.

Keywords: technique of painting (decorating) glass, stained glass, ceramic paints, glass paints, natural colored oxides, cadmium and cadmium-free paints, preparations of precious metals.