Номер
УДК: 711

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА XVIII – НАЧАЛА XXI в.

Чернозипунникова В.А., магистрант
Дудина Т.С., кандидат архитектуры, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье рассматривается история формирования общественных пространств в России через призму изобразительного искусства, раскрывающего городскую жизнь XVIII – начала XXI в. – начиная с появления в России светской станковой живописи и заканчивая сегодняшним днем. Дана периодизация основных исторических этапов формирования общественных пространств. На основе изученных источников составлена таблица, в которой проведен анализ общественных пространств на основе живописи, выявлено содержательное устройство каждого типа пространств в определенный временной промежуток.

Ключевые слова: общественное пространство, городская среда, живопись XVIII – начала XXI в.

 

     По мере развития города общественные пространства оказывают все большее влияние на его привлекательность. Конкуренция между городами за человеческий ресурс усиливается, и важную роль в этом противостоянии могут сыграть общественные пространства, которые, являясь лицом города, отражают социально-культурный уровень среды, указывающий на его потенциал. Общественные пространства становятся своеобразной точкой роста города. Если повышается их качество, то преображается в лучшую сторону все окружение, городская среда в целом. Общественное пространство всегда включает в себя материально-пространственную среду и идейное наполнение, то значение, которое придает месту смысл. Место проведения мероприятий относится к архитектурной составляющей, а событие, которое способствует обретению смысла места, относится к социальной составляющей. Вместе они образуют общественное пространство, для которого важны как пространственно-композиционные характеристики, так и социальная активность места.
      Понятие «общественное пространство» возникло не так давно и до сих пор не приобрело окончательного определения, что связано с активными социальными процессами, происходящими в быстро изменяющемся и развивающемся обществе. Поэтому существующая тенденция развития общественных пространств требует ретроспективного изучения, анализа  процессов формирования предыдущих этапов развития для более глубокого понимания направления, в котором будут двигаться наиболее востребованные предложения по дальнейшему развитию общественных пространств.
      Исследование общественных пространств в этом аспекте проводился на основе живописи, картин, на которых изображен городской пейзаж. Такой выбор обусловлен тем, что станковая масляная живопись лучше всего отражает конструкцию городской среды, создает визуальный образ, сопоставимый с фотографией, в то же время акцентирует наиболее значимые элементы происходящего. Кроме того, цвет оказывает огромное воздействие на восприятие человека и помогает точнее передать средовые характеристики пространства.
     Пейзаж в живописи служил фоном для событий, имел во многом второстепенное значение, но потом приобрел самостоятельную художественную ценность. По нему можно проследить, как меняется город и его жители. Городской пейзаж, как никакой другой жанр, отражает динамизм процессов общественной жизни. В нем можно увидеть, как люди проводят свободное время, как меняется их досуг, быт. Часто можно наблюдать, как город и общество становятся единым процессом, что является основной характеристикой общественного пространства.
      Для данного исследования были определены временные рамки: XVIII – начало XXI в. Начальная дата выбрана в связи с тем, что до XVIII в. в России не было светской станковой живописи (она появилась с приходом к власти Петра I, перенявшего опыт западных стран), а соответственно, не было примеров изображения городского пейзажа. Временная граница окончания исследования определена сегодняшним днем.
      Все мероприятия, происходящие в городе, на основании живописи, можно разделить на следующие типы: официальные государственные, традиционные народные, индивидуальные и мероприятия, проводимые в ночное время. Некоторые мероприятия могут интегрироваться друг с другом, в этом случае главное, чтобы они не предназначались для противолежащих типов поведения. Более подробно рассмотрим традиционные народные мероприятия, в которых горожане проявляют себя наиболее полно.
       Примером изображения традиционного народного мероприятия  XVIII в. может служить работа Б. Патерсена «Ледяная горка в Санкт-Петербурге» (рис. 1). На ней мы видим массовое катание с ледяной горки, одно из видов времяпрепровождения в зимний период. Спуск с горы обрамлен зеленым насаждениями хвойных пород. На вершине ледяной горки развиваются флаги. Большинство участников мероприятия не обращают внимания на окружающих, каждый занят своим делом, действия катающихся разобщены. Происходящее можно сравнить с броуновским движением. Разрозненность, отсутствие связей между отдельными элементами не дает цельного восприятия происходящего.
     Общественное пространство носит следующие архитектурно-пространственные характеристики: открытое, кажущееся необъятным, не имеющее четких территориальных границ, зонирование недостаточно проработано, присутствуют временные конструкции, композиционным центром является ледяная горка, городская застройка видна на заднем плане, но трудно различима, из-за чего слабо влияет на восприятие пространства.

Рис.1

     Картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» (рис. 2), написанная в родном городе художника Красноярске, раскрывает традиции края. Динамичная композиция отражает суть общественного пространства, в котором происходят массовые гуляния. Горожане объединяются в группы, организуются командные игры. Ясно читается взаимодействие между командами. Выделяются главные действующие лица и второстепенные. Кроме того, видно наблюдающую за игрой публику. Сценарий действия становится читабельным.
    Общественное пространство носит следующие архитектурно-пространственные характеристики: открытое, протяженное, архитектурные средства выразительности не используются, в роли фона выступают сами горожане, полностью обрамляющие главное действие, активную роль играют природные особенности территории, снег используется для создания элементов общественного пространства.

Рис.2

     Работа И.А. Попова «Наш двор» (рис. 3) иллюстрирует жизнь горожанина в XX в. События из протяженных открытых пространств перемещаются в городскую среду, активно ведется жилищное строительство, поэтому место действия переносится в дворовые пространства. Отделенные от улицы  дворовые пространства объединили жильцов ближайших домов в одном месте. Появляется больше времени для проведения досуга. Благодаря появлению новых функций возрастает активность жителей в городской среде. Близость к месту проживания обеспечивает возможность чаще посещать пространство и самим жителями трансформировать его под свои потребности.
      Общественное пространство носит следующие архитектурно-пространственные характеристики: полуоткрытое или замкнутое, границами  являются жилые здания, выполняется благоустройство территории, осуществляется функциональное зонирование территории, выделяются детская, спортивная, хозяйственная площадки, площадка для отдыха взрослого населения, проводится разделение транспортных и пешеходных потоков, имеются малые архитектурные формы.

Рис.3

     В начале XXI в. многофункциональные общественные пространства дают массу возможностей для проведения различных мероприятий. Горожанин может выбрать, чем ему хочется заняться. Он может отдать предпочтение любому виду деятельности из огромного многообразия, пойти по любому сценарию, предусмотренному в общественном пространстве. Уже не наблюдается четкого деления на отдельные зоны. Интеграция проявляется повсюду. Общественные пространства приобретают свой современный облик.
    Для нынешнего этапа развития общественных пространств свойственна многофункциональность, возможность реализации различных сценариев на  одном пространстве, смешение нескольких видов деятельности. Сложно провести четкую грань между трудовой деятельностью и рекреационной. Выдвигаются новые требования горожан к городской среде. Теперь недостаточно стандартного набора элементов для создания комфортного общественного пространства. На время проведения традиционных народных мероприятий общественные пространства могут трансформироваться, видоизменяя свой облик. Такое пространство может охватывать весь центр города (как, например, на картине А.И. Кувина «Весна в Великом Устюге» (рис. 4)).

    Общественное пространство носит следующие архитектурно-пространственные характеристики: открытое, в нем прослеживается связь с архитектурным окружением, историческая среда воспринимается как ценность, а для преодоления разнохарактерности современной и исторически сложившейся застройки активно используются малые архитектурные формы, пространство сомасштабно человеку и окружающей среде, здания и сооружения являются фоном и условными границами, используются элементы рекламы, наличие трансформирующихся элементов, масштабное соотношение членений стремится к гармонии, природные и антропогенные характеристики дополняют друг друга, не вступая в противостояние.

Рис.4

     Таким образом, процессы, происходящие в общественном пространстве в XVIII в., носят хаотичный характер, а отсутствие структуры не позволяет сформировать цельное впечатление. В XIX в. на локальных участках  территории уже наблюдается упорядоченность, выделяются сформированные фрагменты, их специфика, отличие друг от друга. В некоторых случаях распознается заранее спланированный сценарий. Горожане делятся на участников и зрителей, причем они могут меняться ролями. В XX в. новые виды деятельности способствуют возникновению новых общественных пространств. Дворовые пространства переосмысливаются, становятся связующим звеном между квартирой и улицей. В XXI в. сложившаяся структура начинает усложняться. Новые функции, дополнительные детали способствуют разнообразию проводимых мероприятий (см. табл.).

Рис.5

     В процессе исследования было выявлено, что для традиционных народных мероприятий характерна стихийность развития событий, длительность определяется самими жителями города, что создает более искреннюю атмосферу, формирует «дух места», способствует установлению межличностных связей между участниками события. Народные гуляния предполагают активное участие всех жителей города. Каждый, исходя из своих потребностей, может сам определить, в каком действии он хочет участвовать. Созерцательная составляющая развита слабее, чем при других мероприятиях, так как традиционные народные гуляния подразумевают непосредственное участие горожан в мероприятии. Такие события чаще проводятся в зимний период. Общественные пространства не всегда имеют четкие границы, обладают различным масштабом. События могут перетекать из одного общественного пространства в другое, образуя последовательность впечатлений. Фоном может служить как урбанизированная среда, так и природный ландшафт.
    Прослеживается закономерность в местоположении городского пейзажа. В более ранних работах присутствует название наиболее крупных городов (Москвы и Санкт-Петербурга) или их частей, что показывает их уникальность для города. Произведения искусства, относящиеся к XIX – началу XXI в. не всегда имеют привязку к конкретной местности. В этот период появляются абстрактные сюжеты, которые могли бы происходить в любом городе, что говорит о выделении отдельных типов пространств, каждый из которых имеет свои характерные особенности, появляется типология. Кроме того, в периодизации можно наблюдать поэтапное образование структуры общественных пространств.
    Исследование общественных пространств в городских пейзажах показало, что город в станковой живописи зачастую является главным действующим лицом, его характеристики определяют возможность осуществления общественных мероприятий в его структуре. В картинах отражаются этапы становления общественных пространств. Кроме того, можно наблюдать самые тонкие изменения отдельных элементов и целого. Изучение истории формирования общественных пространств с привлечением различных нестандартных источников поможет определить перспективные направления для дальнейшего их развития.

 


HISTORY OF THE FORMATION OF PUBLIC SPACES OF RUSSIA THROUGH THE PRISM OF FINE ARTS
XVIII – THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

 

Chernozipunnikova V.A., MA Student
Dudina T.S., Candidate of Architecture, Docent
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The article discusses the history of the formation of public spaces in Russia, depicted in the visual arts, revealing urban life in the XVIII – early XXI centuries, starting with the appearance of secular easel painting in Russia and ending with the present day. The periodization of the main historical stages of the formation of public spaces is given. On the basis of the sources studied, a table was compiled in which an analysis of public spaces was carried out on the basis of painting, and the content structure of each type of space was revealed at a certain time interval.
Keywords: public space, urban environment, painting of the XVIII – beginning of the XXI centuries.