Алена Рузаева
Студент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
ruzzaevaalyona@gmail.com, ORCID
Научный руководитель
Валерий Арбатский
Профессор
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
Alena Ruzaeva
Student
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
ruzzaevaalyona@gmail.com, ORCID
Science Advisor
Valery Arbatsky
Professor
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы развития творческого и пространственного мышления детей, которые в повседневной жизни находятся в среде прямоугольной типовой застройки, стандартная архитектурная среда воспитывает формальное, унифицированное и стереотипное восприятие окружающего мира. Раскрывается значимость проблем развития творческих способностей детей, а также роли центров дополнительного образования (ДТЦ).
Цель данной статьи — на основе изучения зарубежного опыта выявить и сформулировать основные концептуальные принципы пространственно-средовой организации ДТЦ.
В ходе ананлиза были рассмотрены Школьный центр и центр досуга в городе Антони, Франция, 2020г.; Санскритская дошкольная школа в Гокак, Индия, 2022г.; Шэньчжэньский детский сад короля в Шэньчжэне, Китай, 2020г.
Анализ вышеприведенных примеров позволил выявить концептутальные принципы пространственно — средовой организации перспективных типов ДТЦ. Условно выделяется 4 аспекта: интерактивный, экологический, психологический и пространственный. Для каждого из выделенных аспектов концептуальных принципов соответствует определенный набор приемов и методов средового дизайна.
Таким образом, выявленные принципы пространственно-средовой организации перспективных типов ДТЦ позволяют формировать пространственную среду, наиболее эффективную для раскрытия талантов и всестороннего развития творческих способностей детей.
Abstract
The article deals with the problems of developing creative and spatial thinking of children who in everyday life are in an environment of rectangular typical buildings, a standard architectural environment brings up a formal, unified and stereotyped perception of the world around. The significance of the problems of developing the creative abilities of children, as well as the role of additional education centers (CECs) is revealed.
The purpose of this article is to identify and formulate the main conceptual principles of the spatial and environmental organization of the DTC based on the study of foreign experience.
The analysis considered the School and Leisure Center in Anthony, France, 2020; Sanskrit Preschool in Gokak, India, 2022; Shenzhen King Kindergarten in Shenzhen China 2020
The analysis of the above examples made it possible to identify the conceptual principles of the spatial and environmental organization of promising types of DTCs. Conventionally, 4 aspects are distinguished: interactive, ecological, psychological and spatial. For each of the selected aspects of the conceptual principles, there corresponds a certain set of techniques and methods of environmental design.
Thus, the identified principles of the spatial and environmental organization of promising types of DTCs make it possible to form a spatial environment that is most effective for revealing talents and comprehensive development of children's creative abilities.
Ключевые слова: пространство, среда, принципы организации среды, детский центр, интерьер
Keywords: space, environment, principles of environment organization, children's center, interior
Введение
Центры дополнительного образования (ДТЦ) — особый, специализированный тип архитектурной среды, создающий соответствующие условия и стимулирующую атмосферу для раскрытия талантов и развития творческих способностей детей.
В настоящее время в развитых странах мира осуществляется поиск средовых подходов и инновационных дизайн-концепций, направленных на формирование функционального и эстетически полноценной среды подобных центров, школ и клубов, которые отвечали бы, не только психологическим особенностям обучения, но и способствовало творческому развитию детей с учетом их восприятия окружающего пространства. Зарубежный опыт показывает, что при формировании архитектурной среды важно ориентироваться на восприятие ребенка, а не только взрослого человека. Проблематика состоит в том, что дети с детства находятся в среде прямоугольной типовой застройки, что не способствует развитию творческого и пространственного мышления, а воспитывает формальное, унифицированное и стереотипное мышление. Взрослые, создавая подобную среду, зачастую не руководствуются психологией детей, их взглядом на мир, из-за чего ребенок погружается с детства во «взрослый мир», обитая в обыденной «коробчатой» среде, с типовой организацией пространства и благоустройством.
Значимость данной проблемы в нашей стране обусловлена в том числе тем, что прежняя, ныне утраченная система развивающих пространств типа «домов пионеров», объединяющих различные творческие «кружки», не получила до сих пор адекватного восполнения. На данном этапе функционируют отдельные секции личной направленности, однако они создаются стихийно и не объединены в единую образовательную систему. Для развития ребенка важно обеспечивать условия его ознакомления с всевозможными творческими и спортивными направлениями и свободного выбора занятий по интересам.
В связи с этим, актуальной задачей является определение ключевых аспектов дизайн-концепции формирования пространственной среды детских творческих центров (ДТЦ) на современном этапе.
Цель данной статьи — на основе изучения зарубежного опыта выявить и сформулировать основные концептуальные принципы пространственно-средовой организации перспективных типов ДТЦ.
Полученные результаты и их обсуждение
Для анализа был выбран ряд примеров архитектурных объектов, соответствующих рассматриваемой тематике из таких стран как Индия, Франция и Китай.
1. Школьный центр и центр досуга в городе Антони, Франция, 2020г. Архитектор: Рита Алегрия (рисунки 1, 2).
![Рисунок 1. Школьный центр и центр досуга в г. Ан-тони [Archdaily URL: https://www.archdaily.com/951699/ schoolcenter-and-leisure-activity-center-in-antony-dietmar-feichtingerarchitectes?ad_source=search&ad_ medium=projects_tab (дата обращения: 12.12.2023)] Figure 1. School center and leisure center in Anthony](/sites/default/files/inline-images/22-15-figure1.png)
Figure 1. School center and leisure center in Anthony
![Рисунок 2. Школьный центр и центр досуга в г. Ан-тони [Archdaily URL: https://www.archdaily.com/951699/ schoolcenter-and-leisure-activity-center-in-antony-dietmar-feichtingerarchitectes?ad_source=search&ad_ medium=projects_tab (дата обращения: 12.12.2023)] Figure 2. School center and leisure center in Anthony](/sites/default/files/inline-images/22-15-figure2.png)
Figure 2. School center and leisure center in Anthony
Представляет собой необычное в плане здание с обте-каемыми формами фасадов, панорамными окнами и эксплуатируемой кровлей, используемой в качестве террасы. Для проведения занятий на открытом воз-духе в здании расположено несколько зон для отдыха детей; общие пространства между аудиториями слу-жат не только для передвижения, но и для общения.
Дизайн-концепция экстерьерной среды характери-зуется инновационным подходом и стремлением со-здания креативной среды, в максимальной степени, стимулирующей активизацию развития творческого выражения. Так, обтекаемые, бионические формы архитектуры в экстерьерах способствуют развитию пространственного мышления ребенка, повышают его интерес к восприятию и изучению закономерно-стей природоподобного формообразования.
Зеркальные фасады и панорамное остекление визу-ально растворяют здание в окружающей среде, зри-тельно стирают грань между внешним и внутренним пространством.
Этому благоприятствует также прямой выход на тер-расы из учебных кабинетов, что дает возможность проводить время непосредственно в природной среде без взаимодействия с проезжей частью.
Формирование интерьерной среды концептуально ос-новано на идее открытого свободного пространства.
Стеклянные перегородки от пола до потолка в учеб-ных классах обеспечивают визуальный контакт, со-здают ощущение простора и пространственной не-расчлененности. Это также способ стимулирования и общения между детьми.
Характерно применение высококачественных мате-риалов в отделке и оборудовании интерьеров. Разно-образие тактильных ощущений помогают ребенку получить опыт контакта с различными поверхно-стями, развивать сенсорику и кругозор.
2. Санскритская дошкольная школа в Гокак, Индия, 2022г. Архитектор: Шреяс Патил (рисунки 3, 4)
Архитектурное формы объекта вызываю интерес с точки зрения соотношения объемов и ассоциации с конструктором «Лего». Контраст чистым белым фасадам создают элементы, выкрашенные в яркие цвета, прямоугольные формы соседствуют с круглыми.
Особенностью данного объекта является то, что учебные классы расположены вокруг одного общего для всех этажей пространства светового колодца, который одновременно является внутренним двором. Обращают на себя внимание вертикальные членения ограждений, которые выполняют роль композиционных акцентов в минималистичных интерьерах. Пространственная среда максимально раскрыта и проницаема для естественного освещения.
![Рисунок 3. Санскритская дошкольная школа в Гокак, Индия. [Archdaily URL: https://www.archdaily.com/ 988546/sanskruti-pre-primary-schoolshreyas-patil-architects (дата обращения: 12.12.2023)] Figure 3. Sanskrit preschool school in Gokak, India](/sites/default/files/inline-images/22-16-figure3.png)
Figure 3. Sanskrit preschool school in Gokak, India
![Рисунок 4. Санскритская дошкольная школа в Гокак, Индия. [Archdaily URL: https://www.archdaily.com/ 988546/sanskruti-pre-primary-schoolshreyas-patil-architects (дата обращения: 12.12.2023)] Figure 4. Sanskrit preschool school in Gokak, India](/sites/default/files/inline-images/22-16-figure4.png)
Figure 4. Sanskrit preschool school in Gokak, India
Просматриваемость всего пространства сквозь ограждения создает ощущение безбарьерной и открытой среды, обеспечивает визуальную возможность воспринимать его в целостном виде, воздействует на эмоциональное состояние и мышление ребенка.
Этому способствует также линейное решение цветовых акцентов в интерьерах, что создает концепцию вертикально ориентированного пространства и направляет взгляд на верхние уровни. При этом учитывается, что человеческий глаз хорошо видит то, что находится непосредственно спереди, несколько слабее — все, что находится по бокам и внизу (благодаря периферийному зрению) и значительно хуже — все, что выше. Вертикальность пространства стимулирует разностороннее его восприятие.
Закрытый внутренний двор в структуре средового объекта позволяет детям свободно передвигаться по комплексу, создавая ощущение безопасности и защищенности.
3. Шэньчжэньский детский сад короля в Шэньчжэне, Китай, 2020г. Архитекторы: Манфред Юэн, Си Лау, Фиона Бао (ричунки 5, 6).
![Рисунок 5. Шэньчжэньский детский сад короля в Шэньчжэне, Китай [Archdaily URL: https://www. archdaily.com/968123/golden-applekindergarten-groundwork-architects-and-associates?ad_source= search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 12.12.2023)] Figure 5. Shenzhen King Kindergarten in Shenzhen, China](/sites/default/files/inline-images/22-17-figure5.png)
Figure 5. Shenzhen King Kindergarten in Shenzhen, China
![Рисунок 6. Шэньчжэньский детский сад короля в Шэньчжэне, Китай [Archdaily URL: https://www. archdaily.com/968123/golden-applekindergarten-groundwork-architects-and-associates?ad_source= search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 12.12.2023)] Figure 6. Shenzhen King Kindergarten in Shenzhen, China](/sites/default/files/inline-images/22-17-figure6.png)
Figure 6. Shenzhen King Kindergarten in Shenzhen, China
Это пространственная среда с использованием необычных принципов в архитектуре. Открытая входная группа на высоту в несколько этажей продолжается в виде общественного коридора, проходящего сквозь все здание и имеющего искривленную, бионическую форму. Стены и перегородки выполнены из прозрачного материала, что позволяет визуально взаимодействовать людям, находящимся в интерьерном пространстве. Коридор является своеобразным барьером между внешним парком и внутренней школьной средой. Фасады здания выполнены из зеркальных панелей, они полностью растворяют здание в окружающей среде, особенно в вечернее время.
Архитектурная среда детского сада отличается тщательной проработкой деталей, которые очень эффективны. Например, высокие потолки создают ощущение простора, в каждом помещении расположен свой уникальный по стилю потолочный светильник, что делает помещение индивидуальным. Интерьеры выполнены в сдержанных оттенках и в достаточно минималистичном стиле, при этом структура и форма всех помещений нестандартна, в ней присутствуют конструктивные элементы, вдохновленные бионическими формами. Прозрачные стены и стеклянные поверхности расширяют пространство, создают иллюзию бесконечности.
Характерной чертой является «увеличение» пространства путем эффекта зеркального отражения, что позволяет детям чувствовать себя в более просторном пространстве, чем оно есть на самом деле, развивает привычку анализировать и рассматривать окружающее пространство, помогает формировать пространственное восприятие.
Зеркальные потолки привлекают внимание к верхней плоскости помещения, что развивает нестандартное творческое мышление.
Использование в интерьерах бионических форм позволяет не только стать ближе к природе и погрузиться в естественную форму пространства, расширить восприятие новых форм пространства. Общий коридор, выполненный в изогнутой форме, позволяет детям исследовать это пространство как особую социальную сферу общения.
Сложная и нестандартная структура здания построена на использовании криволинейных форм, которые создают зонирование пространства. Это дает детям возможность исследовать и раскрывать с каждым разом новые грани и аспекты пространства.
Выводы
Анализ вышеприведенных примеров позволяет выявить концепутальные принципы пространственно-средовой организации перспективных типов ДТЦ на современном этапе.
Условно можно выделить 4 аспекта: интерактивный, экологический, психологический и пространственный. Интерактивные аспекты отвечают за развитие у детей воображения, интуиции, творческих способностей, стремления к открытиям, что тесно связано с формированием и развитием внимания, интеллекта и памяти. Экологический аспект включает в себя методы, которые помогают формировать дружелюбное отношение детей к природе. Психологический аспект формирует любовь детей к учебе, эстетический вкус, социальные навыки, повышает психологическую устойчивость, дает детям свободу выбора, помогает в установлении контакта между детьми, детьми и взрослыми. Пространственный аспект направлен на развитие пространственного мышления, фантазии, позволяет детям создавать и воспринимать визуальные образы.
Для каждого из выделенных аспектов концептуальных принципов соответствует определенный набор приемов и методов средового дизайна [таблица 1].
|
Концептуальные аспекты |
|||
|
Интерактивный тип |
Экологический тип
|
Психологический тип |
Пространственный тип |
|
Методы и приемы дизайна |
|||
|
Тактильные, естественные материалы (дерево, кожа, камень) |
Стеклянные перегородки |
Зеркальные фасады |
Обтекаемая форма (интерьеры и экстерьеры) |
|
Интерактивное естественное и искусственное освещение |
Обтекаемая, бионическая форма (интерьеры и экстерьеры) |
Стеклянные перегородки |
Цветовые акценты |
|
Высокие потолки, фонари верхнего света |
Прямой выход на террасы и парковую зону |
Минималистичные интерьеры с включением акцентов и выявлением композиционного центра |
Эффекты увеличения пространства вверх путем создания зеркальных отражений |
|
Разнообразие форм и структур |
Естественные, экологически безопасные материалы |
Яркие и чистые цвета в виде акцентов на нейтральном фоне |
Использование бионических форм (интерьеры и экстерьеры) |
|
Создание зон общения и взаимодействия |
Ландшафтные формы в интерьерах |
Закрытые внутренние дворы |
Сложные пространственные структуры |
|
Развитая система выставочных и презентационных пространств |
Панорамные окна, остекленные фасады |
Визуальное увеличение пространства по вертикальной оси путем зеркально отражающих поверхностей |
Открытые и целостные пространственные структуры |
Таким образом, выявленные принципы пространственно-средовой организации перспективных типов ДТЦ позволяют создавать пространственную среду, наиболее эффективную для раскрытия талантов и всестороннего развития творческих способностей детей.
Список литературы
- Сычева Елена Борисовна Принципы формирования структуры детских досуговых центров для дошкольников // Академический вестник Уралниипроект РААСН. Екатеринбург: 2009. С. 52–54.
Список источников
- Женя Кипина Современные школы: 10 впечатляющих проектов со всего мира // Losko URL: https://losko.ru/modern-schools/ (дата обращения: 12.12.2023)
- Наталья Леденева ТОП-10 УНИКАЛЬНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ МИРА // Archtime URL: https://www.architime.ru/specarch/top_10_schools/schools_2.htm (дата обращения: 12.12.2023)
- Современные школы, тенденции проектирования // Яндекс Дзен URL: https://dzen.ru/media/archsafety/sovremennye-shkoly-tendenciiproektirovaniia-5efeb9744df59217a6b29e45 (дата обращения: 12.12.2023)
- Hana Abdel KLE Sanskruti Pre-primary School / Shreyas Patil Architects // Archdaily URL: https://www.archdaily.com/988546/sanskruti-pre-primary-schoolshreyas-patil-architects (дата обращения: 12.12.2023)
- HAN Shuangyu Shenzhen King's Kindergarten / Groundwork Architects & Associates // Archdaily URL: https://www.archdaily.com/968123/golden-applekindergarten-groundwork-architects-and-associates?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 12.12.2023)
- Paula Pintos School Center and Leisure Activity Center in Antony / Dietmar Feichtinger Architectes // Archdaily URL: https://www.archdaily.com/951699/schoolcenter-and-leisure-activity-center-in-antony-dietmar-feichtingerarchitectes?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 12.12.2023)
References
- Zhenya Kipina Modern schools: 10 impressive projects from around the world // Losko URL: https://losko.ru/modern-schools/ (date of access: 12/12/2023)
- Natalya Ledeneva TOP-10 UNIQUE MODERN SCHOOLS IN THE WORLD // Archtime URL: https://www.architime.ru/specarch/top_10_schools/schools_2.htm (date of access: 12/12/2023)
- Modern schools, design trends // Yandex Zen URL: https://dzen.ru/media/archsafety/sovremennye-shkoly-tendenciiproektirovaniia-5efeb9744df59217a6b29e45 (date of access: 12/12/2023)
- Sycheva Elena Borisovna Principles of formation of the structure of children's leisure centers for preschoolers // Academic Bulletin of the Uralniiproekt RAASN. Ekaterinburg: 2009. S. 52-54.
- Hana Abdel KLE Sanskruti Pre-primary School / Shreyas Patil Architects // Archdaily URL: https://www.archdaily.com/988546/sanskruti-pre-primary-schoolshreyas-patil-architects (date accessed: 12/12/2023)
- HAN Shuangyu Shenzhen King's Kindergarten / Groundwork Architects & Associates // Archdaily URL: https://www.archdaily.com/968123/golden-applekindergarten-groundwork-architects-and-associates?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (date accessed: 12/12/2023)
- Paula Pintos School Center and Leisure Activity Center in Antony / Dietmar Feichtinger Architectes // Archdaily URL: https://www.archdaily.com/951699/schoolcenter-and-leisure-activity-center-in-antony-dietmar-feichtingerarchitectes ?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (accessed 12/12/2023)