Номер
Раздел
УДК 004:72

МЕДИААРХИТЕКТУРА

 

Кукушкин А.Е., магистрант

Государственный университет по землеустройству, Москва

 

Ильвицкая С.В., доктор архитектуры, профессор

Государственный университет по землеустройству, Москва

 

Аннотация: В статье рассматриваются медиапространства и медиаархитектура, которая несет как семиотическое, так и информационное значение. Под информативностью в данном случае подразумевается некая обратная связь, выражающаяся в виде связи между архитектурной формой и окружающим ее пространством. Информационный обмен стал не только необходимым условием развития общества, но и основным фактором, его обеспечивающим.

 

Ключевые слова: архитектура и медиапространства, интерактивная архитектура, принципы, концепция, операционная система, динамическое пространство, модульность, функциональное зонирование.

 

   При решении задач по обеспечению эффективного функционирования информационных систем и сетей, формирующих информационную среду, неизбежно возникает необходимость создания архитектурных объектов, им отвечающих. В этой ситуации особую актуальность приобретают исследования в области архитектурного формирования объектов, обеспечивающих информатизацию общества и адаптацию человека в информационной среде [4].

   Однако специфика проблематики данного исследования заставляет задуматься, является ли медиаархитектура новым витком в развитии современной архитектуры и влечет за собой изменения как в конструкциях, так и в композиционном решении здания, или использование медиатехнологий в архитектуре не оказывает влияния собственно на саму архитектуру. Включение визуальных коммуникаций в застройку и интерьеры как функционально-ориентированных информационных систем способствует формированию коммуникативной архитектурно-пространственной среды с максимальной открытостью и динамичностью всех объектов учебного, социального, делового и жилого профилей [2]. В архитектурном контексте медиатехнологии могут использоваться, чтобы вызывать взаимодействие как между людьми, так и между людьми и их пространством, таким образом, можно рассматривать архитектуру в качестве целой «операционной системы», в пределах которой люди создают свои собственные программы для пространственного взаимодействия. Сейчас создаются системы, которые, учитывая потребности человека, позволяют изменять цвет, текстуру, формат и прозрачность стен, предлагают циклический процесс «разговора» со средой, дают понять, что архитекторы больше не имеют приоритета в определении границ человеческих перемещений и желаний. Архитектурный проект, как хореография ощущений, может обеспечить метапрограммы, в пределах которых люди создают свои собственные варианты игры [3].

   На основании специфики проектирования медиаархитектуры как комплексного объекта можно определить основные технические и композиционные принципы проектирования данных элементов: стилизация, функциональное зонирование, оптимальность, сценарность, модульность, комплексность.

   Композиционные принципы проектирования визуальных коммуникаций:

  • принцип «ансамблевости»;

  • принцип «идентификации»;

  • принцип «сценарности»;

  • принцип«стилизации». Технические принципы проектирования визуальных коммуникаций включают:

  • принцип «оптимальности» – регулирует количество, типы и порядок распределения информационных носителей в пространстве, исходя из расчетных показателей пешеходного потока;

  • принцип «взаимозаменяемости» – дает возможность модульного и блочного строения материальных компонентов информационных систем для быстрой трансформации и замены элементов;

  • принцип «мобильности» – определяет динамичное размещение оборудования визуальных коммуникаций, быстрого включения дополнительной информации и удобство обслуживания.

   Информационный подход в архитектуре и взаимосвязь двух пространств -–архитектурного и информационного – актуальны в современном проектировании. Сама архитектура объекта, его геометрическая форма и структура организации становятся носителями и трансляторами информации о происходивших метаморфозах, что может иметь особую актуальность при работе с исторической средой. К примеру, искусственное освещение, отопительные и вентиляционные системы, информационные стенды, даже голограммы. По сравнению со зданием, в котором они находятся, эти системы высокоэффективны, они выполняют определенную функцию, направленную на удовлетворение потребностей человека [4].

   Множество таких компонентов созданы для взятия информации из окружающей среды, такой как температура, уровень освещения, скорость ветра или шум. Некоторые компоненты способны принимать простые послания от человека. Они ощущают наше присутствие по излучаемому человеком теплу или движению. Человек может, в принципе, не вступать с ними в контакт, лишь изредка используя выключатели. В современном обществе невозможно себе представить пространство, которое не удовлетворяет потребности человека в информационном и технологическом контексте.

   Данная тема освещена в диссертации на тему «Архитектура медиацентров» (автор – архитектор Д.В. Кулиш), в которой анализируется контекст проектирования медиацентров как нового типа зданий и их размещение в городской застройке. Аналогичная тема, а именно «Архитектура как инфопространство» исследуется в работе архитектора Т.А. Серебренниковой.

  В настоящее время мировое архитектурное сообщество реализовало множество проектов рассматриваемого направления. Такие архитекторы и студии, как мастерская Захи Хадид, Тойо Ито, Архитектурная мастерская UNStudio, занимаются проектированием зданий и сооружений, в архитектуру которых изначально, на стадии проектирования, были интегрированы медиатехнологии, а не добавлены впоследствии.

  Таким образом, подводя итог, отметим, что информационные и интегральные принципы формообразования заложены в основу формирования медиаархитектуры как единого объекта. Самоорганизация пространства или его обновление за счет вариативных решений динамичных модульных систем, непрерывного и интерактивного проектирования является устойчивой тенденцией современной архитектуры.

   Использование машин и технологий всегда отражалось в строительстве. В здание просачивается все больше технических и электронных систем, и это, безусловно, влияет на наше восприятие архитектуры, а также на саму архитектуру. В настоящее время уже существует достаточное количество примеров медиаархитектуры. Так как человечество идет по пути технологического и информационного совершенствования, то в будущем количество прецедентов с использованием медиатехнологий будет только расти. Именно поэтому необходимо создать определенные принципы, в соответствии с которыми медиаархитектура не превратится в очередную платформу для рекламы.

   Также современный подход к созданию медиаархитектуры отвечает общемировым трендам в области энергосбережения, что дает возможность внедрять инженерные решения, позволяющие потреблять минимальное количество электроэнергии, сокращать уровень выброса углекислого газа, способствуя формированию максимально комфортного информационного городского пространства [1].

 

Библиографический список

 

  1. Ильвицкая С.В. Концепция устойчивого развития в научно-исследовательских работах магистрантов и аспирантов // Материалы международной научно-методической конференции «Инновации в архитектурном образовании» в рамках 23 Международного смотра-конкурса ВКР по архитектуре и дизайну в г. Баку, 2014 г.

  2. Тамке М. Новые технологии и рождение формы [Электронный ресурс]. URL: http://labna.taba.ru/blog/f/article/557_Martin_Tamke_Novye_tehnologii_i_rozhdenie_formy.html Интерфейс  [Электронный ресурс] /  Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/Интерфейс  

  3. Пучков М.В. Архитектура в эпоху информационных технологий: монография. Екатеринбург: Архитектон, 2006. 117 с., ил.

  4. URL: http://archvuz.ru/2011_22/11Серебренникова Татьяна Андреевна.

 

MEDIA-ARCHITECTURE

 

Kukushkin A.E., MA Student

State University of Land Use Management, Moscow

 

Ilvitskaya S.V., Doctor of Architecture, Professor

State University of Land Use Management, Moscow

 

Abstract: In article media of space and media architecture which bears both semiotics, and information value are considered. Informational content in this case is meant as the certain feedback which is expressed as communication between an architectural form and the space surrounding her. Information exchange became not only a necessary condition of development of society, but also the major factor providing him.

Keywords: Architecture and media spaces, interactive architecture, principles, concept, operating system, dynamic space, modularity, the functional zoning.