Анна Дворецкая
Доцент
Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт
advoreckaya@mail.ru
Дмитрий Мариловцев
Заведующий отделом
Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова
dima.marilovtzev@yandex.ru
Anna Dvoretskaya
Associate Professor
Siberian Federal University, Humanitarian Institute
advoreckaya@mail.ru, ORCID
Dmitriy Marilovtsev
Head of the Department
Yenisei Historical and Architectural Museum-Reserve named after A.I. Kytmanov
dima.marilovtzev@yandex.ru, ORCID
Аннотация. Рассматривается модель развития Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника как триггера развития малого города. В 2019 году Енисейск отметил свое 400-летие. По современным меркам — это малый город, численность населения составляет 17,5 тыс. человек. Благодаря количеству памятников истории и культуры город включен в перечень исторических поселений федерального значения. Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова берет свои истоки с 1883 года, когда три распорядителя музея —
А.И. Кытманов, Н.В. Скорняков и М.О. Маркс открыли Общественный Местный музей. За годы своего существования музей стал центром городской и губернской культуры. Получив статус музея-заповедника, Енисейский музей стал главным действующим лицом города, который сохраняет исторический, архитектурный и культурный ландшафт территории. В статье подробно рассматривается инструментарий, с помощью которого музей сохраняет и будет сохранять наследие Енисейска.
Abstract. The development model of the Yenisei Historical and Architectural Museum-Reserve as a trigger for the development of a small town is considered. In 2019, Yeniseysk celebrated its 400th anniversary. By modern standards, this is a small town, and its population is 17.5 thousand people. Due to the number of historical and cultural monuments, the city is included in the list of historical settlements of federal significance. Yenisei Historical and Architectural Museum-Reserve named after A.I. Kytmanov originates from 1883, when the three managers of the museum — A.I. Kytmanov, N.V. Skornyakov and M.O. Marx opened the Public Local Museum. Over the years of its activity, the museum has become the center of urban and provincial culture. Having received the status of a museum-reserve, the Yenisei Museum has become the main character of the city, which preserves the historical, architectural and cultural landscape of the territory. The article discusses in detail the tools with which the museum preserves and will continue to preserve the heritage of Yeniseysk.
Ключевые слова: Енисейск, Енисейский музей-заповедник, памятники архитектуры, гостеприимство, среда
Keywords: Yeniseisk, Yenisei Museum-Reserve, architectural monuments, hospitality, environment
Введение
С основанием Енисейского острога в 1619 году начинается большая история малого города. Енисейский острог был подчинен Тобольску, откуда посылались воеводы для управления территорией. Территория была обширной: к острогу были приписаны остяцкие волости по Кети, Касу, Сыму, Кеми, тунгусские волости и Тулкинская волость вверх по Енисею [3]. Через Енисейск в XVII веке вывозилось огромное количество «мягкой рухляди». По некоторым подсчетам, в 1630-1660 годы около пятой части доходов казны составляла сибирская пушнина, 2/5 из которой добывалось в Приенисейском крае [1].
XVIII век становится периодом расцвета города, который стал общесибирским транзитным торговым центром. Особую роль в этом сыграл Ангаро-Кетский водный путь, по которому шли товары из Китая и Восточной Сибири в Европейскую часть страны. Обслуживание интенсивного водного пути и потребности торговли вызвали рост ремесленного производства, особенно кузнечного. Они составляли основу заводской и ремесленной деятельности Енисейска [3]. С 1722 по 1786 год Енисейск был центром провинции. В это время в городе начинается активное каменное строительство Богоявленского Собора, гостиного двора, Троицкой церкви, Спасского мужского монастыря и многих других памятников архитектуры.
В середине XIX века Енисейск становится центром золотопромышленности. В 1847 году добыча золота на енисейских приисках составила 1212 пудов [3]. Начинает складываться сообщество образованных людей, которое составляли местные купцы, чиновники, мещане, ссыльные, интеллигенция. Именно стараниями известных общественных деятелей, таких как, А.И. Кытманова (купец-золотопромышленник, пароходовладелец, ученый), Н.В. Скорнякова (корреспондент и журналист) и М.О. Маркса (польский ссыльный, заведовавший местной метеорологической станцией) в 1883 году в Енисейске был открыт общественный музей.
Александр Иванович Кытманов, как летописец, не мог не описать это событие: «1 октября открыт Общественный местный музей. Целью его было собирать все, что производила и производит природа и человек Енисейского и Туруханского округов. Управление музеем поручено Думой комитету из трех распорядителей — А.И. Кытманова, Н.В. Скорнякова и М.О. Маркса [3].
Новые модернизационные начала, затронувшие Енисейск в конце XIX — нач. XX вв. распространились на все городские слои. Музей как форма модернизации, возникшая из-за запросов элиты — образованного купечества, чиновничества, интеллигенции уживалась с патриархальными нравами и либеральными начинаниями того времени.
После слома сословной системы музей переживает застойные времена. С провозглашением «культурной революции» началось коренное изменение в сфере образования, науки и искусства. Музей в Енисейске переходит полностью на государственный бюджет. Возобновляются научные экспедиции, результатом которых стали труды по энтомологии и горным породам нашей территории [4]. Новые государственные праздники отражаются на экспозиционной деятельности музея. Открываются новые выставки, посвященные революционной жизни Енисейска.
Положительным моментом преобразований советского времени в музейной деятельности стал народный характер музея. Среднестатистический гражданин стал его главным посетителем и активно вовлекался в пополнение его коллекций [2]. Показательным является объявление, датируемое 1930 г. В нем была просьба собирать для музея книги, фотографии, художественные картины, характеризующие старый и новый быт Енисейска.
В период с 1941 по 1953 годы, несмотря на тяжелейшие испытания военным временем, музей продолжал функционировать: для горожан и гостей города проводились экскурсии, создавались экспозиции. В конце 40-х годов XX века в учреждении появляется «Книга отзывов и предложений». Первые записи в этой книги сделаны посетителями химическим карандашом.
В годы «хрущевской оттепели» енисейский музей тесно сотрудничает с городскими и районными сообществами. В источнике за 1960 год были организованы передвижные выставки с использованием экспонатов и диапозитивов в п. Маклаково, Подтесово, Абалаково [1]. В 1957 году Енисейский музей становится победителем во Всероссийском смотре музейной работы. Середина 1950-х годов стала важной вехой в развитии уличных экскурсий. Дело в том, что до 1917 года городские экскурсии не проводились. Упоминаний о них нет, вплоть до начала 50-х годов XX века. В это время начинают формироваться первые пешие экскурсии, связанные с революционным прошлым города.
В газете «Енисейская правда» за 1958 год сделано обобщение о работе музея, в котором говорится о его известности не только среди населения Енисейска, но и далеко за его пределами. Музей становится одним из старейших краеведческих центров Сибири, куда нередко приезжали научные работники из разных городов и районов страны [2]. В 1980 году у музея появляется перспектива перехода в купеческий особняк конца XIX века, принадлежавший енисейскому купцу II-й гильдии Иннокентию Петровичу Захарову, которая материализовалась окончательно уже во второй половине 90-х годов прошлого века.
Полученные результаты и их обсуждение
Грандиозные изменения в Енисейске и в Енисейском музее происходят в преддверии 400-летия Енисейска. В 2017 году широкой общественности был представлен проект регенерации центральной части города Енисейска. Были разработаны предложения по гармонизации дисгармоничной застройки, и консервационных работ на объектах культурного наследия, не вошедших в Федеральную программу «Енисейск — 400», эскизные проекты реконструкции основных общественных пространств без радикальных преобразований. Благодаря этому проекту и программе «Енисейск — 400» был понижен уровень проезжей части по улице Ленина в исторической части города, подготовлена система водоотвода на центральных улицах. Произведено благоустройство русла реки Мельничная, модернизирована система освещения центральных улиц. В рамках реализации концепции развития музейно-туристического комплекса Енисейска преобразилась центральная часть города: появилась благоустроенная набережная, нарядно и атмосферно выглядит ул. Ленина, появилась благоустроенная площадь около здания администрации Енисейского района на бывшей Базарной площади, создана Соборная площадь между пустырем и Богоявленским Собором, разбит сквер А.И. Кытманова около музея [2]. Были установлены указатели на английском языке, которые выполнены в едином стиле. Информация также была продублирована на русском языке [3,4].
Главной целью регенерации центра Енисейска стало восстановление целостной историко-культурной среды, выявление уникальных эстетических качеств исторической застройки. Задачей мероприятий регенерации не была музеефикация территории исторического центра и полный запрет любой трансформации застройки. Успешное будущее города невозможно без развития. Поэтому для дальнейшего социально-экономического роста территории необходимы условия для становления бизнеса, предпосылками которого является наличие площадок для новых инфраструктурных проектов.
Енисейский музей является одним из центральных звеньев этих преобразований. В 2019 году Енисейский музей получает статус регионального музея. Он получает новые объекты музеефикации, в том числе православные храмы, которые совместно используются музеем и Енисейской епархией. С получением статуса историко-архитектурного музея-заповедника в 2022 году музей становится главным действующим лицом по сохранению исторического, архитектурного и культурного ландшафта города.
По данным Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, в Енисейске насчитывается 118 объектов культурного значения федерального и регионального значения. В рамках подготовки Енисейска к 400-летию более 20 объектов были отреставрированы. В центре Енисейска появился уникальный исторический центр, практически без частной застройки.
Енисейский музей в статусе краевого учреждения культуры имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. В музейный комплекс уже сейчас входят отреставрированные исторические здания, являющиеся объектами культурного наследия федерального значения.
У каждого объекта своя концептуальная история дальнейшего развития. В музее Енисея (ул. Ленина, 106) представлена история об отношениях человека и природы, и о человеке как части природной среды. Река представлена в нескольких ипостасях: как транспортная магистраль, торговый путь, средство связывания различных культур, как преграда, отделяющая человека на одном берегу, от человека на другом берегу, как кормилица, которая живет своей жизнью, не всегда подвластной человеку.
В доме Кытманова (ул. Ленина, 105), где размещена администрация музея, фонды, архив и библиотека предполагается во дворе разбить аптекарский огород, используя ботанические данные из гербария, собранного основателем музея. В дальнейшем, в здании музея разместится экспозиция, рассказывающая об археологических находках, сделанных на территории города.
Троицкая церковь (ул. Перенсона, 34) после ее реставрации совместно используется музеем и местной епархией Русской Православной церкви (богослужения проходят еженедельно по воскресеньям). Работает временная экспозиция «Предметный мир православия: от рождения до…», бинокулярная экскурсия на колокольне. В дальнейшем планируется создание постоянной экспозиции о православии.
Концепция музейного комплекса «Дом Бородкина» (ул. Рабоче-крестьянская, 62) заточена в сохранении живой бытовой исторической среды на период наивысшего расцвета города (самого успешного периода в его истории). В интерьерах, оформлении и кухне — элементы исторической среды и предметы эпохи. Гостиничный комплекс сочетает качественную инфраструктуру, высокие стандарты гостеприимства и соответствие местной культурно-исторической среде. Номера в комплексе делаются тематическими и краеведческими одновременно. В инфраструктуру комплекса будет входить кафе, парковка (в теплое время года — велопарковка и прокат велосипедов), банкомат, беспроводной интернет. Эффективному использованию здания будет способствовать размещение там творческих и научных резиденций и мастерских с соответствующей инфраструктурой.
Церковь Иверской Богоматери (ул. Ленина, 100) используется совместно с Енисейской епархией Русской Православной церкви. Пространство храма планируется для занятий золотошвейным делом (золотошвейные курсы ранее функционировали при женском монастыре). На хорах есть возможности для создания экспозиции о самом храме.
В одном из старейших храмов Восточной Сибири Богоявленском соборе (Пожарный пер., 1) планируется открытие постоянно действующей экспозиции с включением в нее предметов, связанных с православием и благотворительностью, включая иконы. Именно в рамках празднования 400-летия Енисейска, 10 августа митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, епископ Минусинский и Курагинский Никанор, епископ Норильский и Туруханский Агафангел совершили чин освящения и возглавили первую после возрождения Литургию в Богоявленском кафедральном соборе Енисейска [1].
Усадьба Баландина (ул. Ленина, 103) позиционируется как визит-центр «Енисейск», который является частью музейно-туристического комплекса, ключевым элементом туристической инфраструктуры в городе, предоставляющим информацию и о музее, и о достопримечательностях, и об объектах размещения и питания. Он будет выполнять информационно-консультационную роль, помогать в составлении туристических маршрутов и формировать туристический пакет, соединять туристов с инфраструктурой гостеприимства (гостиницами и гостевыми домами, как входящими в инфраструктуру комплекса, так и иными на территории) и транспорта (расписания, бронирование билетов), а также удовлетворять бытовые потребности гостей (чай, кофе, возможность получить горячее питание, туалет, обогрев) и предоставлять аудиогидов по городу.
В музее сибирского характера (усадьба купца Кытманова, ул. Кирова, 82) планируется создание экспозиции «Люди и город». Идея концепции заключается в создании пространства людей в городе и их среды обитания, людей новаторов, которые создали когда-то процветавший город, который утратил свою удаль, богатство, красоту, но твердо намерен их восстановить.
Интересно и перспективно выглядит будущая модель выставочного зала «АмбАрт» (деревянный амбар, ул. Кирова, 72/2). Здесь будет территория современного искусства с пленэрами, мастерскими, арт-резиденциями, экспериментальными художественно-творческими поисками. Это место, где художники встречаются с жителями, где можно говорить о лэнд-арте, об эстетизации среды. Дискуссии на темы современного искусства в АмбАрте исключительно важны и способствуют установлению взаимопонимания между современными художниками и жителями города. Специфика строения в том, что это здание работает только в теплое время года, что дает возможность организации на базе этой площадки летнего лагеря, посвященного темам творческих индустрий, социального предпринимательства, мастерской полезного действия и просветительских программ.
Сам юбилей Енисейска, который город отметил 2019 году, проходил с огромным людским участием. Важно из большого количества мероприятий выделить креативные и необычные, которые наиболее пришлись по душе горожанам и гостям. Такие как: «Енисейские живые картинки» — экскурсионный маршрут по костюмированным сюжетам енисейской истории (золотопромышленность, развитие северного морского пути, гимназическое образование), арт-проект «Оконница» в детской художественной школе, выставка археологических находок «Енисейск — град изрядный». Эти проекты помогали осуществлять народные экскурсоводы, которых специально в течение полугода готовили научные сотрудники тогда еще Енисейского краеведческого музея.
Как енисейцы и его гости ощущают произошедшие изменения? Что для них значит Енисейск? Здесь палитра ощущений насыщенная и пестрая. Это и драгоценный сплав российской истории, христианской духовности, мощной энергии сибирской природы, истории деревянных и каменных зданий, хранящие следы построивших их и живших здесь людей: купцов, ученых, ссыльных, монахов, ремесленников. Это наследие, которое надо не просто сохранить, а сберечь так, чтобы просветительские проекты о Енисейске на фундаменте произошедших изменений стали основой для тиражирования для других малых городов нашей страны.
Выводы
Уникальный историко-культурный и туристский потенциал города Енисейска и Енисейского музея-заповедника как единого комплекса, включающего в себя музейные экспозиции, памятники федерального и регионального значения, иные объекты туристического показа, является основополагающей составляющей коммуникации. Так же это и посыл для общественного обсуждения будущих проектов с самыми разными группами заинтересованных лиц из внемузейной среды: местными активистами, краеведами, знатоками истории, умельцами, собирателями, творческими людьми, учеными, музейщиками и другими профессионалами в сфере наследия.
Для успешной реализации миссии Енисейского музея-заповедника очень важна связь с местными жителями и более широкой аудиторией из Красноярского края, с близкими и дальними соседями. Кроме музейных профессионалов, археологов, биологов и экологов очень важно взаимодействие с исследователями Арктики, антропологами и этнографами, изучающими культуру многочисленных народов Севера Красноярского края. Отдельной задачей является выстраивание коммуникации с потомками купцов, промышленников, крестьян-переселенцев, ссыльных и каторжан, репрессированных, как в советское время, так и до революции. Не менее важно взаимодействие с местными предпринимателями, а также с представителями бизнес-структур Енисейска и Красноярского края.
Все перечисленные подходы окажут благостное воздействие на развитие современной инфраструктуры Енисейска как центра развития исследовательской, туристической и гостеприимной среды.
Список литературы
- Буланков В.В., Валюх Е.П. Малый город с большой историей // Наследие. 2019, № 2/3 (55). С. 16.
- Грошева Н. Енисейскому краеведческому музею — 75 лет / Н. Грошева // Енисейская правда. 1958. № 87, 17 июл. С.4.
- Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 1594–1893 годы, Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. С. 8.
- Ромашков Ю.В. Летопись Енисейского краеведческого музея (1883-2018), Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2019. С. 77.
Список источников
- Архив Енисейского краеведческого музея. Ф.140. Оп. 1.Д. 1. Л. 2.
- Архив Енисейского краеведческого музея. Ф.158. Оп.1. Д. 1129-2. Л. 19.
- Красноярская епархия Русской Православной Церкви: [электронный ресурс].URL: https://vk.com/yeniseysk?w=wall-69590_23183. (Дата обращения: 14.04.2023).
- Сообщество «Родом из Енисейска: [электронный ресурс].URL: https://vk.com/yeniseysk?w=wall-69590_21088. (Дата обращения: 14.04.2023).
- Сообщество «Родом из Енисейска: [электронный ресурс].URL: https://vk.com/yeniseysk?w=wall-69590_21414. (Дата обращения: 14.04.2023).
- Сообщество «Родом из Енисейска: [электронный ресурс].URL: https://vk.com/yeniseysk?w=wall-69590_21501.
- Детям к юбилею //Енисейская правда: общественно-политическая газета города Енисейска. 2019 № 33 август. С. 6. URL: https://disk.yandex.ru/
i/fNZIDu3zG6nq-g. - Енисейск экскурсионный // Енисейская правда: общественно-политическая газета 6. города Енисейска. 2019 № 34 август. С. 3. URL: https://disk.
yandex.ru/i/wB7VCopCdCYPHg. - Картинки из прошлого / О.Власова // Енисейская правда: общественно-политическая газета города Енисейска. 2019 № 32 август. С. 1. URL: https://disk.yandex.ru/i/TRA3M-yc9e0llg.
- Что для меня Енисейск // Енисейская правда: общественно-политическая газета города Енисейска. 2019 № 32 август. С. 2. URL: https://disk.yandex.ru/i/TRA3M-yc9e0llg.
- Экскурсоводы из народа / О. Власова // Енисейская правда: общественно-политическая газета города Енисейска. 2019 № 31 август. С. 3. URL: https://disk.yandex.ru/i/aOG0DgT1goZTDA.
References
- Bulankov V.V., Valyukh E.P. Malyi gorod s bol'shoi istoriei [Small town with big history]. Nasledie. 2019. No 2, 3(55). P.16. (In Russ.).
- Grosheva N. Eniseiskomu kraevedcheskomu muzeyu – 75 let [The Yenisei Museum of Local Lore is 75 years old]. Eniseiskaya pravda. 1958. No 87, 17 July. P.4 (In Russ.).
- Kytmanov A.I. Kratkaya letopis' Eniseiskogo uezda i Turukhanskogo kraya Eniseiskoi gubernii. 1594–1893 gody [Brief chronicle of the Yenisei district and Turukhansk region of the Yenisei province. 1594–1893]. Krasnoyarsk: Siberian Federal University. 2016. P. 8. (In Russ.).
- Romashkov Yu.V. Letopis' Eniseiskogo kraevedcheskogo muzeya (1883-2018) [Chronicle of the Yenisei Museum of Local Lore (1883-2018)]. Krasnoyarsk: Siberian Federal University. 2019. P. 77. (In Russ.).