Номер
Раздел
УДК 711

О РОЛИ СОУЧАСТВУЮЩЕГО АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОТКРЫТЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ ГРАЖДАН – КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АРХИТЕКТУРЫ

 

Глушакова Е.С., магистрант

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Багрова Н.В., доктор культурологии, профессор

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

 

Аннотация: Обосновывается необходимость участия населения в процессе проектирования открытых рекреационных общественных пространств с целью создания городской среды, отвечающей современным трендам развития градостроительства и потребностям граждан. Рассмотрены направления институциональных преобразований в России по формированию комфортной городской среды, в том числе в контексте гражданского участия в данном процессе.

 

Ключевые слова: партисипация (гражданское участие), соучаствующее архитектурное проектирование, открытое рекреационное общественное пространство, городская среда, общественное пространство, институциональные преобразования.

 

    В настоящее время наблюдается процесс изменения парадигмы социального мышления, в основе которой – человек как основная причина и ценностная мера всех перемен, происходящих в обществе. Архитектурное проектирование не является исключением, поскольку осуществляется для человека, а его результаты направлены на удовлетворение комплекса индивидуальных и общественных потребностей. О смене парадигмы социального мышления свидетельствуют прежде всего институциональные изменения, которые становятся неотъемлемой частью жизни социума. В их числе – проведение публичных слушаний, посвященных обсуждению градостроительных планов, воркшопы, разошедшиеся от столичных городов к периферии и направленные на решение архитектурных проблем и др.

   Архитектурное проектирование наполняется принципиально новым содержанием, во главе угла которого – человек. Главная цель архитектурного проектирования, согласно новой парадигме, – создание общественных пространств, ориентированных на всестороннее удовлетворение потребностей каждого человека – согласно пирамиде Маслоу – от низших к высшим, и в конечном итоге – потребностей сообщества, проживающего на определенной территории.

   Партисипативное проектирование (от англ. participate – принимать участие, разделять, соучаствовать) за счет предоставления архитектору значительной информационной и эмпирической базы обеспечивает взгляд на проектируемый объект с позиции конечного потребителя общественного пространства – горожанина.

   Вовлечение граждан в процесс проектирования городской среды, в том числе открытых рекреационных общественных пространств, имеет существенное значение для органов государственной власти и местного самоуправления, а также экспертного и научного сообщества при разработке документов системы государственного стратегического планирования. А именно – при разработке концепций, стратегий, программ устойчивого развития городов, при формулировании приоритетных целей и задач по благоустройству городских территорий.

   Адаптация для сибирских городов широко используемого за рубежом механизма партисипации граждан в процессе архитектурного проектирования, на наш взгляд, будет способствовать не только более эффективному распределению и использованию бюджетных средств, но и достижению максимальных социальных и экономических эффектов посредством создания комфортных открытых рекреационных общественных пространств для горожан как конечных потребителей архитектуры.

   Необходимость применения партисипации в практике архитектурного проектирования открытых рекреационных общественных пространств в нашей стране обусловлена современными трендами развития и теми изменениями, которые закономерно происходят в России в условиях формирования системы публичного управления социально-экономическим развитием территорий, становления правового государства и гражданского общества.

   При переходе к рыночным отношениям Россия провозгласила себя социально ориентированным государством, высшей ценностью в котором конституционно признан человек, его права и свободы. Однако качество и уровень жизни российских граждан по сравнению с населением стран, демонстрирующих высокий уровень социально-экономического развития, требует корректировки.

   Позиция России в международных рейтингах, проводимых независимыми организациями, например такими как World Bank (для оценки используется индекс WGI – World Governance Indicators [1], характеризующий эффективность деятельности правительств), Transparency International [2] (рассчитывается Corruption Index – индекс восприятия коррупции) и другими, сохраняется на достаточно низком уровне. Именно поэтому Президент и Правительство РФ уделяют пристальное внимание обеспечению прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, вовлечению в процессы управления делами государства всех заинтересованных сторон, в первую очередь – представителей гражданского общества.

   В 2013 г. Россия присоединилась к инициативе «Партнерство в области открытого правительства» (Open Government Partnership), идея создания которого была выдвинута на конференции в Вашингтоне в январе 2011 г. В сентябре 2011 г. на Генеральной Ассамблее ООН восемь государств объявили о подписании Декларации об открытом государственном управлении (Open Government Declaration), а еще 38 стран выразили намерение присоединиться к инициативе.

  Открытое правительство (англ. Open Government) – это система принципов, механизмов и инструментов организации государственного управления. Деятельность открытого правительства базируется на принципах:

  • прозрачности (transparency);

  • подотчетности (accountability);

  • технологичности и инновационности (technology and innovation);

  • гражданского участия (citizen participation).

   Подчеркнем, что принцип гражданского участия в формировании городской среды, в частности открытых рекреационных общественных пространств, является ключевым, поскольку позволяет обеспечить согласование интересов заинтересованных сторон – власти, бизнеса и гражданского общества.

   Существенным шагом в реализации принципов открытого государственного управления стало принятие на саммите Группы восьми (G8) Хартии открытых данных, в которой предусматривается публичное представление информации государственными органами в Интернете [3].

   Обеспечение в России подотчетности деятельности правительства и властных структур гражданскому обществу демонстрируют такие институциональные преобразования, как опубликование на официальных сайтах органов власти федерального и субфедерального уровня, а также органов местного самоуправления докладов о результатах и основных направлениях деятельности [см., например: 4–6]; формирование бюджетов для граждан с целью повышения прозрачности движения общественных финансовых потоков [7]; реализация концепций электронного правительства [8] и электронного бюджета [9]; создание на официальных сайтах органов власти разделов «электронная приемная» и «обращения граждан»; принятие на муниципальном уровне нормативных правовых актов «О публичных слушаниях» [10] в целях привлечения граждан к процессу обсуждения значимых вопросов социально-экономического развития территорий и на этой основе принятия решений, учитывающих интересы всех заинтересованных сторон, в первую очередь – гражданского общества. Все эти институциональные изменения объективно формируют предпосылки для развития и адаптации соучаствующего архитектурного проектирования в российском правовом поле.

   Протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 ноября 2016 г. №10 утвержден Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», реализация которого предусмотрена на период с 17 ноября 2016 г. по 10 февраля 2021 г.

   Основная цель приоритетного проекта – создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории РФ путем реализации ежегодно комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству в субъектах РФ, реализации к 2020 г. 400 комплексных проектов по благоустройству и обучения 2000 специалистов.

  Результатами проекта обозначено принятие (актуализация действующих) муниципальными образованиями на территории РФ новых современных правил благоустройства, соответствующих федеральным методическим рекомендациям, реализация комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству, формирование федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству, разработка и внедрение системы оценки качества городской среды с обязательным участием граждан, экспертов, в результате применения которой будет обеспечена возможность формирования индекса качества городской среды согласно утвержденным Паспортом проекта основным параметрам, а также подготовка специалистов, обладающих современными компетенциями по вопросам создания комфортной городской среды.

   В вышеуказанном документе также предусматривается формирование государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ по благоустройству с учетом мнения граждан; развитие территориального общественного самоуправления; реализация механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами, финансовое участие граждан и организаций в реализации указанных мероприятий, разработка инструментов общественного контроля за реализацией мероприятий и др.

   Первоочередные мероприятия в рамках реализации государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ включают в себя 5 обязательных и 5 альтернативных мероприятий (выбираемых по усмотрению субъекта РФ).

  К обязательным мероприятиям из комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству, в частности, относятся благоустройство прилегающих к жилым домам территорий, в том числе дворов, объектов городской среды (различных объектов инфраструктуры комфорта – парков, скверов, набережных, центральных улиц), уборка свалок, создание «зон гостеприимства» и др.

   К альтернативным, в свою очередь, могут быть отнесены создание инструментов общественного контроля реализации проектов по благоустройству, поощрение проектов по благоустройству, инициированных гражданами, создание инструментов софинансирования проектов благоустройства гражданами (принятие соответствующих актов в муниципалитетах), создание инфраструктуры спорта и отдыха (определяется по усмотрению региона), формирование культурной ценности (идентичности) города, создание пешеходной инфраструктуры, благоустройство пустырей и заброшенных зон в черте муниципалитета.

  Утверждение Паспорта предопределило необходимость разработки и принятия целого ряда регулирующих документов, посвященных вопросам качества городской среды.

  Так, Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 №169 были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией государственных программ субфедерального уровня и муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе общественных территорий (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) и дворовых территорий. Полномочия по предоставлению указанных субсидий, согласно Постановлению, возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России).

   Месяц спустя Минстроем России было подготовлено письмо от 21.03.2017 №9023-АЧ/04 об отдельных вопросах по разработке проектной документации и проведению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в рамках реализации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Необходимость проверки достоверности проектно-сметной документации связана с источниками финансового обеспечения приоритетного проекта. Согласно Паспорту на его реализацию предусмотрено два источника финансирования: средства федерального бюджета (20000 млн руб.) и средства консолидированных бюджетов субъектов РФ (30000 млн руб.).

   В апреле 2017 г. Приказом Минстроя России (от 06.04.2017 №691/пр) утверждены методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018–2022 годы.

   Очевидно, что принятие указанных документов свидетельствует о развитии общественного сознания, служит предпосылкой социальных изменений в области архитектурного проектирования и подтверждает основную идею данной статьи о том, что российское общество испытывает острую потребность в социальных и правовых переменах в области архитектурного проектирования открытых рекреационных общественных пространств.

   Вместе с тем хотелось бы отметить, что в указанных выше документах ничего не сказано о необходимости принятия во внимание лучших практик других стран мира при формировании комфортной среды конкретных городов, например, таких как Ванкувер (Канада), Куритиба (Бразилия), Копенгаген (Дания) и др.

   Партисипация подразумевает не что иное, как участие граждан в принятии решений по самым различным вопросам, находящимся в компетенции органов власти и местного самоуправления. Данное участие возможно при сформированном гражданском обществе, важные признаки которого – широкое развитие самоорганизации, местного самоуправления, наличие некоммерческих, объединенных общими интересами социальных групп, социальных (партнерских) кругов, гражданских организаций, а также всеобщая информированность в условиях реализации права человека на информацию.

   Для обеспечения партисипации необходимо создание и функционирование соответствующих институтов, инструментов и механизмов, регулирующих правоотношения, связанные с вовлечением граждан в процессы принятия ключевых решений по наиболее значимым вопросам территориального развития, в том числе формирования рекреационных общественных пространств.

   За рубежом к партисипации пришли естественным путем. В первой четверти XIХ – начале XX в. гражданское общество из идеи, теоретической конструкции посредством буржуазных революций трансформируется в особую сферу реальности, приобретая тем самым онтологический статус.

   Гегель считал гражданское общество особым этапом всемирной истории. Сущностью развития общества, по Гегелю, является становление свободы. Свобода достигается через торжество нравственности, а «нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания». Согласно Гегелю, гражданское общество базируется на трех столпах: 1) системе потребностей (как одного индивида, так и всех граждан), удовлетворение которых происходит посредством и в процессе труда; 2) правосудии, гарантирующем свободу и защиту собственности; 3) полиции, следящей за тем, чтобы благо отдельной личности рассматривалось и осуществлялось как право [11, c. 239].

   В России идеи партисипации не развивались вследствие особенностей общественно-политического строя, а также ментальных ограничений, выступающих сдерживающим фактором позитивных изменений в экономическом и социальном развитии государства. В царский, как и в советский период, в условиях централизации власти в нашей стране отсутствовали развитые органы местного самоуправления, ориентация на права и свободы индивида, на защиту его собственности.

   Справедливости ради отметим, что проблески идеи «соборности» прослеживаются в трудах славянофилов, Л.Н. Толстого, концепциях «анархического коммунизма» и «взаимопомощи» П.А. Кропоткина. Однако они не были тогда восприняты на государственном уровне и институционально не закрепились [12].

   В современном гражданском обществе идея партисипации базируется на культурном плюрализме, предполагает согласование мнений, ценностей, концепций, объединение усилий различных социальных движений и опирается на сознательный и свободный выбор человеком, социальной группой или общностью, с которыми он себя отождествляет, тех ценностей, которым он будет предан [13, с. 59].

   Партисипация лежит в основе соучаствующего архитектурного проектирования, что проявляется в непосредственном участии граждан в данном процессе.

  Проблематика обеспечения участия граждан в формировании среды проживания отчетливо прослеживается в работах ученых начиная с середины XX в. С появлением практики вовлечения «непрофессионалов» в создание архитектурной среды стало возможным проводить исследования, сочетающие в себе описание и анализ методов и результатов соучастия граждан в архитектурном проектировании. К такого рода исследованиям можно отнести труды К. Александера, Н. Вейтса, Ч. Невитта, Г. Саноффа, Н. Хабракена, Р. Хакни, Н. Хамди [14–19]. Исключительно правовые аспекты взаимодействия власти и общества в процессе управления городом рассмотрены А. Лефевом, Д. Харви и другими авторами, а их конструктивная критика содержится в работах М. Персела [20–22].

   Исследования Ш. Арнштейна, Р. Грац, П. Давидоффа, Дж. Джейкобс, Дж. Тернера, затрагивающие правовые аспекты и практику взаимодействия власти, общества и архитектора в процессе создания архитектурной среды, содержат большое количество эмпирического материала для разработки принципов соучаствующего архитектурного проектирования [23–27].

   В России с 70–80-х гг. XX в. партисипация в контексте архитектурного проектирования получила свое развитие благодаря исследованиям В.Л. Глазычева, М.М. Егорова, Т.В. Ильиной, Л.Б. Когана [28–30].

   В книге В.Л. Глазычева, М.М. Егорова, Т.В. Ильиной «Городская среда. Технология развития» [28, с. 28–33] технологиям соучастия уделяется особое внимание. Авторы классифицируют горожан по уровню их социальной сопричастности, вовлеченности в общегородские процессы и социальные группы, созданные ими, а также предлагают соответствующие стратегии как для самих граждан, так и для экспертных групп, ориентированные на выстраивание оптимального взаимодействия заинтересованных сторон в целях решения проблем городской среды.

   Отечественные исследователи неоднократно касались вопросов участия общественности в принятии решений по формированию городской среды и результатов этого участия. Проводился анализ опыта соучаствующего архитектурного проектирования, эффективности применяемых инструментов и результатов влияния общественности. Данной проблематике посвящены труды Е.А. Терентьева, Т.В. Гудзь, Е.С. Мельцовой, М.И. Захаровой, Е.В. Ещиной и др. [31–33].

   Критику современного состояния партисипации в контексте архитектурного проектирования дает Е. Чернова, отмечая, что инструменты партисипации пока в России развиты достаточно слабо и практически не работают.

   Социологический аспект соучаствующего архитектурного проектирования раскрыт в работах М.Б. Вильковского и К.В. Кияненко [34–35].

  Очевидно, что проблемы соучаствующего архитектурного проектирования являются междисциплинарными, находятся на пересечении различных областей знаний и включают в себя теорию и методологию градостроительного проектирования, специальные разделы социальной философии, культурологии, социологии, социальной психологии, психологии личности, эргономики, публичного управления. Как справедливо замечает К.В. Кияненко, отдельные фрагменты социального знания, активно используемые архитекторами, создаются и анализируются представителями ряда смежных дисциплин – философами, социологами, историками, психологами, демографами, статистиками, экономистами и др. Их работы отличает глубина и научная строгость анализа, но методы, подходы и критерии оценки подчиняются требованиям и традициям соответствующих отраслей знания. Таким образом, констатируя значительное внимание научного сообщества к архитектурному знанию в целом, наличие весомого багажа теоретических социально-архитектурных исследований, необходимо признать, что багаж этот не систематизирован, лишь отчасти изучен, а в определенной мере и не востребован [35, с. 6–7]. Позитивной представляется точка зрения, представленная в работах Э. Умберто, Л.С. Азаренкова [36; 37], в которых отражен консьюмеристский взгляд на архитектуру и обсуждается роль потребителя, что, безусловно, служит развитию идей партисипации в архитектурном проектировании общественных пространств.

   Обобщение результатов исследований ученых позволяет констатировать наличие семантических разрывов между архитектурным проектированием и социологическим аспектом архитектуры. Это подтверждает прежде всего разрыв между архитектурой и человеком как ее потребителем и возвращает нас к необходимости развития и адаптации партисипации в контексте соучаствующего архитектурного проектирования.

   Соучаствующее архитектурное проектирование, по нашему глубокому убеждению, прежде всего необходимо рассматривать применительно к открытым рекреационным общественным пространствам. Такое сужение проблемного поля объективно связано со все возрастающей ролью открытых рекреационных общественных пространств в формировании комфортной городской среды и обеспечении качества жизни граждан.

   Общественные пространства сегодня являются «визитной карточкой», «лицом», крупных городов. Как центры социально-экономического развития, они притягивают интеллектуальные ресурсы, имеют наиболее высокую инвестиционную привлекательность, что сказывается на повышении требований к качеству городской среды, в которую в первую очередь входят рекреационные общественные пространства. Именно от качества общественных пространств во многом зависит качество жизни населения города [38].

   Качественная городская среда подразумевает обеспеченность территории социальной и инженерной инфраструктурой, многофункциональность и пространственную соразмерность застройки, транспортную связанность территорий, доступность рабочих мест, экологическую безопасность и энергоэффективность, полноценную среду для общения, труда и проведения досуга, безопасную и комфортную среду для детей и подростков, доступную среду для лиц с ограниченными возможностями. Не менее важна для обеспечения качества жизни горожан городская эстетика и визуальная привлекательность архитектурной среды [39].

   Одна из наиболее остро стоящих проблем современных городов, определяющая низкое качество городской среды в целом и общественных пространств в частности, – отсутствие непрерывных пешеходных и велосипедных связей между отдельными территориями. Многие страны мира с высоким уровнем социального и экономического развития уделяют пристальное внимание созданию возможностей для безопасного велосипедного и пешеходного движения. Дания в этом вопросе является хрестоматийным примером.

   Чем выше качество пространства – тем больше жизни в городе, – утверждает и доказывает свою мысль на примере Копенгагена известный датский архитектор Ян Гейл.

   После долгих лет сокращения пешеходных зон Копенгаген стал первым городом Европы, который в начале 1960-х гг. начал снижать автомобильное движение и количество парковок в городском центре. Центральная улица Копенгагена – Стрегет стала пешеходной. Скептики высказывали опасения: будет ли проект успешным в северном городе? Результат превзошел все ожидания. Количество пешеходов увеличилось на 35% только за первый год. Ходить пешком стало комфортно – на улицах возросло количество людей. С той поры в Копенгагене еще целый ряд улиц был приспособлен для пешего передвижения и общественной жизни, а парковки в центре города постепенно превратились в площади, где люди могли проводить свое свободное время [40, с.13].

   С 1962 по 2005 г. площадь общественных пространств в Копенгагене выросла примерно в семь раз – приблизительно с 15 000 до 100 000 кв. м. Исследователи из Архитектурной школы при Королевской академии изящных искусств Дании изучали рост активности городской жизни в данный отрезок времени. Проведенные в 1968, 1986, 1995 и 2005 гг. всесторонние исследования выявили: создание условий для пеших прогулок и времяпрепровождения в общественных пространствах привело к новой модели поведения – множество людей теперь гуляет, ходит пешком и проводит время в городе [40, с.13].

   Сети качественных велосипедных дорог сегодня являются безопасной и эффективной альтернативой транспортной системе. Так, согласно оценкам экспертов, в Копенгагене в 2008 г. 37% работников добирались на работу и домой на велосипедах. Формирование велосипедной культуры – значимый результат многолетней работы, проводимой в Копенгагене. Использование велосипеда стало важной частью повседневной жизни самых различных слоев населения и групп общества благодаря усилиям властей города по созданию комфортных условий для велодвижения [40, с. 10–11].

   Таким образом, чем выше качество городской среды, чем в большей степени пространство доступно для комфортного использования, тем выше и разнообразнее социальная активность населения в городе.

   Принципы и подходы к формированию общественных пространств в структуре городов подробно обсуждаются российскими учеными. Исследователями В.А. Колясниковым, Е.Г. Панчиной, В.А. Баландиным [41; 42] выявлено непосредственное влияние общественных пространств на качество городской среды. Такие пространства рассматриваются представителями научного сообщества как архитектурные объекты, имеющие огромное влияние на качество городской среды, что характеризует их высокую социальную значимость для городского жителя как конечного потребителя архитектуры. Однако рекреационные общественные пространства не рассматриваются как архитектурный тип, к которому следует применять соучаствующее архитектурное проектирование.

  В трудах российских исследователей практически отсутствуют обоснования необходимости обеспечения участия граждан в процессе архитектурного проектирования общественных пространств. Не предложены инструменты, обеспечивающие повышение степени партисипации граждан в процессе архитектурного проектирования рекреационных общественных пространств в целях обеспечения их развития в контексте наиболее полного удовлетворения потребностей каждого конкретного индивида и сообществ, проживающих на определенной территории. Очевидно, что проблема адаптации партисипации в процессе архитектурного проектирования открытых рекреационных общественных пространств в рамках правового поля Российской Федерации и муниципальных образований (в первую очередь городских округов, к которым относится и Новосибирск), остается открытой и требует решения.

   Разработка механизмов, методов и инструментов, ориентированных на повышение степени гражданского участия в формировании комфортной среды проживания, в которой рекреационные общественные пространства играют одну из наиболее значимых ролей, позволит обеспечить формирование городской среды, способствующей всестороннему и гармоничному развитию личности за счет удовлетворения комплекса потребностей граждан и повышения качества их жизни.

 

Библиографический список

 

  1. World Governance Indicators [Электронный ресурс]. URL: http://info.worldbank.org/governance/wgi/#home (дата обращения: 26.03.2017).

  2. Transparency International. Official site [Электронный ресурс]. URL: http://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2016#table (дата обращения: 19.02.2017).

  3. Открытые данные России [Электронный ресурс]. URL: http://data.gov.ru/hartiya-otkrytyh-dannyh-gruppy-vosmi (дата обращения: 20.02.2017).

  4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/ru/ (дата обращения: 25.03.2017).

  5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России на 2016–2018 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 25.03.2017).

  6. Доклад о результатах работы Федерального казначейства в 2014 г. и основных направлениях деятельности на 2015–2018 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.roskazna.ru/dokumenty/dokumenty/raznoe/639117/ (дата обращения: 26.03.2017).

  7. Синкина А.А., Фадейкина Н.В. О бюджете для граждан и модернизации бюджетного процесса на основе принципов прозрачности и открытости. Новосибирск: САФБД, 2016. 443 с.

  8. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №632-р (в ред. от 10 марта 2009 г.).

  9. Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»: Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. №1275-р.

  10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Фед. закон РФ от 6 окт. 2003 г. №131-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2016 г.).

  11. Сагатовский В.Н. Гражданское общество в философии Гегеля и Маркса // Человек. Государство. Глобализация: сб. филос. ст. / под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Филос. об-во, 2005. Вып. 3. C. 238–259.

  12. Кропоткин П.А. Анархия: Сборник / сост. и предисл. Р.К. Баландина М.: Айрис-пресс, 2002. 576 с.

  13. Правоторова А.А. Социально-культурные основы архитектурного проектирования. СПб.: Лань, 2012. 288 с.

  14. Chermaeff S., Alexander C. Community and Privacy. Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, 1963.

  15. Wates N., Knevitt C. Community Architecture: How People are Creating Their Own Environment. London: Penguin, 1987. 216 p.

  16. Санноф Г. Соучаствующее проектирование. Вологда: Проектная группа 8, 2015. 170 с.

  17. Habraken N.J. Supports: An Alternative to Mass Housing. London: Architectural Press, 1972. 97 p.

  18. Hackney R. and Sweet F. The Good, the Bad and the Ugly. Cities in Crisis. London: Frederick Muller, 1990.

  19. Hamdi N. Housing without Houses: Participation. Flexibility. Enablement. New York: Van Nostrand Reinhold, 1991. 251 p.

  20. Лефевр А. Производство пространства / пер. с франц. Стаф И. М.: Strelka Press, 2015. 432 с.

  21. Harvey D. Rebel Cities: From the Right to the City to the Urban Revolution . Publisher: Verso; 1 edition, 2013. 187 p.

  22. Purcell М., Excavating Lefebvre: The right to the city and its urban politics of the inhabitant. GeoJournal. 2002. 58 (2/3). P. 99–108.

  23. Arnstein Sherry R. A Ladder of Citizen Participation. JAIP. 1969. No. 4, July. Vol. 35. P. 216–224

  24. Грац Р. Город в Америке: жители и власти. Общество развития родной культуры, 2008. 416 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.glazychev.ru/books/translations/Gratz/Gratz_the_Living_city.pdf (дата обращения: 10.04.2016).

  25. Davidoff P., Davidoff L., Gold N.N. Suburban Action: Advocate Planning For An Open Society. Journal of the American Institute of Planners, 1970. 36 (1). P. 12–21.

  26. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ.  М.: Новое изд-во, 2011. 460 c.

  27. Turner J.F.C. Housing by people: Towards Autonomy in Building Environments (Ideas in Progress). Marion Boyars, 1976. 162 p.

  28. Глазычев В.Л., Егоров М.М., Ильина Т.В. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. М.: Изд-во «Ладья», 1995. 240 с.

  29. Коган Л.Б. Проблемы урбанизации. Город и культура. М.: Информкультура, 1981. 31 с.

  30. Коган Л.Б. Социально-культурные функции города и пространственная среда. М.: Стройиздат, 1982. 177 с.

  31. Терентьев Е.А. Топонимический активизм и «право на город»: социологические заметки // Вестник ТГУ. 2015. №1. С. 194–202.

  32. Гудзь Т.В., Мельцова Е.С., Захарова М.И. Публичные слушания как инструмент участия жителей в принятии решений на примере обсуждения проектов внесения изменений в генеральный план города Перми // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2014. №1(13). С. 129–147.

  33. Ещина Е.В. Социально-демократические методы соучастия в градорегулирующей деятельности архитектора (на примере города Пензы): дис. … канд. архитектуры. Самара, 2004. 165 с.

  34. Вильковский М. Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», 2010. 592 с.

  35. Кияненко К.В. Архитектура и социальное моделирование жилища: автореф. дис. … д-ра архитектуры. М., 2005. 50 с.

  36. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Изд-во «Симпозиум», 2006. 530 с.

  37. Азаренков Л.С. К проблеме потребителя в архитектуре // Архитектон: известия вузов. 2005. №10 [Электронный ресурс]. URL: http://archvuz.ru/2005_2/45 (дата обращения: 08.04.2017).

  38. Пузанов А.С. Город с человеческим лицом: доклад. Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/177669815.html (дата обращения: 27.07.2016).

  39. Об утверждении Методики оценки качества городской среды проживания: Приказ М-ва регион. развития РФ от 9 сент. 2013 г. №371.

  40. Гейл Я. Города для людей. М.: КРОСТ-Концерн, 2012. 263 с.

  41. Колясников В.А., Мацкова М.В. Принципы проектирования общественных пространств в генеральных планах городов России // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. 2014. №3. С. 18–22.

  42. Панчина Е.Г., Баландин В.А. Формирование общественных пространств как составляющая часть мероприятий по улучшению качеств городской среды. Стратегия устойчивого развития регионов России. 2016. №31. С. 146–150.

 

THE ROLE OF PUBLIC PARTICIPATION IN ARCHITECTURAL DESIGN IN CASE OF PLANNING OUTDOOR RECREATION PUBLIC SPACES FOR CITIZEN – END-USERS ARCHITECTURE

 

Glushakova E.S., MA Student

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Bagrova N.V., Doctor of Culturologist Sciеnce, Professor

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

 

Abstract: Substantiated is the necessity of participation of the population in the process of open recreational public spaces designing with the aim of creating an urban environment that meets the current trends in urban development and the needs of citizens. Considered are the directions of institutional reforms in Russia aimed at creating a comfortable urban environment, including in the context of civil participation in this process.

Keywords: participation (civic participation), participating architectural design, open recreational public space, urban environment, public space, institutional transformations.