Номер
УДК 75.04

ИСТОРИКО-ПРЕДМЕТНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ПЕРСОНИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Баландин В.С., профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. Статья при помощи историко-предметного метода атрибуции визуального материала по анонимному фотопортрету устанавливает личность персонажа – начальника военно-походной канцелярии Николая II генерала князя В. Орлова.

 

Ключевые слова: униформа, фотография, историко-предметный метод атрибуции визуального материала, генерал князь В. Орлов, император Николай II.

 

 

Атрибуция визуального материала до сих пор составляет одну из проблем музейной, издательской и прочей информационной практики. В этой связи историко-предметный метод атрибуции не теряет своей актуальности, а в условиях постоянного включения в эту сферу все новых источников информации только расширяет свои возможности.

В книге известного специалиста по истории Российской императорской армии Жерара Горохова «Русская императорская кавалерия» помещена фотография генерала (ил. 1). К ней имеется авторский комментарий: «Кавалерийский генерал в вицмундире – повседневной форме, к которой не полагался кивер, введенный в 1910 г., а только фуражка с козырьком. У генералов были красные лампасы на синих брюках» [5].

Ил.1

Ил. 1. Кавалерийский генерал (фото из книги Ж. Горохова «Русская императорская кавалерия»)

Подобная практика порождает настороженность по поводу несоответствия между деталями изображения и их описанием. Не вызывает сомнения только тезис о лампасах на генеральских шароварах (брюках). На генерале действительно кивер штабного образца 1910 г., красный с Андреевской звездой на государственном гербе, как у генералов, числящихся по гвардии при общегенеральской форме. Кивер с султаном соответствует парадной, а не повседневной форме. Генерал на фото действительно числится по гвардейской кавалерии, о чем говорит его оружие – кавалерийская сабля, которую носили вместо шашки при парадной форме вне строя. Еще один признак парадной формы – эполеты и белые перчатки. С другими видами формы носили коричневые перчатки и погоны. Сделать вывод, что генерал одет в повседневную форму автору позволило видимо то, что на персонаже фотографии, по его мнению, однобортный вицмундир образца 1909 г., ибо парадный общегенеральский мундир того времени был двубортным. Не секрет, что главным отличием вицмундира от парадного является не количество бортов, а отсутствие шитья. На мундире с фотографии можно видеть общегенеральское гвардейское шитье (воротник-борт, шитье «дубовые листья»; прямые обшлага – борт, шитье; обшлажный клапан – борт, три петлицы общегенеральского рисунка). Действительно, в 1914 г. для общегенеральской формы генералам, числящимся по кавалерии, было предписано носить однобортный мундир с шитьем, но с кавалерийскими обшлагами мыском, а вместо кивера – драгунскую каску [3]. На фотографии мы не видим ни кавалерийских обшлагов, ни каски.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что одетый в парадную форму вне строя генерал служил в каком-либо ведомстве, управлении военного министерства или штабе, числясь при этом по гвардейской кавалерии. Среди всех ведомств управлений и штабов однобортный мундир в этот период времени носили только офицеры Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества [3]. Начальником Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества с 1906 г. по 1915 г. был с 1909 г. генерал-майор (впоследствии с 1915 г. генерал-лейтенант) князь Владимир Николаевич Орлов (1868–1927 г., Париж) [2]. Князь Орлов известен как «первый шофер» Николая II, организатор императорского гаража и жертва распри с Распутиным. Женат Орлов был на Ольге Константиновне, урожденной княжне Белозерской-Белосельской (1874–1923 гг.), светской львице, увековеченной Валентином Серовым на знаменитом портрете [1].

Сравнение фотографий князя Орлова с фотографией в книге Ж. Горохова позволяет говорить о несомненном сходстве персонажей (ил. 2, 3, 4). Ордена на фотопортрете князя Орлова дают возможность датировать снимок промежутком времени с 1909 г. (пожалование генеральского чина) до 1913 г., времени награждения орденом Святого Станислава I степени, лента и звезда которого, обязательные при ношении парадной формы, отсутствуют у генерала с фотографии. Офицеры Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества не носили этишкета, но у генерала Орлова он присутствует как неотъемлемая часть кивера, тогда как все остальные подчиненные князя в качестве форменного головного убора носили фуражки. Лядунки с перевязью не были положены всем чинам канцелярии [3]. Судя по всему, подобного вида генеральская форма существовала в Российской императорской армии в единственном экземпляре, так как из всех служащих Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества только князь Орлов имел генеральское звание. Князь Орлов носит на шее болгарский орден Святого Александра 2-й степени в модификации после 1908 г. [4] Возможно, награждение было «дипломатическим» в честь объявления о создании независимого Болгарского царства.

Ил.2

Ил. 2. Князь Владимир Николаевич Орлов после 1915 г.

Ил.3

Ил. 3. Князь Орлов в костюме для исторического бала в Зимнем дворце 1903 г.

Ил.4

Ил. 4. За рулем царского автомобиля – князь Владимир Николаевич Орлов. 1905 г.

 

 

Библиографический список

 

1. Мосолов А.Д. При дворе последнего императора. – СПб.: Наука, 1992.

2. Зимин И. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – нач. XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. – М.: Центрополиграф; СПб.: Русская тройка, 2013.

3. Звегинцов В.В. Формы русской армии в 1914 г. – Париж, 1959.

4. Потрашков С.В. Ордена и медали стран мира. – М.: Эксмо, 2007.

5. Горохов Жерар. Русская императорская кавалерия. – Collector’s Book, 2008. – С. 348.

 

 

HISTORICAL AND THEMATIC ANANLYSIS AS A PERSONALITY PERSONIFICATION METHOD

 

Balandin V.S., Professor

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article with helping of historical-object method of attribution the visual material on anonymous photoportrait set app his personage- superior of personal office tsar Nicholas II-general, prince V.Orlov.

Keywords: uniform, photography, historical-object method of attribution the visual material, general, prince V. Orlov, tsar Nicholas II.