Номер
Раздел
УДК 72:76.01

АРХИТЕКТУРНЫЕ ФАНТАЗИИ В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ АРХИТЕКТУРНЫХ ВИЗУАЛИЗАЦИЙ

 

Иванов А.О., доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: Статья посвящена анализу международных творческих конкурсов архитектурных визуализаций и номинации «Архитектурная фантазия» в них.

 

Ключевые слова: архитектурные фантазии, конкурсы архитектурных визуализаций.

 

   Важнейшие изменения, отличающие современную архитектурную деятельность от практики прошлого, произошли под влиянием цифровой революции – повсеместного перехода от аналоговых к цифровым технологиям обработки и передачи информации.

  Современное архитектурное проектирование невозможно без ArchiCAD, AutoCAD и других компьютерных программ, используемых для создания детализированных виртуальных моделей зданий с возможностью их представления как в виде ортогональных чертежей, так и перспективных изображений. Применяются программы, предназначенные для создания и редактирования трехмерной графики и анимации (3D MAX, Maya, Cinema 4D), программы для художественной обработки двухмерных растровых или векторных изображений (AdobePhotoshop, CorelDraw, AdobeIllustrator и др.). Сочетание этих программ позволяет достаточно быстро и с фотографической точностью визуализировать любую, в том числе самую фантастическую архитектурную идею. А значительное число пользователей программ и легкость публикации в информационном пространстве делает визуализацию необычной и порой невозможной архитектуры рядовым явлением.

   Убедительность и художественные достоинства демонстрационных перспективных изображений архитектурных объектов являются важным ресурсом в конкуренции архитектурных, строительных, девелоперских фирм. Это требует постоянного совершенствования качества таких изображений, использования новых программных продуктов, более мощного оборудования, появляются не только отдельные узкие специалисты, архитектурные иллюстраторы при архитектурных бюро, как в XIXXX вв., а специализированные фирмы с разделением труда, работающие на аутсорсинге, – архитектурная визуализация становится отдельной унифицированной производственной отраслью и самостоятельной областью творчества.

   Понимание художественной ценности и особенности архитектурных иллюстраций проявилось в возникновении профессиональных ассоциаций специалистов (ASAI, Американское общество архитектурных иллюстраторов, США [1]; SAI, Общество архитектурных иллюстраторов, Великобритания; JARA, Японская ассоциация архитектурных визуализаторов; NYSR, Нью-Йоркское общество визуализаторов и др.) и проведении творческих конкурсов в этой области, в том числе и в номинации «Фантазия».

   Конкурсы архитектурных визуализаций могут быть посвящены поиску яркого художественного образа в рамках одной узкой темы. Например, конкурс «ProjectSoane» (2016) был связан с утраченным в ХХ в. в результате реконструкции шедевром сэра Дж. Соуна – комплексом Банка Англии (1818–1827). Участники конкурса, которым давался доступ к выполненной по чертежам детальной цифровой (Revit) модели здания, воссоздавали в виде изображения и анимации архитектурный образ с учетом особенностей организации внутреннего верхнего света, характера лондонской погоды и исторического контекста [2]. Как правило, такие конкурсы организуются при спонсорском участии производителей программного обеспечения (в случае «ProjectSoane» это прежде всего AutodeskRevit и NVIDIA) и имеют целью, помимо художественных задач, продвижение и испытание своего продукта.

   Примером такого конкурса с тематикой архитектурных фантазий был международный конкурс «Пространство Искусства: Архитектура и Пейзаж», организованный в 2008 г. компанией NVIDIA и CGSociety (Сообщество цифровых художников). Занявшая первое место работа «Комплекс в Центре Вселенной» (С. Марек, Польша) представляет собой выполненное с использованием программ 3D-моделирования изображение с высоты птичьего полета высотного комплекса с террасным парком на крыше, украшенного фонтанами и огромными скульптурами. Яркое солнце и бирюзовые воды тропического моря, где среди островов расположен комплекс, дополняют образ идеализированного техногенного будущего. Ряд работ – «Большая деревня 2108» (Э. Бартон, Великобритания, 3-я премия), «Посадка на Санта-Монику» (А. Новак-Земплински, США, поощрительная премия) – также изображают высотную архитектуру фантастических технологий в гармонии с природой. Образность остальных премированных работ, включая «Великий Буян», «Блуждающий город» (2-я премия и поощрительная премии, С. Скачков, Россия), выполненных преимущественно в графических редакторах, ближе к гротескной архитектуре компьютерных игр [3].

   Более представительно отражают творческие процессы в области архитектурной иллюстрации регулярные конкурсы, двумя самыми известными из которых являются ежегодные конкурсы, проводимые в США.

   Конкурс членов Американского сообщества архитектурных иллюстраторов «Архитектура в перспективе» (AIP) проводится с 1986 г. и имеет три номинации: две для профессионалов (визуализации несуществующих объектов от демонстрационных изображений архитектурных проектов до свободных фантазий; изображения существующих объектов) и одну для студентов (эскизы и презентации проектов, фантазии) – все в ручной или цифровой графике; также за лучшую работу, при наличии единогласного мнения жюри, присуждается Премия имени Х. Феррисса [4].

    Конкурс изображений имени Кена Робертса (KRob) проводится с 1973 г. и имеет четыре номинации для студентов и для профессионалов: цифровые или смешанные средства архитектурной презентации, коммуникации средствами ручной графики, ручная графика в оригинале и лучшие путевые зарисовки [5].

   Для лучших работ этих конкурсов, отбираемых для итоговых выставок, характерны высокая изобразительная культура и разнообразие используемых графических техник. Преимущественно это изображения существующих либо визуализация запроектированных объектов. Среди 288 работ конкурса 32 AIP (2017 г.) к архитектурным фантазиям можно отнести 10 очень различных произведений, среди которых ироничная метафора С. Чобана, в свободной эскизной манере, на фоне московского пейзажа изображающая разрез общественного здания в виде гигантской головы коммунистического вождя, что напоминает «говорящую» архитектуру XVIII в.; «Убежище утраченных воспоминаний» известного американского архитектора и иллюстратора Г. Горски, где сочетание использования цифровой и ручной графики создает достоверный и художественный образ подземной колоннады, омываемой потоком; дистопии Д. Аллейна, «Vedutaidealizzata» Д. Стейкмана – изображение руин конструктивистского здания в подражание Пиранези и др. Как правило, архитектурные фантазии, отмеченные премиями на таких конкурсах, не единичные произведения, а часть графической серии, разрабатываемой иногда в течение ряда лет, как, например, творчество архитектурных иллюстраторов Г. Горски, Д. Аллейна, отмеченных в разные годы главным призом – Премией имени Х. Феррисса.

   В России существует не один конкурс архитектурных визуализаций, прежде всего в различных форматах цифровых технологий. Так, с 2011 г. в Санкт-Петербурге организован DA!Fest, ежегодный конкурс архитектурной визуализации в направлениях статика (изображение), анимация и видео. Конкурс проводится в трех категориях: коммерческая (на заказ), творческая и учебная (студенческая), что указывает на осознание принадлежности архитектурной визуализации к области искусств [6]. Именно художественные качества отличают лучшие работы, как, например, отмеченную Гран-при 2016 г. анимацию «TheOldNewWorld» – фантазию на тему архитектуры 30-х гг. прошлого века.

   Особое место занимает открытый международный конкурс АрхиГрафика. Конкурс проводится с 2013 г. архитектурным сайтом Archplatforma.ru при участии Фонда архитектурного рисунка Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing и посвящен рукотворному рисунку как особому виду архитектурной графики. «К участию приглашаются архитекторы и художники архитектуры, профессионалы и ученики творческих студий и вузов» в трех номинациях: рисунок с натуры, архитектурная фантазия, рисунок к проекту. Номинация «Архитектурная фантазия» включает «выполненные от руки на нецифровых носителях рисунки вымышленных архитектурных пространств и сооружений, а также композиции, отражающие процесс формирования индивидуального авторского языка, поиска выразительных средств вне работы над конкретным проектом» [7]. В прошедших четырех конкурсах в этой номинации после отбора модераторами ежегодно участвовало около 150 работ, сильно отличающихся по размерам и технике исполнения, степени детализации, стилистической направленности от убедительных пространств городов будущего до полуабстрактных формальных композиций. Главным критерием, определяющим победителя, становились яркость и самобытность архитектурного образа, созданного органичными ему средствами ручной графики. Можно отметить, что ряд авторов участвует в номинации не один год, делая тему архитектурной фантазии важной составляющей своего творчества.

   Этот далеко неполный перечень конкурсов архитектурных визуализаций в различных видах графики позволяет отметить, что архитектурные фантазии как самостоятельные произведения искусства являются важной темой для многих авторов и важны для общего развития архитектурной визуализации как области творчества.

 

Библиографический список

 

1. Американское общество архитектурных иллюстраторов, ASAI [Электронный ресурс]. URL: https://www.asai.org/

2. Проект Соун [Электронный ресурс]. URL: http://projectsoane.com

3. NVIDIA и CGSociety объявляют победителей конкурса цифрового искусства NVArt «Архитектура и пейзаж» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nvidia.ru/object/io_1209549976732.html

4. Архитектура в Перспективе [Электронный ресурс]. URL: http://www.archplatforma.ru/index.php?act=1&nwid=4136

5. Ежегодный конкурс изображений памяти Кена Робертса [Электронный ресурс]. URL: https://krobarch.com/

6. Правила конкурса архитектурной визуализации DA!Fest [Электронный ресурс]. URL: http://dafest.ru/festival/regulations/

7. Конкурс архитектурного рисунка АрхиГрафика 2016–2017 [Электронный ресурс]. URL: http://competitions.archplatforma.ru/tpages.php?pg=3

 

ARCTETURAL FANTASIES IN CREATIVE ARCHITECTURAL DELINATION COMPETITIONS

 

Ivanov A.O., Docent

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract: The article is devotedto the analysis of international creative competitions of architectural visualizations and the nomination "Architectural fantasy" in them.

Keywords: architectural fantasies, competitions of architectural visualizations.