Номер
Раздел
УДК [72+747]:378

СОВРЕМЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Романовский В.Г., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация. В работе рассмотрены проблемы, связанные с методологической основой современной архитектуры и архитектурно-дизайнерским образованием. Обозначены направления архитектурно-дизайнерского образования в меняющихся социально-культурных условиях страны. Определены специфика и инновации в современном образовании архитектора-дизайнера. Приведены примеры дипломных работ дипломантов кафедры дизайна архитектурной среды НГУАДИ за 2016 г.

 

Ключевые слова: архитектура, дизайн архитектурной среды, творчество, образование.

 

 

В настоящее время в нашем обществе происходят значительные изменения, касающиеся создания среды обитания человека. Социально-культурные перемены, научно-технический прогресс, жизненная среда человека и другие условия его проживания отражаются в архитектуре, дизайне архитектурной среды и их предметном наполнении. Эти изменения видны и в системе современного высшего архитектурно-художественного образования. Архитектурно-дизайнерская деятельность – многосложная часть авторского творчества, рождающая художественно новые произведения архитектуры и дизайна. Важность для общества творчества в период развития невозможно переоценить. Главной чертой современного общества является накопление знаний, где наука и образование, производство и бизнес интегрируются в развивающуюся систему. И от состояния этой системы, уровня высшего образования, профессионализма архитектора, дизайнера во многом зависит уровень жизненной среды нашего общества. Международный союз архитекторов – ЮНЕСКО ставит проблему несовершенства и несоответствия динамики развития архитектурного образования уровню современных международных социально-экономических условий [1].

Актуальность данной темы объясняется стремительным изменением времени, профессиональной коммуникацией в общем информационном образовательном пространстве, использованием огромного спектра компьютерных возможностей, многогранностью общественных и профессиональных проблем в архитектуре, дизайне архитектурной среды и предметного дизайна. Тема изучения проблемы архитектурно-дизайнерского образования в высшей школе не нова. В разное время к ней обращались многие заслуженные архитекторы и дизайнеры: Г.Б. Бархин, М.Г. Бархин, М.Я. Гинзбург, И.А Голосов, И.В. Жолтовский, Я.К. Чернихов, Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский, В.Л. Глазычев, Г.Ю. Сомов А.В. Степанов, С.Н. Баландин, В.И. Сазонов; современные архитекторы и дизайнеры: А.В.Крашенинников, В.А.Нефёдов, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.

Определением многих вопросов архитектурно-дизайнерского образования служат методические разработки отечественных и зарубежных архитектурно-художественных и дизайнерских коллективов: ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН – МАРХИ; Московской, Ленинградской, Уральской, Новосибирской, Томской и других архитектурных школ.

Особый интерес могут представлять разработки вузов Сибирского региона России (Томск, Новосибирск) по проблемам качества высшего архитектурно-дизайнерского образования и профессиональных компетенций в качестве основы образовательных программ вуза. Но обновление информации в области инновационных технологий образования имеет в виду, что проблема совершенствования образования всегда будет оставаться открытой для исследования. Это ведет к постоянному обновлению теоретических моделей и мировоззренческих взглядов в архитектурно-дизайнерском творчестве и образовании.

Целью статьи является обозначение направлений и выявление особенностей современного архитектурно-дизайнерского проектирования в образовании.

В статье ставится задачей рассмотреть методические основы архитектурно-дизайнерского творчества, показать внедрение современных успехов науки и техники в архитектурно-дизайнерскую практику и систему высшего специального образования, обозначить влияние архитектурных школ на развитие архитектурно-дизайнерского творчества, а также указать возможные пути развития архитектурного-дизайнерского образования в меняющихся современных социально-культурных условиях страны.

Предметом рассмотрения данной проблемы является практическая деятельность архитектора, дизайнера и преподавателя в этом направлении.

Материалами изучения проблемы служат многие источники информации: монографии, методические пособия, программы стратегического развития общества, законодательные документы и рекомендации академических, профессиональных, творческих союзов, а также опыт ведущих преподавателей вуза.

Примерами практики и объектами архитектурно-дизайнерской деятельности могут быть следующие культурные центры: Музей современного искусства в Граце (Австралия, 2003, арх. П. Кук, К. Фурнье); «Горбатый дом» («Crooked House»), Сопот (Польша, 2004, арх. Я. Карновски); Центр Помпиду в Париже (Франция, Лувр,1993, арх. И. Пэй); музей Онтарио в Торонто (США, 2007, арх. Д. Либескинд); Рейхстаг в Берлине (Германия, 1999, арх. Н. Фостер) и мн. др. произведения архитектуры и дизайна.

В современных условиях основа архитектурного творчества базируется на сочетании методик современных теорий ряда научных дисциплин технического и гуманитарного цикла, в условиях обновления самой теории развития архитектуры и дизайна много векторности архитектурно-дизайнерской деятельности.

Практика современной архитектуры и дизайна предоставляет большой выбор методов и средств для творчества, методологических подходов к изучению проблемы. Марк Витрувий Поллион, римский архитектор и механик, описал их формулой, которая остается актуальной и в настоящее время: польза, прочность, красота. Только сейчас добавилось к этим понятиям и состояние моды на данный период времени. Качества архитектурно-дизайнерского творчества, участвующие в практической деятельности (художественность, осмысленность, эстетичность), остаются ключевыми и для архитектурно-дизайнерского образования. Они связаны с духовным миром автора как составляющей гуманитарного цикла творчества. Архитектурно-дизайнерская практика – это диалектический процесс, который содержит в себе интеллект, рациональность и расчет, эмоционально-волевые качества архитектора-дизайнера, его богатый внутренний мир. В процессе творческой деятельности формируется алгоритм системы: анализ, синтез, оценка и опыт по решению поставленной проблемы.

Современные формы архитектурно-дизайнерского творчества грамотно используют наследие прошлого и носят такое общее направление, как технизация в различных сферах деятельности. Они опираются на развивающуюся индустрию современных технических возможностей промышленной сферы. Новые требования к архитектурно-дизайнерскому творчеству и архитектурному образованию – составляющие части такой технизации этого процесса.

В решении проблемы архитектурного дизайнерского образования и достойного воспитания главной целью является создание системы обучения архитектуре и дизайну с учетом новых задач, предъявляемых временем. Составляющими элементами такой системы можно считать: представление о своей профессии, наличие необходимых технических навыков, понимание работы конструкций, чувство ритма, единства, динамики масс, цельности и уравновешенности композиции, выразительность форм, цели создаваемого произведения. Это индивидуальность творческой личности автора, креативность в подходах разработки объектов, коммуникативный дизайн представления проекта, современные формы визуализации произведения. Освоение методов пространственного мышления специалистом, функциональность проектируемого объекта, которые взаимодействуют с характером основной формы произведения и соответствуют его функциональной организации, являются основой современного архитектурно-дизайнерского образования.

Успешность деятельности архитектора-дизайнера зависит от знания им новых достижений гуманитарных, естественных наук, прикладных дисциплин, имеющих отношение к строительству и дизайну и работающих на удовлетворение запросов общества. Новые технологии дают возможность для развития архитектуры и дизайна. Это самые наукоемкие отрасли промышленности: цифровые информационные системы, новые конструкционные материалы, солнечная и ветровая энергетика, системы безопасности людей, контроль и автоматизация жилья, биотехнологии в архитектуре и дизайне.

Инновации имеют место, когда используется изобретение для изменения образа жизни людей, учитывая их новые подходы – к примеру, достижения естествознания XX в. в учении В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, где предлагается концепция дальнейшего развития человечества. В ноосфере архитектура и дизайн рассматриваются как продолжение естественной природы. Они, развиваясь совместно, обеспечивают развитие пространства земли и общества, что может определять современные тенденции развития искусственного пространства жизни человека, формирования образа новой архитектуры и архитектурно- дизайнерского творчества.

С учетом особенностей и потребностей современного общества, отражаемых в представлениях о назначении архитектуры в XXI в., определены следующие тенденции:

– альтернативная архитектура открывает пути использования новых видов энергии и сохранения экологического равновесия;

– бионика как наука, созидательная в том смысле, что она не просто исследует живую природу, и не ограничивается установлением общих законов связей и управления в явлениях (предмет кибернетики), а на основе изучения закономерностей природы и использования достижений других отраслей знаний создает по образцу природы новые объекты архитектуры;

– архитектура экстремальных условий обитания, связанная в первую очередь с расширением сферы жизни человека (космос, воздух, вода, земля), вызывает возникновение нетрадиционных методов и подходов в архитектурно-технологическом формировании объектов [1].

Благодаря таким подходам рождается новая среда обитания, отличная от прежней, технология проникает в архитектуру и дизайн, появляются новые возможности, которые проявляют свою связь между архитектурой и техникой. Это стало возможным благодаря разработкам в области цифровой, электронной техники и новым современным материалам. Дизайн архитектурной среды создает организованное пространство и объемы в их соотношениях. Современные методы обучения этой специальности направлены на то, чтобы содействовать развитию и укреплению навыков, необходимых для выявления творческих способностей будущего архитектора-дизайнера в области проектирования городской среды и дизайна.

Изучение современных взглядов практиков архитектуры и дизайна на проблемы своего творчества и участие их в формировании системы архитектурного дизайнерского образования позволяет рассмотреть характер взаимодействия практики и выбора системы обучения этому. Тема архитектурно-дизайнерского творчества воспринимается через призму проблем, где существуют прошлое, настоящее и будущее. Для решения их необходимо исследование исторического опыта развития архитектуры, архитектурно-дизайнерского творчества и системы образования.

В архитектурно-дизайнерском образовании наука играет большую роль в формировании мировоззрения в профессии. Архитектурно-дизайнерский образовательный уровень является важной частью в профессиональной деятельности. Он передает и позволяет применять на практике массу функциональных знаний, а новые знания передаются непосредственно от преподавателя студенту. Сложность современных технических и специальных проблем в архитектуре и дизайне неуклонно ведет к привлечению специалистов с производственной практикой из разных областей науки и производства к обучению студентов своей профессии. Примером этому может служить такой факт в истории освещения вопроса, как появление новых архитектурных школ, творческих объединений дизайнеров, художников разного профиля: Баухауз в Германии, 1919–1933 гг., ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН в России, 1920–1932 гг., «Стиль» в Голландии, 1917–1932 гг., Чикагская школа в Европе и Америке, 1880–1910 гг. и мн. др. Они открыли разные направления в образовании, практике архитектуры и дизайна.

Период становления современной архитектуры в России определяется становлением и развитием архитектурно-образовательных центров на территории государства. В основном высшие специальные учебные заведения были сосредоточены в Москве, Ленинграде и столицах республик. Высшая школа архитектуры МАРХИ считается своеобразным продолжением традиций Академии архитектуры и изящных искусств, а архитектурное образование в вузе предполагает систему, начальный и конечный срок обучения специальности, учебную программу и практику. И эта система должна быть жизнеспособной и развивающейся.

Архитектурно-дизайнерская школа – это традиции, за которыми стоят большие архитекторы, дизайнеры и художники, ученые и практики со своими стилями в архитектуре и дизайне. Примером служит архитектурная школа «Баухауз» – первая школа художественного конструирования. Продолжением подобной практики служит пример в истории голландской архитектуры, у истоков которой стоял Х.П. Берлаге (1856–1934), голландский архитектор, мастер югендстиля, основоположник современной голландской архитектуры. Группа архитекторов «Стиль» и «Вендинген» продолжала развитие голландской архитектуры, «роттердамская» архитектурная школа отличалась созданием новых типов жилых домов и концептуальным планированием населенных пунктов Голландии.

Кроме архитекторов, в голландскую школу «Стиль» входили живописцы Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Ван дер Лек и Вильмос Хушар, скульптор Жорж Вантонгерлоо и поэт Антенн Кок. Они настойчиво проводили свои идеи и оказывали серьезное влияние на дизайн, театр, кино, балет. Их творчество отличало стремление к простым формам, отказ от украшательства, выявление гармоничных пропорций изделия и красоты естественных природных материалов. Российский и советский художник-авангардист, основоположник абстрактного искусства Казимир Малевич (1879–1935) в своем творчестве пришел к таким же выводам в искусстве. Он применял элементарные геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат и т.д.), создавая свои знаменитые композиции. Их идеи нашли отражение в программах Баухауза в Ваймаре и других подобных школах. Они во многом определили последующее развитие европейской архитектуры и дизайна.

Проблемы качества высшего архитектурно-дизайнерского образования не являются новыми, они появляются по мере развития общества. Ежегодно многие десятилетия на международных смотрах-конкурсах лучших дипломных проектов архитектурных школ преподаватели представляют разные уровни качества подготовки специалистов и направления архитектурного дизайнерского образования в стране. История подобных конкурсов начинается в 1966 г. Советом по архитектурному образованию Союза архитекторов СССР был учрежден Всесоюзный смотр-конкурс дипломных работ архитектурных вузов. Организация такого форума была вызвана необходимостью формирования региональных архитектурных школ и необходимостью сформировать стратегию и координацию архитектурного образования в масштабах страны. С 1992 г. в связи с распадом СССР смотр-конкурс изменил географические границы и состав участников. Изменилось и наименование учредителя – Межрегиональная ассоциация педагогов архитектурных школ стран содружества (МАПАШ). С этого момента смотр получил статус международного. С 1998 г. учредителем смотра стала Межрегиональная общественная организация содействия архитектурному образованию (МООСАО), аккредитованная при Международной ассоциации Союза архитекторов (МАСА) и Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), и сформировался новый состав ведущих координаторов российского профессионального архитектурного образования: Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области архитектуры (УМО), Союз архитекторов РФ (СА РФ), Международная ассоциация Союза архитекторов (МАСА), Российская академия архитектуры и строительных наук (РАСН), Союз дизайнеров РФ (СД РФ).

Такие конкурсы носили разные названия: «Вектор архитектурного образования – рациональный прагматизм или концептуальные фантазии» (Казань, 2006), «Архитектурное образование на перепутье, выбор траекторий» (Вологда, 2007), «Инновационные методы и технологии в высшем архитектурном образовании» (Самара, 2008), «Самоидентификация региональных архитектурных школ в условиях глобализации архитектурного процесса» (Саратов, 2009), (2011 г. – в Ереване), (2012 г. – в Красноярске), (2013 г. – в Санкт-Петербурге), (2014 г. – в Баку), (2015 г. – в Железноводске). «Концептуальность, новаторство, графическое мастерство» (в Новосибирске, 2016), фестиваль «Столица российского дизайна».

По итогам работы 25-го Международного смотра-конкурса выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну с 19 по 25 сентября 2016 г. высоко оценены работы дипломантов кафедры дизайна архитектурной среды НГУАДИ: «Дизайн архитектурной среды общественно-культурного комплекса “Сибирская Венеция” в г. Новосибирске», автор А.Е. Нагаева, диплом I степени; «Дизайн архитектурной среды рекреационной зоны поймы реки Ельцовка», автор М.Ф. Либерт, диплом I степени; «Реновация поймы реки Ельцовка в г. Новосибирске», автор А.П. Ляшкова, диплом I степени и мн. др. (ил. 1).

Ил.1

Ил. 1. Дипломный проект «Дизайн архитектурной среды прибрежной общественно-рекреационной зоны р. Обь в г. Новосибирске». Автор – Р.С. Жилин, кафедра ДАС НГУАДИ, 2016 г.

 

Содержание проблемы образования коренится в двойственности смыслов в архитектуре и дизайне.

С одной стороны, это реально практические результаты, а с другой – начало собственных концепций автора, соединяющихся с проблемами реальной архитектуры и дизайна.

В архитектурно-дизайнерском процессе противоречие эмоциональной стороны рационального и иррационального происходит в их единстве. И речь идет в данном случае о постановке проблемы и ее решении.

Современная тенденция развития архитектурно-дизайнерского образования – это способность развиваться с учетом своих интересов, опираясь на необходимость современных реалий. Это два полюса образования – необходимость образовательных стандартов и авторское творчество.

Направления архитектурно-дизайнерского образования предполагают выбор актуальных тем, моделей, направленных на качественные изменения. Официальные документы – Болонская декларация и Хартия МСА-ЮНЕСКО – делают актуальным понятие «пожизненное образование». Возникает фактор опережающего развития, который преобразовывает систему, внедряет инновационные методы, комплексные научные исследования, которые подтверждаются сертификацией и международной аккредитацией.

Одно из направлений этого процесса – многоступенчатая форма обучения: бакалавриат, магистратура на основе кредитной технологи обучения, которая позволяет студенту самостоятельно выбирать траекторию будущей профессии.

Необходимо отметить проблему качества профессионального образования, современные вузы не равнозначны в своем развитии, они обладают разным опытом и возможностями. Очень сложно сравнивать вуз с 70-летней историей и современной научной базой с частным, которому нет и 10 лет.

Задачей вуза становится не только передача знаний, а обучение студентов современной системе усвоения этих знания, формирование навыков работать в условиях меняющейся современности.

Следующим направлением архитектурно-дизайнерского образования является укрупнение академических научных учреждений путем объединения с головными вузами страны. Ими становятся инновационные учебно-научно-производственные центры, региональные научно-технологические парки, научно-прикладные центры точных и инженерных наук, бизнес-инкубаторы, малые предприятия и ГОО, проектно-конструкторские бюро, учебно-научно-производственные исследовательские лаборатории креативных технологий, универсальные учебные научно-производственные исследовательские лаборатории интерактивного проектирования и обучения [1].

В определение современного образования входит создание учебной среды и использование новых методов обучения, организуется новая коммуникация – образовательная деятельность, которая обладает определенной непрерывностью и новизной. Университеты становятся основной структурной единицей учебных заведений в подготовке специалистов, а процесс становления вуза принимает дополнительные формы: предпринимательство, инновации и т.п. В качестве примера: в НГУАДИ созданы дополнительные образовательные и творческие подразделения: центр консультационных услуг и проектирования, дополнительное профессиональное образование, инновационная студия проектного творчества. В результате такие подразделения ведут университет по направлению к множественной организации основных подразделений, где, помимо кафедр и факультетов, существуют дополнительные их центры, связанные с заказчиком.

Специфика современных направлений в архитектурно-дизайнерской практике влияет и на образовательный процесс в вузе. Это отражается прежде всего в креативности и новаторстве тем и подходов к их решению. В современном образовательном процессе наблюдается целый ряд технологий передачи знаний: непрерывность и последовательность этого процесса, дистанционное образование.

Система электронного дистанционного обучения представляет собой развернутый комплекс различных программных продуктов и решений, часть из которых находится на сервере, часть – на персональных компьютерах учащихся. Взаимодействие между ними, основанное на передаче данных, происходит через глобальную сеть. Вся информация, которая относится к учебному процессу (расписание, программы, ведомости, учебные планы), хранится на сервере образовательного учреждения [2]. Дистанционное обучение в архитектурном вузе делает процесс освоения специальности наглядным. Этому способствует использование мультимедийных технологий. Участники такого действия, используя компьютер, присутствуют на лекциях, мастер-классах. Занятия со слушателями проводят преподаватели и специалисты других областей специальности.

Структура такого рода сводится к определенным этапам: довузовская подготовка, профессиональное образование и послевузовское последовательное образование. В НГУАДИ создаются условия для таких технологий: довузовская подготовка осуществляет дополнительное образование для детей и взрослых в виде студий, подготовительного отделения; профессиональное образование включает в себя бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру; послевузовская подготовка содержит профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов.

В настоящее время особо важны в непрерывном процессе образования послевузовская переподготовка и повышение квалификации по разным направлениям творческой деятельности. В университете профессиональная переподготовка осуществляется на курсах повышения квалификации по направлениям: архитектура, градостроительство, дизайн, искусство; проводятся семинары для членов саморегулируемых организаций Сибири, осуществляется работа по подготовке архитектурных решений.

Особое значение приобретает устойчивость архитектурно-дизайнерских программ в обучении. К их возможностям можно отнести следующее: сохранение традиций в профессиональном образовании, повышенный интерес к работе преподавателей и студентов, сохранение и совершенствование методик обучения профессии. Повышение качества подготовки студентов – через их участие в «конкурсном проектировании» по заданию заказчика. В качестве примера можно привести работы студентов кафедры дизайна архитектурной среды НГУАДИ: «Дизайн архитектурной среды городского парка (гидропарка) MORENA PARK в Ленинском районе г. Новосибирска», автор – Е.С. Глушакова, диплом Союза архитекторов России в 2016 г., «Дизайн архитектурной среды интерьеров библиотеки Новосибирского государственного технического университета», автор – Е.В. Сорокина, диплом I степени на смотре-конкурсе дипломных работ в 2016 г. в НГУАДИ, г. Новосибирск.

В качестве сотрудничества студентов и мэрии г. Новосибирска в апреле 2017 г. на базе НГУАДИ были организованы краткосрочные воркшопы или проектные мастерские. Участники три дня занимались разработкой концепции пешеходной улицы Ленина. Все предложения пяти групп, выработанные на трехдневном проектном семинаре, сведены в единый документ и направлены разработчикам проекта пешеходной улицы Ленина.

Можно отметить активное участие студентов и преподавателей кафедры дизайна архитектурной среды НГУАДИ в реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды», федеральный проект.

Возможности архитектурно-дизайнерского творчества опираются на талант и уникальность самой профессии, и эта тема остается открытой для дальнейшего исследования разными специалистами. Успешный подход к решению проблем в этой сфере находится во взаимодействии практики, образования и науки в этих областях. Основополагающими в развитии архитектуры и дизайна являются авторские принципы образования архитектурно-дизайнерских школ мастеров ХХ–ХХI вв., их теории и творчество. Современное архитектурно-дизайнерское образование находится в поиске оптимальных форм и моделей для своего развития, реформирования в меняющихся социально-культурных условиях страны.

Заключительные выводы статьи: архитектурное образование и практическая деятельность основываются на диалектическом подходе к исследованию архитектурно-дизайнерского творчества в современных условиях; в процессе образования активно используются достижения фундаментальных и прикладных наук и инновационных технологий; достижения и традиции архитектурно-дизайнерских школ оказывают влияние на развитие современной архитектуры и дизайна; образование развивается в меняющихся социально-культурных условиях; идет поиск модели и системы образования; составляющими архитектурно-дизайнерского мышления и концепции образования остаются креативность и новаторство.

 

 

Библиографический список

 

1. Наумова В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования: автореф. д-ра искусствоведения. – Барнаул, 2010. – 20 с.

2. Зуева В. Что такое дистанционная система обучения? [Электронный ресурс]. – URL: http://fb.ru/article/184124/chto-takoe-distantsionnaya-sistema-obucheniya (дата обращения: 13.05.2015).

 

 

THE FOCUS OF MODERN ARCHITECTURE AND DESIGN EDUCATION

 

Romanovski V.G., Associate Professor

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract. The article presents discusses the problems connected with the methodological basis of modern architecture and architectural design education. There identified areareas of architectural design education in a changing socio-cultural contexts of the country. The specificity and innovation are identified in modern education of an architect-designer. There are examples of diploma works of the department DAE NSUADA for the year 2016.

Keywords: architecture, design of architectural environment, creativity, education.