Номер
Раздел
УДК 711.4 – 021.68

ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ ЯКУТСКА

Александрова А.Д., магистрант

Греков Н.И., кандидат архитектуры, профессор

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

 

Аннотация. Статья посвящена описанию исторических форм и традиционных приемов якутского строительства, которые находят отражение в современной архитектуре Якутска. Выявленные особенности построек показывают, что якутская архитектура отражает мифологические представления якутов о строении мира и миропорядка и помогают сохранить и приумножить национальное своеобразие архитектуры региона, поддержать так называемый национальный стиль архитектуры Якутии. В статье приведены примеры общественных построек Якутска, где наиболее наглядно прослеживается сочетание традиционных и современных форм.

 

Ключевые слова: организация исторического якутского жилища, традиционная якутская символика, современная якутская архитектура, своеобразие якутской архитектуры.

 

 

«Архитектура без преемственности не может построить настоящее и тем более проектировать будущее», – отмечает Г. Горохов, доцент Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета.

В 2005 г. ЮНЕСКО объявило олонхо (древнейшее эпическое искусство якутов (саха)) одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Якутский народ всеми силами старается сохранить это наследие, популяризируя его самыми различными способами. Особенно ярко это прослеживается во внешнем облике города Якутска, в его архитектурном решении.

Изначально все якутские постройки были наземными, и тунгусское выражение «земляные якуты» следует понимать как указание на дерн, глину, навоз, которыми они обкладывали снаружи свои дома взамен тунгусской ровдуги, бересты и мха. Употребление пещер, подвалов, землянок как жилых помещений совершенно незнакомо якутам. Устройство древних якутских жилищ схоже с крестьянскими русскими. Как строительный материал якуты знали только дерево, древесную кору, кожу, ткань и навоз. Позже начнется изготовление кирпичей, но употреблялся он редко [5, с. 333].

Прежде чем начать строительство поселений, якутам необходимо было найти такое пространство, которое бы характеризовалось устойчивостью, стабильностью, замкнутостью. Так, в эпическом наследии якутов своя земля, то есть «освоенная» территория, выступает в образе алааса – родины героя, установленного центра Вселенной [1, с. 56].

В рамках традиционных представлений окружающее человека пространство воспринимается как семантически неоднородное: существуют «счастливые» и «несчастливые», «пригодные» и «непригодные» для обитания места.

Пригодными считались места с хорошим «дыханием» (ючюгэй тыыннаах сир), то есть глухие, малоприметные места (бютэй сир), что давало ощущение пространственной защищенности. Жилище устанавливали на краю открытых долин. Обычно на таких местах строили жилище именитые богачи. Также немаловажными факторами выбора места являлись наличие водного источника и хозяйственная деятельность человека. Так, скотоводы селились возле мест с сенокосными и пастбищными угодьями, а охотники и рыболовы – в глухих местах.

У многих народов, как и у якутов, счастливым для строительства местом считалось то, на которое ложится рогатый скот, что связано с приписыванием ему плодородной, производительной силы.

В процессе освоения территории возводился целый комплекс надворных построек, происходило «одомашнивание» пространства.

Упорядочивание якутской усадьбы/поселения как пространственной организации осуществлялось сочетанием круга и квадрата. Так, квадратный по форме балаган располагался внутри круглого двора (тиэргэн). В свою очередь, территория вокруг двора (место для выпаса скота) огораживалась по форме квадрата изгородью. Подобный принцип сочетания круга и квадрата был актуален и для интерьера жилища.

Самой древней формой якутских жилищ является ураса. Берестяная ураса – вымирающая форма якутских жилищ – коническая постройка из жердей, крытая берестой. Она служила летним жилищем до конца XIX в. В урасе было три обруча (внизу, посередине и вверху), к которым крепили берестяной покров. Такая ураса с тремя поясками называлась могол ураса. Ее высота достигала от 10 до 12 м. В Колымском округе крытые землей урасы называют «калыман». Обоим строениям ближе всего охотничий якутский шалаш – итянь. Это тот же калыман, только без дерновой покрышки.

Позднее появляются юрты (так называют ее русские, якуты зовут ее «балаган»). Строение представляет собой усеченную пирамиду с уклоном боков приблизительно в 70º. Внутри юрты по всему контуру стен идут нары, по-якутски – «орон». Расположение и назначение этих нар имеет некоторый бытовой интерес:

     – налево от входа ближайшая от дверей правая задняя нара (называется также придверной). На нее обычно садятся гости и посетители, спят рабочие мужского пола, а во время свадьбы в самом дальнем углу ее сидит жених, спиной к пирующим;

     – далее под той же стеной помещается правая средняя нара, называемая также подоконной. Ее назначение такое же, как у первой; в небольших юртах ее нет. Если зять посещает жену у ее родителей, с которой уже повенчан, но за которую еще не успел выплатить калым, то молодых укладывают спать на этой кровати;

      – под той же стеной находится билирик, глухая, удобная и теплая кровать, одно из самых почетных мест юрты, куда сажают самых почетных гостей, где спит приглашенный для камлания шаман и где во время свадеб сидят родные, кумовья и сваты, приехавшие с брачным поездом;

      – с билириком непосредственно граничит, но находится уже под противоположной выходу стеной и считается менее почетным местом, чем первая, передняя нара. Она не так удобна, над ней прорублено окно и на нее прямо дует холодный воздух из открываемых дверей. Здесь во время свадьбы сидят хозяева дома и ближайшие их родственники, сажают также и более знакомых из высокочтимых посетителей в случае, если билирик занят. Билирик и правая передняя нара составляют красный угол дома. Здесь всегда стоит стол, и над ним вверху над потолком на резной полочке расположены святые образа;

     – напротив камина помещается всегда хозяйская семейная кровать, над ней не прорубают окна;

     – затем, если юрта большая, следует левый билирик, нара для женской молодежи;

     – далее идет левая нара, на которой спят женщины работницы и подростки обоего пола. На этой же наре сидит скрытая за занавеской невеста во время трехдневного свадебного пиршества;

     – лавка для посуды [5, с. 340–342].

Следующее сооружение – хотон, или коровий якутский хлев, строится совершенно так же, как и якутская юрта. Только материал для него берется похуже, лес тоньше, и потолок положе и ниже, окошек устраивают меньше, а вместо нар вокруг стен – ясли. Нередко хотон составляет существенную часть юрты.

С XIX в. распространилась срубная изба, перенятая у русских поселенцев. С XVII в. возникали остроги, выраставшие затем в города (Якутск, Вилюйск и др.), где господствовала деревянная застройка; с начала XVIII в. строились и кирпичные здания.

С приходом русских якуты стали заниматься помимо скотоводства еще и земледелием и начали строить мельницы (миэлингсэ), состоящие из большого деревянного зубчатого колеса, укрытого навесом, и двухъярусного срубного амбара, где помещались жернова.

Также на территории Якутии стало распространяться христианство, началось строительство культовых сооружений: церквей и часовен. Для всех этих строений характерно сочетание особенностей древнерусского деревянного зодчества с чисто якутскими архитектурными приемами.

Особое место в деревянном зодчестве якутов занимает коновязный столб – сэргэ. С глубокой древности сэргэ был частью традиционного мировоззрения, взглядов на быт и религию, которые господствовали у ленских скотоводов. Эти декоративные знаки являются символами поклонения божеству-покровителю коневодства Дьесегей Айыы, дающему не только свет Солнца, но и силу, мощь, волю. Около жилища якуты ставили несколько коновязей. Установкой коновязи сопровождалось каждое значимое событие. Также сэргэ выступал аналогом мирового дерева Аал Луук Мас. Такой архитектурный прием применяется в постройках Якутска и в настоящее время. В пример можно привести спорткомплекс «Триумф» (архитектор И. Андросов), построенный в 2012 г. По фасаду можно увидеть слияние образа урасы и коновязи сэргэ, что является характерной особенностью якутского строительства. Элемент, венчающий восьмигранную смотровую башню, с одной стороны по форме напоминает якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент, а с другой стороны – орнамент «таналай». Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, олицетворяют соединяющее звено – лестницу между миром земным и верхним миром высших божеств (ил. 1).

Ил.1

Ил. 1. Спортивный комплекс «Триумф», г. Якутск

 

Колонны, выполненные по типу сэргэ, также применены на фасаде спортивного плавательного объекта «Чолбон» («Звезда»), ОАО РПИИ Якутпроект (2012 г.) (ил. 2). Лировидный орнамент, использованный на фасаде, является знаком богини плодородия Исэгэй Иэйиэхсит и дарит изобилие, богатство, несметную живность, хранит ее. Круглый орнамент, выполненный на верхушке вертикального элемента здания, несет в себе орнаментальный мотив четырех ростков, выходящих из центра и обращенных в разные стороны (крестообразный мотив). Крест у якутов служит символом защиты и спасения [3, с. 191].

Ил.2

Ил. 2. Плавательный бассейн «Чолбон» («Звезда»), г. Якутск

 

Коновязи не лишен и новый аэропорт «Якутск» (2012 г.), но тут уже она выступает как отдельно стоящий элемент (ил. 3). Также невозможно не заметить орлиную голову на фасаде здания. Орел считался в якутской мифологии сыном небесного божества Хомпоруун хотой, главой всех птиц. Будто бы он принес людям огонь, и некоторые якутские роды считали его своим покровителем и относились к нему как к старшему родственнику. Когда орел весной прилетал в Якутию – зима отступала.

Ил.3

Ил. 3. Аэропорт «Якутск»

 

Образ урасы можно встретить на здании департамента охотничьего хозяйства, а также в доме-усадьбе Арчы – центре духовной культуры народа саха в г. Якутске (ил. 4). Архитектурное решение дома Арчы олицетворяет суть и содержание самого центра. Так, три части (три урасы), символизирующие единение Человека, Духа и Природы, составляют целостный комплекс. Здесь каждая деталь и элемент узора имеют свое место и значение. Над оформлением здания поработали мастера народных ремесел и знатоки фольклора, собрав из дерева, кожи и меха неповторимую сокровищницу прикладного искусства. Дом Арчы – один из единственных примеров зданий, которое соответствует якутской традиционной культуре не только своим внешним обликом, но и внутренней планировочной структурой. Центральным элементом в каждой урасе выступает восьмигранный столб, олицетворяющий ствол мирового древа Аал Луук Мас и камелек. Таким образом, рассматривая жилище в традиционной культуре, нельзя не упомянуть о весьма значимой его характеристике: согласно народно-мифологическим представлениям, дом является мультиплицированной моделью Космоса. «Дом – это мир, приспособленный к масштабам человека и созданный им самим. Человек создает для себя мир/дом по образу внешнего мира, но приспосабливая его к своим размерам» [6, с. 73].

Ил.4

Ил. 4. Дом-усадьба Арчы, г. Якутск

 

В пространственном значении ураса выступает как один из кругов мезокосма (первый круг мезокосма – Вселенная (Кинкиниир Киэн Куйаар), центр – мировое древо (Аал луук мас); второй круг – средний мир (Орто дойду), центр – ствол мирового древа; третий круг – хозяйственно освоенное пространство (алаас), центр – священное древо (Ытык мас); четвертый круг – двор (тиэргэн), центр – коновязь (сэргэ); пятый круг – юрта (бала5ан), центр – печка (камелек). Точкой отсчета, центром, воплощением мирового древа является печь – камелек. Наряду с сакральным предназначением камелек является разделителем между двумя локациями (мужскими и женскими половинами). В любом случае положение вещи или человека в жилище рассматривается относительно камелька. По правую сторону камелька находится мужская и по левую – женская половины [2, с. 48].

Интересное декоративное оформление можно увидеть на фасаде спорткомплекса «Модун» (2012 г.) (ил. 5). Этот узор не похож на распространенный лировидный мотив и, скорее всего, является мотивом сердцевидного орнамента. По вертикальной оси орнамента расположены три мотива деревца, они не соединены, как обычно бывает в лировидном орнаменте, одним стволом. Верхний мотив деревца имеет в верхушке семилистник. Рисунок верхушки среднего мотива, который вписан в сердцевину, является мотивом пятилистника. Нижнее деревце, растущее верхушкой вниз, имеет трилистник. Очевидно, эти мотивы определяют трихономическое деление Вселенной на небо (место обитания богов), средний мир, населенный людьми (айыы), и подземный демонический мир, где живет большая часть демонов (абааьы). Таким образом, данная композиция орнамента четко показывает воображаемый мир предков – космическое пространство в разных измерениях: вертикали соответствуют верхушки, стволы и корни деревьев, а горизонтальным направлениям – ветвистые линии, отходящие от сердцевины орнамента.

Ил.5

Ил. 5. Спорткомплекс «Модун», г. Якутск

 

Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов тесно связаны с Матушкой-Природой. Поэтому цвета отражают природную палитру – цвета земли, неба, растений, солнца и снега. В основном все здания с якутским колоритом решены в теплой земляной гамме. Черный, темно-серый, коричневый – цвета земли, олицетворяли Землю-душу (Буор кут). Красный цвет издревле был связан с религией, это цвет крови, силы жизни, связи с матерью, поэтому он олицетворял Мать-душу (Ийэ кут), оберегал ее.

Таким образом, в якутской архитектуре воплощены идеи жизненной силы, плодородия и счастья. В знаковой символике зданий закодировано благополучие и выражена космографическая структура Вселенной, отражающая мифологические представления якутов о строении мира и миропорядка. Древние традиции, даже переломленные временем, живы в народе, как и всегда будет жива память о предках, об их мужественной борьбе с суровой природой, их вере в свои силы, в победу добра над злом.

На основе анализа современных построек Якутска также можно сделать вывод о том, что национальный колорит в понимании современных архитекторов выступает прежде всего как элемент внешнего облика здания, его оформления и декора. Внутренняя организация пространства древних традиционных жилищ со временем утратила свое значение, уступив место современным планировочным решениям общественных зданий.

На наш взгляд, внедрение в современную жизнь народных представлений, связанных с постройками, и их популяризация имеют огромное значение как для сохранения этнической культурной модели, так и для разработки современных требований к возведению традиционных архитектурных построек.

 

 

Библиографический список

 

1. Данилова Н.К. Выбор места жительства народа саха // Традиционная культура: научный альманах. − М., 2009. − № 2 (34). − С. 56–65.

2. Данилова Н.К. Жилище в системе традиционного мировосприятия народа саха // Филология и человек. − 2008. − № 4. – С. 42–51.

3. Неустроев Б.Ф. Саха ойуута-бичигэ. Узоры и орнаменты саха: альбом / Мандар Уус. – Якутск: Бичик, 2007. – 288 с., ил.

4. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Деревянное зодчество Якутии. – Якутск, 1983. – 123 с.

5. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – 2-е изд., – М., 1993. – 736 с.

6. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1978. – Вып. 10.

 

 

TRADITIONS AND CONTINUITY IN THE MODERN ARCHITECTURE OF YAKUTSK

 

Aleksandrova A.D., M.A. Student

Grekov N.I., Candidate of Architecture, Professor

Siberian Federal University, Krasnoyarsk

 

Abstract. The article is devoted to description of historical forms and traditional methods of construction of Yakut dwellings, which are reflected in the modern architecture of Yakutsk city. The revealed features show that the Yakut architecture reflects the mythological view of the Yakuts on the structure of the world and the world order, and helps to preserve and multiply the national identity of the architecture of the region, to support the "national style" of the architecture of Yakutia. The article presents examples of public buildings in Yakutsk, where the combination of traditional and modern forms is vividly represented.

Keywords: The organization of the historical Yakut dwelling, traditional Yakut symbolism, modern Yakut architecture, the uniqueness of Yakut architecture.