№ 2 (17), 2022 г.


Архитектура
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 72:378

Туманик А.Г., член-корреспондент РААСН, доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье на основании личного профессионального опыта автора, посвятившего жизнь преподавательской и научной деятельности в российской высшей архитектурной школе, дана оценка концепции, реализации и результатам более чем тридцатилетнего процесса реформирования системы отечественного высшего профессионального образования, представлен взгляд автора на перспективы развития российской высшей школы.

Ключевые слова: профессиональная культура, высшее профессиональное образование, гуманистическая миссия архитектуры, иностранный опыт, национальные традиции.




Архитектура
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 72.01

Бочкарева А.Р., аспирант

Лихачев Е.Н., кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. XXI в. отмечен ускоренным развитием науки и техники. Инновации внедряются в различные сферы жизнедеятельности человека, возрастает потребность пользователей в сферах информатизации, увеличивается необходимость в информационном обмене. Для решения данных задач в архитектуре формируются медиа-объекты — пространства или учреждения, обеспечивающие функционирование коммуникационных процессов. К ним можно отнести широкую группу объектов: центры культурно-информационной направленности, информационно-образовательные комплексы, научно-исследовательские объекты и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что архитектура медиа-объектов отражает текущие социокультурные тенденции и уровень технологического развития общества.

     Т.к. в настоящем медиа-объекты нацелены на решение определенных задач (социальных, технологических и т.д.), то возникает вопрос, будут ли они актуальны в обозримом будущем при последующем развитии общества и технологий, и какие архитектурные типы будут продолжать функционировать. Для этого в данной работе проводится анализ направлений развития архитектурных типов медиа-объектов, а также устанавливаются тенденции, отражающие изменения в их актуальности в дальнейшем.

Ключевые слова: медиа-объект, медиацентр, тенденции развития, информационные технологии, VR/AR технологии в архитектуре.




Архитектура
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 721.02

Вальтеран Т.Л., кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В статье рассмотрены вопросы изменений технологии макетирования на примере работ, выполненных в Новосибирске, начиная со второй половины XX в. по настоящее время. Показана важность данного вопроса при архитектурном проектировании. Автором подробно рассмотрены вопросы трансформации технологических приемов и применяемые материалы. Изложение информации сопровождается примерами макетов, выполненных в организациях, занимающихся их профессиональным изготовлением. В результате работы было установлено, что, несмотря на изменение назначения макета, он все равно остается востребованным. Появление новых промышленных технологий приводит к значительному изменению процесса их изготовления.

     Информация, представленная в статье, может быть использована при подготовке специалистов в архитектуре и дизайне.

Ключевые слова: архитектурный макет, проект, технологии макетирования, архитектура




Дизайн архитектурной среды
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК [069+72.025.3](571.14)

Давыденко С.А. доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

Аннотация. Выявляется значение музея истории СО РАН в формировании и сохранении территориальной идентичности Новосибирского Академгородка.  Предполагается, что реконструкция музея позволит существенно увеличить экспозиционные и образовательные возможности, сделает важным «центром притяжения» в регионе, повысит интерес к его фондам и к Академгородку в целом, усилит функцию музея, как важного фактора формирования территориальной идентичности научного городка.

     Исследуются основные проблемы функционирования музея истории СО РАН в здании дома-музея академика Лаврентьева.

     Обосновывается необходимость реконструкции здания музея и прилегающего земельного участка, обновления интерьеров и выставочной экспозиции, внедрения в деятельность музея инновационных средств.

     Рассматриваются возможности реконструкции музея, проработка интерьеров и плана организации земельного участка с учетом инновационных приемов организации архитектурной среды.

    Ключевые слова: музей истории СО РАН, Новосибирский Академгородок, территориальная идентичность.




Дизайн архитектурной среды
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК: 711.61(571.14)

Сергеенко А. М., доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д.Крячкова

Аннотация. В данной статье изложен актуальный опыт  проектирования фрагмента  городской среды в центральной части наукограда Кольцово Новосибирской области. Также показан современный этап формирования центра. Особое внимание уделяется инструментам проектирования, позволяющим транслировать уникальность и идентичность на проектируемой территории. На конкретном примере разобрана методология от постановки основных задач и определения принципов проектирования при формировании городской среды до способов и методов их решения.

Ключевые слова: опыт проектирования городской среды наукограда Кольцово, центральная часть города, инструменты проектирования, уникальность, идентичность проектируемой территории.




Дизайн
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 747

Тихов В.Г., академик НАД, кандидат архитектуры, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В статье рассматриваются методологические аспекты стилеобразования предметной среды в дизайне. Выявлена роль «лидера-формы» как основы создания многопредметных ансамблей из объектов различного функционального назначения. Рассмотрены особенности процесса стилеобразования предметной среды в исторической практике. Предложена методика учебного дизайн-проектирования многопредметных ансамблей на основе «лидера-формы», которая внедрена и апробирована в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова. На примере из опыта выполнения учебного курсового проекта раскрыт алгоритм и определены этапы стилеобразования предметного ансамбля на основе новой методики проектирования. Отмечается методологическая эффективность внедрения данной методики в учебном процессе при подготовке дизайнеров нового поколения, а также в современной профессиональной проектной практике.

     Ключевые слова: стилеобразование предметной среды, методология дизайн-проектирования, многопредметный ансамбль




Дизайн
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 687.16

Долматова Е.П., кандидат технических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д Крячкова

Катеренюк Н.В., руководитель службы производства спектаклей,

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»

Аннотация. Сценический костюм как экран отражает все составляющие постановки: концепцию идеи, образность, выразительность и настроение действия в целом. Опыт Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в постановочной деятельности может служить показательным массивом данных для совершенствования процесса проектирования различных составляющих театральной постановки, в том числе проектирования сценических костюмов.  

     Ключевые слова: театр, сценический костюм, дизайн-проектирование, этапы проектирования, составляющие информации этапов проектирования




Монументально-прикладное искусство
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК: 75.036/.038(470+571)

Ямная В.Б., аспирант

Шавшина И.П., кандидат искусствоведения, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и   искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. В статье рассматривается позднее творчество новосибирского художника Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова и анализируются отдельные произведения из цикла «Закрытые картины». В данном цикле прослеживается полемика с политической и общественно-социальной жизнью нового, постсоветского пространства, в котором традиционные темы вдруг оказались невостребованными, и сродни «бумажной архитектуре», неосуществимыми в реальности. Написанные вне социального заказа, «Закрытые картины» обнаруживают нарастание метафорического звучания, многопланового прочтения предметного образа.

     Основным изобразительным и побудительным мотивом становится «изнанка» рабочего процесса художника, запакованные холсты. Метод создания «обманки» позволяет М.С. Омбыш-Кузнецову отрефлексировать над несозданными картинами, и, развивая в дальнейшем изобразительный мотив, поворачивая «Закрытые картины» то одной, то другой стороной к зрителю, приоткрывая холсты, рассматривая фактуры, придавать им различную эмоциональную выразительность и смысловой подтекст.

     Ключевые слова: М.С. Омбыш-Кузнецов, художественный язык, абстрактное искусство, постсоветское искусство, символ, тромплей.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 76.02:378

Гребенников С.А., доцент

Иванов А.О., доцент

Ушков В.И., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В статье представлен опыт разработки актуальных программ обучения изобразительным навыкам, прежде всего, рисунку будущих архитекторов и дизайнеров в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова. Приводится история вопроса, анализируются изменения в содержании программ и методов контроля формирования компетенций.

     Ключевые слова: архитектурное и дизайнерское образование; образовательные стандарты; преподавание рисунка.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 339.564(470+571)

Заикин Н.Н., кандидат экономических наук, доцент

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В статье представлен экономический анализ понятий культурные и креативные индустрии, предложена классификация продукции культурных и креативных индустрий согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), проведен анализ динамики и структуры экспорта культурных и креативных индустрий России за 2012-2021 гг. Исследование показало, что креативные и культурные индустрии обладают рядом специфических свойств, например, лучшей устойчивостью к спадам и кризисам в экономике и более быстрому восстановлению по сравнению с крупнейшими по объему видами российского экспорта.

Ключевые слова: культурные индустрии, креативные индустрии, российский экспорт




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 81’255.4

Дьячков А.В. кандидат психологических наук, доцент

Дьячкова Н.В. старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. Целью написания статьи был анализ возможности влияния индивидуальных специфических особенностей переводчиков при выполнении перевода с одного языка на другой. Были определены компетенции, необходимые при выполнении перевода. Приведены примеры наиболее типичных ошибок, которые могут быть допущены профессиональными переводчиками. Рассмотрен процесс переводческой деятельности, где указывается необходимость наличия не только профессиональных лингвистических знаний и навыков, но и таких экстралингвистических факторов, как: социально-когнитивная сфера (культура, система ценностей, мировоззрение), индивидуальный стиль переводчика, воображение, эмоциональное восприятие лексического материала. Затронут культурологический аспект переводческой деятельности, где объясняется необходимость учитывания разности культур при переводе. В заключении статьи представлены выводы о необходимости учитывания как лингвистических, так и экстралингвистических факторов при выполнении переводов с одного языка на другой, а также о приоритетности использования экстралингвистических факторов в случае, если культуры представленных языковых материалов отстоят друг от друга достаточно далеко, например: Европейская и Африканская культуры.

Ключевые слова: лингвистические способности; экстралингвистические способности; переводческая деятельность; текст; переводчик; перевод.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 378

Рязанцева И.В., кандидат экономических наук, доцент

Соболева Е.Л., кандидат технических наук, доцент

Матвеева И.В., кандидат философских наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

     Аннотация. В современных условиях процессы глобализации неизбежно вовлекают все вузы в мировую образовательную среду. Это способствует укреплению международного сотрудничества в образовании. В настоящее время интернационализация вуза рассматривается как одна из важнейших характеристик конкурентоспособности современного университета. В процессе интернационализации высшего образования повышается значимость подготовки конкурентоспособных специалистов способных оказывать влияние на развитие всех экономических процессов. Для того, чтобы успешно развиваться и продвигаться в международном образовательном пространстве творческому вузу необходимо четко осознавать свои перспективы и возможности в рамках процессов интернационализации и объективно оценивать свои сильные и слабые стороны. В статье приведен анализ опыта международного сотрудничества российских вузов, в том числе творческих. Выявлены основные проблемы и перспективы международного взаимодействия. Предложен ряд мероприятий для успешного международного сотрудничества творческого вуза.

     Ключевые слова: глобализация, интернационализация, высшее образование, экспорт образования, международное сотрудничество, творческий вуз.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 130.2:378

Сергеев С.К., кандидат философских наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

     Аннотация. В статье многообразие языков культуры представлено как предпосылка коммуникации в современном образовательном пространстве. Семантическая, техническая и праксеологическая проблемы информационного взаимодействия «преподаватель — студент» рассматриваются с позиции комплексного использования языков культуры на примере философского образования.

     Ключевые слова: языки культуры, комплексное использование языков культуры, информационное взаимодействие, проблемы информационного взаимодействия в педагогике, современное философское образование.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 141.7

Моисеев С.В., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет

     Аннотация. В статье анализируется диспут о статусе и универсальности прав человека, соотношении прав индивида и сообщества между представителями индивидуалистических и коммунитаристских направлений современной политико-философской мысли. Рассматриваются теоретические позиции и аргументы различных версий либерального индивидуализма и коммунитаризма, точки зрения западных и азиатских мыслителей. Демонстрируется процесс определенной конвергенции данных теоретических позиций, делается вывод о возможности их синтеза.

     Ключевые слова: права человека, политическая философия, либерализм, индивидуализм, коммунитаризм, «азиатские ценности», неокоммунитаризм, сообщество.




Гуманитарные дисциплины
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК: 75.04(574)

Ш.С. Турганбаева Ш.С.

ТОО «Международная Образовательная Корпорация», Алматы. Казахстан

     Аннотация. Рассматривается мифологическая тема в творчестве казахстанского художника Т. Кожагулова. Мир диких животных и птиц в традиционной культуре Казахстана издавна нес в себе важный комплекс культово-магических категорий. Издревле зародившиеся мифологические сюжеты о тотемных животных информировали о них, как о прародителях   человеческого рода. В картинах Т. Кожагулова обрели реальность верования и мифы далеких предков.

     Ключевые слова: сакрализация образов, верования, мифы, религия, мифический предок, созерцание природы, одухотворенные образы, магические функции оберега, тэнгрианство, обожествление природы, почитание духов предков.




Прикладная информатика в указанных областях
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК:004.04+004.056.5

Паршукова П.Н., старший преподаватель

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

Аннотация. Цифровая трансформация общества за последние десятилетия породила беспрецедентные объемы Big Data (больших данных), которые содержат информацию о человеческом поведении и социальных взаимодействиях, столь ценные для определения потребительского поведения. Использование результатов обработки и анализа таких данных в целях получения прибыли связано не только с этическим аспектом, но и обусловлено некоторыми противоречиями. Поскольку технология Big Data касается многих сфер повседневной жизни и оказывает глубокое влияние на социально-экономический контекст повседневной жизни человека, изучение практики работы с большими данными в рамках креативных индустрий, в частности, PR и рекламной деятельности, становится все более актуальным.

Ключевые слова: Big data, PR, связи с общественностью, реклама, data этика, потребительские данные.