Раздел
DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 725.1
СЛОЖЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЕДИА-ОБЪЕКТОВ В XXI ВЕКЕ

Бочкарева А.Р., аспирант
Лихачев Е.Н., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Аннотация. XXI в. отмечен интеграцией информационных технологий в различные сферы как деятельности человека, так и в окружающую его городскую среду. В качестве связующего звена между пространством города и потребностями человека в информационном обмене выступают медиа-объекты.

Было определено, что архитектура отечественных медиа-объектов формируется под воздействием совокупности различных факторов и сценариев, в контексте которых в данной работе выявляется три основных типа их сложения – эволюционный, модернизационный и традиционный.

Ключевые слова: архитектура, медиа-объект, медиацентр функционально-планировочные типы медиа-объектов, факторы формирования.

В современном мире научно-технический прогресс стимулирует увеличение потребностей человека в сферах информатизации, в ответ на которые в городской среде формируются медиа-объекты – архитектурные пространства, ключевая деятельность которых основана на реализации функционирования всех форм информационного обмена, включая: хранение, передачу, прием и распространение информационных сообщений [1].

Анализ сложения архитектуры отечественных медиа-объектов в XXI в. показал, что ускоренный темп интеграции информационных технологий способствовал возникновению новых подходов к развитию их архитектуры. Потребность в актуализации привела к формированию принципиально новых типов и обновлению уже существующих, при этом, ряд медиа-объектов продолжал функционировать практически в неизменном виде: внедрялись инновационные способы обслуживания посетителей, фонды дополнялись новыми типами информационных носителей, развивалось их технологическое оснащение в целом, но архитектурные решения при этом кардинально не менялись.

Было определено, что на процессы трансформации уже сложившихся типов медиа-объектов в России оказывает влияние совокупность факторов: внешние (отражают объективные изменения в социо-технологическом развитии общества в целом), внутренние (отображают политико-экономическую ситуацию внутри страны), дополнительные (локальные факторы, которые связаны с особенностями регионов). Совокупность внутренних факторов (политических и экономических) имеют весомое значение в формировании медиа-объектов, т.к. ряд медиа-объектов – это социальные объекты и их развитие определяется включением в государственные программы и источниками финансирования.

Таким образом, по сценарию сложения отечественные медиа-объекты можно классифицировать тремя типами: эволюционный, модернизационный и традиционный.

К эволюционному типу относятся медиа-объекты, архитектурное решение которых формируется с использованием инновационных приемов, технологичных средств и новаторских идей.

Ярким примером медиа-объектов эволюционного типа являются медиацентры. Исследователь Д.В. Кулиш в своих работах указывает следующее определение термина: «Медиацентр — это многофункциональный общественный комплекс, совмещающий в себе технологические функции медиа-объекта и социальные функции общественного здания» [2]. Медиацентры составляют обширную разнообразную группу функционально-планировочных типов медиа-объектов, которые имеют ряд общих особенностей: сочетание социальных и технологичных функций; гибкость и многофункциональность; интерактивность и диалог с пользователем; сценарность; технологически оснащенные и актуальные пространства, формирующие интерес к какой-либо деятельности (науке, искусству, творчеству); комфортная среда для пользовательской деятельности, процессов коммуникации, досуга и рекреации.

В России медиацентры начали формироваться сравнительно недавно. Рассмотрим медиа-объект эволюционного типа на примере отечественного медиацентра - Инновационного культурного центра (ИКЦ) в Калуге, который был построен в 2016 г.

Здание ИКЦ решено в стилистике хай-тека, которая отражает идею стремления к использованию высоких технологий в архитектуре. Объемное решение центра выполнено в виде двух динамичных «лент»: одна «лента» посвящена образовательным функциям, а вторая - общественным. Снаружи в зонах пересечении «лент» расположены многофункциональные открытые дворовые пространства. Центр включает в себя гибкий функционал: образовательную часть с мастерскими и студиями, амфитеатр, зону универсальных танцевальных залов, многофункциональный зал, кафе с помещениями кухни, административный блок, экспозиционный зал, развитое фойе с общественными функциями. Здание имеет свободную планировку. Планировочные элементы сформированы таким образом, что их легко трансформировать при необходимости. Фойе, расположенное в узле пересечения «лент», представлено в виде связевого двусветного пространства сложной формы в плане, в котором размещены открытые лестницы (рис.1).

Авторы проекта отмечают, что инновационность комплекса заключается в… «легкости, тонкости, прозрачности, может быть – даже ненавязчивости, с которой посетителей ведут по маршруту и предлагают легко сменяющие друг друга сценарии действия. Этот вид новизны не слишком хорошо формализуем из-за отсутствия броской оболочки, но густо насыщен сценарной адаптивностью, возможностью смены действия и декораций, вероятно, созвучных клиповому сознанию поколения Z или нацеленности поколения Y на общение. Здесь мало борьбы и порыва, зато много вариантов движения и пребывания» [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что центр был сформирован именно по эволюционному типу, т.к. при его проектировании изначально были заложены инновационные принципы и приемы формирования архитектуры медиацентров.

Рис.1. Инновационный культурный центр в Калуге

Рис.1. Инновационный культурный центр в Калуге

Еще один пример медиа-объекта эволюционного типа - Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2015 г. (Ельцин-центр), который является первым президентским центром в России. В его задачи входит осмысление и сохранение исторического наследия в контексте отечественной социокультурной реальности 90-х гг. Центр является интерактивным мультифункциональным комплексом и сочетает в себе музейную, деловую и общественную функции, включая: музей, кафе, архив-библиотеку, конференц-центр, образовательный центр, детский технопарк, арт-галерею, коворкинг, книжный магазин, атриум с общественными функциями и туристический центр, офисы, сдаваемые в аренду [4].

Здание имеет семь этажей, три из которых отведены под общественный центр. Первый этаж посвящен общественным и демонстрационным функциям. Движение посетителей интерактивного мультимедийного музея происходит по сценарию – экспозиция начинается со второго этажа, который сформирован в виде лабиринта «времени» и продолжается на третьем этаже. Основное пространство музея поделено на помещения, посвященные отдельным историческим темам. На остальных этажах располагаются офисы, магазины (рис.2).

Рис.2. Ельцин-центр

Рис.2. Ельцин-центр

В 2017 г. в Москве был открыт парк «Зарядье», который также можно рассмотреть в качестве примера медиацентра эволюционного типа. «Зарядье» представляет собой культурно-досуговый кластер, состоящий из концертного зала, интерактивных комплексов, музеев, амфитеатра, гастрономического центра, которые вписаны в ландшафтный парк с широкой ботанической коллекцией (рис.3).

Рис.3. Парк «Зарядье»

Рис.3. Парк «Зарядье»

 

К модернизационному типу относятся функционально-планировочные типы медиа-объектов, которые были сформированы в результате модернизации архитектуры уже существующих медиа-объектов.

В первом десятилетии XXI в. в России была начата реновация ряда медиа-объектов с целью расширения доступа населения к культурным ценностям, обеспечения творческого развития и самореализации. Важное значение приобрели проекты реновации публичных библиотек, представляющие собой многочисленную сеть объектов по всей стране. Актуализация ряда публичных библиотек привела к их трансформации в другой функционально-планировочный тип – в современные медиацентры - медиатеки. Под медиатекой понимается многофункциональный информационный общественный центр, который предоставляет широкий доступ к информационным ресурсам, хранящимся на различных типах носителей, а также осуществляет досугово-коммуникационную функцию [5].

Медиатеку отличает от библиотеки то, что ее пространства: интерактивны, позволяют создавать пользователю собственный контент и работать с ним; широкодоступны и открыты для всех; стремятся к сценарному зонированию; гибкие, трансформируемые и мультифункциональные; имеют достаточные ресурсы и технологическое оснащение чтобы соответствовать актуальной социокультурной парадигме.

Для примера рассмотрим одну из сетевых библиотек Московской области - Центральную библиотеку в г. Химки, которая подверглась реновации в 2021 г. по Национальному проекту «Культура». По проекту модернизации функционально-планировочная структура библиотеки была поделена на зоны: детская зона (детский читальный зал с антресолью и игровой), пространство для взрослых и подростков (читальный зал для взрослых, медиазона с комнатой 3D, студией звукозаписи, YouTube зоной, кинозал, пространство для подростков с зоной мягкой мебели), административный блок, помещения общего пользования и зона трансформируемого зала для мероприятий. Зона читального зала была объединена с книгохранилищем, вестибюль приобрел многофункциональность и интегрированные функции: в нем разместилась зона отдыха и кафе, которые стали связевыми элементами между другими функциональными блоками. Библиотека также получила новое интерактивное технологическое оснащение, включая современное VR оборудование, оборудование для звукозаписи, 3D сканер и т.д. (рис.4).

Итак, анализ показал, что пространства модернизированной библиотеки получили ряд характеристик медиасреды, что позволяет сделать вывод о том, что библиотека благодаря программе модернизации трансформировалась в новый функционально-планировочный тип – в медиатеку.

Рис.4 Архитектурное решение Центральной городской библиотеки в г. Химки до модернизации и после

Рис.4 Архитектурное решение Центральной городской библиотеки в г. Химки до модернизации и после

 

К традиционному типу относятся устойчивые медиа-объекты, архитектурное решение которых не получило кардинальных изменений под влиянием интеграции информационных технологий.

Примером медиа-объектов традиционного типа являются крупнейшие библиотеки страны, структура которых представлена в классическом формате в виде книгохранилищ и читальных залов.

Фонды Российской государственной библиотеки (РГБ) превышают 47 млн единиц. Для их хранения используется специализированное пространство - девятнадцатиэтажное хранилище. В здании комплекса размещаются 34 читальных зала, посвященные различным отраслям (например, читальный зал отдела рукописей, читальный зал отдела картографических изданий и др.). Интеграцию информационных технологий можно проследить в способах обслуживания посетителей (наличие электронного каталога, услуга удаленной записи в библиотеку и т.д.), техническом оборудовании библиотеки (созданы места для работы с ПК и т.д.), различных типах информационных носителей (электронные документы, издания на оптических компакт-дисках, микроформы, звукозаписи и т.д.) [6].

Архитектурное решение библиотеки как объекта культурного наследия отражает традиции и актуальные архитектурные приемы эпохи ее создания, т.к. работы по ее обновлению направлены не на трансформацию ее функционально-планировочного и объемно-пространственного решения с отказом от традиционной структуры, а наоборот, на восстановление и сохранение исторического облика (рис.5).

Рис.5. Российская государственная библиотека

Рис.5. Российская государственная библиотека

Сравнительный анализ параметров функционально-планировочных элементов эволюционного, модернизационного и традиционного типа показал, в группе эволюционных и модернизационных медиа-объектов происходит расширение функционального наполнения и усложнение процессов, протекающих в них. Актуализация медиа-объектов традиционного типа использует приемы сохранения и воссоздания исторически сложившихся архитектурных решений. Их ключевым отличием служит функциональный обмен в одностороннем порядке, в котором отсутствует потребность в сценарном и интерактивном подходе. Например, в рассмотренной библиотеке традиционного типа (РГБ) большую часть пространства занимает книгохранилище, что позволяет сделать вывод о том, что в библиотеке превалирует функция сохранения информации, которая не допускает активного и открытого диалога с пользователем. В медиа-объектах эволюционного и модернизационного типа функциональные процессы, напротив, направлены на привлечение посетителей, организацию широкой доступности для различных групп населения и формирование адаптивности под актуальные культурные тенденции.

 

 

Библиографический список

 

1. Бочкарева А.Р., Лихачев Е.Н. Влияние технологий на развитие функционально-планировочных типов медиа-объектов последней четверти XX - начала XXI в. // новые информационные технологии в архитектуре и строительстве: материалы IV Международной научно-практической конференции, 2–3 ноября 2021 г. – Екатеринбург: Уральский государственный архитектурно-художественный ун-т, 2021. – 76 с. С. 10.

2. Кулиш, Д. В. Архитектура медиацентров : диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Д. В. Кулиш ; Московский архитектурный институт. – Москва, 2006. – 165 с. – Текст : непосредственный.

3. ДК поколения Y [Электронный ресурс]. – URL: https://archi.ru/russia/73552/dk-im-innovacii (дата обращения: 17.02.2022)

4. Официальный сайт проектного бюро Bernaskoni [Электронный ресурс]. – URL: http://bernaskoni.com/projects/yeltsincenter (дата обращения: 20.02.2022)

5. Архитектура медиатек : современные средства выразительности / О. А. Дубинина // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - N 3. - С. 49-51. - Библиогр.: с. 51

6. Официальный сайт РГБ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rsl.ru/ (дата обращения: 18.02.2022)

 

 

FORMATION OF THE ARCHITECTURE OF

MEDIA OBJECTS IN RUSSIA IN THE XXI CENTURY

 

Bochkareva A.R., Graduate Student

Likhachev E.N., Candidate of Architecture, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The 21st century is marked by the integration of information technologies into various spheres of both human activity and the urban environment. Media objects act as a link between the city space and human needs in information exchange.

It was determined that the architecture of Russian media objects is formed under the influence of a combination of various factors and scenarios, in the context of which this paper identifies the main types of their addition - evolutionary, modernization and traditional.

Keywords: architecture, media object, media center, functional and planning types of media objects, factors.