Средовой дизайн


Средовой дизайн
DOI: https://doi.org/10.37909/2542-1352-2023-3-3005

Лидия Горшунова, аспирант

Хабаровский государственный институт культуры

sheremetevalidiya @ mail . ru

Lidiya Gorshunova, Postgraduate

Khabarovsk State Institute of Culture

sheremetevalidiya @ mail . ru

Аннотация. Цель настоящего исследования состоит в анализе особенностей функционирования арт-пространств в культурном пространстве региона на примере арт-поляны «Лес» города Амурска Хабаровского края. В отношении этого нового явления культуры пока слабо выработаны понятийный аппарат и теоретико-методологическая база, так как культурология нечасто обращалась к изучению феномена арт-пространства. Важное место в работе, в связи с этим занимает уточнение понятия «арт-пространства».

Анализ методологии исследования арт-пространства демонстрирует необходимость расширения спектра способов, применяемых для его изучения. В качестве актуального метода изучения возможно применить метод культурологической экспертизы. Культурологическая экспертиза, позволяет выявить общие и частные признаки объекта экспертизы и провести его сравнительное сопоставление, что делает возможным установление его индивидуально-конкретной специфики на основе совокупности частных признаков. В качестве методологической модели для проведения культурологической экспертизы используется предложенная Л.В. Никифоровой систематизация категорий «мест» культурного пространства.

В качестве эмпирической базы исследования были использованы: веб-сайты и аккаунты учреждений культуры в социальных сетях. Также важным источником сведений о процессе формирования и функционирования конкретных арт-пространства послужило интервью с его организатором.

Abstract. The purpose of this study is to analyze the features of the functioning of art spaces in the cultural space of the region on the example of the art glade «Les» of the city of Amursk, Khabarovsk Territory. In relation to this new phenomenon of culture, the conceptual apparatus is still poorly developed, as well as the theoretical and methodological base is not fully formed, since culturology has rarely turned to the study of the phenomenon of art space. An important place in the work, in this regard, is occupied by clarifying the concept of «art space» for its further development and use as a model; highlighting its key characteristics. The systematization of categories of «places» of cultural space proposed by L.V. Nikiforova is used as a methodological model for conducting cultural expertise. Such a detailed analysis of the various components of the art space, in accordance with the model used, makes it possible to form the most holistic view of the content of this phenomenon.

The following websites and accounts of cultural institutions in social networks were used as the empirical basis of the study. Also an important source of information about the process of formation and functioning of a particular art space was an interview with its organizer.

 

Ключевые слова: культура, социум, регион, культурное пространство, арт-пространство, Хабаровский край, Амурск, культурологическая экспертиза

Keywords: culture, society, region, art space, Khabarovsk Territory, Amursk, culturological expertise




Средовой дизайн
DOI: https://doi.org/10.37909/2542-1352-2023-3-3006

Анна Дворецкая

Доцент

Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт

advoreckaya@mail.ru

Дмитрий Мариловцев

Заведующий отделом

Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова

dima.marilovtzev@yandex.ru

Anna Dvoretskaya

Associate Professor

Siberian Federal University, Humanitarian Institute

advoreckaya@mail.ru, ORCID

Dmitriy Marilovtsev

Head of the Department

Yenisei Historical and Architectural Museum-Reserve named after A.I. Kytmanov

dima.marilovtzev@yandex.ru, ORCID

Аннотация. Рассматривается модель развития Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника как триггера развития малого города. В 2019 году Енисейск отметил свое 400-летие. По современным меркам — это малый город, численность населения составляет 17,5 тыс. человек. Благодаря количеству памятников истории и культуры город включен в перечень исторических поселений федерального значения. Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова берет свои истоки с 1883 года, когда три распорядителя музея —
А.И. Кытманов, Н.В. Скорняков и М.О. Маркс открыли Общественный Местный музей. За годы своего существования музей стал центром городской и губернской культуры. Получив статус музея-заповедника, Енисейский музей стал главным действующим лицом города, который сохраняет исторический, архитектурный и культурный ландшафт территории. В статье подробно рассматривается инструментарий, с помощью которого музей сохраняет и будет сохранять наследие Енисейска.

Abstract. The development model of the Yenisei Historical and Architectural Museum-Reserve as a trigger for the development of a small town is considered. In 2019, Yeniseysk celebrated its 400th anniversary. By modern standards, this is a small town, and its population is 17.5 thousand people. Due to the number of historical and cultural monuments, the city is included in the list of historical settlements of federal significance. Yenisei Historical and Architectural Museum-Reserve named after A.I. Kytmanov originates from 1883, when the three managers of the museum — A.I. Kytmanov, N.V. Skornyakov and M.O. Marx opened the Public Local Museum. Over the years of its activity, the museum has become the center of urban and provincial culture. Having received the status of a museum-reserve, the Yenisei Museum has become the main character of the city, which preserves the historical, architectural and cultural landscape of the territory. The article discusses in detail the tools with which the museum preserves and will continue to preserve the heritage of Yeniseysk.

Ключевые слова: Енисейск, Енисейский музей-заповедник, памятники архитектуры, гостеприимство, среда

Keywords: Yeniseisk, Yenisei Museum-Reserve, architectural monuments, hospitality, environment