Номер
УДК 711.00

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДСКИХ УЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКА

Арбатский В.П., кандидат архитектуры, профессор
Зимин Р.Ю., магистрант
Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств

 

Аннотация. Городская среда является одним из факторов, влияющим не только на физическое и психологическое состояние человека, но и в значительной степени определяющим социальное поведение горожан. Важнейшим элементом городской инфраструктуры является система уличных пространств, комплексная организация архитектурной среды которых становится актуальной задачей.
    В статье проблемы формирования пространственной среды городских улиц рассматриваются с точки зрения двух аспектов: социального и экологического. Приводятся некоторые результаты исследований в данной сфере на примере городской среды Новосибирска.

Ключевые слова: Уличные пространства, проблемы формирования, региональные особенности.

 

    На современном этапе урбанизации, в период интенсивного увеличения населения мегаполисов, особую остроту приобретают проблемы качественного развития городской среды, связанные с решением задач создания комфортных, экологически безопасных и социально благоприятных условий жизнедеятельности людей.
    В мегаполисах, представляющих собой сложноорганизованные объёмно-пространственные структуры, возникает необходимость обеспечения быстрого передвижения большого количества жителей в разные районы города. В условиях существенного возрастания мобильности, ускорения темпов происходящих изменений городского образа жизни, как следствие, это обуславливает актуальность рассмотрения вопросов комплексного преобразования уличных пространств в качестве одного из ключевых факторов оптимизации городской среды.
   Значимость исследований социальных и экологических аспектов городской среды определяется также повышением роли человеческого фактора в урбанистических процессах. В эпоху соревновательности за «человеческий капитал», агломерации и мегаполисы, обладающие качественно организованной архитектурной средой, получают конкурентные преимущества в социально-экономическом развитии, в том числе путём привлечения высококвалифицированных специалистов. Закономерно, что во многих городах мира осуществляются специальные исследования по различным аспектам организации, обустройства, использования и содержания уличных пространств.
   Актуальность проведения подобных исследований по основным направлениям применительно урбанистическим условиям Новосибирска достаточно очевидна. На наш взгляд, в предварительном плане (с методологической точки зрения) определённый интерес представляет сопоставление некоторых результатов, полученных в ходе натурных обследований существующего состояния уличных пространств в центральной части города, с современными тенденциями в данной сфере урбанистки.
  Социальный аспект. Наибольшее количество социальных контактов в различных формах происходит в пешеходных пространствах городских улиц, организация инфраструктуры которых должна способствовать установлению социальных связей: оказывать благоприятное воздействие на социально-психологическое поведение людей.
   Формирование общественных пространств, имеющих большой культурно-событийный потенциал, выступает положительным активатором социальной жизни горожан. Проектирование улиц городов как общественных пространств актуально для множества современных руководств в сфере благоустройства, принимаемых в качестве приоритетной стратегии развития во многих городах мира. Подобные руководства учитывают комплексный подход в организации городской среды с точки зрения главенства пешехода относительно автомобилистов. Так, основным документом в сфере благоустройства улиц, основанном на данном подходе, является Global Street Design Guide [1].  В нём рассматриваются ситуации улиц мира и представлены конкретные рекомендации по их развитию. На примере российского опыта на практике разработан и применён Сводный стандарт благоустройства улиц города Москвы [2].
   Данные стандарты и руководства в индивидуальном порядке позволяют учитывать градостроительный потенциал каждого города для реализации подобных принципов благоустройства. Подобная ситуация подтверждает слова специалиста по исследованию городской жизни и планирования Яна Гейла, «Исследования городской жизни показывают, что в каждом городе, где создавались более комфортные условия для пешеходов, хождение пешком значительно активизировалось. Также становится заметным серьёзный рост социальной и рекреационной активности»[3].
   Как показали обследования, в городской среде Новосибирска потенциал общественных пространств улиц как зон притяжения остаётся нереализованным в достаточной мере. Улицы города не обустроены для длительного нахождения людей с целью рекреации, так как понимаются исключительно как транзит между начальной и конечной точками.
Это проявляется в недостаточной организации элементов визуальной коммуникации и навигации, озеленения территории, мест кратковременного отдыха, зон уличного фронта для работы объектов сферы обслуживания, образования и культуры поощряющих активную модель поведения на улицах.
   Помимо функционального насыщения важно учитывать особенности восприятия пространства с точки зрения психологического комфорта и безопасности. Ощущение безопасности в городских общественных пространствах во многом зависит от особенности социальных взаимодействий и выступает как неотъемлемая часть в формировании полноценной городской среды. Например, слабая освещённость пешеходных пространств в тёмное время суток характерна для многих улиц города Новосибирска, вызывает психологический дискомфорт и является негативным фактором, существенно снижающим степень активности их использования.
На восприятие городской среды с точки зрения безопасности влияет и организация транспортной инфраструктуры. Новосибирск имеет не достаточно организованную дорожно-транспортную сеть, многие элементы которой не обустроены в соответствии с современными требованиями. В том числе это касается оборудования мест пересечения улиц пешеходами, в связи с чем их использование, сопряженное с реальными рисками, создаёт у человека состояние психологического стресса.
Кроме того, значительное количество многополосных магистралей в центре города формирует не безопасную ситуацию для пешеходов, а также самих водителей. Таким образом, несмотря на реализацию ряда федеральных программ, направленных на улучшение качества городской среды, вопросы с функциональным насыщением и организацией структурных элементов в благоустройстве улиц остаются не решёнными.
  Экологический аспект. Вопросы обеспечения экологической безопасности имеют особое значение в формировании благоприятной архитектурной среды городских уличных пространств. Данный аспект также включает в себя видеоэкологию и шумовое загрязнение среды.
   Видеоэкология. Во­­просы взаимоотношения человека и видимого им окружения охватывает раздел видеоэкологии. Шаг и количество оконных проёмов, фактура и цвет материалов внешней отделки, количество и размер наружной рекламы, движущиеся автомобили – это формирует общую картину восприятия городской среды. «Всё это весьма отличается от естественной природной среды, в которой человечество как биологический вид привыкло жить тысячелетиями. В связи с вышеперечисленными факторами специалисты во видеоэкологии рассматривают постоянно видимую среду и её состояние как важный экологический фактор» [4].
   Так как наибольшее количество информации человек обрабатывает посредством визуального восприятия, то видимая среда может быть в значительной степени источником дискомфорта. Например, возможно  перенасыщение пространства информацией, либо формирование монотонной визуальной среды. Последствиями восприятия неблагоприятной визуальной среды могут стать хроническая усталость, рассеянность, раздраженность.
    Ситуацию на улицах города Новосибирска можно охарактеризовать как наименее благоприятную с точки зрения визуального восприятия. Несмотря на попытки урегулирования объёмов наружной рекламы и вывесок количество воспринимаемой информации остаётся крайне избыточным. При этом стоит отметить не только чрезмерное количество наружной рекламы, но и хаотичный характер её размещения. Билборды разной высоты, расположенные вдоль дорог с частым шагом, в значительной степени искажают восприятие городского пространства.
   Шумовое загрязнение. Высокая потребность частых поездок на большие расстояния в совокупности с ориентацией интересов жителей на владение личным автотранспортом обусловили крупномасштабное строительство в мегаполисах многополосных магистралей и дорог для обеспечения скоростного режима движения, что, как следствие стало одним из определяющих факторов шумового загрязнения городской среды.
   Главными угрозами для людей, подвергающихся часто шумовому загрязнению, являются: переутомление, бессонница, повышенная тревожность, а также, проблемы с психологическим здоровьем. Среди социальных групп выделяются те, которые наиболее подвержены воздействию шума: дети, пожилые, жители ближайших домов. Отдельно стоит выделить категорию лиц, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях шумового загрязнения: водители автотранспорта и рабочий персонал – для которых чрезмерное переутомление на основе психологической усталости может стать фактором травматизма.
Наибольшее количество шума исходит из многополосных магистралей и может достигать значений больше 75 децибел. Как уже было отмечено выше, Новосибирск имеет большое количество магистралей, проходящих через самые плотно населённые районы города. Из улиц с наибольшим шумовым загрязнением выделяются: Вокзальная магистраль, проспект Димитрова, Октябрьская, улица Фабричная, Красный проспект и др. Среди распространённых способов в борьбе с проблемой распространения шума широко применяются такие меры как установка шумозащитных экранов, организация насыпей, озеленение, успокоение трафика, запрет движения грузового и крупногабаритного транспорта в жилых районах.
   Выводы. Исходя из вышеперечисленного, можно отметить, что в сфере формирования архитектурной среды уличных пространств Новосибирска, отличающейся определённой спецификой, отражается целый ряд проблем, характерных для современных мегаполисов, среди которых наибольшую актуальность приобретают социально-экологические аспекты. Недостаточное развитие инфраструктуры для пешеходов, высокий уровень визуального и шумового загрязнения – первоочередные задачи, которые должны быть учтены в формировании стратегии дальнейшего развития города.
Отсутствие чёткой стратегии развития улиц в вопросах благоустройства имеет риски усложнения ситуации в данной сфере в связи с процессами уплотнения и роста городского населения. При этом точечные меры, в отличии от комплексного подхода в решении данных проблем, имеют малую эффективность. Особое внимание в новой стратегии благоустройства улиц Новосибирска должно удаляться распределению приоритетов при проектировании в пользу пешеходов как основных пользователей городского пространства.

 


Библиографический список

    1. Global designing cities initiative. Global street design guide.: Island press, 2016. P. 442
    2. Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы/ Приложение 1 к распоряжению правительства Москвы «Об утверждении сводного стандарта благоустройства улиц Москвы» от 04.08.2016 г. №387-РП
    3. Я. Гейл. Города для людей //Изд. На русском языке­– Концерн «КРОСТ», пер. с англ. ­– М.: Альпина Паблишер, 2012. – 276 с.
    4. В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. Эргономика в дизайне среды: Учеб. Пособие // 2-е изд. дополненное. – М.: «Архитектура-С», 2016. – 328 с.

 


SOCIO-ECOLOGICAL ASPECTS OF FORMING THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF URBAN STREET SPACES ON THE EXAMPLE OF NOVOSIBIRSK

 

Arbatsky V.P., Candidate of Architecture, Professor
Zimin R.Y., MA Student
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts


Abstract. The urban environment is one of the factors affecting not only the physical and psychological state of a person, but also the degree of its influence. The most important element of urban infrastructure is the system of organization of space.
The article deals with the formation of the spatial environment of city streets. Some results of research in this area are given on the example of the urban environment of Novosibirsk.
Keywords: Street spaces, problems of formation, regional features.