Номер
УДК 711.4:656.142

ГОРОДСКИЕ ПЕШЕХОДНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ

Соколова Н.В., кандидат архитектуры, доцент
Сухова О.И., магистрант
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

 

Аннотация. Все более актуальной становится проблема формирования и развития городских пешеходных систем. Специалисты во всем мире продолжают поиски разрешения ключевого парадокса современной урбанистики – уютные города для людей или распределенные в пространстве города для машин. В статье представлен обзор современных градостроительных концепций, который показывает, что в них приоритет отдается человеку, а в некоторых из них пешеходная доступность  и развитая пешеходная система являются ключевыми моментами концепции.

Ключевые слова: городская пешеходная система, новый урбанизм, устойчивое развитие, компактный город, транзитно-ориентированное развитие, умный рост.

 

    Проблема «пешеход – транспорт» особенно обострилась в эпоху научно-технической революции, когда наряду со стремительным развитием науки и техники быстро растут города, лавинообразно увеличивается парк индивидуальных машин, возрастают мобильность населения, скорость его передвижения. Особенно сложные проблемы в городах порождает автомобильный транспорт, число единиц которого на земном шаре сейчас превышает численность населения античного мира [1].
    Специалисты во всем мире продолжают поиски разрешения ключевого парадокса современной урбанистики – уютные города для людей или распределенные в пространстве города для машин. И если еще 30–40 лет назад развитие городов исходило из парадигмы «город для автомобиля», то сейчас происходит ее смена на новую – «город для человека». Смена парадигмы вызвана в первую очередь экологическим кризисом в глобальном масштабе и, в частности, проблемами потепления климата.
    Смена системы научных взглядов на проблему развития городов привела к появлению различных стратегий и подходов к их планированию. Лидирующей среди них стала стратегия устойчивого развития. Впервые упоминание в международных документах об устойчивом развитии встречается во Всемирной стратегии охраны природы, принятой в 1980 г.  В 1987 г. в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» была сформулирована суть этого понятия: «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Современная концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Окончательно объединение этих трех составляющих произошло в 2012 г. в документе «Будущее, которого мы хотим» на конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро [2].Устойчивое развитие направлено на улучшение качества жизни населения и создание безопасной среды жизнедеятельности в городах. Устойчивый город является «экологически безопасным, социально включенным и экономически продуктивным» [3]. Современные градостроительные концепции стремятся отвечать принципам устойчивого развития, но используют различные подходы.
    Концепция компактного города («города коротких расстояний») – популярное направление современной европейской и мировой градостроительной политики. Политика городского уплотнения включает:   регенерацию территории, оживление городских центров, ограничение городов в сельской местности, более высокую плотность, развитие смешанного использования, продвижение общественного транспорта и концентрацию городского развития на узлах общественного транспорта. Структура компактного города поощряет пешеходное и велосипедное движение, предоставляет возможности удобного социального взаимодействия. Пешеходный дизайн и пешеходная мобильность являются неотъемлемой частью компактного города.
    Концепция «умного роста» (Smart growth) очень похожа на концепцию «компактный город» в вопросах пространственного развития города и близка к стратегии устойчивого развития в вопросах экологии, хотя «умный рост» несет в себе более сильную нормативную составляющую. Термин  «умный рост» больше используется в Северной Америке, а «компактный город» – в Европе и особенно в Великобритании. Умный рост устанавливает взаимоотношение между моделью застройки и качеством жизни за счет применения новой политики. «Управление по охране окружающей среды» (EPA) выделяет 10 принципов «умного роста», одним из которых является создание пешеходных районов. Улучшения, удобные для пешеходов и велосипедистов, включают в себя велосипедные дорожки на главных улицах, городскую систему велосипедных дорожек, парковку для велосипедов, пешеходные переходы и соответствующие проектные решения [4].
    Новый урбанизм (New urbanism) – движение городского планирования, возникшее в США и подразумевающее возрождение небольшого компактного города (или района) в противовес «автомобильным» пригородам. До сих пор ведутся дискуссии: одинаковы ли концепции «умный рост» и «новый урбанизм», или между ними есть существенные различия. Остается неоспоримым тот факт, что один из принципов нового урбанизма – больше ходить, меньше ездить, а его фундамент – пешеходный район. Ключевые принципы нового урбанизма подразумевают, что большинство объектов находится в 10 минутах ходьбы от дома и работы, все улицы являются «пешеходными», т. е. узкими и низкоскоростными, а здания, расположенные близко к улице, открываются на нее окнами и входами. При этом сеть взаимосвязанных улиц обеспечивает перераспределение транспорта и облегчает движение пешком, а высокое качество пешеходной сети и общественных мест делает прогулки привлекательными [5].
Более «пешеходная» и экологически ориентированная версия нового урбанизма – «Новый пешеход» (New Pedestrianism) – была предложена  Майклом Э. Артом в 1999 г. Его новый подход требует создания пешеходных полос движения шириной около 5 метров, усаженных деревьями, которые образуют линейную парковую систему, соединяющих напрямую все дома и предприятия друг с другом, а также с парками, зелеными насаждениями, площадями, дворами, водными сооружениями, школами, местами отдыха и другими удобствами [6].
   Стив Мелиа, развивая идеи нового урбанизма, предлагает «идею фильтрованной проницаемости», т. е. разделение  велосипедистов, пешеходов (иногда общественного транспорта) и частных транспортных средств в некоторых местах. При этом он не исключает возможности их  объединения для совместного использования пространства в других местах в том же городе. Такой подход  увеличивает связь пешеходной и велосипедной сети и приводит к снижению затрат времени и конфликтных ситуаций автомобиля и пешехода. Принцип фильтрованной проницаемости был впервые одобрен в 2008 г.  британским правительством в программе экогорода [7].
    Новые урбанисты призывают нанизывать новые компактные районы не на автомагистрали, а на маршруты общественного транспорта, прежде всего рельсового – трамваев, скоростных трамваев и метро. Эта идея является ключевой для концепции транзитно-ориентированного развития (Тransit-oriented development) (ТОР – TOD). ТОР – это модель планирования устойчивого развития городов с компактными районами, высокой плотностью населения, различным функциональным использованием и достаточным общественным пространством, сосредоточенным вокруг станций общественного транспорта. Самые плотные области TOР обычно расположены в радиусе от 400 до 800 метров вокруг центральной транзитной остановки, так как это считается подходящим масштабом для пешеходов. Смешанное землепользование и разнообразная организация деятельности на уровне улицы способствует пешеходному движению, стимулирует торговлю и местную экономику. Таким образом, TOР предполагает большую пешеходную доступность, чем другие застроенные районы, используя меньшие размеры модулей и уменьшая площадь земли, предназначенной для автомобилей.
    ТОР предполагает создание плотной сети пешеходных дорожек, способной обеспечить соединение разнообразных коротких и прямых маршрутов, которые позволят улучшить доступ к товарам, услугам и общественному транспорту. Это может быть достигнуто путем  создания общедоступных пешеходных дорожек, разбивающих большие кварталы. Ключевыми факторами, способствующими привлекательности ходьбы, являются: безопасность, активность и комфорт. Частый, быстрый и надежный скоростной общественный транспорт с высокой пропускной способностью сокращает зависимость от личного моторизированного транспорта. Также установление соответствующих тарифов на парковку и сокращение пространства, отведенного под парковки, создают стимулы для использования общественного транспорта и развития пешеходного движения. Такой прием, как сочетание жилищного и других видов землепользования, сокращает необходимость передвижений и обеспечивает активное использование общественных мест в любое время.
    Таким образом, подводя итог этого небольшого обзора современных градостроительных концепций, можно сказать, что в них приоритет отдается человеку. В некоторых из них пешеходная доступность является ключевым моментом. Также можно заметить, что пешеходные коммуникации становятся важной частью планирования города, а при проектировании городских пешеходных систем обеспечивается непрерывность пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильных групп населения.

 

 

Библиографический список


    1. Велев П. Пешеходные пространства городских центров / пер. с болг. Д.П. Кривошеева; под ред. В.В. Владимирова. – М.: Стройиздат, 1983.
    2. Соколова Н.В. Экологическое градостроительство зарубежных стран: монография. – Пенза: ПГУАС, 2019.
    3. UN-HABITAT (2009), Planning Sustainable Cities – Global Report on Human Settlements 2009. – Р. 113.
    4. Smart Growth // United States Environmental Protection Agency [Электронный ресурс]. – URL: https://www.epa.gov/smartgrowth/about-smart-growth
    5. New Urbanism / Creating livable sustainable communities [Электронный ресурс]. – URL: http://www.newurbanism.org/
    6. Articles about new pedestrianism and his historic garden district in downtown Deland [Электронный ресурс]. – URL: http://www.michaelearth.com/garden_district.htm
    7. Melia S. Filtered and unfiltered permeability: The European and Anglo-Saxon approaches. Project, 4, 2012. – Р. 6–9.

 

 

URBAN PEDESTRIAN SYSTEM AND THEIR DEVELOPMENT IN MODERN URBAN PLANNING CONCEPTS

 

Sokolova N.V., Candidate of Architecture, Docent
Sukhova O.I., MA Student
Penza State University of Architecture and Construction


Abstract. The problem of formation and development of urban pedestrian systems is becoming more and more urgent. Experts around the world continue to search for solutions to the key paradox of modern urbanism – cozy cities for people or distributed in the space of the city for cars. The article presents an overview of modern urban planning concepts, which shows that they give priority to the person, and in some of them pedestrian accessibility and developed pedestrian system are the key points of the concept.
Keywords: urban pedestrian system, new urbanism, sustainable development, compact city, transit-oriented development, smart growth.