DOI 10.37909/2542-1352-20
УДК 711.42(571)
Повышение эффективности инфраструктуры городов Сибири и Дальнего востока за счет внедрения концепции «Умный город»

Фомичева Е.В., кандидат технических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

Новосибирский государственный технический университет

Фомичев П.А., кандидат технических наук, доцент

Новосибирский государственный технический университет

Аннотация. Исследуется применение концепции умного города для решения проблем пространственного развития Сибири и Дальнего Востока России. Определены три исследовательские задачи - определить ключевые аспекты концепции; уточнить проблемы пространственного развития Сибири и Дальнего Востока и рассмотрение правовых вопросов регулирования при реализации концепции устойчивого умного города, при решении вопросов пространственного развития Сибири и Дальнего Востока. Исследование базируется на принципе неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого пространственного развития Сибири и Дальнего Востока и цифровой трансформации, экономических показателей российских городов этих территорий и качества жизни, которая царит в них. В качестве рекомендации предлагается четко позиционировать состояние институционализации темы «Умный город» в Сибири и на Дальнем Востоке и перегруппировка усилия различных департаментов, привлеченных к реализации цифровых проектов, для решения проблем пространственного развития этих территорий.

Ключевые слова: умный город, умный устойчивый город, Сибирь и Дальний Восток, цифровая экономика, устойчивое развитие.

Введение.

В настоящее время развитие территорий Сибири и Дальнего Востока активно обсуждается с разных точек зрения: политически - в отношении территориального разделения между государствами; экономически - при оценке объемов минеральных ресурсов; экологически - по решению экологических проблем обостряющегося загрязнения окружающей среды и утилизации отходов. В последних научных дискуссиях изучение проблем развития и освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока все больше сводится к идее устойчивого развития, в частности, к созданию разумных городов (Smart City), как главной идее в урбанизации этих регионов, которые являются основой решения социально-экономических проблем [1].

Поскольку Сибирь и Дальний Восток являются крайне урбанизированными территориями (от 70 до 90% населения проживает в городах), необходимо срочно изучить перспективы использования этой концепции для максимального устойчивого территориального развития Сибири и Дальнего Востока. В ряде важных документов стратегического планирования (включая «Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года») перспективы применения концепции умного устойчивого города к проблемам пространственного развития в этих регионах России являются не полностью раскрытыми. В этом контексте нужен полный анализ следующих вопросов:

- определение ключевых аспектов концепции «Умного устойчивого города»;

- уточнение проблем пространственного развития Сибири и Дальнего Востока;

- анализ проблем правового регулирования концепции умного города при решении проблем пространственного развития территорий Сибири и Дальнего Востока.

Существенные аспекты концепции умного города остаются одной из самых популярных тем исследования, поскольку:

- наблюдается растущая роль цифровизации и глобальных технологических компаний в мировой экономике;

- стремление компьютерных компаний под влиянием усиления конкуренции расширить рынки сбыта за счет расширения использования компьютерных технологий в различных сферах жизни;

- готовность правительств решать насущные проблемы городов, чтобы позволить гражданам участвовать в управлении городами с использованием существующих технологий [2].

Внедрение современных умных технологий является мировой тенденцией. Первое исследование на тему «Умный город» датируется 1994 г. С 2010 г. Европейский Союз использовал термин «умный» в рамках стратегии «Европа - 2020» для квалификации проектов устойчивого развития городов. С тех пор интерес к этой теме вырос в геометрической прогрессии и не потерял своей актуальности и среди российских ученых [3].

На основе сочетания двух важнейших направлений модернизации городской среды, концепций устойчивого развития и разумного города, появилась новая модель "умного города" (Smart Sustainable City, SSC). Она использует передовые информационные и коммуникационные решения для большей эффективности функционирования города и улучшения качества жизни, а также удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений без негативного влияния на социально-экономические и экологические составляющие города. Действительно, концепция умного города дополняет идею устойчивого развития (целью которого является обеспечение социально-экономической и экологической устойчивости городов), учитывая инфраструктурные, институциональные и территориальные аспекты, а также активное участие жителей во всех процессах развития городов. В то же время роль прогрессивных технологий в функционировании города играет роль характерного связующего элемента [4].

Задачи проекта «Умный город».

1. Человеческая ориентация.

Любое решение о мерах, которые влияют на изменения в городской среде и на условия её функционирования, должно основываться на том, как эти изменения положительно повлияют на человека в городе, на укреплении и создании для него возможности самовыражения.

Современная и технологически модернизированная городская инфраструктура (в широком смысле все городские услуги: циркуляция, освещение, прием государственных услуг и т.п.) способствует потребности человека в определенном уровне жизни, а, следовательно, к созданию предпосылок для устойчивого развития городов. Например, в глобальной гонке за талантами, город, где всё сосредоточено на людях, более конкурентоспособен. Поэтому в решении задач, которую должны решить введенные цифровые городские услуги, в первую очередь необходимо сосредоточиться на решении проблем жителей. Приоритетные вопросы - безопасность и доступность города.

2. Создание устойчивой и безопасной городской среды.

Концепция устойчивого развития как стратегическая модель, это сбалансированный процесс экономических и социальных изменений, в котором природные ресурсы, направление инвестиций, направление научно-технического развития, личностное развитие и институциональные изменения координируются, а текущий и будущий потенциал направлены на удовлетворение потребностей и желания людей. Развитие экологических технологий, постоянной транспортной системы с технологиями интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и прозрачной экономической модели города улучшит качество жизни людей настоящего и будущих поколений.

Безопасность находится на переднем крае в управлении городом и становится определяющим фактором принятия решений. Город обязан обеспечить безопасность жителей. Кроме того, многие цифровые решения приводят к повышению чувства безопасности и реальной безопасности. При этом важно, чтобы все решения обеспечивали защиту персональных данных пользователей и были устойчивыми [5].

3. Баланс между интересами, принципами развития и возможностями.

Баланс интересов поддерживается за счет использования механизмов участия граждан в проектах градостроительства. Реализация этого принципа требует слаженной работы промоутера со всеми потенциальными заинтересованными сторонами. В этом случае люди становятся активными участниками процесса, влияют на развитие городской среды и берут на себя большую ответственность за дальнейшее развитие проекта. Привлечение позволяет создавать устойчивые и содержательные проекты, которые действительно ориентированы на потребности граждан.

Принимая любое решение, руководителям всех уровней необходимо опираться на анализ данных, соответствующим образом отражающих интересы всех пользователей города (данные собираются на платформах разумных городов путем опросов и инициатив жителей) [6].

4. Наличие и удобство услуг.

Часто можно компенсировать неравный доступ различных групп населения к городским услугам с помощью цифровых инструментов. Например, данные могут помочь проанализировать наличие городских услуг и определить факторы, которые на них влияют. А такие технологии, как компьютерное зрение или голосовые помощники помогают нам получить нужную услугу или попасть туда, где вы ее хотите. Технологии, которые могут быть недоступными для подавляющего большинства, не могут предоставляться для обязательного использования жителями: это увеличивает социальную стратификацию и цифровое неравенство.

Дизайн, как универсальная рациональная конструкция визуальных и функциональных свойств системы, должен гарантировать их равную доступность для всех и быть реализован во всех службах и городских пространствах (физических и виртуальных). Потребности детей, пожилых людей, людей с ограниченными физическими возможностями или временными физическими недостатками необходимо учитывать при планировании и разработке услуги.

Городская среда, все городские услуги, взаимодействие между государством и отдельным лицом должны развиваться в рамках сервисного подхода, отдавая приоритет безопасности, доступности и комфорта ежедневного пользования.

Муниципальные услуги должны быть комфортными и понятными как для граждан, так и для представителей компаний или специалистов, которые работают непосредственно с технологиями - операторов услуг, диспетчеров.

Беспрепятственное использование городских решений во всех аспектах жизни города, а также аналитиками смежных отраслей или гражданами в повседневной жизни – важная составляющая умного города [5].

5. Интеграция, взаимодействие и открытость.

Каждая городская технология или цифровая платформа собирают данные. Интеграция цифровых услуг города позволит избежать дублирования систем, а сбор и анализ данных улучшит качество этих процессов, повысит эффективность управленческих решений, которые непосредственно влияют на качество жизни людей.

Пребывание в едином информационном поле позволит принимать управленческие решения на основе дополнительной информации, избежит дублирования городских процессов и сэкономит время и деньги.

Открытие городских процессов для общества поможет государству продемонстрировать эффективность затрат и стать прозрачной. Открытый доступ к данным способствует развитию различных городских сервисов, дает возможность вторичного анализа данных, тогда город становится более пригодным для жизни, т.к. результаты анализа используются на благо граждан.

Для создания связи проектов градостроительства, межотраслевого анализа данных и согласования решений, влияющих на многие городские субъекты и процессы, необходимо интегрировать различные платформы и их модули.

Государственные системы должны предоставлять муниципальным служащим доступ к заархивированным и текущим данным для вторичного анализа. Для этого данные должны быть высокого качества, исчерпывающими и храниться в форматах, пригодных для многократного использования [3].

6. Постоянное улучшение качества управления.

Повышение качества управления городом, это постоянный процесс, который формируется на этом этапе путем цифровой трансформации государственных учреждений. Создание новых современных, всесторонних, прозрачных и сетевых систем управления, которые позволяют принимать решения на основе реальных данных, массовое привлечение самих жителей к решению проблем развития городов, требует совершенствования системного управления городом. Нужны компетентные руководители, которые учитывают современные вызовы и обеспечивают быстрое принятие последовательных управленческих решений и гибкое реагирование на объективные изменения условий жизни в городе.

Необходимо использовать данные цифровых городских услуг для анализа слабых мест системы управления городом, где процесс предоставления услуги не является оптимальным и может быть усовершенствован, автоматизирован или удален. Поэтому каждая платформа должна иметь реестр данных, базироваться на стандартах данных, признанных экспертным сообществом, и иметь возможность интегрироваться в другие системы.

7. Сосредоточение на доходности.

При внедрении мероприятий, направленных на достижение масштабных, капиталоёмких трансформаций городской экономики, следует сосредоточиться на конечной экономической жизнеспособности города. Это показатели эффективности, которые следует считать существенными. Одним из важных инструментов достижения набора показателей является модель обслуживания. Это делает город более привлекательным для инвестиций [2].

Проанализируем, как цифровые решения могут принести городу прямую или косвенную экономическую выгоду:

- автоматизация процесса приводит к оптимизации процесса предоставления услуг, например, путем уменьшения транзакционных издержек;

- оцифровка коммунальных услуг и наличие городской статистики о поведении жителей способствуют улучшению условий предпринимателей;

- внедрение энергоэффективных технологий экономит деньги, а также способствует дальнейшему внедрению интегрированных цифровых систем управления городом;

- с помощью цифровых технологий анализируются и прогнозируются экономические последствия мероприятий городского развития. На их базе принимаются перспективные наиболее выгодные решения.

8. Долгосрочные решения имеют преимущество над краткосрочными выплатами.

Принимая управленческие решения, надо сосредоточиться на инструменте, который поможет вам достичь лучших долгосрочных результатов. Иногда, даже при сравнительно больших инвестициях, результата либо нет, либо будет виден только через много лет. Однако при долгосрочном планировании этот метод является экономически более эффективным и, следовательно, будет меньше негативных последствий для общества и администрации города.

Внедрение новых технологий или расширение существующих технологий требует инвестиций в долгосрочные активы, особенно земли, здания, оборудование, а также использования производственных ресурсов для разработки нового продукта, исследование рынка и внедрение информационных технологий. Замена устаревших технологий на более современные решения также требует инвестиций. Однако переход от учета вызовов вручную к автоматизированному учету, сократит расходы на персонал в будущем. Замена неэффективных городских технологий также может увеличить охват и повторное использование данных [4].

9. Использование лучших доступных технологий.

Используя самые современные технологии в городских службах, следуя последним научным тенденциям и разрабатывая новые методы, включая искусственный интеллект, можно найти наиболее эффективное, экономичное и современное решение городских проблем. В то же время необходимо заранее оценить стоимость технологии и сложность ее применения. Выбор должен быть обоснованным: технологии должны быть безопасными, пригодными для использования всеми заинтересованными сторонами и удобными для использования в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Рекомендуется использовать только имеющиеся и проверенные технологии для внедрения, которые оптимально решают различные задачи.

Чтобы проверить технологии сверхновых, используются специальные цифровые «песочницы», которые позволяют набросать четко ограниченные рамки экспериментальных условий [6].

Анализ центральных аспектов модели умного устойчивого города.

Умный устойчивый город, это не только передовая концепция развития городов, направленная на оптимизацию городских процессов, но и обеспечение устойчивого развития, улучшения качества жизни и безопасности граждан. Это механизм, который ведет к совершенствованию жилищной системы и территориальной организации городского хозяйства. В связи с этим концепцию умного и устойчивого города можно применить для решения проблем пространственного развития Сибири и Дальнего Востока.

Главное в модели умного и устойчивого города.

1) Информационные технологии. Идея SSC базируется на успешном опыте цифровых и умных городов, руководствуются ИКТ, которые являются настоящим двигателем разумных проектов: обмен информацией, коммуникация и участие граждан в программах цифровых городов, охрана окружающей среды, уменьшение загрязнения, качество инфраструктуры и тому подобное.

2) Среда. Умные и устойчивые города не могут развиваться без решения проблем уменьшения загрязнения и улучшения качества окружающей среды. Умные и устойчивые города, например, оптимизируют потребление энергии за счет использования возобновляемых источников энергии, стремятся минимизировать выбросы отходов и согласовать новые руководящие принципы управления ими с принципами устойчивого развития [8].

3) Социальный. Социальный аспект описывает отношения между всеми субъектами развития городской экономики (правительство, компании, государственные органы, эксперты в сфере развития городов и их жителями), формирует обмен информацией и знаниями, работу инновационных институтов и процессов, а также культурных особенностей города. В последние годы социальный аспект SSC согласуется с идеей инклюзии - распространение преимуществ умного города на людей с инвалидностью. В инклюзивных умных городах акцент делается на инклюзивном росте - укреплении независимости и расширении возможностей людей с инвалидностью в городских районах, по их активной роли в обществе в целом.

4) Экономический. Экономический аспект отождествляется со способностью улучшить качество жизни городов и предложить всем его участникам комфортную, безопасную и экологически чистую среду обитания.

5) Инфраструктурный. SSC базируется на идее повышения эффективности всей городской инфраструктуры и развития городов: повышение комфорта, удобства и безопасности жизни. Однако городская инфраструктура должна быть масштабируемой: ее следует развивать с учетом существующих и будущих потребностей [9].

6) Исполнительный. Умный и устойчивый город требует создания соответствующей системы управления, разработки процедур, позволяющих взаимодействовать муниципалитетам и другим пользователям города, а также использование новых технологий в управлении городом. В этом контексте важно усиление роли правительств в управлении потоком информации между различными субъектами и заинтересованными сторонами и обработки данных, связанных с инициативами SSC.

7) Умный. Концепция SSC предусматривает формирование общества, которое постоянно учится. Навыки, знания, идеи и образовательные навыки людей являются ключевыми факторами современного умного и устойчивого города, без которого его развитие невозможно.

8) Территориальный. Выгодное расположение обеспечивается широким доступом к государственным услугам, технической и социальной инфраструктуре, высоким уровнем безопасности, широким спектром культурных мероприятий, а также соответствующим уважением к окружающей среде в том числе к зеленым насаждениям [8].

Вопросы пространственного развития в Сибири и на Дальнем Востоке.

Города этого региона характеризуются рядом социально-экономических проблем, которые тормозят пространственное развитие Сибири и Дальнего Востока. Кратко опишем важнейшие из них и дадим им общую характеристику.

1. Наличие экологических проблем. Прежде всего, это огромное количество мусора, который представляет серьезную угрозу хрупкой природе Сибири. Периодические истоки нефтепродуктов пагубно влияют на общую экологию соседних регионов Сибири и Дальнего Востока. Очевидное уменьшение ледового покрова и загрязнение воздуха может стать не только экологической проблемой, но и проблемой национальной безопасности. Другой экологической проблемой является вымирание целой популяции животных, птиц и рыб. Сохранение их биологического разнообразия требует использования дополнительных бюджетных средств. Следует отметить, что наличие экологических проблем может влиять не только на экономическое развитие и природные ресурсы, но и на сокращение бедности. С помощью цифровых решений для планирования и предвидения экологических изменений можно уменьшить будущие экономические, экологические и социальные расходы, уменьшить бедность и гарантировать, что существующие и развивающиеся города выдержат испытание временем [7].

2. Узкая отраслевая специализация в районах, удаленных от центральной России. Благодаря природным ресурсам Сибири и Дальнего Востока развилось несколько центров промышленного и экономического развития. Наличие богатых минеральных ресурсов помогло большинству городов этих территорий специализироваться на разведке нефти и газа, добыче полезных ископаемых, лесозаготовке и переработке, энергетическом машиностроении и судостроении. Несмотря на огромное экономическое влияние на страну состояния развития промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке (там создается 40% национального ВВП), проблемы финансирования на изучение природных ресурсов, на приобретение технологий и навыков, обучение персонала остаются открытыми.

3. Промышленная специализация создает проблемы на рынке труда. Мы знаем, что регион характеризуется демографическими проблемами, оттоком мозгов и отсутствием эффективной системы их обучения, дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы, как на территориальном уровне, так и на профессиональном. Анализ текущих тенденций на рынке труда в городах Сибири и Дальнего Востока показывает, что даже более высокая заработная плата и нынешняя система выплат, и социальные гарантии не помогают удержать рабочую силу, включая молодежь, в регионе (например, миграционный поток около 15% в 2018 г.). Эмиграция населения, в свою очередь, зависит от развития социальной инфраструктуры [9].

4. Позиция этого российского региона по обеспечению качества жизни населения и социальной инфраструктуры по сравнению с другими регионами выглядит гораздо слабее, чем хотелось бы. В современных условиях города должны обеспечить своих жителей удовлетворением всех основных потребностей, включая образование, здравоохранение, доступное жилье и транспорт. Проблемы и ограничения, которые существуют в получении качественного образования, связанны с относительно небольшим количеством высших учебных заведений и большим количеством активных старшеклассников. Структурные изменения в системе здравоохранения явно опережают расширение инфраструктуры транспорта и связи, что приводит к уменьшению медицинской помощи. Ценовая политика недостаточно учитывает эти факторы и не является прибыльной, а невозможность провести текущий ремонт приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи. Недостаточное обеспечение населения для нормальной жизни осложняется ограниченной транспортной инфраструктурой и недостаточно развитой энергетической системой Сибири и Дальнего Востока. Решение этих проблем возможно путем внедрения передовых технологий и материалов в городскую инфраструктуру, использование современных транспортных, технологических и цифровых решений, внедрение электронного правительства в практику, которая гарантирует достойный уровень жизни граждан. Качество жизни и благосостояние во многом определяются расширением городской инфраструктуры.

5. В условиях Сибири и Дальнего Востока возникают вопросы устойчивости и надежности коммунальной инфраструктуры. По официальным данным, износ коммунальных сетей в абсолютном большинстве городов этого региона составляет около 70%, а уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги выше среднероссийского показателя. Высокие операционные расходы создают предубеждение в пользу официально зарегистрированных граждан. В некоторых городах количество фактически живых жителей на 20% и более превышает официально зарегистрированных. Такая ситуация приводит к увеличению расходов муниципальных бюджетов, поскольку сложные климатические условия не позволяют отапливать часть жилых домов. Серьезное ухудшение городской инфраструктуры регионов и необходимость их модернизации остаются серьезной проблемой. Жилой фонд, половину которого составляют здания советских времен, сильно изношен в большинстве городов Сибири и на Дальнем Востоке. Высокие затраты на строительство и низкая привлекательность для инвесторов усиливают эту проблему. Кроме того, сокращение «дефицита инфраструктуры» сейчас обусловлено ограниченными бюджетами большинства городов в этих регионах. Цифровые алгоритмы могут предусмотреть возможные проблемы и тем самым увеличить привлекательность инвестиций отрасли [10].

Таким образом, решение основных проблем системы расселения и территориальной организации экономики Сибири и Дальнего Востока возможно путем применения современного взгляда на проблемы пространственного развития на основе концепции умного города и устойчивого развития. Очевидно, что развитие и концентрация информационно-коммуникационных технологий и других инструментов в этом регионе позволит решить основные социально-экономические проблемы региона и достичь поставленных стратегических экономических целей.

Реализуя концепцию умных и устойчивых городов, можно достичь положительных эффектов в пространственном развитии, таких как:

- привлечение дополнительных инвестиций в Сибирь и на Дальний Восток;

- диверсификации экономики этих регионов: развитии новых отраслей и поддержке старых производств на высшем технологическом уровне;

- решить большинство социально-экономических проблем, в том числе с помощью инфраструктуры, созданной умными городами (улучшение качества жизни и благосостояния, решение демографических проблем и т.п.);

- повысить эффективность управления городом;

- мониторинге природно-климатических условий и состояния природной среды в Сибири и на Дальнем Востоке.

Максимальное предложение устойчивого и сбалансированного территориального развития в этих областях невозможно без эффективной национальной политики регионального развития. В связи с этим важно разработать и усовершенствовать нормативно-правовую базу в сфере реализации концепции умного и устойчивого города для решения проблем пространственного развития Сибири и Дальнего Востока страны [11].

Правовое регулирование реализации концепции умного города для решения проблем пространственного развития Сибири и Дальнего Востока.

Экономическая и геополитическая роль Сибири и Дальнего Востока огромна и неизбежно возрастет в будущем. В этом регионе нашей страны, где важен уровень экономической активности, сложилась прочная промышленная база. В Сибири и на Дальнем Востоке добывается 90% российского газа, 60% российской нефти, уровень инвестиций в основные фонды составляет 30%, а экспорта - 60%. Наблюдаемый активный интерес соседних государств к этому региону обязывает Россию ускорить подготовку документов стратегического планирования для этой территории страны [12].

Сейчас правоотношения в Сибири и на Дальнем Востоке регулируются более чем 500 нормативно-правовыми актами. Среди стратегических документов, регулирующих территориальную организацию экономики региона, - документ Министерства экономического развития Российской Федерации "Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года" (Стратегия-2025). Стратегия 2025 предусматривает конкретные меры в трех сферах деятельности:

- увеличить значение Северного морского пути как международного транспортного коридора путем создания центров экономического роста - городских агломераций, которые ежегодно способствуют более 1% экономического роста Российской Федерации;

- формирование и развитие центров полезных ископаемых, которые снижают уровень межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока, а также препятствуют региональным социально-экономическим диспропорциям;

- поддержка социально-экономического развития стратегически важных учреждений для экономического развития Сибири и Дальнего Востока (в том числе с помощью научно-технических и инновационных компонентов в перспективных экономических центрах).

Внедрение этих мероприятий имеет целью ускорить развитие экономического и социального сектора данных территорий, а, следовательно, поддержку и развитие человеческого капитала. Однако, инвестор не поедет в регионы, пострадавшие от социальной нестабильности, в которых нет развитой социальной инфраструктуры и, прежде всего, адаптированной рабочей силы. Для того, чтобы максимально обеспечить устойчивое территориальное развитие Сибири и Дальнего Востока, нужны не только новые инвестиции, но и ряд мероприятий, направленных на повышение социальной привлекательности региона. Поскольку концепция «умного города» направлена на увеличение прибыльности городов и улучшения качества жизни, то она влияет на центральные сферы применения Стратегии 2025 в регионе, т.е. на обеспечение сбалансированного пространственного развития. Это увеличивает продолжительность жизни населения, ускоряет экономический рост и технологическое развитие городов и сельских районов Сибири и Дальнего Востока [13].

Базовыми документами в сфере «умного» социально-экономического развития всей страны является «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Эти документы определяют цели и задачи реализации основных мер государственной политики, направленные на обеспечение новаторского научно-технического и социально-экономического развития России. Они формулируют условия и возможности, необходимые для развития цифровой экономики и формирования общества, основанного на знаниях, что является необходимым фактором повышения конкурентоспособности страны и обеспечения экономического роста и, в конце концов, повышения уровня жизни ее граждан.

В функционально специализированном направлении для решения проблем пространственного развития в Сибири и на Дальнем Востоке страны существуют большие ведомственные проекты, ориентированные на построении современной интеллектуальной инфраструктуры. Проект оцифровки городской экономики «Умный город» подготовлен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства и продолжается с 2018 г. в рамках Национального проекта «Жильё и городская среда» и программы «Цифровая экономика». Широкое внедрение технических и цифровых решений в городской инфраструктуре гарантирует цель повышения конкурентоспособности городов России, развитие эффективной системы управления городом, а также создание безопасных и комфортных условий проживания для граждан [10].

Министерство строительства Российской Федерации утвердило процедуру отбора пилотных городов для участия в проекте «Умный город», а также основные и дополнительные требования к «Умным городам» (Стандарт «Умный город»). Это колоссальный глобальный проект, который охватит более 170 городов России с населением от 100 000 жителей. К 2024 г. все города, участвующие в ведомственном проекте «Умный город», должны будут осуществлять определенное количество основных и дополняющих мероприятий по окружающей среде, умного транспорта, разумных общественных и экологических систем безопасности, сетевой инфраструктуры, связи, туризма и услуг. Первым и важнейшим шагом стала служба привлечения граждан к решению проблем развития городов, которая должна начать свою деятельность во всех регионах страны с 2020 г. Поскольку стандарт учитывает особенности развития малых и средних городов, которые совпадают с городами Сибири и Дальнего Востока, можно решить ключевые проблемы городского хозяйства этих районов путем реализации мер, изложенных в стандарте [12].

Комплексный подход к развитию городских территорий, включая создание условий для системного роста качества городской среды на всей территории Российской Федерации, улучшение качества жизни и удовлетворенности жизни населения, а также улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, приняты Минстроем. Они утверждены в таких приоритетных проектах как «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». В соответствии с целями этих федеральных проектов, создание умного города является одной из центральных задач повышения эффективности всей городской инфраструктуры. Поскольку города этого региона сталкиваются с проблемами, подобными проблемам других городов России, но увеличиваются за счёт более сложных климатических условий, то использования современных цифровых технологий становится не только качественной трансформацией процессов, но и повышением эффективности городской инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, концепция SSC становится связующим звеном для проектов, направленных на повышение эффективности организации системы управления городскими ресурсами и создание комфортной городской среды, создание инструментов привлечения граждан к процессам управления городом, включая города Сибири и Дальнего Востока [13].

Заключение

Изменение городского развития, ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере являются приоритетным направлением деятельности, что было особо подчеркнуто в указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Однако глобальный целевой сценарий решения вопросов пространственного развития и цифровой трансформации для российских городов в Сибири и на Дальнем Востоке еще не окончательно доработан. Низкая осведомленность о программе, отсутствие осознания интеграции концепции устойчивого умного города в существующие градостроительные планы городов и трудности с привлечением бизнеса в этом регионе являются препятствиями для реализации концепции в городах Сибири и Дальнего Востока.

Концепция SSC может быть использована как цель для городов России, только если позиция государства по внедрению этого проекта Умный город в регионе четко определена и усилия различных департаментов привлечены к внедрению. Реализация этого проекта необходима для решения проблем пространственного развития Сибири и Дальнего Востока.

Умные городские решения требуют больших начальных инвестиций, но местные и региональные органы власти имеют ограниченные бюджеты. Кроме того, некоторые местные органы мало заинтересованы в долгосрочных инвестициях, т.к. принятие рисков часто ассоциируется с инновациями. Поэтому вполне возможно, что большинство проектов «Умного устойчивого города» в Сибири и на Дальнем Востоке еще длительное время будут находиться на стадии эксперимента и сталкиваться с препятствиями для эффективного расширения.

 

Библиографический список

 

1. Индикаторы умных городов НИИТС — 2017 // НИИТС URL: http://niitc.ru/publications/SmartCities.pdf

2. 15 самых грязных городов России по оценкам экологов // Big Picture URL: http://bigpicture.ru/?p=944164

3. Angelidou M., Psaltoglou A., Komninos N., Kakderi C., Tsarchopoulos P., Panori A. Enhancing sustainable urban development through smart city applications // Journal of Science and Technology Policy Management 2017.

4. Estevez E., Lopes N.V., Janowski T. Smart Sustainable Cities - Reconnaissance Study URL: https://joinup.ec. europa.eu/sites/default/files/document/2016-04/smart_cities_report.pdf

5. Komninos N. Smart cities / In B. Warf (ed.) The SAGE Encyclopedia of the Internet, 2018. - P. 783-789.

6. Smart cities - what’s in it for citizens? URL: https://newsroom.intel.com/wp-content/uploads/sites/11/2018/03/smartcities-whats-in-it-for-citizens.pdf

7. Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 -2030 годы. (Указ Президента РФ от 09/05/2017 № 203) // Консультант Плюс: справочно-информационная система.

8. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/28653/

9. Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город». Официальный сайт Минстроя России. URL: https://www.minstroyrf.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/

10. Базовые и дополнительные требования к умным городам (стандарт «Умный город») (утв. Минстроем России 04.03.2019). Консультант Плюс: справочно-информационная система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319635/

11. Исследование РБК: как вымирают российские города // РБК, 2015, 22 января.

12. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.04.2017 № 5).

13. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204. Консультант Плюс: справочно-информационная система.

 

IMPROVING INFRASTRUCTURE EFFICIENCY

CITIES OF SIBERIA AND THE FAR EAST AT THE EXPENSE

IMPLEMENTATION OF THE "SMART CITY" CONCEPT

 

Fomicheva E.V. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Novosibirsk State Technical University

Fomichev P.A., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Novosibirsk State Technical University,

 

Abstract. The application of the concept of a smart city for solving the problems of spatial development of Siberia and the Russian Far East is investigated. Three research objectives have been identified - to identify key aspects of the concept; to clarify the problems of the spatial development of Siberia and the Far East and con-sideration of legal issues of regulation in the implementation of the concept of a sustainable smart city, in solving the issues of spatial development of Siberia and the Far East. The study is based on the principle of the inextricable relationship and interdependence of sustainable spatial development of Siberia and the Far East and digital transformation, the economic indicators of Russian cities in these territories and the quality of life that reigns in them. As a recommendation, it is proposed to clearly position the state of institutionalization of the "Smart City" theme in Siberia and the Far East and regroup the efforts of various departments involved in the implementation of digital projects to solve the problems of spatial development of these territories.

Keywords: smart city, smart sustainable city, Siberia and the Far East, digital economy, sustainable development